Статья «Музыка в образовательном процессе дошкольного учреждения.» Рекомендации педагогам.
статья по музыке на тему
Воздействие музыки на психо - эмоциональное и физическое здоровье ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыка в образовательном процессе дошкольного учреждения. | 16.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
«Музыка в образовательном процессе дошкольного учреждения.»
Рекомендации педагогам.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Многие учёные (С.П.Боткин, Ф.Маман, И.П.Павлов, И.М.Сеченов, П.В.Хезлинг и др.) доказали, что с помощью музыки можно регулировать психическое состояние, а правильно подобранный музыкальные ритм облегчает стрессовое состояние. Человек живёт в звуковом пространстве, а как сказал древний философ Платон, «звук строит всё пространство Вселенной».
Исследование в области воздействия музыки на человека открыли новые факты. Было выяснено,
Что громкость звука, превышающая 65 дБ, вредно действует на человека: приводит к повреждению и разрушению тонких структур мозга. Для примера: реактивный самолёт на страте выдаёт 95дБ, а на массовых концертах современных направлений музыки (рок, поп, хэви-металл, рейв-техно и др.) громклсть звука зашкаливает за 120 дБ. Профессор М.А.Сапожников ещё в 80-е гг.XXв. выявил, что у современных молодых людей резко возрос порог слышимости. Причина – увлечение громкой музыкой.
Известно, что звуковой спектр состоит из высоких, средних и низких частот. Чрезмерная громкость и ритмы современной музыки (по последним исследованиям в ней часто встречаются ритмы плясок африканских народов) безвозвратно уничтожают хранилища памяти (низкие частоты) и разрушают высшие центры мозга, ответственные за формирование интеллекта ( высокие частоты).Такая музыка замедляет рост, снижает жизнедеятельность и защитные силы любых организмов и даже вызывает их гибель.
В истории немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыка воздействует на сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Именно музыка, с её удивительным свойством регулировать эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, страз, боязнь чего – либо. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией может стать эффективным методом лечения детских неврозов.
Всё это говорит о том, что нам, педагогам-музыкантам, нужно формировать у детей с малых лет необходимость осознанного подхода не только к музыке, которую они слушают, но и звуковой среде окружающего мира в целом.
Практика показывает, что вне музыкальных занятий воспитатели музыкальное развитие дошкольников сводят к слушанию записи музыкальных сказок, эстрадных песен (в основном написанных для взрослых) и выполнению утренней гимнастики под ритмичную современную музыку. Между тем издавна на Руси дети приобщались к пению, находясь рядом со взрослыми на праздниках и в быту. Утеря традиций не только нарушает связь поколений, но и обедняет культуру в целом и музыкальное развитие ребёнка в частности. Чрезвычайно важно, чтобы дети соприкоснулись с музыкальным искусством как можно раньше. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются на всю жизнь, влияют на формирование эстетических чувств и вкусов человека. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В.А.Сухомлинский считал, что если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступень культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.
По его мнению, чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту, и он осознаёт своё достоинство. Вот почему очень важно сохранить связь поколений, передать музыкальный багаж. На русских народных песнях, прибаутках, потешках выросло не одно поколение.
Музыкальный руководитель должен отслеживать, какую музыку дети слушают вне музыкальных занятий. Самый лучший способ – записать на аудиокассеты или диски репертуар, включающий в себя произведения, вошедшие в золотой фонд музыкального наследия (классика для детей, лёгкая классическая музыка). Желательно, чтобы в репертуар входили песни и игры программного содержания.
Говоря о нетрадиционных формах использования музыки вне музыкальных занятий, следует помнить, что музыка не должна звучать постоянно, на протяжении всего дня. Можно использовать методику музыкально- рефлекторного пробуждения детей после дневного сна А чтобы пробуждение не вызывало отрицательных эмоция, необходимо использовать тихую, лёгкую музыку десятиминутная композиция должна быть постоянной, чтобы у детей выработался своеобразный рефлекс. Через 1,5 -2 мес. Музыкальная композиция может быть заменена на другую.
Повышение работоспособности детей напрямую зависит от музыки, которую они слушают. Агрессивная музыка способствует излишнему возбуждению, дошкольники становятся неуправляемыми, поэтому так важно, чтобы их окружала гармоничная музыка. По утрам, с моменот приёма в детский сад, необходимо включать записи классических и современных произведений с мажорным, «солнечным» звучанием. В этом случае музыка будет служить терапевтическим средством, корректировать психофизическое состояние детей.
Произведения в стиле рок, поп, металл и др. не должны звучать в детском саду. Их воздействие на детский организм обладает разрушающей силой. Исследования зарубежных учёных показала, что музыка В.А.Моцарта и его современников наиболее гармонична и сильнее воздействует на человека. Она активизирует творческие процессы, развивает навыки интуитивного мышления, улучшает настроение, вербальное эмоциональное и пространственное восприятие, совершенствует память и способность к концентрации. Под её влиянием дети развиваются быстрее, лучше учатся, становятся более спокойными, а взрослые проявляю чудеса изобретательности и исцеляются от болезней. Исходя из этого, рекомендуется использовать произведения Моцарта для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Проект«Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения». ...
Применение мультимедийной наглядности в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Для дошкольных работников...
Интеграция в широком понимании смысла этого слова в образовательном процессе дошкольного учреждения. Взгляд психолога.
Презентация опыта работы в рамках методического объединения педагогов "Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по освоению образовательной области "По...
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....
Статья «Музыка в образовательном процессе дошкольного учреждения.» Рекомендации педагогам.
Воздействие музыки на психо - эмоциональное и физическое здоровье ребёнка....
Статья «Музыка в образовательном процессе дошкольного учреждения.» Рекомендации педагогам.
Воздействие музыки на психо - эмоциональное и физическое здоровье ребёнка....
Консультация для педагогов "Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения в соответствие с ФГОС ДО"
Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это комплекс медицинских, психологических и педагогических мер, направленных не только на защиту детей, но и на формирование у них ценностног...