Практическое пособие для рабочей программы по хореографии «Танцевальный калейдоскоп»
методическая разработка по музыке (младшая,средняя группа) по теме

Мальцева Мария Владимировна

Практические рекомендации педагогам - хореографам, занимающимся с детьми дошкольного возраста на гимнастических ковриках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medodichka_po_parternoy_gimnastike.doc274.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА.

(практическое пособие

 для рабочей программы по хореографии

 «Танцевальный калейдоскоп»)

Выполнила: Мальцева М.В. –

педагог дополнительного образования

 по хореографии

МБДОУ «ЦРР – детский сад №145»

г.Воронеж

Экзерсис в хореографии является важнейшей частью занятии, основой танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно – сценический, джазовый и даже в стиле «модерн».

Что такое партерный экзерсис и зачем им надо заниматься. Партерный экзерсис или упражнения на полу развивает практически все группы мышц, позволяет с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в осанке, помогают развить  выворотность ног, гибкость, эластичность стоп. Комплекс упражнений партерной гимнастики содействует развитию мышечной силы (формирует «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решает задачи общей физической подготовленности занимающихся.

Основной задачей является  укрепление общефизического состояния ребенка и коррекция имеющихся недостатков в строении фигуры дошкольника.

К частым задачам относиться:

- оптимизация роста и формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия;

- совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости;

- оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Во время занятий партерной гимнастикой основными способами дозировки физической нагрузки являются: длительность выполнения упражнений, подбор самих упражнений, количество повторений и выбор исходных положений. Количество повторений каждого упражнения дает возможность не только увеличивать последующую нагрузку, но и индивидуально, в соответствии с физическими возможностями занимающегося ребенка, распределить усилия.

Для достижения наилучшего результата, следует придерживаться следующих принципов:

- принцип постепенности;

- принцип доступности;

- принцип чередования нагрузки;

- принцип наглядности (зрительной).

Принцип постепенности реализуется через такие правила: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному».

Принцип доступности подразумевает под собой легкость предлагаемого материала и в то же время его усложнение, для стимулирования интереса занимающихся.

Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления у детей и для оздоровительного эффекта.

Принцип зрительной наглядности очень важен в обучении движениям. Зрительная наглядность – это демонстрация движений в целом или по частям. С помощью этого принципа дети быстрее обучаются данному виду деятельности.

Упражнение №1.И.п. – сесть на пол с опорой рук сзади.

«раз» - сократить стопу;

«два» - стопу перевести в вытянутое положение, постараться большими пальцами коснуться пола.

 Упражнение №2. И.п. – см. упр.№1

 «раз» - сократить стопу;

 «два» - развернуть стопы, стараясь мизинцами коснуться пола;

«три» - соединить стопы (стопа остается в сокращенном положении);

«четыре» - вытянуть стопу, стараясь коснуться  большими пальцами пола.

Упражнение №3.

Выполнять упражнение №1, выполняя каждой ногой поочередно.

Упражнение №4.И.п. – сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, намного прогнутая.

«раз» - поднять выпрямленную правую ногу вверх;

«два» - не меняя положение ноги, сократить стопу;

«три» - вытянуть подъем;

«четыре» - опустить ногу на пол.

Упражнение  №5.

И.п.  – сесть на пол с опорой рук сзади.

«раз» - приподнять выпрямленную правую ногу;

«два - три» - вращение стопы вовнутрь;

«четыре» - опустить ногу в исходное положение.

Повторить с другой ноги.

Упражнение №6.

И.п. – сесть на пол с опорой рук сзади.

Поочередно сгибать ноги, фиксируя большой палец стопы на полу, у колена.

Упражнение №7.

И.п. -  лежа на спине, развернуть ноги внутренней стороной наружу (выворотно).

«раз - четыре» - медленно поднять правую ногу вверх;

«раз - четыре» - медленно опустить правую ногу в исходное положение.

То же повторить с левой ноги.

«раз - четыре» - медленно поднять правую ногу вверх, то вытягивая, то сокращая стопу;

«раз – четыре» - медленно опустить ногу в исходное положение. То же повторить с левой ноги.

Упражнение №8.

И.п. – лежа на спине.

Согнуть правую ногу в колене, бедро прижать руками к гуди. При этом следить, чтобы другое бедро удерживалось на полу, что бы таз не смещался и левая нога оставалась вытянутой.

Удерживать такое положение «четыре» счета. Повторить то же с другой ноги.

Упражнение №9.

«Складочка».

И.п. – сесть на пол.

«раз – два» - быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам. Выпрямив позвоночник;

«три – четыре» - зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус. Прийти в исходное положение.

Упражнение №10.

И.п. – лечь на спину руки вытянуть вдоль тела.

«раз – четыре» - поставить ноги на пол за головой;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №11.

И.п. – сесть с опорой на руки сзади, ноги согнуты врозь.

«раз» - опустить правое колено вовнутрь. Стараясь коснуться им пола;

«два» - вернуться в исходное положение. То же другой ногой.

Упражнение №12.

И.п. – сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову.

«раз - два» - наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги;

«три – четыре» - вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.

Упражнение №13.

Повторять упражнение №12, с наклоном всем корпусом на правую и левую ногу, стараясь коснуться грудью колена.                                                                                                                                                                                                                               

Упражнение №14.

«Лягушка».

И.п. – сесть на пол, ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью.

«раз – три» - опираясь руками на колени. Опустить их как можно ниже к полу;

«четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №15.

И.п. – сесть на пол скрестив ноги по-турецки. Руки в сторону.

«раз – четыре» - наклон вправо. Правая рука за спину, левая поднимается вверх. Повторить в другую сторону.

Упражнение №16.

«Лягушка».

И.п. – лечь на живот. Бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью.

Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу.

Упражнение №17.

«Самолетик».

И.п. – лежа на животе.

«раз – четыре» - поднять вытянутые ноги назад над полом и прогнуться, руки назад;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №18.

«Щука».

Выполнять, так же как и упражнение №17, только руки поднимать вперед, сложив ладони вместе.

Упражнение №19.

И.п. – лежа на животе, руки за голову, ноги вместе.

«раз – четыре» - выполнить прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №20.

«Лодочка».

И.п. – лежа на животе, согнуть ноги в коленях и захватить стопы руками.

«раз – четыре» - поднять ноги вверх, приподнимая верхнюю часть туловища;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №21.

«Коробочка».

И.п. – лежа на животе.

Упираясь на руки. Прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, постараться коснуться ногами головы.

Упражнение №22.

«Растяжка».

И.п. – стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.

«раз – четыре» - потянуться плечами к полу;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №23.

«Кошечка».

И.п. – упор на руки.

«раз – два» - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх;

«три – четыре» - спину выгнуть, голову опустить вниз.

Упражнение №24.

«Перекаты».

И.п. – сидя на полу, обхватить руками согнутые в коленях ноги.

«раз – четыре» - прижав колени к груди, перекатиться на спину;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

Упражнение №25.

«Уголок».

И.п. – сесть на пол, ноги вытянуть, руки в стороны.

«раз – четыре» - поднять вытянутые ноги вверх, образовать угол. Зафиксировать положение;

«раз – четыре» - вернуться в исходное положение.

1. «Рок-н-ролл лежа».

Упражнение направлено на развитие силы, мышц брюшного пресса и сгибателей бедра.

И.п. — лежа на спине, ноги согнуты, руки за голову

(рис.1).

Вступление.

I. «раз – восемь» - на каждый счет подъем и опускание пяток;

II. «раз» -  пятки врозь;

     «два» - пятки вместе;

     «три – восемь» -  повторить движения счета «раз – два»  три раза.

III. «раз – восемь» -  на каждый счет подъем и опускание носков;

VI. «раз» - носки врозь;

       «два» - носки вместе;

       «три – восемь» -  повторить движения счета «раз – два» три раза.

Первый куплет.

I. «раз» - удар носками об пол;

   «два» -  удар левым носком об пол, правую ногу разогнуть вперед;

«три – восемь» - повторить движения счета «раз – два» три раза (рис. 2).

II. «раз» -  толчком поставить ноги врозь на пол;

     «два» -  толчком поставить ноги вместе на пол;

     «три – восемь» -  повторить движения счета «раз – два» три раза.

III. Повторить упражнения части I с правой ноги.

IV. Повторить упражнения части II .

V. «раз» - удар носками об пол;

«два» -  удар левым носком об пол, правую ногу разогнуть вперед;

«три» -  удар носками об пол;

«четыре» -  удар правым носком об пол, левую ногу разогнуть вперед;

«пять – восемь» -  повторить движения счета «раз - четыре».

VI. Повторить упражнения части II .

VII – XII. Повторить упражнения части I - VI .

Проигрыш.

I. «раз – восемь» -  на каждый счет смена согнутых ног

впереди на весу (рис. 3);

II. Повторить упражнения части I.

III. «раз» - с опорой левой согнутой об пол правую голень в сторону, колено внутрь;

       «два» -  правое колено в сторону, пятку внутрь;

       «три – восемь» - повторить движения счета 1—2 три раза.

IV.  Повторить упражнения части III с другой ноги.

V – VI. Повторить упражнения части I—П.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша.

Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета с I по VI , затем ноги разогнуть и расслабиться.

        Рис.1                                  Рис.2                           Рис.3

2. «Дельфин».

Упражнение направлено на вытягивание мышц позвоночника, рук, ног, формирование осанки. В упражнении нет строгого счета, необходимо каждую принятую позу держать не менее 8 счетов.

И.п. - стойка ноги врозь.

Первая часть — «стоя».

I. «раз – четыре» - руки в стороны;

    «пять – восемь» -  волнообразное движение руками.

II. «раз – четыре» -  руки в стороны-кверху;

     «пять – восемь» -  волнообразное движение руками.

III. «раз – восемь» - потянуться руками в стороны-кверху.

IV. «раз – четыре» - руки в стороны;

       «пять – восемь» - руки перед грудью, правая над левой.

V. «раз – четыре» - руки в стороны;

     «пять – восемь» - волнообразное движение руками,

VI. «раз – восемь» - удерживая положение, тянуться руками в стороны.

Вторая часть — «сидя и лежа на спине».

I. «раз – четыре» - с поворотом направо (налево) упор присев (рис.4, а);

«пять – восемь» -  с упором руками сзади, сед в группировке (рис.4, б).

II. «раз – восемь» - удерживая положение, тянуться спиной назад.

III. «раз – восемь» -  лечь на спину, руки вверх (рис.4, в).

IV. «раз – восемь» - потянуться руками вверх, ногами вниз.

V. «раз – восемь» - согнуть правую ногу вперед, руками обхватить голень, голову вниз.

VI. «раз – четыре» - потянуться спиной назад;

       «пять – восемь» - лечь на спину, руки вверх, правую ногу к левой.

VII – VIII. Повторить упражнения частей V - V I с левой ноги.

IX. «раз – восемь» -  группировка, лежа на спине (рис.4, г).

X. «раз – четыре» -  потянуться спиной назад;

     «пять – восемь» -  лечь на спину, ноги в стороны-книзу, пятки на себя, руки в стороны-кверху (рис.4, д).

XI. Потянуться ногами вниз - в стороны, руками вверх в

стороны.

XII. «раз – четыре» -  группировка, лежа на спине.

        «пять – восемь» -  разгибаясь, с поворотом кругом направо (налево), лечь на живот, руки согнуть — правая над левой с упором лбом о руки (рис.4, ё).

Третья часть — «лежа на животе и упор, стоя на коленях».

I. «раз – восемь» -  правую руку в сторону-кверху, левую ногу на носок в сторону-книзу.

II. «раз – четыре» -  потянуться по диагонали рукой и ногой;

     «пять – восемь» -  и.п.

III—IV. Повторить упражнения частей I - II с другой руки и ноги.

V. «раз – восемь» -  через упор стоя на коленях сед на пятках, руки вверх на полу (рис.4, ж).

VI. «раз – восемь» -  потянуться руками вверх.

VII. «раз – восемь» - упор, стоя на коленях.

VIII. «раз – восемь» - упор, стоя на правом колене, правую руку вверх, левую ногу назад на носок, нога носком упирается в пол (рис.4, з).

IX. «раз – четыре» - потянуться правой рукой и левой ногой;

«пять – восемь» - и.п. - упор, стоя на коленях.

X—XI. Повторить упражнения частей VIII - IX с другой руки и ноги.

XII. «раз – восемь» - присед на пятках, руки вверх на полу, потянуться.

XIII. «раз – четыре» - упор, стоя на коленях;

         «пять – восемь» - прогибание спины.

XIV. «раз – четыре» - выгибание спины (рис.4, и).

         «пять – восемь» - прогибание спины.

XV. «раз – четыре» - выгибание спины;

        «пять – восемь» -  поочередно ставя ноги, принять упор присев.

XVI. «раз – восемь» - с поворотом направо (налево) встать лицом к основному направлению в основную стойку.                                                                                          

                                              Рис.4


3. «Рыба-пила».

Упражнение образного характера, способствует укреплению мышц спины и профилактике кифоза.

Вступление.

И.п. - лежа на животе, руки согнуты, на полу, правая рука под левой рукой, под головой, лоб упирается в ладони (рис.5, а).

I. «раз – шесть» - и.п.

   «семь – восемь» -  правый локоть поднять вверх (рис.5, б).

II. Повторить упражнения части I, поднимая другой локоть (рис.1, в).

III. «раз – шесть» - и.п;

      «семь – восемь» -  поднять голову (рис.5, г).

IV. «раз – два» - прогнуться, руки к плечам, пальцы    врозь, ладонями вперед, принять и.п. (рис.5, д).

Проигрыш.

И.п. - то же.

I. «раз – восемь» - поднять ноги от пола и выполнять на каждый счет смену положения ног (вверх назад, вниз вперед) — «кроль» (рис.5, е).

II. Повторить упражнение части I и на счет 8 принять

положение упора лежа на бедрах, согнув руки

(рис.1, ж).

Первый куплет.

I. «раз – два» - разогнуть руки, прогнуться назад (рис.5, з).

      «три – четыре» - согнуть руки, перекат на грудь, ноги вверх назад (рис.5, и).

      «пять – восемь» -  повторить движения счета «раз – четыре».

II.  Повторить упражнения части I .

III. «раз – два» - руки вверх, голову вниз, вытянуться (рис.5, к);

      «три – четыре» - держать счет 1 – 2;

      «пять – шесть» -  руки в стороны (рис.5, л);

      «семь – восемь» - руки на пояс (рис.5, м).

IV.  «раз – два» - ноги врозь, прогнуться (рис.5, н).

      «три – четыре» -  ноги соединить;

      «пять – восемь» - повторить движения счета «раз – четыре»;

       «восемь» -  упор, лежа на согнутых руках (на бедрах), согнув руки.

Припев.

I. «раз – два» - разогнуть руки, прогнуться назад, вдох через нос;

   «три – четыре» - согнуть руки, лечь на пол, расслабиться, выдох;

   «пять – восемь» -  повторить движения счета «раз - четыре».

II. «раз – четыре» - прогибаясь назад, два движения руками «брасс» (рис.5, о);

     «пять – восемь» - прогнуться назад и поочередно на каждый счет сгибать и разгибать руки впереди — «пиление» (рис.5, п).

III—IV. Повторить упражнения частей I - П.

Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета.

Припев. Повторить упражнения припева.

Вступление. Повторить упражнения вступления.

Проигрыш. Повторить упражнения проигрыша.

Припев. Повторить упражнения припева.

                                                 Рис.5

4. «Кручу-кручу».

Упражнение способствует укреплению мышц брюшного пресса и профилактике лордоза.

Вступление.

I. И.п. - упор на согнутых руках, лежа на животе.

    «раз – восемь» - на каждый счет сгибать и разгибать ноги назад (рис.6, а).

II. «раз – четыре» - разогнуть руки и согнуть ноги поочередно, согнуть руки, разогнуть ноги (рис.6, б).

III. «раз – два» - лечь на живот, руки вверх (рис.6, в).

      «три – четыре» - перекатиться на спину;

      «пять – восемь» - упор лежа сзади на предплечьях (рис.6, г).

Первый куплет.

I. «раз – восемь» - упражнение «велосипед» на каждый счет (рис.6, д);

II – III. Повторить часть I.

IV. «раз – четыре» - упражнение «велосипед»;

       «пять – восемь» - ноги согнуть и разогнуть вперед в потолок, руки вниз вдоль туловища (рис.6, е).

Припев.

I. «раз – два» - правую ногу в сторону (рис.6, ж);

    «три – четыре» - правую ногу вперед к левой;

    «пять – шесть» - согнуть ноги;

    «семь – восемь» - разогнуть ноги.

II. Повторить часть I с другой ноги, на счет «семь – восемь» ноги положить на пол.

III. «раз – восемь» - поднять плечи, носки на себя и поочередно помахать кистями рук на каждый счет.

IV. «раз – два» - правую руку вверх (положить на пол);

       «три – четыре» - принять и.п.;

       «пять – восемь» - повторить с другой руки.

Вступление. Повернуться на живот и повторить упражнения вступления.

Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета в и.п. - лежа на правом боку (рис.6, з).

Припев. Повторить упражнения припева.

Вступление. Повторить упражнения вступления.

Третий куплет. Повторить упражнения первого куплета в и.п. - лежа на левом боку.

Припев. Повторить упражнения припева I - IV. Повторить еще раз упражнения припева IV.

                                                                                                                                   

                         

                        Рис. 6

Музыкальное сопровождение танцев на полу:

  1. Любая рок-Н–рольная музыка.
  2. «Сборник оркестровой музыки» - Pan Dana «The Good, The Bad and The Ugly».
  3. Песня «Рыба – пила».
  4. Песня из мультфильма «Кот Леопольд» «Кручу, педали кручу».

Литература.

1.Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб.,1996.

2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет. – М.,1983.

3. Пензулаева Л.И.  физкультурные занятия с детьми 5 – 6 лет. – М., 1988.

4. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., 2002.

5. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.  Лечебно – профилактический танец «Фитнес – данс». – СПб., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая прогармма по хореографии "Танцевальный калейдоскоп"

Программа по хореографии расчитана на детей дошкольного возраста посещающих детский сад. Основана на элементах классического, народного и бального  танцев. Расчитана на 3 года обучения....

Программа по хореографии "Танцевальный серпантин"

Возможно, самое  лучшее, самое  совершенное  и  радостное,...

Авторизованная программа по хореографии "Танцевальное ассорти"

Обучение детей по программе «Танцевальное ассорти», предполагающей изучение основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутству...

Рабочая программа по хореографии

г. КурганинскМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка - детский сад № 36...

Занятие по хореографии "Танцевальный калейдоскоп"

Открытое занятие по хореографии для подготовительной группы детского садаЦель занятия: Развивать творческие способности детей, через танцевальное искусство....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по хореографии «Танцевальная мозаика»

Дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальная мозаика» художественной направленности, разработана для детей дошкольного возраста 5 – 7 лет....