Использование технологии «Бусограда» М.И.Родиной в коррекции речевых нарушений в совместной деятельности с детьми в музыкальной деятельности.
статья по музыке (старшая группа) на тему
Всвязи с тем, что я работаю с коррекционными группами, мне показалась иинтересной и полной нераскрытых возможностей техника "Бусоград" М.И. Родиной. Не является сектретом то, что движение, речь и музыка очень тесно связаны. Еще в большей мере это можно отнести к связи мелкой моторики и развитию речи. Я работаю с внедрением этой технологии в совместную деятельность с детьми уже второй год и стала замечать ощутимые положительные результаты, которые изложенны в этой статье. Мною составлен также примерный тематический план с учетом технологии "Бусограда", который я хочу предложить вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii.docx | 30.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование технологии «Бусограда» М.И.Родиной в коррекции речевых нарушений в совместной деятельности с детьми в музыкальной деятельности.
«В бусах есть что-то магическое…»
Анна Иосифовна Буренина
- Значение техники «Бусоград» для ребенка.
Бусы… Как много мы о них знаем, как мало мы о них знаем! Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это и полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал. При работе с бучами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М.И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусограда», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».
Практику использование методики «Бусограда» в нашем саду я начала с коррекционных групп. Дети охотно работают с этим материалом, через довольно непродолжительное время осваивают основные приемы и, затем их фантазию бывает трудно унять. Очень интересно проходят с ними игры в асооциации «На что это похоже?», когда в фигуре, получившейся от свободного упавших бус, дети пытаются угадать животное или предмет. Разумеется здесь на помощь им приходит весь их детский опыт. Интересен вариант этой игры, когда ребенок отгадывает, что пытался изобразить его сосед. В процессе уже одной этой игры обогащается словарь ребенка.
Многие дети с речевыми нарушениями испытывают дискомфорт в отношениях со сверстниками. И здесь тоже приходят на помощь наши старые знакомые – бусы. Ведь невозможно, не общаясь построить общий дом, или сказочную полянку, или же украсить новогоднюю елку (см. «Бусоград»).
Еще мне хочется отметить, что «Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности так называемым детям с СДВГ. Могу это подтвердить, т.к. в процессе работы с этой техникой в у детей с СДВГ отмечается значительное улучшение: дети стали более спокойны, собраны, они становятся гораздо внимательнее.
И, конечно же нельзя не отметить релаксирующий эффект от занятий с бусами. Здесь еще одним неоценимым помощником является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Мною замечено, что в процессе работы с бусами многие дети с проблемами спастического состояния верхних конечностей (контрактур) гораздо легче и быстрее преодолевают эти сложности. В результате – пластичная, выразительная рука, так необходимая нам в музыкально-ритмическом движении.
Работая с техникой «Бусоград» Майи Ивановны Родиной мне сегодня хочется остановиться конкретно на коррекции речевых нарушений.
- Этапы работы с техникой «Бусоград» в речевом развитии.
I этап. Подготовительный.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения), работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Шкатулочка», «Маятник», «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора», «Испеки пирожное»
II этап. Конструктивный.
Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями . Привязываем упражнения к лексическим темам.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Улитка», «Кочка», «Горочка, гора», «Тарелка, лодочка, квадрат», «Тучка», «Птичка», «Цветок», «Снежинка» и т. п.
Начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т.д.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИ: «Парусник», «Домик» и т.п.
III этап. Творческий.
Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление и обыгрывание звуков (желательно применять и цветовое обозначение, соответствующее гласным и твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей).
А также совместное придумывание с детьми стихов на заданный звук.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ: «Волшебный дворец» , «Пряничный городок», «На лесной полянке», «Морское царство» «Рисуем звуки» и т.п.
Приложение . Примерное тематическое планирование с учетом техники «Бусоград» в старшей логопедической группе «Радуга».
Месяц | Лексическая тема | Содержание работы | Предварительная работа | Музыкальный и дидактический материал. |
Сентябрь | Знакомство детей с техникой «Бусоград». Подготовительный этап работы. Привить интерес к работе с бусами. | Рассказ о сказочном городе «Бусограде» | Д/У с бусами : «Шкатулка», «Большая гора», «Маленькая горка», «На что это похоже?» Любая музыка на релаксацию. | |
Октябрь | Музыкальные инструменты | Используя бусы, строим простые фигуры: круг-бубен, треуг-к-треуг-к, прямоугольник – металлофон и т.д. | Знакомство с разными группами муз.инструм-тов, игра на некоторых из них, стихи, загадки о муз.инструментах | Д/У с бусами: «Как играет твой инструмент?», «Наш оркестр», «Лесенка» Муз.игры: «Оркестр», «Кто скорей ударит в бубен?» |
Ноябрь | Перелетные птицы | При помощи бус выкладываем более сложные фигуры, отражающие последовательно события в сказке, рассказанной педагогом: снег, птица, клин, море, остров, цветы. Расширяем понятийный словарь ребенка. | Знакомство с перелетными птицами. Лото «Перелетные и зимующие птицы». Загадки о птицах. | Распевки о птицах («Улетают птицы вдаль…», «Снегири») Коллаж из бус по сказке: «Путешествие в теплые края» (совместная деятельность) Д/И «Кто остается?» Викторина: «Кто лишний?» |
Декабрь | Зима. Признаки зимы. | Дети учатся передавать фантазийные образы, навеянные зимними наблюдениями: снежинка, сугробы, морозные узоры, снеговик. | Чтение стихов о зиме., беседа о признаках зимы. Наблюдения на улице. Рисование морозных узоров в процессе изобразительной деятельности. Лепка снеговиков. | Пальчиковые игры : «Как на горке снег», «Снежок». Распевка: «Выпал снег» Песня «Снежинки» муз. О.Хромушина Коллаж из бус «Зимняя сказка» |
Январь | Рождество. Русские народные праздники | Дети с помощью бус создают и украшают свои елки. В процессе работы к бусам добавляются дополнения – формочки. Дети учатся придавать фигуре объем с помощью ее наполнения. | Рассказ о традициях русского народа, его праздниках, предшествующих современному Новому году. Детям предлагается составить фантазийный рассказ на тему: «Если бы я жил в это время» | Рождественские песенки, колядки. Коллаж из бус «Моя рождественская елка» Д/И с бусами «Отгадай, что это?» (как элемент святочного гадания) |
Февраль | Транспорт. Виды транспорта. | Детям дается задание на ориентацию в пространстве. Сначала мы учимся по отдельности изображать с помощью бус: колесо, кабину, кузов. Затем детям предоставляется возможность самим сконструировать свою машину. | Усвоить деление транспорта на грузовой и пассажирский, морской, речной, сухопутный, воздушный объяснить принцип движения машины. Стихи, загадки о транспорте. Иллюстративный материал на тему «Транспорт». Наблюдение за транспортом на улице. | Музыкально-ритмическое движение «Самолетик» («Ку-Ко-Ша» вып.2) Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд» муз. Старокадомского Д/И с бусами: «Лодка», «Парусник» Коллаж из бус на тему «Машины будущего» Д/И: Наш транспорт» Д/И с бусами: «Нагрузи машину» |
Март | Посуда. Продукты питания. | С помощью бус и формочек дети изготовляют «пирожные», украшают их подручным материалом (бусины, резиночки, шарики, бантики). Делаем из бус тарелки (круг, квадрат) и украшаем их внутри узорами) | Чтение стихов К.Чуковского «Федорино горе». Наблюдение и участие в накрывании стола. Беседы о посуде. Опыты со стеклом (фарфором). Роспись тарелок гжелью. | Песня «Гжель» муз. В Темнова. Пальчиковая игра «Чайничек с крышечкой» Д/И с бусами «Распиши тарелку», Коллаж из бус (совместная работа): «Магазин пирожных» |
Апрель | Насекомые. | Дети делают сложную фигуру «Бабочка», затем украшают ее крылья, заполняя пространство внутри узорами. Задание на свободное творчество. | Беседа о многообразии насекомых и их отличительных признаках. Стихи, загадки о насекомых. Разглядывание коллекций насекомых. Чтение сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха». | Слушание: «Лесной бал» муз.Агабабова, «Бабочка» муз.Э.Грига. Музыкально-ритмическая гимнастика «Золотило солнышко лес» Танцевальная импровизация с платками: «Бабочки на полянке» Коллаж с бусами: «Вальс бабочек» |
Май | Цветы. Садовые и полевые. | Дети делают сложные 8-ми лепестковые, двойные цветы, сами выбирают подходящие цветовые сочетания. В процессе работы добавляем к цветку стебель и листок. | Беседа о многообразии флоры. Деление цветов на садовые и полевые. Стихи, загадки о цветах. Рассматривание иллюстративного материала по теме «Цветы» Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» | Песня «Мальчик-замарашка» муз. И.Калашниковой. Слушание музыки: «Вальс цветов» муз. П.Чайковского Музыкально-ритмическое упражнение «Волшебный цветок» с газовыми шарфами. Коллаж из бус «На нашей весенней полянке» (совместная работа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование метода Су Джок терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого ранне...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Использование метода Су-Джок-терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Сегодня мы хоти познакомить вас с методом Су-Джок-терапии. Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой ...
Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они станов...
Использование компьютерных и интерактивных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ, интерактивных игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей кон...
Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"
Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекц...
Использование БОС как одного из средств коррекции речевых нарушений.
Использование БОС как одного из средств коррекции речевых нарушений....