Мама-главное слово на свете
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Клочкова Дарья Федоровна

Сценарий интегрированного занятия для детей логопедической группы "Мама - главное слово на свете". Материал предоставлен  музыкальным руководителем при поддержке учителя-логопеда для детей, имеющих нарушения речи и направлен на развитие звуковой культуры речи в сочетании музыки и слова. Внедрение разработки "Мама - главное слово на свете"  предполагает решение следующих основных задач: активизация словарного запаса детей; совершенствование грамматического строя речи через развитие навыков словообразования при помощи суффиксов; развитие воображения, творческих и музыкальных способностей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_integr.zanyatiya.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Мама – главное слово на свете»

(интегрированное занятие для логопедической группы)

Большинство детей, посещающих наш детский сад, имеют проблемы с речью, поэтому все педагоги в тесном сотрудничестве проводят необходимую работу. Особенно это касается музыкального руководителя и учителя-логопеда, ведь музыка является одним из эффективных выразительных средств речевого развития дошкольников.

Цель. Развивать звуковую культуру речи в сочетании музыки и слова.

Задачи. Активизировать словарный запас детей. Совершенствовать грамматический строй речи через развитие навыков словообразования при помощи суффиксов. Закреплять умения ритмично и выразительно двигаться под музыку и координировать слова с движениями. Формировать правильное дыхание, развивать певческий диапазон голоса. Развивать фонематическое восприятие через дифференциацию звуков: шипящих, свистящих, сонорных. Развивать воображение, творческие и музыкальные способности. Воспитывать эмоционально-эстетическое восприятие детей, уважение и любовь к маме.

Материал и оборудование. Аудиозаписи музыкальных произведений, используемых на занятии. Компьютер, проектор, экран, магнитофон. Портрет П.И. Чайковского.

Шапочки для мамы-белки и бельчонка. Корзинка с орешками (один орешек большой, три орешка поменьше). Картинки с изображением домашних животных (корова, овца, лошадь, собака) и их детёнышей.

Предварительная работа. Воспитатель разучивает с детьми стихи, поговорки о маме, читает им рассказы, проводит беседу о маме, оформляет с детьми в зале выставку рисунков «Мы все такие разные» и фотовыставку «Милая мамочка - лучше всех!»

Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальными произведениями, разучивает с детьми песню.

Ход занятия

Дети заходят в зал под музыку Первой симфонии (2-я часть «Зимние грёзы») П. Чайковского и становятся в круг.

Музыкальный руководитель (м. р.). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы здоровы. А какая замечательная музыка встречала вас! Сделайте вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту,  красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения и пожелайте друг другу доброго утра.

Дети исполняют попевку-приветствие «Утром солнышко встаёт» (на мотив песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»)

Дети (поют вместе с музыкальным руководителем и выполняют движения).

Утром солнышко встаёт (поднимают вверх),

Вместе с птицами поёт. (Взмахивают руками как крыльями.)

С добрым утром, с ясным днём! (Выставляют вперёд сначала правую, а затем левую руку)

Вот как дружно мы живём! (Берутся за руки).

Проходят на стульчики

М. р. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о маме. Мама - самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь. Мама... Закройте глаза, тихо-тихо произнесет это слово и прислушайтесь к нему. А теперь откройте глаза. Ребята, если бы слово «мама» можно  было попробовать на вкус, каким бы оно по- вашему, было? (Вкусным, сладким, нежным.) А если бы это слово мы могли потрогать, какое оно было бы на ощупь? (Мягким, пушистым.) А какими красками вы бы его нарисовали? (Жёлтыми, голубыми, розовыми). А на каком музыкальном инструменте вы бы сыграли это слово? (На скрипке, виолончели, флейте. Потому что, у этих инструментов - нежное, мягкое, спокойное, душевное звучание) Наверное, вы все сейчас представили своих мам. Скажите, как вы себя чувствуете, если рядом с вами ваши мамы? (Спокойно, уютно, тепло.) А когда мамы нет дома, что вы испытываете? (Печаль, тоску, скуку, грусть.)

Грустно было и маленькому мальчику Пете, когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень скучал по ней. В печали он сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах какую-то мелодию. Наконец получилась музыка. Пьеса получилась немного грустная, но ведь это и вправду грустно, когда мама уезжает. Прошли годы. Маленький Петя вырос и стал композитором, которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку. Ребята, вы узнали, о ком идёт речь? (Показывает портрет П.И.Чайковского, дети называют композитора) Верно, это Пётр Ильич Чайковский. Музыка, которую мы услышим сегодня, написана специально для «Детского альбома». «Мама» - так называется пьеса, которую я сейчас исполню. (Исполняет на фортепиано пьесу). Как вы думаете, какие чувства испытывал композитор к своей маме? (Композитор любил свою маму, относился к ней с нежностью.) Музыка Чайковского без слов и называется «инструментальная». Но и без слов понятны чувства композитора. Если мы внимательно послушаем музыку (исполняет мелодию 9-12-го тактов), то услышим грустные интонации, вздохи, печаль. Как будто композитор зовёт: «Мама, где ты?» (Ещё раз исполняет мелодию.) Давайте вместе пропоём эти грустные интонации.

Дети вслед за педагогом пропевают в разных регистрах, с разной динамикой интонации 9-12-го тактов.

Раздаётся голос Мамы-белки (логопед).

Мама-белка (из-за двери). Иду, иду, мой Бельчонок! Где ты? (Видит детей.) Ой! Здравствуйте, ребята! А где же мой Бельчонок? Мне показалось, что он зовёт меня.

М. р. Здравствуй, Белочка! Это пели дети. А что случилось?

Мама-белка. Я пришла домой, а моего Бельчонка нет, только на столе стояла вот эта корзинка с орешками. (Показывает корзинку детям.) А что мне делать с этой корзиной, я не знаю. Может, вы мне подскажете?

М. р. Ребята, у кого какие предложения? (Дети предлагают посмотреть, что лежит в корзине, отнести её назад в домик, раскрыть орешки и т. д.) Давайте попробуем раскрыть самый большой орех!

Музыкальный руководитель открывает орех и находит в нём записку, читает её: «Я верну тебе Бельчонка, если ты выполнишь все мои задания. Леший».

Мама-белка (плачет). Как же я выполню все задания? Я не справлюсь одна, ведь я так расстроена. Ребята, помогите мне, пожалуйста, вернуть Бельчонка!

М. р. Успокойся, Белочка, мы тебе обязательно поможем. Давайте возьмём ещё один орешек, может, там спрятано задание?

Достаёт орешек, раскрывает его и видит записку с заданием:

 «Помоги детёнышам животных назвать свою маму».

Мама-белка. Тут в корзине как раз есть картинки, с помощью которых мы сможем выполнить это задание.

(Достаю из корзины картинки)

У нас есть картинки, называем все вместе вслух, что на них изображено:

Щенки,

Ягнята,

Телята,

Жеребята

А теперь, чтобы легче и быстрее детёнышам найти свою маму давайте пройдём все к столу, и выберем для детёнышей свою маму.

Подошли, встали в линию

(На столе заранее  разложены большие карточки с изображением коровы, овцы, лошади, собаки. Детям раздаются маленькие карточки с изображениями их детёнышей. Пока звучит музыка, дети рассматривают картинки, определяют, кто мама детёнышей).

Предлагаю разделится на 4 группы по 2 человека.

Уля, Лёша становятся сюда - помогите найти щенкам свою маму и возьмите нужную картинку (большую) с этого стола и т.д.

Образуется 4 подгруппы детей. Белочка подходит к 1-й подгруппе.

Мама-белка. Кто вы?

Дети. Мы телята.

Мама-белка (подходит ко 2-й подгруппе). Как зовут вашу маму?

Дети. Нашу маму зовут корова.

Мама-белка (подходит к 3-й подгруппе). Кто вы?

Дети. Мы ягнята.

Мама-белка (подходит к 4-й подгруппе). Кто ваша мама?

Дети. Наша мама овца.

А теперь вместе со мной попробуем спеть «Как поют животные»

Дети исполняют попевку «Кто как поёт» М. Картушиной,

 используя высотное тактирование.

М. р. (поёт). Вышли гуси на луга

И запели: «Га-га-га!» (Исполняет на одном звуке.)

Дети (повторяют также). Га-га-га!

М. р. А корова на лугу

Им ответила: «Бе-бе» (исполняет на одном звуке).

Дети. Нет! «Му-му-му!» (Поют, используя нисходящую интонацию на двух звуках).

М. р. А овечка на дворе

Пела: «Бе-бе-бе!»

Дети. «Бе-бе-бе!» (Исполняют терцовый ход вверх.)

М. р. Куры квохчут?

Дети. «Ко-ко-ко»! (Исполняют квартовый ход вверх.)

М. р. Кот лакает молоко

И мурлычет...

Дети. «Мур-мур-мур!» (Исполняют нисходящее тоническое трезвучие.)

М. р. (вместе с детьми). А потом гоняет кур! Молодцы! С первым заданием мы справились на отлично!

Проходят на стульчики

         Мама-белка. Первое задание мы выполнили. Давайте скорее возьмём следующий орешек!

Дети берут орешек, раскрывают его.

Мама-белка (читает записку). «Подарок маме».

М. р. Ребята, а что можно подарить маме?

Дети. Что-нибудь нарисовать, сделать открытку, прочитать стихотворение, спеть песенку.

М. р. Верно! Раз мы находимся на музыкальном занятии, давайте подарим маме песенку, которую придумаем сами. А вот что мы будем дарить мамочке это мы будем с вами придумывать поочереди. В нашей песне каждая строчка будет начинаться со слов «Подарю я мамочке». Давайте поучимся: Сначала я придумываю слова, потом вы. Я- первую строчку, вы- следующую.

Необходимо продолжить , придумав слова в рифму и  повторив мелодию, которую я вам пропела. (Сначала придумываем без музыки, а потом исполняем получившуюся песенку под аккомпанемент)

Проводится упражнение на словотворчество «Подарю я мамочке» М. Картушиной// Картушина М.К). Мы играем, рисуем, поём: Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. - М., 2003. - С 87. Детям предлагается не только закончить предложение в рифму, но ещё и допеть предложенный им мотив.

М. р. {поёт).

Подарю я мамочке

Солнце золотое...

Дети (продолжают).

Подарю я мамочке

Небо голубое.

М. р. (поёт).

Подарю я мамочке

Нежную улыбку...

Дети. Подарю я мамочке

Песенку на скрипке.

М. р. (поёт).

Подарю я мамочке

Клейкие листочки.

Дети. Подарю я мамочке

Нежные цветочки.

         М. р. Белочка, в корзинке ещё остались орешки?

Мама-белка. Остался ещё один орешек. Ребята, помогите мне открыть его.

Дети раскрывают орешек, в нём записка: «Ритмические цепочки из цветочков».

Что же это означает и как нам справится с этим упражнением?

Мама-белка: Тут в корзине как раз есть карточки с загадками, с помощью которых мы сможем выполнить и это задание. Загадывает загадки про цветы:

  1. Похож я на флаг

А называюсь…(мак)

  1. Боюсь я мороза

Нежная, милая…(роза)

  1. По утрам гуляем берегом реки,

Тёмно-голубые рвём там…(васильки)

  1. Белые горошки

На зелёной ножке…(ландыш)

Перед Вами, дети, картины цветов, которые вы угадали. Так же как и у музыки есть свой ритм, так и слов есть свой ритм. Кто самостоятельно хочет прохлопать ритм цветов? (если нет, то все вместе - прохлопываем).

А давайте попробуем подобрать к каждому рисунку (цветку) свою ритмическую схему. Внимательно рассмотрите и цветы и ритмические схемы (7 карточек на столике)

Я предлагаю Тимуру подобрать схему для «Розы» и встать мольбертом

___________Лёше ________________для «Василька» встаёт и т.д. (одна лишняя)..

Прохлопываем получившийся рисунок.

А теперь с помощью музыкальных инструментов озвучить эти ритмические схемы. (Каждый из вас по своему желанию выбирает понравившийся инструмент) выбрали…

Нацеливаю каждого ребёнка на определённый цветок. (Спросить: какой цветок и сколько раз нужно будет проиграть)

(По моему сигналу начинаем озвучивать каждую ритмическую схему по очереди)

Пока проводятся упражнения, воспитатель уводит Ульяну из группы и надевает на него шапочку Бельчонка.

Звучит в записи «Песня о маме» из к/ф «Маме, муз. Ж. Буржоа и Т. Попа, сл. Ю. Энтина. Появляется Бельчонок, подпевает. Песня звучит тише, Белка обнимает Бельчонка.

Мама-белка (на фоне музыки). Здравствуй, мой дорогой Бельчонок! Как я по тебе соскучилась - так рада тебя видеть! А помогли нам встретиться ребята, которые правильно выполнили все задания.

Бельчонок. Спасибо вам, ребята. Я тоже очень рад, что наконец-то встретился с тобой, мамочка!

Муз.рук: Какая трогательная встреча. Как здорово, что мы помогли бельчонку найти свою маму. Исполним для них куплет самой доброй песни про маму.

Дети и Бельчонок (исполняют припев «Песни о маме»).

Мама - первое слово, главное слово

В каждой судьбе.

Мама - жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе!

М. р.. Ребята, есть такое выражение «Мама - самое главное слово на свете». Как вы думаете почему так говорят? (Дети отвечают.) мама – это не только самое главное слово, но и самый главный человек. Благодаря маме мы появились на свет.

Мама-белка. Дети, старайтесь не огорчать своих мам, любите их и радуйте. А нам пора возвращаться домой.

М. р. А нам пора в группу. До свидания!

Звучит музыка «Зимние грёзы», дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов....

Мама - главное слово на свете

Сценарий Дня матери в средней группе....

Конспект родительского собрания «Педагоги, мама, я – дружная семья» по итогам проекта «Мама – главное слово на свете»

Материал можно использовать педагогам в работе с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Содержит викторину, видеопрезентацию, результаты анкет, памятку для родител...

Мама-главное слово на свете

Сценарий, посвященный дню Матери для подготовительной группы...

Сценарий праздника "Мама - главное слово на свете" для детей старшего возраста

"Мама главное слово на свете" (интегрированное занятие в старшей группе).Цели: Развивать звуковую культуру речи в сочетании музыки и слова.Задачи:Активизировать словарный запас детей. Совершенствовать...

Педагогический проект "Мама - главное слово на свете"

Проект разработан к Международному женскому дню 8 Марта для детей средней группы....

Мама главное слово на свете

Интегрированное занятие для слабослышащих детей 6-7лет по музыкальной стимуляции...