Конспект НОД Тема:"Город Настроения" для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Занятие на развитие эмоциональной сферы дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_podg._gr._gorod_nastroeniy.doc | 125 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.
Тема "Город Настроения"
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
«Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать умение воспринимать и понимать настроение музыкальных произведений: радостное, грустное, страшное, удивленное, злобное, доброе.
- Побуждать к самостоятельной творческой деятельности в процессе речевой и дидактической игры, пантомимической игры на выражение эмоции удивления, игры на детских музыкальных инструментах и танцевального творчества,
- Побуждать к чистому интонированию мелодии.
- Продолжать развивать регистровый слух детей в процессе восприятия музыкального произведения.
- Продолжать формировать чувство метроритма при помощи ритмической графики, моделирования длительностей, ритма, размера.
- Формировать восприятие художественной литературы в музыкальной деятельности: «Дин - дон», «Ключи от буфета», передавая эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов)
- Закреплять музыкально-ритмические движения: подскоки, плавные движения рук, перетопы, боковой галоп по кругу.
- Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
«Социально-коммуникативное развитие»
- Продолжать развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе беседы о характере и настроении музыки, о собственных чувствах.
- Продолжать развивать эмоциональную отзывчивость, радость, грусть, удивление, доброту, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками в процессе песенного, танцевального, игрового творчества.
- Развивать умения работать в команде.
- Совершенствовать умение детей выполнять правила и нормы поведения, формировать основы безопасного поведения в совместной деятельности.
«Познавательное развитие»
- Закрепить у детей знание основных эмоций: радость, грусть, страх, удивление, злость, добро.
- Закреплять знания о колоколах, при помощи восприятия музыкального произведения, игры на колокольчиках.
- Закреплять умение подбирать пиктограмму соответственно услышанного музыкального или художественного произведения.
«Речевое развитие»
- Продолжать развивать устную речь, умение высказываться по поводу услышанного музыкального произведения, по поводу показанной пантомимы, речевой игры.
- Обогащать активный словарь детей словами: «чувство», «настроение», «переживание», «пиктограмма», «радость», «грусть», «страх», «удивление», «злость», «добро».
- Продолжать развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух: правильное интонационные ударения в стихотворениях, правильное пропевание слов и их окончаний в песнях.
«Физическое развитие»
- Продолжать развивать двигательную активность детей, направленную на развитие эмоций и чувств через пантомиму, музыкально-ритмическую игру.
- Закреплять основные движения: подскоки, перетопы, перевалочка, взмахи руками, плавные движения руками, бег с высоких подъемом ног.
- Продолжать развивать физические качества: ловкость, гибкость, равновесие.
Музыкальный материал: «Шутка» И.С.Бах, «Осенняя песнь» П. И. Чайковский, колокольные перезвоны из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», песня «Добрый жук», песня «Колокольчики, «Грустный дождик» Л.Куклина
Материал и оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация материала «Город Настроения», два столика, пиктограммы с выражением эмоций: радость, грусть, страх, удивление, злость, добро; карточки с колокольчиками большими и маленькими, детские музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, ксилофон, синтезатор, треугольники; крылья бабочек, маски для жуков.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Пантомима «Дин-дон» Цель: продолжать развивать двигательную активность детей, направленную на развитие эмоций и чувств через пантомиму 2. Танцевальное творчество. Танец «Жуки и бабочки» Цель: продолжать развивать физические качества: ловкость, гибкость, равновесие. |
Игровая | 1. Дидактическая игра «Колокольчики» Цель: продолжать формировать чувство метроритма при помощи ритмической графики, моделирование длительностей, ритма, размера. 2. Речевая игра «Ключи от буфета» Цель: передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов) |
Познавательно-исследовательская | Проблемная ситуация. 1. «Выбор пиктограмм к услышанной музыке: Шутка» И.С.Баха, «Осенняя песнь» П.И.Чайковский Цель: закреплять умение подбирать пиктограмму соответственно услышанного музыкального произведения. 2.«Выбор пиктограмм к пантомиме «Дин-дон», «Выбор пиктограммы к речевой игре «Ключи от буфета» Цель: закреплять умение подбирать пиктограмму соответственно услышанного художественного произведения. |
Коммуникативная | 1. Беседа по поводу услышанного музыкального произведения: «Шутка» И.С.Баха, «Осенняя песнь» П.И.Чайковского, по поводу показанной пантомимы «Дин-дон», речевой игры «Ключи от буфета» 2. Беседа по поводу показанной пантомимы «Дин-дон» 3. Беседа по поводу проведенной речевой игры «Ключи от буфета». Цель: развивать свободное общение со взрослым, в командах, обогащать активный словарь детей словами: «чувство», «настроение», «переживание», «пиктограмма», «радость», «грусть», «страх», «удивление», «злость», «добро». . |
Музыкальная | 1.Восприятие музыкального произведения «Шутка» И.С. Бах, «Осенняя песнь» П.И.Чайковский Цель: развивать умение воспринимать и понимать настроение музыкальных произведений: радостное, грустное. 2. Пение распевки «Музыка, здравствуй!» М.Лазарев Цель: побуждать к чистому интонированию мелодии. 3. Пение песни «Грустный дождик» Л.Куклиной с игрой на детских музыкальных инструментах. Цель: побуждать к самостоятельной творческой деятельности в процессе игры на детских музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, колокольчиках, треугольниках. 4. Танцевальное творчество. Танец «Жуки и бабочки» Цель: закрепить музыкально-ритмические движения: подскоки, плавные движения рук, перетопы, боковой галоп по кругу. |
Восприятие художественной литературы | 1.Чтение стихотворных строк речевой игры «Ключи от буфета» Цель: способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения через игру. 2. Восприятие стихотворения «Дин-дон» Цель: способствовать эмоциональному восприятию литературного произведения через показ пантомимы |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность музыкального руководителя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Предлагает поздороваться с помощью музыкального приветствия «Музыка, здравствуй!» М.Лазарева
| Дети поют распевку-приветствие.. | Голосовой аппарат детей распет, готов к чистому интонированию песен. Созданы условия для взаимодействия музыкального руководителя и детей. |
2 | Введение в проблемную игровую ситуацию. Музыкальный руководитель с помощью мультимедиа рассказывает о беде жителей города Настроения. предлагает помочь жителям города обрести вновь свои чувства и эмоции. Вопрос: А как мы сможем им помочь? | Дети внимательно слушают, соглашаются помочь жителям города с помощью песен, танцев, игры на музыкальных инструментах. | Внимательно слушают взрослого, отвечают на вопросы, соглашаются на помощь. |
3 | Предлагает послушать музыкальное произведение «Шутка» И.С.Баха | Внимательно слушают музыку. Рассуждают о характере, темпе произведения, о своих чувствах. | Умеют высказываться об услышанном музыкальном произведении. Развита эмоциональная отзывчивость на веселое произведение. |
4 | Проблемная ситуация. предлагает выбрать пиктограмму к услышанной музыке: Шутка» И.С.Баха | Делятся на команды, выбирают пиктограмму соответственно характеру музыки. Определяют эмоцию «Радость» | Умеют подбирать пиктограмму соответственно музыкальному произведению. Умеют работать по командам. |
5 | Предлагает прослушать музыкальное произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского | Внимательно слушают музыку. Рассуждают о характере, темпе произведения, о своих чувствах. | Сформировано умение рассуждать и отвечать на вопросы полным предложением. Развита эмоциональная отзывчивость на грустное произведение. |
6 | Проблемная ситуация. Предлагает выбрать пиктограмму к услышанной музыке: «Осенняя песнь» П.И.Чайковского | Активно работают в команде, выбирают пиктограмму соответственно характеру музыки. Определяют эмоцию «Грусть» | Умеют подбирать пиктограмму соответственно музыкальному произведению. Активно работают по командам. |
7 | Предлагает исполнить песню «Грустный дождик» Л.Куклиной с игрой на детских музыкальных инструментах: металлофонах, ксилофонах, колокольчиках, треугольниках | Дети эмоционально исполняют песню и подыгрывают на детских музыкальных инструментах. | Умеют эмоционально, чисто исполнять песню, играть на детских музыкальных инструментах. |
8 | Пантомима «Дин - дон». Звучат тревожные колокольные перезвоны. Дин - дон, дили - дон, Вопрос: Ребята, что вы почувствовали, играя? Какая музыка звучала? Какие инструменты звучали? | Дети эмоционально показывают пантомиму. Ответы детей: «страх, тревогу, испуг. Звучали тревожно колокола». | Развита эмоциональная отзывчивость на чувство страха. Умеют рассуждать о характере, настроении музыки, художественного произведения.Пополнен активный словарь детей. Проявляют игровую активность с помощью мимики и жестов. |
9 | Дидактическая игра «Песенка колокольчиков» при помощи ритмической графики на интерактивной доске. Моделирование длительностей, ритма, размера. | Дети проигрывают колокольчиком ритм, изображаемый на интерактивной доске, затем, выкладывают ритм картинками-колокольчиками, сыгранный педагогом. | Сформировано чувство метроритма при помощи ритмической графики, моделирования длительностей, ритма, размера. |
10 | Речевая игра на выражение эмоции удивление. Взрослый: Кто взял ключи от буфета, где лежат мои конфеты? Их взял, их взял, их взял (имя ребенка) Ребенок. Кто я!? Я не брал! В заключение дети говорят все вместе: Зря на нас не говорите Вопросы: Что вы почувствовали, играя? | Дети эмоционально проговаривают слова. Ответы детей: удивление, возмущение. | Активно играют в речевую игру. Развита эмоциональная отзывчивость на чувство удивление. |
11 | Предлагает рассмотреть пиктограмму эмоции «Злость» и «Доброта» и назвать их, исполнить танец «Жуки и бабочки» Вопросы к танцу: Какие по характеру жуки? Какие бабочки по характеру? | Называют пиктограммы. Отвечают на вопросы: бабочки добрые, хрупкие, нежные, а жуки, коварные, злые, вредные. Исполняют эмоционально танец «Жуки и бабочки» | Развита двигательная активность. Закреплены основные движения: подскоки, перетопы, взмахи руками, плавные движения руками, боковой галоп. Развиты физические качества: ловкость, гибкость, равновесие. |
12 | Решение проблемной ситуации. Помогли вернуть жителям их эмоции, настроения. | Делятся впечатлениями. | Сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками. Развита эмоциональная отзывчивость. |
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в зал. Музыкальный руководитель предлагает исполнить музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй».
- Музыка, здравствуй! – 2 раза
- Музыка, музыка.
- Праздник прекрасный – 2 раза
- Нам дарит музыка.
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, взрослые!
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, здравствуйте все! (М.Лазарев)
Музыкальный руководитель.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришло письмо от жителей города Настроения. С ними случилась беда. Живут в этом городе жители похожие на нас. Они, так же как и мы умеют веселиться и грустить, смеяться и плакать, сердиться и удивляться. Но вдруг поселился в их городе злой волшебник, нагнал он черные тучи, пролился такой сильный дождь, что смыл с лиц жителей веселье и грусть, страх и удивление, и стали лица жителей города Настроения безликими, бесцветными, белыми. Вот как сейчас (обращает внимание на интерактивную доску, где показаны бесцветные лица). Просят жители города у нас помощи, прогнать этого злого волшебника и вернуть им настроения и чувства. Поможем им, ребята? (Да). А как мы сможем им помочь?
Предполагаемые ответы детей: музыкой, песней, танцем, игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Нашей помощницей станет для нас - музыка, ведь она лучше всех умеет передавать чувства, настроения, переживания. Послушаем музыку.
Слушание «Шутка» И.С.Бах
Муз. рук. Скажите, что вы почувствовали, слушая музыку?
Ответы детей: веселье, радость, задор.
Муз. рук. Попробуйте придумать название этой пьесе.
Ответы детей.
Муз. рук. Настоящее название этой пьесе «Шутка» Иоганна Себастьяна Баха.
Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое больше всего подходит к настроению музыки. Работаем по командам.
Игра. (Дети делятся на команду мальчиков и девочек, выбирают пиктограмму.)
Появляется на интерактивной доске изображение с весёлым лицом.
Муз.рук. Вот и помогли мы первому жителю города обрести свое лицо Радости.
Прослушайте другую музыкальную пьесу.
Звучит «Осенняя песнь» П.И.Чайковского
Муз. рук. Скажите, что вы почувствовали, слушая музыку?
Ответы детей: грусть, печаль, тоску.
Музыкальный руководитель.
Попробуйте придумать название этой пьесе
Ответы детей.
Настоящее название пьесы «Осенняя песнь» композитора П.И.Чайковского. Выберите из пиктограмм выражение настроения этой музыкальной пьесы.
Игра. (Дети делятся на команду мальчиков и девочек, выбирают пиктограмму.)
Появляется на интерактивной доске изображение с грустным лицом.
Муз.рук. Вот и помогли мы второму жителю города обрести свое лицо Грусти.
Давайте исполним для него песенку «Грустный дождик»
Исполнение песни «Грустный дождик» Л.Куклиной с игрой на детских музыкальных инструментах.
Муз.рук. Настроение другим жителям мы попробуем вернуть при помощи пантомимы: «Дин - дон» для этого встанем в круг.
Пантомима «Дин - дон». Звучат тревожные колокольные перезвоны из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».
Дин - дон, дили - дон,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.
Тух-тух-тух и огонь потух.
Муз.рук. Ребята, что вы почувствовали, играя?
Ответы детей: страх, тревогу, испуг.
Муз.рук. Выберите из пиктограмм выражение настроения для этой речевой игры.
Дети в командах выбирают пиктограмму «Страха»
Появляется на интерактивной доске изображение эмоции страха.
Муз.рук. Вот и помогли мы третьему жителю города обрести свое лицо.
А какие инструменты вы сейчас слышали? (колокола) В давние-давние времена, на Руси, когда звонили колокола, народ собирался на большой площади, что бы узнать какую-то весть. Весть была не только грустной, но и радостной. Давайте поиграем на колокольчиках под музыку.
Дидактическая игра «Песенка колокольчиков» при помощи ритмической графики на интерактивной доске. Моделирование длительностей, ритма, размера.
(Дети проигрывают колокольчиком ритм, изображаемый на интерактивной доске, затем, выкладывают ритм картинками-колокольчиками, сыгранный педагогом.)
* * * * * *
Муз.рук. А теперь вспомним игру «Ключи от буфета». Речевая игра на выражение эмоции удивление.
Муз.рук. Кто взял ключи от буфета, где лежат мои конфеты?
Их взял, их взял, их взял (имя ребенка)
Ребенок. Кто я!? Я не брал!
Знаю, знаю, кто их взял.
Их взял, их взял, их взял………(имя другого ребенка) и т.д.
В заключение дети говорят все вместе
Зря на нас не говорите
У себя ключи ищите.
Муз. рук. Что вы почувствовали, играя?
Ответы детей: удивление, возмущение.
Муз. рук. Выберите подходящие пиктограммы.
Появляется на интерактивной доске изображение с удивлённым лицом.
Муз.рук. Вот и еще одному жителю мы вернули своё лицо, своё настроение.
Дети усаживаются на стульчики
Муз. рук. Ребята, посмотрите, у нас осталось еще две пиктограммы, какое настроение выражают они?
Ответы детей: выражают зло и гнев, доброту и нежность.
Муз.рук. Предлагаю исполнить танец «Жуки и бабочки».
Расскажите мне жуки, они какие?
Ответы детей: злые, коварные, угрюмые музыка исполняется тяжело, звуки низкие.
Муз.рук. А, бабочки, они какие?
Ответы детей: добрые, нежные, легкие музыка напевная, ласковая звуки высокие.
Муз.рук. Давайте и мы с вами превратимся в жуков и бабочек, и при помощи движения, выражения лица их изобразим. (атрибуты для игры). Девочки будут бабочками, а мальчики жуками.
Танцевальное творчество. Ритмический танец «Жуки и бабочки».
Появляется на интерактивной доске изображение с добрым и злым лицом.
Муз. рук. Ребята, посмотрите, всем жителям города мы вернули их лица и у каждого – своё настроение. Скажите, всё вам нравится в этом городе? Может быть, что-то вы хотели бы убрать или наоборот добавить.
Ответы детей: убрать черные тучи, озеленить деревья, посадить цветы.
На интерактивной доске меняется фон.
Муз.рук. Ребята, что бы вы хотели пожелать жителям города Настроения?
Пожелания детей.
Муз. рук. А я вам пожелают хорошего, радостного, солнечного настроения. И предлагаю в группе под музыку нарисовать картинки ваших настроений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КонспектНОД
Конспект НОД "Дары Осени"...
КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"
Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...
КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»
КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...
КонспектНОД по конструированию из природного материала по образцу на тему «В гостях у Дядюшки Ау» в старшей группе
Конспект НОД по конструированию из природного материала по образцу на тему «В гостях у Дядюшки Ау» в старшей группе...
КонспектНОД по рисованию в старшей по нетрадиционной технике (рисование на мокрой бумаге) Тема "Дождик, дождик пуще!"
КонспектНОД по рисованию в старшей по нетрадиционной технике (рисование на мокрой бумаге)Тема "Дождик, дождик пуще!"Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: на мокрой бумаге кис...