Программа по хореографии для дошкольников "Танцевальная мозаика"
учебно-методическое пособие по музыке на тему
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Танцевальная мозаика»
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tantsevalnaya_mozaika.doc | 262.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 89
городского округа Тольятти
Программа принята на основании решения педагогического совета МБУ СОШ № 89 г. о. Тольятти Протокол №_____ от «___»_________2014 года | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ СОШ № 89 _____________ Т.С. Бражникова Приказ № ____ «___»_________2014 год |
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Танцевальная мозаика»
для детей старшего дошкольного возраста
Возраст – 4 -7 лет
Срок реализации – 3 года
(количество часов в неделю: 1; в год: 32)
Автор: Копанева С.В., музыкальный руководитель
г. о. Тольятти
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Танец - одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в ребенке. Занятия танцами в определенной мере формируют взгляд ребенка на мир, его реакции на отношения между окружающими людьми, приучают к дисциплине, мысли и чувствованию, формируют нравственные позиции ребенка. Музыка и движения питают эмоциональный мир ребенка, развивают эстетическое восприятие, воображение, координацию движений, произвольность. Танец обладает одновременно развивающей и психотерапевтической силой. Танец - отражение того, что происходит в душе человека, он помогает снять внутреннее напряжение и мышечные зажимы детей.
Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
Возможность выразить свои чувства в танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка.
Работа с детьми по обучению музыкально-ритмическим навыкам показала, что в каждом ребенке заложен огромный эмоциональный, творческий, физический потенциал. Задача хореографа – создать условия для его раскрытия и развития.
Ведь сама Культура танца, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения прививает ребенку особый образ жизни. Это и большое внимание к своему внешнему виду, к поведению и отношениям со сверстниками. Это совсем другой уровень творческого восприятия музыки, танца, собственные реализации в мире взрослых. С раннего возраста малыш приобщается к прекрасному миру, посредством гармоничного движения и красивой музыки.
В основе этой программы лежит обучение музыкально-ритмическим движениям простыми, но вместе с тем разнообразными способами (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.). использование креативных методик (игропластика) и инновационных направлений (пальчиковая гимнастика, самомассаж).
Большое воспитательное значение имеет проведение танцевальных вечеров, показательных выступлений, конкурсов и смотров с применением словесных и наглядно-образных методов.
Новизна программы заключается в том, что обучение хореографии на подготовительном этапе начинается с четырехлетнего возраста с постепенным усложнением содержания, значительно превышающим базовую программу. Программа направлена на совершенствование традиционной практики по хореографическому и музыкально-ритмическому обучению детей дошкольного возраста.
Цель:
выявление, раскрытие и развитие специальных (художественных) способностей каждого воспитанника, развитие личности дошкольника, развитие интереса к искусству танца.
Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 4-7 лет
Хореография - искусство синтетическое. Оно способствует физическому, музыкально-ритмическому, эстетическому и, в целом, психическому развитию детей. Занятия хореографией призваны решать следующие задачи:
- Вызвать у детей интерес к искусству танца. Пробуждать эмоциональный отклик на музыку и танцевальные движения. Помочь каждому ребенку раскрыться эмоционально, ярко передавая танцевальный образ.
- Способствовать укреплению здоровья детей, развивая силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений.
- Развивать у детей активность, инициативу, умение преодолевать трудности.
- Развивать чувство ритма, темпа, исполнительские навыки в танце; художественно-творческие способности.
- Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений и поз.
- Воспитывать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
- Расширять кругозор детей. Развивать все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение
Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 4-5 лет
- Развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание.
- Развивать музыкальную память.развивать ловкость, точность, координацию движений.
- Формировать правильную осанку, красивую походку.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
- Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
- Развивать эмоциональную сферу.
Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 5-6 лет
- Развивать восприятие музыки, музыкальную память; способность чувствовать характер и содержание музыкального произведения.
- Обучать постановке корпуса, ног, рук, головы в процессе изучения движений на середине зала.
- Развивать выворотность в ногах.
- Познакомить с основными терминами и понятиями (формирование знаний о графическом рисунке танца, движении по линии, против линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов).
- Познакомить с элементами партерного комплекса упражнений, танцевальными элементами.
- Разучить некоторые элементы экзерсиса у станка и на середине зала в медленном темпе.
- Формировать пластическую выразительность и танцевальность.
- Научить простейшие танцевальные элементы соединять в танцевальные комбинации, затем в композиции и в танцевальные этюды.
- Познакомить с элементами народно-сценического, основами классического, историко-бытового и бального танцев. Во втором полугодии ввести элементы танца модерн.
- Развивать эмоциональную сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях
Общие задачи хореографического воспитания дошкольников 6-7 лет
- Развивать восприятие музыки, музыкальную память; способность чувствовать характер и содержание музыкального произведения.
- Обучать постановке корпуса, ног, рук, головы в процессе изучения движений на середине зала:
Изучение позиций рук и ног.
Развитие выворотности в ногах.
- Познакомить с основными терминами и понятиями (формирование знаний о графическом рисунке танца, движении по линии, против линии танца, геометрической точности рисунка, роли центра и интервалов).
- Познакомить с элементами партерного комплекса упражнений, танцевальными элементами.
- Разучить некоторые элементы экзерсиса у станка и на середине зала в медленном темпе.
- Формировать пластическую выразительность и танцевальность.
- Научить простейшие танцевальные элементы соединять в танцевальные комбинации, затем в композиции и в танцевальные этюды.
- Познакомить с элементами народно-сценического, основами классического, историко-бытового и бального танцев. Во втором полугодии ввести элементы танца модерн.
- Ознакомить с элементами парного взаимодействия.
- Развивать эмоциональную сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях сферу: эмоционально-образное восприятие, способность выражать эмоции в движениях.
Особенности организации, общая структура занятий:
Количество занятий:
- Средняя группа – в неделю -1, в год - 32;
- Старшая группа - в неделю -1, в год - 32;
- Подготовительная к школе группа - в неделю -1, в год – 32.
Занятия проводятся по подгруппам не менее 15 человек.
Продолжительность занятия:
- Средняя группа - 20 минут;
- Старшая группа - 25 минут;
- Подготовительная к школе группа - 30 минут
Форма организации занятия:
- Вводная часть (мини-беседы; слушание музыки; настроечные эмоциональные упражнения, спокойные музыкально-ритмические игры).
- Основная (содержательная часть).
- Рефлексия.
- Заключительная часть (уборка материала; домашние задания, общение с детьми, консультации для родителей).
Первые несколько занятий посвящаются знакомству педагога с детьми; проведению экспресс - диагностики с целью выявления уровня развития детей, их способностей и возможностей. Для этого подбирается несколько специальных упражнений.
Прогнозируемые результаты работы с детьми 4-5 лет.
Дети должны знать:
- Понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты и т.д.);
- Правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность);
- Понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале).
Дети должны уметь:
- Соблюдать позиции ног (I, II, VI невыворотные позиции);
- Различать музыкальный размер, темп;
- Воспринимать задания и замечания педагога;
- Запоминать последовательность движений в композиции;
- Запоминать последовательность танцевальных движений.
Прогнозируемые результаты работы с детьми 5-6 лет
Дети должны знать:
- Понятия и термины программных движений;
- Правила исполнения движений;
- Понятия о пространстве зала (точки зала - по методике А.Я.Вагановой);
- Правила ориентации в пространстве: построение квадрата, круга, диагонали в зале.
Дети должны уметь:
- Соблюдать позиции ног (I, II, III), направление ног (вперед, в сторону, назад);
- Различать музыкальный размер, темп;
- Ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала);
- Воспринимать задания и замечания педагога;
- Запоминать последовательность танцевальных движений в композиции;
- Различать размер, темп, соблюдать целостность музыкальной фразы;
- Согласовывать одновременно работу всех частей тела - корпуса, ног, рук, головы;
- Распределять и переключать свое внимание между замечаниями педагога с собственными движениями, музыкальным сопровождением.
Прогнозируемые результаты работы с детьми 6-7 лет
Дети должны знать:
- Понятия и термины программных движений;
- Правила исполнения движений;
- Понятия о пространстве зала (точки зала - по методике А.Я.Вагановой);
- Правила ориентации в пространстве: построение квадрата, круга, диагонали в зале.
Дети должны уметь:
- Соблюдать позиции ног (I, II, III), направление ног (вперед, в сторону, назад);
- Соблюдать позиции рук( подготовительная, первая, вторая, третья.)
- Различать музыкальный размер, темп, характер музыкального произведения.
- Ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала);
- Воспринимать задания и замечания педагога;
- Запоминать последовательность танцевальных движений в композиции;
- Различать размер, темп, соблюдать целостность музыкальной фразы;
- Согласовывать одновременно работу всех частей тела - корпуса, ног, рук, головы;
- Распределять и переключать свое внимание между замечаниями педагога с собственными движениями, музыкальным сопровождением.
- Согласованно исполнять движения в паре с партнером.
- Артистично и эмоционально исполнять танцевальные движения.
Экспресс-мониторинг степени освоения детьми 4-7 лет
основ хореографического искусства
Цель мониторинга хореографического развития детей:
- подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом современных требований организации хореографического воспитания.
- внутренняя и внешняя коррекция хореографической деятельности детей, её содержания и отношения к ней дошкольников.
В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении контрольно-учетных занятий проводится мониторинг степени освоения детьми основ хореографии по следующим показателям:
Музыкально - ритмическая координация (старший возраст).
|
Для выявления степени сформированности каждого показателя применяется несколько заданий, игровых упражнений. Используемые музыкальный материал и задания должны соответствовать возрастным особенностям детей и требованиям основной образовательной программы дошкольного образования.
Оценка проявлений детей производится по каждому показателю и осуществляется по 3-бальной системе (высокий уровень - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл). Выявление уровня анатомо-физиологических способностей детей (показатель №7) проводится по усмотрению педагога для отслеживания эффективности работы. Диагностика анатомо-физиологических способностей не подразумевает четкого деления на уровни развития, высокий, средний, низкий, педагог только определяет, справился ребенок с заданием или нет.
Содержание мониторинга степени освоения детьми 4-5 лет
основ хореографического искусства
1.Чувство ритма
Задание:
А. Пройти под музыку (марш 2/4)
Б. Прохлопать простейший ритмический рисунок (2/4)
Критерии:
Высокий уровень: ребенок четко марширует под музыку, точно повторяет режим хлопков, быстро запоминает ритмический рисунок.
Средний уровень: Допускает 1 - 2 незначительные ошибки, ритм воспроизводит не точно.
Низкий уровень: не включается в ритм марша, не может повторить ритм хлопков.
2.Координация движений
Задание:
А. Движение по показу: ножницы (движение по вертикали и горизонтали руками).
Б. Игра «Светофор» (красный - руки вверх, желтый - в сторону, зеленый - присели.)
Критерии:
Высокий уровень: свободно и легко двигается, точно соблюдая правила игры.
Средний уровень: затрудняется двигаться, качество движений снижается, двигается неуверенно, иногда нарушает правила игры. Низкий уровень: не согласует свои движения, не соблюдает правила игры.
З.Артистичность
Задание: Игра «Оживи картинку» (нужно изобразить как двигается сказочный герой, животное, птица предложенной картинки).
Критерии:
Высокий уровень: ребенок с удовольствием включается в игру, точно и ярко передает игровой образ, образно-игровые движения выразительны, естественны, согласуются с изменением характера музыки.
Средний уровень: Ребенок включается в игру, но недостаточно ярко и эмоционально передает игровой образ, движения не всегда согласуются с характером музыки.
Низкий уровень: Ребенок не хочет учувствовать в предложенной игре; если участвует, то не может передать образ, движения не выразительны, не эмоциональны и не соответствуют характеру музыки.
4. Двигательная память
Учимся запомнить танцевальное движение.
Критерии.
Высокий уровень: интерес и яркие эмоции во время движений под музыку, легко запоминает последовательность.
Средний уровень: интерес к движениям под музыку проявляется недостаточно ярко, запоминает при нескольких повторах.
Низкий уровень: не запоминает последовательность движений.
5. Физические данные:
- Выворотносто ног- Упражнение «Лягушка».
- Гибкость - Задание: наклоны туловища вперед, назад, вперед.
- Подъем стопы – «Из положения сидя, достать носочком ноги до пола».
- Прыжок в высоту - Предложить прыгнуть, как можно выше и легче.
Протокол обследования степени освоения детьми 4-5 лет
основ фореографического искусства.
Фамилия имя ребенка | Оценка уровня освоения программы по хореографии | |||||||
Чувство ритма | Координация движений | Артистичность | Двигательная память | Сумма баллов | Уровень | |||
а | б | а | б |
Оценка результатов:
Высокий уровень 18-21 баллов
Средний уровень 17-11 баллов
Низкий уровень менее 11 баллов.
Протокол обследования анатомо-физиологических способностей детей.
Фамилия имя ребенка | Выворотность ног | Подъем стопы | Гибкость тела | Прыжки в высоту |
Содержание мониторинга степени освоения детьми 5-6 лет
основ хореографического искусства.
1. Чувство ритма
Задания:
А) Прохлопать ритмический рисунок без музыкального сопровождения.
Б) Прохлопать ритмический рисунок знакомой мелодии.
Критерии:
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно повторяет ритмический рисунок после показа педагога.
Средний уровень: Ребенок повторяет ритмический рисунок без ошибок, но совместно с педагогом.
Низкий уровень: Ребенок затрудняется или не может повторить ритмический рисунок даже совместно с педагогом.
2. Музыкально-ритмическая координация — умение координировать(согласовывать) движения частей тела во времени и пространстве под музыку для «решения конкретной задачи.
Задания:
А) Пройти под ритмичную музыку (по выбору педагога) координируя при этом движения рук ног и головы. Б) Пройти под музыку меняя движение со сменой характера музыкального произведения (от шага к бегу, от бега к подскоку). В) Умение ориентироваться в пространстве сценической площадки, соблюдать интервалы. Критерии:
Высокий уровень: Самостоятельное исполнение.
Средний уровень: С помощью педагога.
Низкий уровень: Не справляется с заданием.
3 Двигательная память - одна из особенностей координации, зависящая от работы зрительного и вестибюлярного аппарата и других органов.
Задания:
А) Повторить танцевальную комбинацию на основе знакомых движений.
Критерии:
Высокий уровень: Ребенок самостоятельно повторяет движение или комбинацию, после показа педагога.
Средний уровень: Ребенок повторяет с подсказкой педагога.
Низкий уровень: Ребенок не может запомнить движение и исполнить его, даже с подсказками педагога.
4. Артистичность.
Задания:
Игра изобразительного характера, связанная с передачей того или иного образа (животных, птиц, сказочных героев)
Критерии:
Высокий уровень: Ребенок с удовольствием, активно включается в игру, точно и ярко передает игровой образ.
Средний уровень: Ребенок включается в игру, но недостаточно ярко передает игровой образ.
Низкий уровень: Ребенок не хочет участвовать в предложенной игре, если участвует, то не может передать образ.
Протокол обследования степени освоения детьми 5-6 лет
основ хореографического искусства
Фамилия имя ребенка | Оценка уровня освоения программы по хореографии | |||||||
Чувство ритма | Координация движений | Артистичность | Двигательная память | Сумма баллов | Уровень | |||
а | б | а | б |
Оценка результатов:
Высокий уровень 18-21 баллов
Средний уровень 17-11 баллов
Низкий уровень менее 11 баллов.
Протокол обследования анатомо-физиологических способностей детей.
Фамилия имя ребенка | Выворотность ног | Подъем стопы | Гибкость тела | Прыжки в высоту |
Содержание мониторинга степени освоения детьми
6-7 лет основ хореографического искусства
Диагностика проводится по следующим видам движений:
- Ходьба разного характера.
- Бег разного характера.
- Прыжки, подскоки, галоп.
- Танец (трехчастная форма).
- Творческие задания:
а) связанные с образом (кошки- мышки);
б) связанные с настроением (обидели, плакса, весельчак);
1. Чувство ритма - способность ребенка воспринимать чередование звуковых, двигательных элементов.
Высокий уровень - точно воспроизводить в хлопках ритмический рисунок музыки, четко марширует под музыку, умеет ускорять и замедлять темп ходьбы.
Средний уровень - не точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии( в хлопках и притопах), Соответствие движений ритму музыки и его изменениям появляется при активной поддержке педагога. (движения в паре, по показу)
Низкий уровень - не может воспроизвести в хлопках ритмический рисунок, допускает ошибки при совместном выполнении движений с педагогом, не в ритм марша.
2. Музыкально – ритмическая координация – согласованность движений рук и ног в одновременных, поочередных и разнонаправленных движениях во времени и пространстве под музыку.
Высокий уровень- быстро меняет движения с одного на другое, в другом рисунке, ракурсе, ориентируясь в пространстве сценической площадки.
Средний уровень -затрудняется в исполнении поочередных движений ног, в переключении с однонаправленных на разнонаправленные движения, с одного темпа на другой. Слабо ориентируется в пространстве.
Низкий уровень – затрудняется согласовывать свои движения с движениями других детей. Не ориентируется в пространстве.
3. Двигательная память – точное воспроизведение элементов движения под музыку.
Высокий уровень - ребенок умеет концентрировать внимание, сосредотачиваться на необходимых танцевальных элементах, свободно применяет движения, точно их воспроизводит
Средний уровень- ребенок слабо концентрирует внимание на двигательных элементах, не развита мышечная память, затрудняется в точном воспроизведении движений.
Низкий уровень – ребенок не владеет навыками концентрации внимания, мышечная память не развита.
4. Выразительность движений- способность ребенка проявить ярче, выразительные эмоции через движения.
Высокий уровень- проявляет интерес к движениям, точно передает эмоциональный образ музыкального настроения в движениях.
Средний уровень- движения однотипны, не выразительны, проявляются с помощью активизации педагога.
Низкий уровень – не проявляет интереса и эмоциональности образа. Пассивно реагирует на активизацию педагога.
5. Импровизация - умение ребенком создать художественный образ в момент исполнения без подготовки.
Высокий уровень- игровая ситуация увлекает ребенка, он способен свое настроение в двигательном творчестве.
Средний уровень-ребенок затрудняется выразить характер исполнения движений. Проявляет творческие способности при активной поддержке педагога.
Низкий уровень - у ребенка не развиты творческие способности, он не проявляет интереса к игровой ситуации.
Протокол обследования степени освоения детьми 6 -7 лет
основ хореографического искусства.
Фамилия имя ребенка | Оценка уровня освоения программы по хореографии | |||||||||
Чувство ритма | Музыкально ритмическая координация | Импровизация | Двигательная память | Выразительность движений | Сумма баллов | Уровень | ||||
а | б | а | б |
Оценка результатов:
Высокий уровень 12-15 баллов
Средний уровень 9-11 баллов
Низкий уровень менее 9 баллов.
Используемые методы и приемы:
Показ движений педагогом, игровой метод, объяснение, музыкальное сопровождение как прием, сравнение, рассматривание фото иллюстраций.
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования и материалов:
Для плодотворных занятий хореографического коллектива необходим музыкальный зал, оснащённый магнитофоном, аккомпониментом и инвентарём в зависимости от репертуара. Во время занятий соблюдается температурный режим. Дети занимаются в танцевальной форме, в чешках или танцевальных туфлях. Волосы у девочек собраны на затылке. Мальчики занимаются в спортивной форме, в чешках
Методы и приемы организации образовательной деятельности:
- словесный (объяснение); наглядный (показ педагога или прослушивание записей, просмотр видеоматериалов выдающихся исполнителей); практический (выполнение комплекса упражнений);
- репродуктивный (объяснение новых творческих задач на основе приобретенных навыков).
Список используемой литературы
1. С.Л. Слуцкая «Теория и методика преподавания основ хореографического искусства в детском саду» Тольятти, издательство фонда «Развитие через образование» 2001г.
2. С.Л. Слуцкая «Танцевальная мозаика» Хореография в детском саду. Линка - Пресс, Москва 2006 г.
3. Венгер Дополнительные разделы к программе «Развитие» редакция Дьяченко О.М. – Москва, 1997 год.
4. Буренина А.И. « Ритмическая мозаика» - СПб, 2000 г.
Перспективное планирование работы с детьми средней группы (4 - 5 лет)
(1 занятие в неделю, 32 занятия в год)
Месяц | Количество занятий | Блоки прохождения материала | Содержание деятельности / количество занятий каждого блока | Методические приемы и указания | Материал |
Сентябрь | 4 | 1. Ознакомительные занятия 2. Музыкально-ритмические занятия | 2 занятия. Тема "Осенняя пора" Закрепляем, умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко умеренно тихо; громче тише), регистрами (высокий средний низкий); Ходить и бегать ритмично (ходить спокойным, бодрым шагом и с высоким подъемом ног). 2 занятия С началом звучания другого произведения переключаться из одного темпа в другой (с ходьбы на бег), отражая внезапное изменение музыкального темпа. | Знакомство с детьми и родителями Настроечные эмоциональные игры Экспресс диагностика Беседы о содержании занятий | Аудиозаписи музыкальных произведений; Разные игрушки |
* Отмечать в движении сильную долю такта, менять движения в соответствии с формой музыкального произведения; • Игры: "Плюшевый медвежонок", "Едем к бабушке в деревню" • Подготовка к празднику осени. | Объяснение, Показ педагогом движений Объяснение, Показ педагогом движений Показ игрушки | Аудиозаписи с музыкой различного характера, с программными танцами. Игрушка –плюшевый мишка | |||
Октябрь | 4 | Музыкально-ритмические занятия | 4 занятия " Слышать и передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты; • Самостоятельно начинать и заканчивать движения с началом и окончанием музыки. 2 занятия Ярко выраженные акценты подчеркнуть хлопком или взмахом; выполнить движения, соответствующие характеру музыки. " Танцы: "Желтые листочки", "Дождик, дождик " | Объяснение Показ движений педагогом Объяснение Показ движений педагогом Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением танцевальных движений | Атрибуты: желтые листья, платочки, имитирующие листья Иллюстрации – фотографии |
Ноябрь | 4 | Музыкально-ритмические занятия | Тема "Зимушка-зима" (ноябрь-декабрь-январь) 2 занятия • Самостоятельно ориентироваться в характере музыки • Точно начинать движения после вступления. Развивать способность понимать язык движений, предлагая детям "пластические загадки". 2 занятия Различать части и фразы произведения (музыкальные игры с умением ориентироваться по пространственным точкам) • Игра "Рыбачок" • Танцы: "Полька" | Показ педагогом движений Объяснение Использование игровой атрибутики | Аудиозапись с музыкой различного характера Видеозапись предложенных танцев Атрибуты: снежинки, султанчики, погремушки |
Декабрь | 4 | Музыкально-ритмические занятия | 3 занятия Знакомство с жанровым многообразием и выразительными элементами хореографии • Игры изобразительного характера, связанные с передачей того или иного образа (птиц, животных, сказочных героев) • Танец "Танец снежинок", "Кукол" 1 занятие. Знакомить с приемом исполнения сюжета по ролям: поочередным выходом то одной группы, то другой. | Показ педагогом движений Объяснение Использование игровой атрибутики Рассматривание фотографий, открыток с изображением танца | Игровая атрибутика (снежинки, с ултанчики, погремушки и др.) Фотографии, открытки |
Январь | 4 | Музыкально-ритмические занятия | 1 занятие. • Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки . 1 занятие. • Закреплять умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу. 2 занятия. • Закрепить навыки выполнения движений в ритме польки. • Танцы: "Полька в паре" | Показ педагогом движений Объяснение Использование игровой атрибутики Просмотр видеозаписи разучиваемых танцев Беседа о характере танцев | Аудиозаписи с музыкой разного характера; Видеозапись танцев; Игровая атрибутика: снежинки, султанчики, погремушки и др. |
Февраль | 4 | Музыкально-ритмические занятия | Тема "Весна" (февраль-март) 2 занятия • Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки. • Самостоятельно менять движения со сменой частей музыкальных фраз. 2 занятия. • Закрепить умение соблюдать хореографическое пространство. * Закрепить умение различных перестроений (круг, змейка, диагональ) Танец "Парная пляска", "Танец с цветами" | Показ педагогом движений; объяснение; Использование игровой атрибутики; Просмотр видеозаписи разучиваемых танцев. Рассматривание иллюстраций с изображением танцевальных композиций | Аудиозаписи музыкальных произведений Иллюстрации |
Март | 4 | Музыкально-ритмические занятия Элементы русского танца | 2 занятия • Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки • Самостоятельно менять движения со сменой частей музыкальных фраз. • Закреплять умение чувствовать в музыке переход от умеренного к быстрому или медленному темпу 2 занятия " Упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на их движения. • Упражнять в воспроизведении более сложных ритмических рисунков. • Танцы: "Лучики", "Ручеек" | Показ педагогом движений Объяснение Использование игровой атрибутики Просмотр видеозаписи разучиваемых танцев | Аудиозаписи с музыкой различного характера; Атрибуты: султанчики, маленькие платочки, листочки. |
Апрель | 4 | Музыкально-ритмические занятия Элементы русского танца | Тема "Лето красное" (апрель-май)2 занятия. • Упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке и отвечать на их движения. • Упражнять в воспроизведении более сложных ритмических рисунков . • Упражнять в хлопках более сложного ритмического рисунка, а так же с притопами и поворотами корпуса. 2 занятия. Продолжать развивать свободу и раскованность движений. Продолжать развивать образно-пространственную ориентировку. Игра "Большие и маленькие", сюжет "мишки и мышки" | Объяснение; Показ педагогом Похвала Объяснение; Показ педагогом; Исполнение отдельно мальчиками и девочками | Аудиозапись с музыкой различного характера Видеозапись русского танца Атрибуты: султанчики, ложки, маленькие платочки |
Перспективное планирование работы с детьми средней группы (5 – 6 лет)
(1 занятие в неделю, 32 занятия в год)
Месяц | Количество занятий | Блоки прохождения материала | Содержание деятельности / количество занятий каждого блока | Методические приемы и указания | Материал |
Сентябрь | 4 | 1. Ознакомитель ные занятия 2.Музыкально- ритмические занятия | 1-2 занятия -Знакомство с детьми и родителями -Проведение экспресс - диагностики 2 занятия Разучивание исходных положений: - основное положение стоя - положение сидя - положение рук (по направлениям, на талии) - исходное положение ног Развитие "мышечного чувства": - расслабление мышц плечевого пояса - поднимание и опускание плеч - "твердые" и "мягкие" ноги Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: - наклоны, выпрямление и повороты головы - "паровозики" (круговые движения плечами) - "кошка выпускает когти" - выставление ноги на носок - "растягивать резинку" (разведение рук в стороны с напряжением) - упражнение для рук - перелезание через сцепленные руки Перестроение групп: - построение в колонну - построение в круг - свободное размещение по площадке Ходьба: - бодрый шаг - высокий и тихий шаг - спокойная ходьба - легкий бег Исходные положения: положение стоя (тяжесть тела перенести на одну ногу) положение в выпаде позиция 1,2,3 развитие "мышечного чувства" круговые махи рук с усилением до прыжка выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колонне Построение и перестроение группы: построение 2-х кругов построение группы квадратом сужение и расширение круга "воротца" "звездочки" | -Знакомство с детьми -Настроечные эмоциональные игры "Круг дружбы", "Улыбнемся друг другу", "Подарки" и др. -Показ движений педагогом; -Объяснение, исправление -Музыкальное сопровождение как прием -Игровой: "удивляемся" -Игровой: "деревянные и тряпичные игрушки"; -Показ игрушек -Игровой метод: "Кукла Катя" -Показ куклы -"как карандашик" "паровозики" -Игровой метод "кошка" -Объяснение; -Показ движений; -Игровой: "как карандашик" -Сравнение "Раздули пузырь" -"Как солдаты" -объяснение, показ -показ отдельно мальчиками -показ педагогом, объяснение, сравнение; -музыкальное сопровождение как прием; -объяснение, сравнение -показ отдельно мальчиками, девочками | -Музыкальные записи; -Разные игрушки Игрушки Игрушка - кукла Игрушка - кошка |
Октябрь | 4 | 1 .Музыкально- ритмические занятия. 2. Элементы народно- сценического танца | 2 занятия Развитие мышечного чувства расслабление и напряжение мышц корпуса "твердые и мягкие руки" "Мельница" (свободное круговое движение рук). "Маятник" (перенесение тяжести тела) Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов Повторение пройденного материала Танцевальные упражнения, танцы и пляски: "Полька парами" полька "смени пару" 2 занятия Боковой ход "гармошка" Хлопка и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу Беговой шаг с отбрасыванием ног назад Простой дробный ход Перестраивание: "воротца", "звездочки", "улитка" Экзерсис у станка: Demi-plie (резкое) по невыворотным позициям В tendu Экзерсис на середине зала: Выставление ноги на пятку с demi-plie Положение рук в парах Переменный ход Шаркающий шаг Положение рук в парах в массовых танцах Прибалтийских странах Шаги с подскоком, галоп Массовый этюд на проучивание элементов танцев Прибалтики | -Игровой метод: "как тряпичные куклы", "деревянные куклы" -Объяснение -Показ ребенком -Игровой метод - "кошка выпускает когти"; -Музыкальное сопровождение как метод. -Игровой метод - упражнение "мельница"; -Объяснение; -Показ; -Игровой метод -упражнение "маятник"; -Объяснение; -Показ движения педагогом -Показ движения, -Объяснение -Видеопросмотр, -Рассматривание иллюстраций, фотографий -Показ ребенком -Видеопросмотр танцевальных композиций | Куклы разного вида -Видеозапись танцевальных этюдов Видеомагнитофон, Видеозапись прибалтийских танцев, фотографии, иллюстрации, открытки |
Ноябрь | 4 | Элементы основ классического танца | 2 занятия Точки зала Положение en fase Подготовительное положение рук Повороты головы Позиции рук I, III 2 занятия. Повторение пройденного на первом году обучения Перегиб корпуса в сторону Галоп Pas польки (раскладка) Allegro: temps leve saite Позиция рук - II I port de bras | -Объяснение -Показ педагогом -Объяснение, показ движения, рассматривание иллюстраций -Видеопросмотр фрагметнов танцевальных движений | Иллюстрации, фотографии (образцы движений) -Видеозапись |
Декабрь | 4 | Элементы историко-бытового и бального танца | 2 занятия. Развивать выразительность исполнения образа в целом. Знакомить со способами пластического изображения процесса "волшебного превращения" постепенно трансформируясь. Развивать пластическую выразительность. 2 занятия. Знакомить детей со способами воплощения фантастического существа - доброй волшебницы - обращая внимание на характерную пластику персонажа, на особенности ее волшебства. | -Показ движения; -Игровой: "легко, как пушинки" -Просмотр видеоматериала -Игровой метод; -Использование игрушки -Концентрический метод (возвращение к пройденному); -Просмотр видеозаписи -Метод показа; использование иллюстративности | -Видеомагнитофон; видеозапись фрагмента занятия -Иллюстрации с изображением придворного танца и костюма 19 века -Видеомагнитофон; видеозапись |
Январь | 4 | 1 .Музыкально- ритмические ритмические занятия. Ритмические занятия 2. Элементы народно- сценического танца. | 2 занятия: Экзерсис на середине зала: Поклон Положения и движения рук, принятые в русской пляске Ходы и основные движения: хороводный шаг, топающий шаг, топающий шаг в сторону. Работа над музыкально-пространственными композициями "Внимание: Музыка" (игра) Игра "Домики" 2 занятия Повторение пройденного. Танцевальные упражнения, танцы и пляски: - "Полька парами" - Полька "Смени пару" Боковой ход "гармошка" Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу. Беговой шаг с отбрасыванием ног назад Простой дробный ход Перестраивание: "воротца", "звездочки", "улитка" | -Объяснение -Показ педагогом -Просмотр видеозаписи -Музыкальное сопровождение как методический прием. -Игровой метод: игра в "домики" -рассматривание фото, иллюстраций с изображением русского танца -видеопросмотр русских танцев -беседа о характере танца | -Видеомагнитофон; видеозапись испол- нения русского танца -Видеомагнитофон; видеозапись испол- нения русского танца -Музыкальные записи -Обручи -фотографии, иллюстрации -видеозапись |
Февраль | 4 | 1 .Музыкально-ритмические занятия. 2.Элементы народно-сценического танца. | 2 занятия Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: полуприседание упражнение для ступни вставание на полупальцы пружинное подпрыгивание Игры: "Гуси и волк" "Кот и мыши" "Птичий двор" 2 занятия Экзерсис у станка: Каблучные упражнения - вынесение рабочей ноги на каблук во все направления Экзерсис на середине зала: Упражнения для кистей рук (сгибание и разгибание запястья, вращение внутрь и наружу, щелчки пальцами, волнообразные движения на примере танцев средней Азии). Повторение пройденного материала Узбекское par de bras сидя на полу (на коленях) | -Показ движения; -Объяснение; -Сравнение движений -Показ педагогом, -объяснение -Видеопросмотр; -Рассматривание иллюстраций, фотографий -Видеопросмотр танцевальных этюдов | -Маски для игр -Видеомагнитофон, -Фотографии, иллюстрации, открытки |
Март | 4 | 1 .Элементы историко-бытового танца 2.Элементы танца модерн | 2 занятия Позиции рук Позиции ног Простые шаги с выставлением ноги на каблук; шаги в повороте. Demi-plie, Pas галопа, Pas польки Проучивание элементов танца "О-па-па" 2 занятия Изучение параллельных позиций (II, IV) Положение рук В tendu по IV позиции во всех направлениях Ввести основные понятия: вертикаль, контракшн, лифт, спираль, параллель, баланс. Releve lent | -объяснение; -показ педагогом; -похвала, одобрение -повторение в медленном темпе -исполнение простейших танцевальных элементов, соединенных в комбинации -показ движения, объясниение -одобрение, похвала -исполнение по музыкальным фразам -уточнение -прохлопывание ритма -Объяснение, показ педагогом | |
Апрель | 4 | 1. Элементы основ классического танца. 2. Элементы народно-сценического танца | 2 занятия: Экзерсис у станка: Постановка корпуса Понятия: опорная и рабочая нога Позиции ног: I, II, III Demi-plie по I позиции Battment tendu si mplie no I позиции 2 занятия: Экзерсис на середине зале: Элементов танцев Поволжье (Калмыкии) - изучение положений рук сольном танце - ходы на основные движения - положение рук в парных и массовых танцах - этюд на материале Калмыцкого танца | Объяснение; -Показ педагогом; -Показ иллюстраций, фотографий; -поощрение, похвала -Видеопросмотр танцев -Рассматривание фотографий, открыток -Беседа о характере танца -объяснение, показ. | -Фотографии, иллюстрации с изображением выполнения движений детьми |
Перспективное планирование работы с детьми средней группы (6 – 7 лет)
(1 занятие в неделю, 32 занятия в год)
Месяц | Количество занятий | Блоки прохождения материала | Содержание деятельности / количество занятий каждого блока | Методические приемы и указания | Материал |
Сентябрь | 4 | 1.Ознакомитель- ные занятия 2. Музыкально- ритмические занятия | 1-2 занятие. -Знакомство с детьми и родителями -Проведение экспресс - диагностики 2 занятия Разучивание исходных положений: - основное положение стоя - положение сидя - положение рук (по направлениям, на талии) - исходное положение ног Развитие "мышечного чувства": - расслабление мышц плечевого пояса - поднимание и опускание плеч - "твердые" и "мягкие" ноги Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: - наклоны, выпрямление и повороты головы - "паровозики" (круговые движения плечами) - "кошка выпускает когти" - выставление ноги на носок - "растягивать резинку" (разведение рук в стороны с напряжением) - упражнение для рук - перелезание через сцепленные руки Перестроение групп: - построение в колонну - построение в круг - свободное размещение по площадке Ходьба: - бодрый шаг - высокий и тихий шаг - спокойная ходьба - легкий бег Исходные положения: положение стоя (тяжесть тела перенести на одну ногу) положение в выпаде позиция 1,2,3 развитие "мышечного чувства" круговые махи рук с усилением до прыжка выпады вперед и в сторону с пружинным движением в колонне Построение и перестроение группы: построение 2-х кругов построение группы квадратом сужение и расширение круга "воротца" "звездочки" | -Знакомство с детьми -Настроечные эмоциональные игры "Круг дружбы", "Улыбнемся друг другу", "Подарки" и др. -Показ движений педагогом; -Объяснение, исправление -Музыкальное сопровождение как прием -Игровой: "удивляемся" -Игровой: "деревянные и тряпичные игрушки"; -Показ игрушек -Игровой метод: "Кукла Катя" -Показ куклы -"как карандашик" "паровозики" -Игровой метод "кошка" -Объяснение; -Показ движений; -Игро -Сравнение "Раздули пузырь" -"Как солдаты" -объяснение, показ -показ отдельно мальчиками -показ педагогом, объяснение, сравнение; -музыкальное сопровожде-ние как прием; -объяснение, сравнение -показ отдельно мальчиками, девочками вой: "как карандашик" | -Музыкальные записи; -Разные игрушки Игрушки Игрушка - кукла Игрушка - кошка |
Октябрь | 4 | 1. Музыкально-ритмические занятия. 2. Элементы народно-сценического танца | 2 занятия Развитие мышечного чувства расслабление и напряжение мышц корпуса "твердые и мягкие руки" "Мельница" (свободное круговое движение рук). "Маятник" (перенесение тяжести тела) Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов Повторение пройденного материала Танцевальные упражнения, танцы и пляски: "Полька парами" полька "смени пару" повтори движение 2 занятия Боковой ход "гармошка" Хлопка и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу Беговой шаг с отбрасыванием ног назад Простой дробный ход Перестраивание: "воротца", "звездочки", "улитка" Экзерсис у станка: Demi-plie (резкое) по невыворотным позициям В tendu Экзерсис на середине зала: Переменный ход Шаркающий шаг Положение рук в парах в массовых танцах Шаги с подскоком, галоп Массовый этюд на проучивание элементов танцев Танцы: "Порушка Пораня" | -Игровой метод: "как "деревянные куклы" -Объяснение -Показ ребенком -Игровой метод - "кошка выпускает когти"; -Музыкальное сопровождение как метод. -Игровой метод - упражнение "мельница"; -Объяснение; -Показ; -Игровой метод - упражнение "маятник"; -Объяснение; -Показ движения педагогом -Видеопросмотр, -Показ ребенком -Видеопросмотр танцевальных композиций | Куклы разного вида -Видеозапись танцевальных этюдов Видеомагнитофон, Видеозапись прибалтийских танцев, фотографии, иллюстрации, открытки |
Ноябрь | 4 | Элементы основ классического танца | 4 занятия Точки зала Положение en fase Подготовительное положение рук Повороты головы Позиции рук I, III Повторение пройденного на первом году обучения Перегиб корпуса в сторону Галоп Pas польки (раскладка) Allegro: temps leve saite Позиция рук - II I port de bras Танцы: "Тропикана" "Танец кукол" | -Объяснение -Показ педагогом -Объяснение, показ движения, рассматривание иллюстраций -Видеопросмотр фрагметнов танцевальных движений | Иллюстрации, фотографии (образцы движений) -Видеозапись |
Декабрь | 4 | Элементы историко-бытового и бального танца | 4 занятия Шаг (бытовой) и легкий, танцевальный шаг. Положение корпуса, рук, головы. Понятия: по линии танца, против линии танца. Элементы танца "Ку-ка-ре-ку" Положение рук в танце. Проучивание элементов танца "Хлопушки" Танцевальные комбинации соло и в паре, состоящие из пройденных ранее шагов Pas releve Элементы танца "Русский хоровод": композиция танца Основные шаги и положение в паре в танце "Падеграс" | -Показ движения; -Игровой: "легко, как пушинки" -Просмотр видеоматериала -Игровой метод; -Использование игрушки -Концентрический метод (возвращение к пройден- ному); -Просмотр видеозаписи -Метод показа; использование иллюстративности | -Видеомагнитофон; видеозапись фрагмента занятия Игрушка - петух -Иллюстрации с изображением придворного танца и костюма 19 века -Видеомагнитофон; видеозапись (танец "Падеграс") |
Январь | 4 | 1 .Музыкально- ритмические занятия.
2. Элементы народно- сценического танца. | 2 занятие: Экзерсис на середине зала: Поклон Положения и движения рук, принятые в русской пляске Ходы и основные движения: хороводный шаг, топающий шаг, топающий шаг в сторону. Работа над музыкально-пространственными композициями "Внимание: Музыка" (игра) Игра "Домики" 2 занятия Повторение пройденного. Танцевальные упражнения, танцы и пляски: - "Полька парами" - Полька "Смени пару" Боковой ход "гармошка" Хлопки и хлопушки для мальчиков: одинарные по бедру и голенищу. Беговой шаг с отбрасыванием ног назад Простой дробный ход Танцы: "Кадриль" | -Объяснение -Показ педагогом -Просмотр видеозаписи -Музыкальное сопровождение как методический прием. -Игровой метод: игра в "домики" -рассматривание фото, иллю- страций с изображением русского танца -видеопросмотр русских танцев -беседа о характере танца -показ, объяснение педагогом | -Видеомагнитофон; видеозаписть исполнения русского танца -Видеомагнитофон; видеозаписть испол- нения русского танца -Музыкальные записи -Обручи для Иры "домики" -фотографии, иллюстрации -видеозапись |
Февраль | 4 | 1 .Музыкально- ритмические занятия. 2. Элементы народно-сценического танца. | 2 занятия Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов: полуприседание упражнение для ступни, вставание на полупальцы, пружинное подпрыгивание Игры: "Гуси и волк" "Кот и мыши" "Птичий двор" 2 занятия Экзерсис у станка: Каблучные упражнения - вынесение рабочей ноги на каблук во все направления Экзерсис на середине зала: Упражнения для кистей рук (сгибание и разгибание запястья, вращение внутрь и наружу, щелчки пальцами, волнообразные движения на примере танцев средней Азии). Повторение пройденного материала | -Показ движения; -Объяснение; -Сравнение движений -Показ педагогом, -объяснение -Видеопросмотр; -Рассматривание иллюстраций, фотографий. -Видеопросмотр танцевальных этюдов | -Маски для игр -Видеомагнитофон, -Фотографии, иллюстрации, открытки |
Март | 4 | 1. Элементы историко-бытового танца 2.Элементы танца модерн | 2 занятия Позиции рук Позиции ног Простые шаги с выставлением ноги на каблук; шаги в роте. Demi-plie Pas галопа Pas польки Проучивание элементов танца "Барыня" 2 занятия Изучение параллельных позиций (II, IV) Положение рук В tendu по VI позиции во всех направлениях Ввести основные понятия: вертикаль, контракшн, лифт, спираль, параллель, баланс Releve lent на 45° (из положения лежа) Закрепление параллельных позиций (I, II) В tendu по IV позиции во всех направлениях вертикаль, лифт, спираль, параллель, баланс. Закрепление пройденного материала. | -объяснение; -показ педагогом; -похвала, одобрение -повторение в медленном темпе -исполнение простейших танцевальных элементов, соединенных в комбинации -Показ движения; объяснение; одобрение, похвала; -исполнение по музыкальным фразам; -уточнение; -похлопывание ритма -Объяснение, показ педагогом | -Видеомагнитофон; видеозапись (фрагмент занятия) |
Апрель | 4 | 1 .Элементы основ классического танца. 2. Элементы народно-сценического танца | 2 занятия: Экзерсис у станка: Постановка корпуса Понятия: опорная и рабочая нога Позиции ног: I, II, III Demi - plie по I позиции Battment tendu si mplie no I позиции 2 занятия: Экзерсис на середине зале: Элементов танцев Поволжье (Калмыкии) - положений рук в сольном танце - ходы на основные движения - положение рук в парных и массовых танцах - этюд на материале Цыганского танца | Объяснение; -Показ педагогом; -Показ иллюстраций, фотографий; -поощрение, похвала -Видеопросмотр танцев -Рассматривание фотографий, открыток -Беседа о характере танца -объяснение, показ. | -Фотографии, иллюстрации с изображением выполнения движений детьми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентировочный вариант прохождения программы по хореографии.
Календарный план....
Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»
Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках....
Программа по хореографии "Танцевальный серпантин"
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,...
Программа по хореографии
Программа объединения «Хореография» рассчитана для детей 5-14 летнего возраста, имеющих хореографические данные и проявляющие интерес к искусству хореографии. Искусство хореографии – одно из сам...
Авторизованная программа по хореографии "Танцевальное ассорти"
Обучение детей по программе «Танцевальное ассорти», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутству...
Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.
Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «Танцевальная мозаика»
Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» художественной направленности, разработана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет....