Проект «Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
методическая разработка на тему
Проект
«Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Разработчик: Елена Викторовна Макух музыкальный руководитель Муниципального автономного дошкольного образовательго учреждения «Детский сад № 252»г. Барнаула, Алтайского края
Актуальность:
В 2009 г. «Детский сад № 252» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Патриоты России» за проект «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром родного края». Выбор темы не был случайным. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается с привития любви к малой родине, с ознакомления с культурным наследием, искусством предков, с современным миром родного края, в котором он живёт, воспитания на том, что жизненно близко и понятно.
Культура и искусство населения Алтайского края имеют свои особенности, достойны особого внимания и изучения, интересны для детей и взрослых.
Реализация проекта в дошкольном учреждении требует от педагогов дошкольного учреждения глубоких знаний краеведческого материала, умений использовать краеведческий подход в патриотическом воспитании дошкольников.
Особая роль в ознакомлении детей с культурой и искусством родного края принадлежит музыкальному руководителю.
Цель:
Расширить и систематизировать собственные знания об искусстве Алтая, теории, методики и передовой педагогической практики по ознакомлению детей с искусством родного края.
Задачи:
- Повысить собственный культурный уровень посредством посещения центров культуры;
- Изучить литературу, теоретические материалы, периодические издания по основам проблемы;
- Познакомиться с передовой педагогической практикой по ознакомлению дошкольников с искусством;
- Выйти на уровень сотрудничества с Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, Краевым колледжем культуры г. Барнаула, ДМШ № 5 г.Барнаула;
- Разработать и внедрить в практику перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с искусством родного края
Гипотеза:
Работа педагога над повышением своего культурного и профессионального уровня в области краеведения, сотрудничество с учреждениями культуры, использование на практике передовых педагогических технологий будет способствовать патриотическому воспитанию дошкольников.
Стратегия развития:
- Посетить Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая;
- Посетить Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им. В.Я.Шишкова для ознакомления с творчеством алтайских поэтов и композиторов;
- Ознакомиться с материалами семейной газеты «Это мой мир» (Краевое литературно-художественное издание);
- Просмотреть фильм «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»;
- Изучить программу Е.В.Затеевой «Малыш в мире искусств родного края»;
- Изучить раздел «Основные задачи развития художественного эстетической деятельности» программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости»;
- Посетить занятия клуба «Русь»;
- Познакомиться с опытом работы педагогов г.Барнаула: Л.З. Антроповой (муз.рук-ль, МДОУ «Детский сад № 221), Л.М.Автушенко (ПДО по ИЗО, МДОУ «Детский сад №218»);
- Выйти на уровень сотрудничества с М.Н.Сигарёвой - руководителем фольклорного ансамбля Алтайского краевого колледжа культуры «Стрела», Л.В.Прокофьевой - этно-педагогом Алтайского краевого колледжа культуры, педагогами ДМШ № 5 г.Барнаула;
- Разработать совместно с этно-педагогом Л.В.Прокофьевой перспективный план по ознакомлению дошкольников с детским музыкальным фольклором;
- Разработать совместно с педагогами дошкольного учреждения комплексные, интегрированные занятия, музыкально-литературные досуги по ознакомлению детей с искусством родного края.
Предполагаемые результаты:
- Повысится собственный культурный и профессиональный (теоретический и практический) уровень развития;
- Произойдёт расширение кругозора педагогов дошкольного учреждения;
- Пополнится методическая и дидактическая база дошкольного учреждения;
- Внедрение системы работы по ознакомлению дошкольников с искусством родного края приведёт к целостности педагогического процесса.
Список литературы:
- Братов Б. Синегорье: сборник стихов и песен. - Барнаул: РИА «Графикс», 2003.
- Затеева Е.В. «Малыш в мире искусства родного края», - Барнаул: АКИПКРО, 2010.-124с.
- Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости»: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности/ Перм.гос.пед.ун-т – Пермь.2005 – 448с.
- Овсянникова Н.А.. Как во нашем дому.- Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск», 2006.-160с.
- Першин Ю.М.. Разнотравье: стихи. – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2001.
- Родионов А. Красная книга ремёсел. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1990.
- Стариков М.Ф. Моё беспокойство. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1978.
- Стариков М.Ф.Помню только хорошее: Сб. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1988.
- Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
- Творчество композиторов Алтая. – Барнаул: центр народ.тв-ва и досуга ком-та по культуре адм.Алт.края, 1992.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Алтайский краевой институт повышения
квалификации работников образования.
Проект
«Искусство родного края в образовательном процессе дошкольного учреждения».
Разработчик: музыкальный руководитель
Муниципального автономного
дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 252»
г. Барнаула, Алтайского края,
Елена Викторовна Макух.
г.Барнаул 2010
Актуальность:
В 2009 г. «Детский сад № 252» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Патриоты России» за проект «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром родного края». Выбор темы не был случайным. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается с привития любви к малой родине, с ознакомления с культурным наследием, искусством предков, с современным миром родного края, в котором он живёт, воспитания на том, что жизненно близко и понятно.
Культура и искусство населения Алтайского края имеют свои особенности, достойны особого внимания и изучения, интересны для детей и взрослых.
Реализация проекта в дошкольном учреждении требует от педагогов дошкольного учреждения глубоких знаний краеведческого материала, умений использовать краеведческий подход в патриотическом воспитании дошкольников.
Особая роль в ознакомлении детей с культурой и искусством родного края принадлежит музыкальному руководителю.
Цель:
Расширить и систематизировать собственные знания об искусстве Алтая, теории, методики и передовой педагогической практики по ознакомлению детей с искусством родного края.
Задачи:
Повысить собственный культурный уровень посредством посещения центров культуры;
Изучить литературу, теоретические материалы, периодические издания по основам проблемы;
Познакомиться с передовой педагогической практикой по ознакомлению дошкольников с искусством;
Выйти на уровень сотрудничества с Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, Краевым колледжем культуры г. Барнаула, ДМШ № 5 г.Барнаула;
Разработать и внедрить в практику перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с искусством родного края.
Гипотеза:
Работа педагога над повышением своего культурного и профессионального уровня в области краеведения, сотрудничество с учреждениями культуры, использование на практике передовых педагогических технологий будет способствовать патриотическому воспитанию дошкольников.
Стратегия развития:
Посетить Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая;
Посетить Алтайскую краевую универсальную научную библиотеку им. В.Я.Шишкова для ознакомления с творчеством алтайских поэтов и композиторов;
Ознакомиться с материалами семейной газеты «Это мой мир» (Краевое литературно-художественное издание);
Просмотреть фильм «Художественные промыслы и ремёсла Алтайского края»;
Изучить программу Е.В.Затеевой «Малыш в мире искусств родного края»;
Изучить раздел «Основные задачи развития художественного эстетической деятельности» программы Н.М.Крыловой «Детский сад – Дом радости»;
Посетить занятия клуба «Русь»;
Познакомиться с опытом работы педагогов г.Барнаула: Л.З. Антроповой (муз.рук-ль, МДОУ «Детский сад № 221), Л.М.Автушенко (ПДО по ИЗО, МДОУ «Детский сад №218»);
Выйти на уровень сотрудничества с М.Н.Сигарёвой - руководителем фольклорного ансамбля Алтайского краевого колледжа культуры «Стрела», Л.В.Прокофьевой - этно-педагогом Алтайского краевого колледжа культуры, педагогами ДМШ № 5 г.Барнаула;
Разработать совместно с этно-педагогом Л.В.Прокофьевой перспективный план по ознакомлению дошкольников с детским музыкальным фольклором;
Разработать совместно с педагогами дошкольного учреждения комплексные, интегрированные занятия, музыкально-литературные досуги по ознакомлению детей с искусством родного края.
Предполагаемые результаты:
Повысится собственный культурный и профессиональный (теоретический и практический) уровень развития;
Произойдёт расширение кругозора педагогов дошкольного учреждения;
Пополнится методическая и дидактическая база дошкольного учреждения;
Внедрение системы работы по ознакомлению дошкольников с искусством родного края приведёт к целостности педагогического процесса.
Список литературы:
Братов Б. Синегорье: сборник стихов и песен. - Барнаул: РИА «Графикс», 2003.
Затеева Е.В. «Малыш в мире искусства родного края», - Барнаул: АКИПКРО, 2010.-124с.
Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости»: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности/ Перм.гос.пед.ун-т – Пермь.2005 – 448с.
Овсянникова Н.А.. Как во нашем дому.- Новосибирск, ООО «Рекламно-издательская фирма Новосибирск», 2006.-160с.
Першин Ю.М.. Разнотравье: стихи. – Барнаул: ГИПП «Алтай», 2001.
Родионов А. Красная книга ремёсел. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1990.
Стариков М.Ф. Моё беспокойство. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1978.
Стариков М.Ф.Помню только хорошее: Сб. – Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1988.
Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
Творчество композиторов Алтая. – Барнаул: центр народ.тв-ва и досуга ком-та по культуре адм.Алт.края, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...