Проект "Мы играем в театр"
проект (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме
В материалах проекта рассказывается о работе с детьми дошкольного возраста по развитию музыкально-художественных способностей посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_igraem_v_teatr_-proekt.docx | 31.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект “Мы играем в театр»
(для детей старших групп)
ГБОУ детский сад № 332
музыкальный руководитель – Артёмова К.В.
воспитатели: Чечёткина О.И., Тимофеева Е.В.
1
С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр, как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят сочувствие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Средства театрального искусства оказывают огромное влияние на дошкольника, развивают его творческие способности. Л.С. Выготский писал: «Необходимо расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности». И ещё, что очень важно: творческий подход к работе с малышами, так как это даёт возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.
2
«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» (Л.С.Выготский).
Важность и необходимость углублённой работы над этой темой обусловили выбор предлагаемого проекта. В работе над проектом по театрализованной деятельности мы руководствовались «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, а также программой «Театр – творчество – дети» - авторы: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, и программой «Арт – фантазия» - Э.Г. Чуриловой. Занимаясь с детьми театром, мы ставили перед собой цель: сделать их жизнь интересней, содержательней, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. А отсюда следующие задачи:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, переживания;
- активизация мышления и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
- последовательное знакомство с различными видами театра;
- поэтапное освоение различных видов творчества;
- совершенствование артистических навыков.
Решению этих задач способствовали театральные занятия. Занятия проводили во второй половине дня. Ожидаемым результатом проекта должно стать расширение творческого потенциала детей и повышение их социальной адаптации.
3
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - Б.М. Теплов.
Содержание театрализованных занятий включало в себя:
- просмотр спектаклей и беседы по ним;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей;
- игры-драматизации;
- разыгрывание сказок, инсценировок;
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.)
Занятия строились в основном по единой схеме:
- создание эмоционального настроения, игра;
- знакомство с основными понятиями и терминологией театрального искусства;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- пальчиковый игротренинг;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
4
- упражнения на развитие детской пластики, мимики, пантомимы;
- игры-драматизации, театральные этюды, сценки;
- игры-превращения, образные упражнения, игра.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Игры в театр – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Процесс театральных занятий представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребёнка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Занятия могут быть построены по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, психическое состояние и настроение детей. Часто я начинаю занятие с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр. Если в первичных задачах приоритетным является научить детей владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнёрами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети не только любят играть, они зачарованно смотрят маленькие
5
спектакли с участием взрослых, всерьёз принимают героев – кукол, вступают с ними в контакт. Вот такие моменты несут мощный эмоциональный заряд.
И чем богаче жизненный опыт ребёнка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человечка к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Материалом для сценического воплощения служат сказки. Мы поставили сказки: «Репка», «Зайкин праздник», «Петрушка и его друзья», «Петрушкин теремок».
Сказка «Петрушкин теремок»
Дети в костюмах входят в зал, рассаживаются лицом к центру зала. Звучит р. х-д «Берёзка» - «Р. н. танцы» - 2.
Звучит «Кадриль» - «Р. н. танцы» - 6. Приплясывая, появляется весёлый Петрушка.
Петрушка.
Эй, ребята, добрый день!
Мне плясать для вас не лень.
Ну-ка, дайте мне ответ,
Вам со мной не скучно?
Дети. Нет!
Петрушка.
6
Так шепните мне на ушко,
Как зовут меня?
Дети. Петрушка!!!
Петрушка (напевая).
Я Петрушка, Петрушка, Петрушка,
Я забавный, весёлый, смешной.
Никакая на свете игрушка
Никогда не сравнится со мной.
Тра-ля-ля, тра-ля-ля, 2 раза
Никогда не сравнится со мной!
Я сегодня хочу рассказать вам сказку. Вот слушайте,
(откашливается, садится на скамью), посадил дед в огороде… колобок… Что? Не так? Ах, забыл, я хотел вам рассказать про теремок. А где же теремок? Как же быть? Что делать? (Почёсывает затылок.) Так, подумаем. Придумал (берёт телефон). Алло, здравствуйте, говорит Петрушка. Здесь собралось много ребят, гостей, и я хочу рассказать им сказку про теремок. Прошу вас пришлите нам срочно теремок. Что? Его надо попросить? Постойте, я возьму бумагу и ручку… Говорите… Я слушаю. Дети, повторяйте за мной.
Терем, терем, покажись,
Покружись, остановись.
К лесу задом, к нам лицом,
И окошком, и крыльцом. (Ускоряя.)
7
Чтобы лесенка вилась,
Чтобы песенка лилась,
Чтобы с песенкою вместе
Наша сказка началась!
Песня – пляска «Балалаечка».
1. Сам я балалаечку смастерил.
Лаком балалаечку я покрыл.
Балалайка нам играй,
Всех танцоров собирай,
Всех танцоров, всех танцоров собирай!
2. Выйдем с балалайками на лужок,
Соберёмся весело все в кружок.
Балалайка, нам играй,
Всех танцоров собирай,
Всех танцоров, всех танцоров собирай! Дети рассаживаются. Занавес открывается.
Петрушка. Ой, какой красивый теремок! Постойте, тут на дверях что-то написано (читает).
Этот терем построили звери,
Звери не простые, лапки золотые.
В терем войдёт лишь тот, кто умеет делать что-нибудь хорошее.
Ого! Интересно. Давайте посмотрим, что же будет дальше.
8
Звучит «Светит месяц»
Бежит по залу Мышка, останавливается в центре.
Мышка. Ой, какой домок – теремок замечательный!
Мышка (поёт).
1. Я маленькая Мышка, я по лесу брожу.
Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
Чтоб был он возле речки и около сосны.
Чтоб в нём топилась печка и жарились блины!
Какой дом огромный! (Стучит.) Пустите меня. Пустите меня!
2. Я маленькая Мышка с ушами и хвостом.
Я вовсе не трусишка и ловкая притом.
На помощь прихожу я, когда совсем не ждут. Пролезу в щель любую… (забирается в дом, выглядывая из окна) Смотрите, я уж тут! Ой, какой здесь беспорядок! (Поднимает стул, стелет скатерть.) Надо в тереме прибрать, а потом уж и плясать. (Подметает пол, вытирает пыль.)
Звучит «Краковяк»
Прыгает Лягушка, удивлённо рассматривает теремок.
Лягушка. Что за чудо теремок, и не низок, не высок?
Лягушка (поёт).
Речка, мошки и трава! Тёплый дождик, ква, ква, ква! Я Лягушка, я Квакушка, посмотрите, какова! Глазам своим не верю. Было болото, и вдруг теремок (читает). Этот терем построили звери. В
9
терем войдёт лишь тот, кто умеет делать что-нибудь хорошее. Ква! Что же умею я делать? А, знаю!
Лягушка (поёт).
Зверю каждому в лесу я водицы принесу.
Я водицы, чтоб напиться, из болотца принесу!
Мышка выходит из теремка, обнимает Лягушку.
Лягушка (поёт).
Буду в терем я воду носить,
Будем с Мышкою тесто месить.
Мышка (поёт).
Мы ватрушки в печи испечём!
Нам с Лягушкой зима нипочём! (Танцуют.)
Под пение Лягушки и Мышки дети, взявшись за руки, на пружинящем шаге обходят зал, меняясь местами.
1 ребенок (мальчик).
Стали Мышка с Лягушкою жить.
Петь, работать, плясать и дружить.
Веселее им стало вдвоём.
С ними спляшем и дружно споём!
Песня – пляска «Пошла млада за водой» - р.н.п.- обр. В. Агафонникова (инсценирование)
1. Пошла млада за водой, коромысел золотой. (Поют все дети.)
10
Эй-эй, люли, коромысел золотой.
2. Коромысел золотой, ведёрки дубовые.
Эй-эй, люли ведёрки дубовые.
3.Брошу вёдра под гору, сама стукнусь об землю. (Поёт Млада.)
Эй-эй, люли, сама стукнусь об землю.
4. Сама стукнусь об землю, рассыплюся яблонькой,
Эй-эй, люли, рассыплюся яблонькой.
5. А кто будет играть, а кто будет плясать? (Поёт девочка.)
Эй-эй, люли, а кто будет плясать?
6. Ваня будет играть, Таня будет плясать. (Поёт Млада.)
Эй-эй, люли, Таня будет плясать!
«Общая пляска» - р.н.м.
Петрушка. В сказку новый зверь идёт,
Звонко в барабан он бьёт!
Шагает Зайка с барабаном.
Зайка. Чудеса! Теремок! Кто в тереме живёт?
Мышка (из окна). Я – Мышка Норушка.
Лягушка. А я Лягушка Квакушка!
Зайка. А я – Заяц – чуткое ушко,
Имя моё Прыг – Скок!
Пустите меня в теремок!
11
Мышка. Зайка, Зайка, ты трусишка?
Зайка. Нет, я смелый!
Лягушка. А что ты умеешь делать?
Зайка. Вот, слушайте! (Барабанит.)
Ту-ту-ру-ру-ту! 3 раза
Играйте, зайчата, летайте, скворчата,
Не бойтесь, лесные ребята - зверята.
Ведь заяц всегда на посту, на посту.
Услышит врага за версту, за версту.
Ту-ту-ру-ру-ту! 2 раза
Серый заяц на посту!
Заяц – барабанщик на посту! (Барабанит.)
Мышка и Лягушка.
Что ж, входи, тебя мы ждём.
Веселее жить втроём! (Угощают Зайку чаем.)
Петрушка. Звери наши осмелели,
И ещё дружней запели.
Отставать от них негоже,
Веселись, народ вельможный!
Хоровод (танцуют все дети)
1. Будем вместе мы печку топить.
12
Будем вместе мы кашу варить.
Испечём, испечём мы блины,
Вот такой
Зайка. Нет, такой ширины (показывает больше).
2. Будет Заяц нам песенки петь,
А мы будем ему подпевать,
А мы будем ему подпевать.
Хорошо в теремке зимовать! (Все разбегаются на свои места.)
Идёт Ёж, громко стучит.
Ёж. Впустите меня! Я тоже люблю блины!
Мышка. А ты кто?
Лягушка. И что ты умеешь делать?
Ёж (поёт).
Я ваш друг – Серый Ёж.
Я на ёлочку похож,
Я ужасно колкий. Да!
У меня на спине,
Как на ёлке и сосне выросли иголки! Да!
Все (разочарованно). Уу-у-у-у….
Но зато с давних пор я ношу с собой топор.
Хвастать я не буду, расколю я дрова, раз и два, раз и два! Это, что за чудеса? Не разбиваются…(Полено не разбивается.)
13
Зайка. Я не знаю скуки, я мастер на все руки.
Давай, топор наточу! (Точит топор.)
Ёж. Ну-ка, попробую. Расколю дрова.
Раз и два, раз и два! (Собирает поленья.) Вот получайте!
Мышка и Лягушка.
Ай, да Ёж! Ай, да Ёж! Как он ловок и хорош! (Все входят в домик.)
Проходи скорей, дружок, съешь румяный пирожок!
Звучит «Пчёлочка». Идёт Лиса с дудочкой.
Лиса.
Ты откуда, дом-домок,
Чудо – терем – теремок? Кто здесь живёт?
Мышка. Я Мышка – Норушка!
Лягушка. Я Лягушка Квакушка!
Зайка. Я заяц – чуткое ушко,
По имени Прыг Скок!
Все. А ты кто?
Лиса. Не узнали вы Лису? Знают все меня в лесу. Пустите меня в теремок!
Все. А что ты умеешь делать?
Лиса. Танцевать, играть на дудочке, загадки загадывать. Вот, смотрите.
«Танец Лисы с дудочкой»
14
Звери. Что ж, входи, тебя мы ждём,
Веселей жить впятером! (Пьют чай.)
Звучит «Краковяк» - идёт Медведь.
Медведь. Ахо-хо! Спал, спал и не выспался (протирает глаза, идивляется). Смотри-ка! Это что такое? Терем какой-то…Неужели, сон снится? (Подходит ближе, дотрагивается до дома.) Нет, самый настоящий терем! (Громко стучит.) Пустите меня!
Все. А ты кто? И что ты умеешь делать?
Медведь (поёт).
Я Медведь, я Медведь, я умею песни петь! Уу-у-у! Уу-у-у!
Звери. Миша, Мишенька, Медведь, не умеет песни петь.
Зря бедняга мается – дверь не открывается.
Медведь (поёт).
Я Медведь с давних пор, замечательный танцор! Топ-топ-топ!
Звери. Перепутал он опять, не умеет танцевать.
Зря Медведь старается – дверь не открывается.
Медведь (поёт).
Что же делать? Ох, постой, есть хороший сухостой, 2 раза
Я найду его в лесу, вам для печки принесу. Вот что! (Несёт ветки.)
Все звери трудятся. Звучит р.н.п.- «Во кузнице»
Петрушка. Вот молодец! Теперь зима и морозы не страшны нашим зверюшкам. Друг другу помогают, никто никого не обижает. А уж петь да плясать начнут, никого равнодушным не оставят.
15
«Общий хоровод»
Уж мы будем, мы будем дружить,
Будем в тереме весело жить,
И работать, и петь, плясать,
И друг другу во всём помогать!!!
«Русская пляска»
Артисты и все дети выходят на поклон. В группе детей ждёт угощение.
Мир сказки с его чудесами и приключениями очень близок ребёнку дошкольного возраста. Каждый ребёнок вкладывает в роль свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения, поэтому наша задача раскрыть его индивидуальность, его творческие способности.
За время работы я накопила некоторый материал по работе с детьми в театрализованной деятельности. Хочу им поделиться.
Скороговорки и короткие стихи (работа над дикцией):
Чтоб лучше разговаривать,
Нам нужно выговаривать
Всё ясно и понятно,
Чтоб было всем приятно!
1. Хорош пирожок, внутри – творожок.
2. Жук жужжит: «Ужасно жарко».
3. Из-под топота копыт пыль по полю летит.
16
4. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
5. У ёлки иголки.
6. На реке паром, над паромом – гром.
7. У реки шуршал камыш, а в норе шуршала мышь.
8. Вы малину мыли? Мыли, но не мылили.
9. Дуня дыню проглотила,
И другую смолотила.
Сидит на лавке
И требует добавки!
10. Если с дерева упала макаронина,
Значит, эта макаронина… воронина.
Проворонила ворона макаронину,
Съела галка макаронину воронину!
11. Попугая покупая,
Не пугайте попугая,
Покупайте попугая,
Попугая не пугая.
12. Была печёнка жареной,
Была девчонка жадиной.
Жевала, жевала, 3 раза
Делиться не желала!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие кружка « Играем в театр» с детьми 6-7 лет. « В гости к Фее Театра»
Сценарий хода занятий по театрализованной деятельности с детьми 6-7 лет...
Неделя игры и игрушки. Мы играем в театр.
"Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознат...
Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр"
Конспект занятия кружка "Театр и дети" в старшей группе: "Играем в театр...
Практикум для воспитателей «ИГРАЕМ В ТЕАТР» «НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»
ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«ИГРАЕМ В ТЕАТР»«НАСТОЛЬНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – СВОИМИ РУКАМИ»...
Примерные речевые обороты в сюжетно-ролевых играх «Цирк», «Театр», «Магазин», «Театр мод» в старшей группе.
В данной методической разработке представлены примерные игровые ситуации и речевые обороты для сюжетно ролевых игр"Мы идем в цирк", "Мы идем в театр", " Театр мод", "...
Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»
Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...
Теневой театр для детей: как правильно играть, чтобы театр не стал игрушкой на один раз?
Полезная рекомендациядля родителей - чем полезен теневой театр, как радует детей эта забава, как удержать интерес детей теневого театра не на один раз...Как можно сделать своими руками теневой театр и...