Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
статья по логопедии на тему
Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, эмоционального, психического и речевого развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_noyabr_2017_-_2_.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, эмоционального, психического и речевого развития ребёнка. К таким новым инновационным технологиям относятся:
Компьютерные технологии в логопедии Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютерные технологии. В своей работе мы используем интерактивные игры развивающего интернет – портала «Мерсибо». Авторы указывают, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ. В компьютерной технологии «Мерсибо» представлены упражнения для работы по развитию фонематического слуха, общей и мелкой моторики, связной речи, обучению чтению, автоматизации звуков, тренировки памяти, логики и мышления. Применение компьютеризированных заданий поддерживают желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса. Песочная терапия Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться. Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо. С 2014 года мы начали активно использовать приемы Су -джок терапии. Это массаж специальными шариками Су-джок, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. Цель применения данной технологии- это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи. Дидактический синквейн Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Применение данной технологии помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. К основным правилам составления синквейна относятся следующие: Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею. Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет. Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме. Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово) Пример синквейна по теме «Перелётные птицы. Ласточка»:
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра, в ходе которой у них расширяется и уточняется словарный запас, формируется речемыслительная деятельность, что не мало важно при подготовке дошкольника к успешному обучению в школе. Кинезитерапия С этого учебного года мы начали апробацию новой технологии – кинезитерапия. Кинетическая чувствительность является главной для становления межсенсорных связей: зрительно-двигательных, зрительно-моторных и слухо-моторных, речедвигательных. Простые движения способствуют снятию напряжения не только с рук, но и с губ, снижают умственную усталость. Кисти рук постепенно приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает неловкость движений. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные изменения в организме: совершенствуется и координируется роль нервной системы; синхронизируется работа полушарий головного мозга. В своей работе мы применяем упражнения А.Л. Сиротюк: «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Лягушка», «Зеркальное рисование». 1. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок. 2. «Лягушки» - положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Все вышеперечисленные технологии способствуют повышению качества образования, обучения и воспитания, укреплению и сохранению здоровья воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками
Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Одной из инновационных форм работы по коррекции речи дошкольников является проект «Организация логообразовательной среды для родителей ДОУ»....
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
Логопедическая ритмика в системе работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников
https://cloud.nipkipro.ru/index.php/s/5qZi7PyQzJtKWUN...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
"Использование малых форм русского народного фольклора в коррекции речевых нарушений у дошкольников"
В данном материале приводится краткое описание малых фольклорных форм русского устного творчества, а также их значение в развитии речи дошкольников....
Моторный тренинг как одна из форм эффективных практик в профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Моторный тренинг – игровая форма организации моторного праксиса путем системного воздействия на общую, мелкую и артикуляционную ...