Программа по хореографии "Танцевальный серпантин"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка.
А.И.Буренина.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я.Ваганова, Т.А.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
В период от четырех до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Существует много направлений в музыкально – ритмической деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это ритмопластика.
Что дают занятия ритмопластикой?
Ритмопластика – это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста.
Ритмопластика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте!
Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_horeografii_tancevalnyy_serpantin.docx | 125.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Танцевальный серпантин» на 2012-2013 учебный год
Педагог дополнительного образования – хореограф Тимонова О.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни – это свободное движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка.
А.И.Буренина.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я.Ваганова, Т.А.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность ребёнка.
В период от четырех до семи лет ребёнок интенсивно растёт и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Существует много направлений в музыкально – ритмической деятельности, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных – это ритмопластика.
Что дают занятия ритмопластикой?
Ритмопластика – это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку, выполнение простых танцевальных упражнений под музыку. Она доступна детям, начиная с раннего возраста.
Ритмопластика не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств. Красивые движения, усвоенные на занятии, ребёнок с радостью и интересом будет выполнять дома. Сколько приятных волнений для маленького человека и его родных доставляют его показательные выступления на праздничном концерте!
Ритмичные упражнения содействуют физическому воспитанию и укреплению детского организма. В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности. Таким образом, занятия ритмопластикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программа по ритмике рассчитана на четыре года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от четырех до семи лет.
В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.
В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: ритмика, гимнастика, танец.
В нетрадиционные виды упражнений входят разделы: пластика, пальчиковая гимнастика, музыкально-подвижные игры. В креативную гимнастику входят разделы: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Программа рассчитана на 68 учебных часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:
- 4 - 5 года жизни – не более 20минут,
- 5 – 6 года жизни – не более 25 минут,
- 6- 7 года жизни – не более 30 минут.
Структура занятия по ритмопластике – общепринятая. Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
- Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика ; музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); танцевально ритмическая гимнастика.
- Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и бальные танцы, пластика, креативная гимнастика.
- Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Обязательная одежда и обувь для занятия:
Для девочек. Гимнастический купальник. Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок.
Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.
ЦЕЛЬ: Всестороннее развитие ребенка, формирование творческих
способностей и развитие индивидуальных качеств ребёнка,
средствами музыки и ритмических движений.
ЗАДАЧИ:
1. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ:
- развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
- развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
- развитие музыкальной памяти.
2. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ:
- развитие ловкости, точности, координации движений;
- развитие гибкости и пластичности;
- воспитание выносливости, развитие силы;
- формирование правильной осанки, красивой походки;
- развитие умения ориентироваться в пространстве;
- обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ДВИЖЕНИИ ПОД МУЗЫКУ:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. РАЗВИТИЕ И ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомиме;
- тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО – КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ:
- воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
- воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувство такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 год обучения (средняя группа). После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений музыкально – ритмической пластики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Исполняют ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго года обучения под музыку. Способны запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания по креативной гимнастике (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
2 год обучения (старшая группа). По окончании второго года обучения занимающиеся дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения.
3 год обучения (подготовительная группа). После третьего года обучения занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр. Умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике этого года обучения. Выразительно исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Данная программа основывается на следующих парциальных программах:
№ п/п | Наименование программы | Авторы | Выходные данные | Гриф |
1 | СА – Фи – Дансе | Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., | Санкт – Петербург 2001 | Рекомендована отделом дошкольного образования Экспертного совета Комитета по образованию администрации Санкт – Петербурга |
2 | Ритмическая мозаика | Буренина А.И. | Санкт – Петербург 2000 | Рекомендована Министерством образования и науки РФ в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста |
3 | Этот удивительный ритм | Каплунова И.М Новоскольцева И.А. | Санкт – Петербург 2005 | Рекомендована Министерством образования и науки РФ |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
ПО МУЗЫКАЛЬНО – ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПЛАСТИКЕ.
Раздел «Ритмика» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Гимнастика» служит основой для освоения ребёнком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также задания на расслабление мышц, укрепление осанки, дыхательные.
Раздел «Танцы» направлен на формирование у детей танцевальных движений. Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.
Раздел «Танцевально – ритмическая гимнастика» направлен на формирование у детей пластичности, гибкости и координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершённость. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Пластика» основывается на нетрадиционной методике
развития мышечной силы и гибкости детей. Ребёнок обретает умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают внутренний мира ребёнка. Оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Раздел «Музыкально – подвижные игры» является ведущим
видом деятельности дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Раздел «Игры – путешествия» (сюжетные занятия) включают в себя все виды подвижной деятельности. Служит основой для закрепления умений и навыков, приобретённых ранее, помогает сплотить ребят, побывать где захочешь и увидеть что хочешь, стать кем мечтаешь.
Раздел «Креативная гимнастика» способствует развитию выдумки, творческой инициативы. Здесь создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ.
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
- Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению);
- Этап углубленного разучивания упражнений;
- Этап закрепления и совершенствования упражнения.
Начальный этап | Этап углубленного разучивания | Этап закрепления и совершенствования |
- название упражнения; - показ; - объяснение техники; - опробования упр-ний. | - уточнение двигательных действий; - понимание закономерностей движения; - усовершенствование ритма; -свободное и слитное выполнение упражнения. | - закрепление двигательного навыка; - выполнение упр-ний более высокого уровня; - использование упр. в комбинации с другими упражнениями; - формирование индивидуального стиля. |
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс у детей 3-7 лет был эффективным, на занятиях по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются на занятиях имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.
Занятия музыкально – ритмической пластикой способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ
№ п/п | Разделы программы | Год обучения(возрастная группа) | ||
1 (средняя) | 2 (старшая) | 3 (подгот.) | ||
1. | Ритмика | В течение года | ||
2. | Гимнастика | 10 | 10 | 14 |
3. | Танец | В течение года | ||
4. | Танцевально – ритмическая гимнастика | 52 | 50 | 47 |
5. | Пластика | По плану занятий | ||
6. | Пальчиковая гимнастика | По плану занятий | ||
7. | Музыкально – подвижные игры | По плану занятий | ||
8. | Игры – путешествия | 6 | 8 | 7 |
9. | Креативная гимнастика | По плану занятий | ||
Всего часов | 68 | 68 | 68 |
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1. Принцип постепенного и последовательного повышения нагрузок. Постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе тренировок. Однако, для улучшения возможностей необходим « отдых». Сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления дает наилучшие результаты
2. Систематичность. Все занятия происходят регулярно. Повышение возможностей организма происходит только при повторных нагрузках, которые углубляют эти изменения и способствуют более важным перестройкам в организме.
3. Вариативность. Варьируются: интенсивность и продолжительность нагрузки, разносторонность нагрузки, физическое и психическое напряжение. Варьирование необходимо для предотвращения травм. Оно улучшает не только психическое, но и психологическое состояние человека.
4. Наглядность. Это показ руководителем определенных упражнений и использование различных шапочек и спортивного инвентаря.
5. Доступность. Упражнения разучиваются от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
6. Закрепление навыков. Это выполнение упражнений на повторных занятиях и в домашних условиях.
7. Индивидуализация. Индивидуальный учет способностей каждого ребенка.
- Взаимодействие. Применение новейших современных зарубежных педагогических идей: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников – «нога в ногу», «рука в руку», не «над учениками», а «вместе, рядом с ними»).
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- Личностное общение педагога с ребенком;
- Наличие специально оборудованного кабинета;
- Правильное покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие;
- На каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
- Избегать употребление жвачки во время занятия;
- Иметь свободный доступ к воде.
- Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;
- Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
- Атрибуты, наглядные пособия;
- Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
- Иметь: расписание занятий, методический материал, календарный план, результативность каждого занимающегося по итогам года.
ВОЗРАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ.
4 – 5 лет.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения. Возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
5 – 6 лет.
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.
6 – 7 лет.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствуют быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Для подбора упражнений соответствующие темпу музыке предлагаются следующие критерии:
- Быстрый бег – 160 акцентов в минуту;
- Подскоки, галоп – 120-150 акцентов в минуту;
- Маховые движения – 80-90 акцентов в минуту;
- Наклоны – 70 акцентов в минуту;
- Повороты, наклоны головы, растягивания – 40-60 акцентов в минуту.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
Список литературы
- Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. – М., 1983.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
- Васильева Т.К. Секрет танца. – СПб, 1997.
- Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.
- Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.
- Кряж В.Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. – Минск, 1987.
- Лисицкая Т. Пластика, ритм. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
- Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993.
- Ротэрс Т.Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М.: 1972.
- Тюрин Аверкий. Самомассаж. – СПб.: Москва, Минск, Харьков, 1997.
- Шукшина З. Ритмика. – М., 1976.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб; «Детство –ПРЕСС», 2000.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1996.
- Шевченко Ю.С. Музыкотерапия детей и подростков // Психокоррекция: теория и практика. – М., 1995.
Февраль
НОД Вид деятельности | 39 – 40 | 41 | 42 – 43 | 44 – 45 | |
Ритмика | Гимнастическое дирижирование. | ||||
Гимнастика | Построение в шеренгу по звуковому сигналу. Упражнения на расслабление мышц. | Построение в шеренгу. | Построение в шеренгу. Упражнения на расслабление мышц. | Перестроение в круг. Упражнения на расслабление мышц. | |
Танцы | Хореог-ие упр-ия. Комбинации на изученных танцевальных шагах. «Кик» | «Танец утят» | Хореог-ие упр-ия. «Давай танцуй» | ||
Танц.- ритм. гимнастика | «Кремена». | «Всадник» «Автомобиль» «Облака» «Чебурашка» | «Кремена». | Повтор пройденного материала. | |
Пластика | Комплекс упр-ий. | «Воздушная кукуруза» | |||
Пальч. гимн. | «Кулачки» | «Ириска от киски» | |||
Муз.-подв. игра | «Игра – импровизация» | «Ловля обезьян» «Весёлый бубен» | «Определить динамику муз. произ-ия» | «Определить характер муз. произ-ия» | |
Игры - путешествия | «Цветик - семицветик» |
Март
Занятия Вид деятельности | 46 | 47 – 48 | 49 – 50 | 51 – 52 | ||
Ритмика | Ходьба по кругу на каждый счёт и через счёт. | |||||
Гимнастика | Построение в шеренгу. ОРУ с речитативом. Ходьба с препятствиями. | Перестроения в несколько кругов на шаге и беге по ориентирам. Перестроение из одной колонны в три. ОРУ без предметов. Упражнения на расслабление мышц. | ||||
Танцы | «Давай танцуй!» | Хореогр-ие упр-ия. «Современник» | «Современник» | «Полька» | ||
Танц.- ритм. гимнастика | «Кремена» | «Приходи, сказка!» | ||||
Пластика | «Упражнения с цветами» | «Кукла» | ||||
Пальч. гимн. | «Птички прилетели» | «В гости к другу» | «Мышка», «Кошка», «Зайка», «Зайка и барабан», «Петушок», «Жук». | |||
Муз.-подв. игра | Найди предмет. | «К своим флажкам» | ||||
Игры - путешествия | «Искатели клада» | |||||
Креативная гимнастика | Музыкально – творческие игры. |
Апрель
НОД Вид деятельности | 53 – 54 | 55 | 56 – 57 | 58 – 59 | 60 |
Ритмика | Ходьба на каждый счёт и через счёт. | Ходьба с увеличением темпа. | Ходьба с увеличением темпа. | ||
Гимнастика | Перестроение в несколько кругов на шаге и беге. Перестроение из одной колонны в три. Упражнения на расслабление. | Построение в шеренгу. | Построения в круг. Упражнения на расслабление мышц. | Построение в шеренгу. Упражнения на расслабление мышц. | Построения в круг. Упражнения на расслабление мышц. |
Танцы | «Полька» | «Русский хоровод» | Танец «Кик» «Рус. хоровод» | «Падеграс» «Давай танцуй!» | |
Танц.- ритм. гимнастика | «Приходи, сказка!» | «Ванечка – пастух» | «Чёрный кот» | ||
Пластика | «Велосипед» | Комплекс упр-ий. | |||
Пальч. гимн. | «Кошечка» | «Дождик» | «10 маленьких утят» | ||
Муз.-подв. игра | «К своим флажкам» | «К своим флажкам» «Автомобили» | Закрепление навыков построения. | «Гулливер и лилипуты» | |
Игры - путешествия | «Клуб весёлых человечков» | ||||
Креативная гимнастика | «Бег по кругу. |
Май
НОД Вид деятельности | 61 – 62 | 63 – 64 | 65 – 66 | 67 | |
Ритмика | |||||
Гимнастика | Перестроение из одной колонны в три. Упражнения на расслабление. | Построение по кругу в парах. | |||
Танцы | «Падеграс» «Давай танцуй!» | ||||
Танц.- ритм. гимнастика | Повторить знакомые комплексы упр-ий. | ||||
Пластика | «Пластический этюд» | «Песенка о лете» | |||
Пальч. гимн. | «Кто живёт в моей квартире» | ||||
Муз.-подв. игра | «Музыкальные змейки» | ||||
Игры - путешествия | |||||
Креативная гимнастика | «Танцевальный вечер» |
68 сюжетное занятие «Приходи, сказка!»
Задачи: Повторить изученный материал по музыкально – ритмической пластике. Содействовать развитию ритмичности, музыкальности и выразительности движений. Способствовать развитию внимания и ориентировки в пространстве.
Ход занятия: 1. Подготовка к путешествию. 4. Письмо от Бабы-Яги.
2. «Королевство Крокодила Гены» 5. Прощание со сказочными героями.
3. «Королевство лилипутов» 6. Подведение итога.
ПЕРСПЕКТИВНО – КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПО МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ПЛАСТИКЕ
3 год (подготовительная группа)
Сентябрь
НОД Вид деятельности | 1 – 2 | 3 – 4 | 5 – 6 | 7 – 8 | |||
Ритмика | Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт. | Хлопки и удары ногой на сильную долю такта. | |||||
Гимнастика | Строевые приёмы. Строевой шаг, походный шаг в передвижении. Перестроения и размыкания по ориентирам. ОРУ без предметов. Упражнения на расслабление. | ||||||
Танцы | «Танец с хлопками» Поочерёдное пружинное движение ногами. | «Слонёнок» | |||||
Танц.- ритм. гимнастика | |||||||
Пластика | «Упражнения с осенними листьями» | Комплекс упр-ий. | |||||
Пальч. гимн. | «Здравствуйте» | «Мама» | |||||
Муз.-подв. игра | «Дирижёр – оркестр» | «Трансформеры» | «Дирижёр – оркестр» | «Трансформеры» | |||
Октябрь
НОД Вид деятельности | 9 | 10 | 11 – 12 | 13 – 14 | 15 – 16 | ||||
Ритмика | Дирижирование. | Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт. | Дирижирование. | ||||||
Гимнастика | Построение в шеренгу. ОРУ. | Строевые приёмы. Строевой шаг, походный шаг в передвижении. ОРУ. Упр. на рассл. | Упражнения на расслабление. | Ходьба и бег. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. ОРУ. | Упражнения на расслабление. | ||||
Танцы | «Слонёнок» «Танец с хлопками» | Хореог-ие упр. Поочерёдное пружинное движение ногами. | Хореог-ие упр. Нога в сторону на пятку. «Полька тройками» | «Полька тройками» | Нога в сторону на пятку. «Московский рок» | ||||
Танц.- ритм. гимн. | «Марш» | «Упр. с флажками» | |||||||
Пластика | «Маляры» | Комплекс упр-ий. | «Маляры» | ||||||
Пальч. гимн. | «Волк и лиса» | «Замок» | |||||||
Муз.-подв. игра | «Капканы», «Найди предмет» «Колдуны» | «Круг и кружочки» | «Дирижёр – оркестр» | «Запев – припев» | |||||
Игры - путешествия | «Охотники за приключениями» | ||||||||
Ноябрь
НОД Вид деятельности | 17 – 18 | 19 – 20 | 21 | 22 – 23 | 24 – 25 | ||||||
Ритмика | Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт. | ||||||||||
Гимнастика | Разновидности ходьбы. Перестроения. | Упражнения на расслабление. | |||||||||
Танцы | «Танец с хлопками» «Ковырялочка», «Гармошка» «Московский рок» | «Танец с хлопками» Комбинации из разученных упр. «Московский рок» | «Танец с хлопками» «Московский рок» | Комбинации из разученных упр. «Полька тройками» | Хореог-ие упр. Нога в сторону на пятку. «Круговая кадриль» | ||||||
Танц.- ритм. гимнастика | «Марш» | «Три поросёнка» | |||||||||
Пластика | «Птичий двор» | Комплекс упр-ий. | Комплекс упр. | ||||||||
Пальч. гимн. | «В гости» |
| «Киселёк» | ||||||||
Муз.-подв. игра | «Круг и кружочки» | «Товарищи матросы» | «Грелки» | ||||||||
Игры - путешествия | «Морские учения» | ||||||||||
Креативная гимнастика | «Займи место» | ||||||||||
Декабрь
НОД Вид деятельности | 26 – 27 | 28 | 29 – 30 | 31 – 32 | |||
Ритмика | Хлопки и удары ногой на сильную долю такта. | ||||||
Гимнастика | Упражнения на расслабление. | Построение в шеренгу. ОРУ. | Ходьба и бег. ОРУ. Упражнения на расслабление. | Упражнения на расслабление. | |||
Танцы | Хореог-ие упр. Нога в сторону на пятку. «Круговая кадриль» | «Круговая кадриль» «Полька тройками» «Русский хоровод» | «Спенк» | ||||
Танц.- ритм. гимнастика | «Три поросёнка» | «Матушка – Россия» | «Белочка» | ||||
Пластика | Комплекс упр. | ||||||
Пальч. гимн. | «Гномы» | «Моталочка» | «Целый день» | ||||
Муз.-подв. игра | «Грелки» | «Гонка мяча» | «День – ночь» | ||||
Игры - путешествия | «Россия – Родина моя!» | ||||||
Креативная гимнастика | «Делай как я, делай лучше меня!» | «Делай как я, делай лучше меня!» | |||||
Январь
НОД Вид деятельности | 33 – 34 | 35 | 36 | 37 – 38 | ||||
Ритмика | Ходьба на каждый счёт, хлопки через счёт. | Дирижирование. | ||||||
Гимнастика | Упражнения на расслабление. | Построение в шеренгу. ОРУ. | Упражнения на расслабление. | |||||
Танцы | Хореог-ие упр. «Спенк», «Тайм – степ» Движения Ча-ча-ча. | Хореог-ие упр. Комбинации из разученных упр. | ||||||
Танц.- ритм. гимнастика | «Белочка» | «По секрету всему свету» | ||||||
Пластика | Комплекс упр. | Комплекс упр. | ||||||
Пальч. гимн. | «Зайкины ушки» | «Утро» | ||||||
Муз.-подв. игра | «День – ночь» | «Гонка мяча» | «Чабан и овцы» | «День – ночь» | ||||
Игры - путешествия | «Королевство волшебных мячей» | |||||||
Февраль
НОД Вид деятельности | 39 – 40 | 41 – 42 | 43 – 44 | 45 | |||
Ритмика | Дирижирование. | Дирижирование. | |||||
Гимнастика | Упражнения на расслабление. | Ходьба и бег. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. ОРУ. Упражнения на расслабление. | Упражнения на расслабление. | Ходьба и бег. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. ОРУ. | |||
Танцы | Комбинации из разученных упр. | Движения «Полонеза» «Полонез» | |||||
Танц.- ритм. гимнастика | «По секрету всему свету» | «Упражнения с обручами» | «Белочки», «Марш», «Упр. с обручами» «Упр. с флажками» | ||||
Пластика | «Воздушная кукуруза» | ||||||
Пальч. гимн. | «Мостик» | «Ириска от киски» | |||||
Муз.-подв. Игра | «Горелки» | «Горелки» | |||||
Игры - путешествия | «Спортивный фестиваль» | ||||||
Креативная гимнастика | «Повтори за мной» | ||||||
Март
НОД Вид деятельности | 46 – 47 | 48 – 49 | 50 – 51 | 52 | |||
Ритмика | Дирижирование. | ||||||
Гимнастика | Ходьба и бег. Построение в шеренгу. Упражнения на расслабление. | Упражнения на расслабление. | Ходьба и бег. Упражнения на расслабление. | Перестроения, передвижения в колонне шагом и бегом. | |||
Танцы | «Ча-ча-ча» | Хореог-ие упр. «Тайм – степ» «Ча-ча-ча» | Движения «Самба» «Самба» | Хореог-ие упр. «Спенк» «Московский рок» «Самба» «Ча-ча-ча» | |||
Танц.- ритм. гимнастика | «Упр. с обручами» | «Ванька – Встань-ка» | |||||
Пластика | Комплекс упр. | «Упражнения с цветами» | |||||
Пальч. гимн. | «В гости к другу» | «Киселёк» | |||||
Муз.-подв. игра | «Гонка мяча» | «Дети и медведь» | |||||
Игры - путешествия | «Путешествие в маленькую страну» | ||||||
Апрель
НОД Вид деятельности | 53 – 54 | 55 – 56 | 57 – 58 | 59 – 60 | |||
Ритмика | Дирижирование. | Дирижирование. | |||||
Гимнастика | Упражнения на расслабление. | Перестроения и размыкания по ориентирам. Упражнения на расслабление. | |||||
Танцы | Движения «Самба» «Самба» | «Божья коровка» | |||||
Танц.- ритм. гимнастика | «Ванька – Встань-ка» | «Марш» «Три поросёнка» | «Марш» «Ванька – Встань-ка» | Повторить знакомые комплексы. | |||
Пластика | Комплекс упр. | «Кукла» | «Пластический этюд» | ||||
Пальч. гимн. | «Дождик» | «10 маленьких утят» | «Летает – не летает» | ||||
Муз.-подв. игра | «Запев – припев» | «Трансформеры» | «День – ночь» | ||||
Май
НОД Вид деятельности | 61 | 62 – 63 | 64 – 65 | 66 – 67 | |||
Ритмика | Дирижирование. | ||||||
Гимнастика | Построение в шеренгу. | Упражнения на расслабление. | |||||
Танцы | «Божья коровка» | Хореог-ие упр. Поочерёдное пружинное движение ногами. «Полька тройками» | |||||
Танц.- ритм. гимнастика | «Ванька – Встань-ка» | «Пластилиновая ворона» | Повторить знакомые комплексы. | ||||
Пластика | Комплекс упр. | «Песенка о лете» | |||||
Пальч. гимн. | «Кто живёт в моей квартире» | ||||||
Муз.-подв. игра | «Запев – припев» «День – ночь» «Птички и ворона» | «Нам не страшен серый волк» | |||||
Игры - путешествия | «Путешествие в Играй – город» | ||||||
68 сюжетное занятие «В ГОСТЯХ У ТРЁХ ПОРОСЯТ»
Задачи: Совершенствовать правильное выполнение упражнений музыкально-ритмической пластики. Закрепить исполнение танцев. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, ориентировки в пространстве.
Ход занятия: 1. Танцевально – ритмическая гимнастика. 4. Танцы.
2. ОРУ. 5. Подведение итога.
3. Эстафеты.
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
Педагогический анализ (диагностика) проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).
Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Музыкальность — способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения — без показа педагога).
Для каждого возраста определяют разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах.
Пример оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов — умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на каждую часть музыки;
4-2 балла — в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда;
0-1 балл — движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Оценка детей 7-го года жизни:
5 баллов — движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами;
4-2 балла — передают только общий характер, темп и метроритм;
0-1 балл — движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого.
Эмоциональность — выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что -то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям (Э-1, Э—5).
По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать на любое место) и насколько этот выбор постоянен, можно оценивать проявление экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно встает поближе к педагогу, чтобы его было видно, то это характеризует его как экстраверта, и наоборот, если ребенок всегда старается спрятаться за спину других, то, скорее всего, его можно определить как интроверта. При сопоставлении этих наблюдений с другими проявлениями детей педагог может делать важные выводы о внутреннем мире ребенка (благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о его состоянии на данный момент по типичности или нетипичности поведения и т.д.
Можно условно оценить проявление данных характерологических особенностей детей: зрительно разделить пространство зала на 5 зон по степени удаленности от педагога и посмотреть, какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе. Творческие проявления — умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные "па". Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности пластических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способны выразить свое восприятие и понимание музыки не только в пластике, но также и в рисунке, в слове. Степень выразительности, оригинальности также оценивается педагогом в процессе наблюдения.
Внимание — способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно —- это высокий уровень, оценка — 5 баллов. Если выполняет с некоторыми подсказками, то от 4-х до 2-х баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции из-за рассеянности внимания — оценка 0-1 балл.
Память — способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо 6-8 повторений композиции вместе с педагогом для запоминания последовательности упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с 3-5 исполнений по показу, то это высокий уровень развития памяти — оценка 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более 10 раз) оценивается в 2-0 баллов.
Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон — это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность отмечаются как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему без четкой законченности предыдущего (перескакивание, торопливость) отмечаются как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом: N — норма (5 баллов); В (возбудимость), 3 (заторможенность) — от 1 до 4 баллов (В-1, В-2, 3-1, 3-2 и т.д. — в зависимости от степени выраженности данного качества).
Координация, ловкость движений — точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (в ходьбе, общеразвивающих и танцевальных движениях); правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе (а также и в других общеразвивающих видах движений).
Гибкость, пластичность — мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения ("рыбка", "полушпагат" и др. — от 1 до 5 баллов).
В результате наблюдений и диагностики педагог может подсчитать средний суммарный балл для общего сравнения динамики в развитии ребенка на протяжении определенного периода времени, выстроить диаграмму или график показателей развития.
КАРТА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
ГРУППА № 1 ВОСПИТАТЕЛИ: Саркисова К.Л., Тимонова О.Н.
Ф. И. ребенка | Музыкальность | Эмоциональная сфера | Проявление характерологических особенностей ребенка | Творческие проявления | Внимание | Память | Подвижность нервных процессов | Пластичность гибкость | Координация движений | |||||||||
1. | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||
Всего: |
КАРТА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
ГРУППА № 13 ВОСПИТАТЕЛИ: Казьмирчук С.С., Овсянникова В.В.
Ф. И. ребенка | Музыкальность | Эмоциональная сфера | Проявление характерологических особенностей ребенка | Творческие проявления | Внимание | Память | Подвижность нервных процессов | Пластичность гибкость | Координация движений | |||||||||
1. | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||
Всего: |
КАРТА МОНИТОРИНГА УРОВНЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО И ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
ГРУППА № 2 ВОСПИТАТЕЛИ: Сенокосова Н.
Ф. И. ребенка | Музыкальность | Эмоциональная сфера | Проявление характерологических особенностей ребенка | Творческие проявления | Внимание | Память | Подвижность нервных процессов | Пластичность гибкость | Координация движений | |||||||||
1. | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ |
2. | ||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||
10. | ||||||||||||||||||
12. | ||||||||||||||||||
13. | ||||||||||||||||||
14. | ||||||||||||||||||
15. | ||||||||||||||||||
16. | ||||||||||||||||||
17. | ||||||||||||||||||
18. | ||||||||||||||||||
19. | ||||||||||||||||||
20. | ||||||||||||||||||
21. | ||||||||||||||||||
22. | ||||||||||||||||||
23. | ||||||||||||||||||
Всего: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Серпантин, как ленточки"
сценарий новогоднего утренника для детей старшего возраста...
Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца.Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременн...
Рабочая программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
Рабочая программа дополнительного образования кружка "Танцевальный серпантин"...
Программа дополнительного образования "Танцевальный серпантин"
Программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Цель программы: развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие творческого потенциала ребенка средствами музыкально - ритм...
Игровая программа по ПДД в подготовительной группе "Дорожный серпантин"
Игровая программа по ПДД в подготовительной группе...
Программа по дополнительному образованию детей "Танцевальный серпантин"
Методическая разработка...
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) "Серпантин"
Программа для детей 5-7 лет по художественно-эстетическому развитию - танцевальный кружок....