Формирование элементарных представлений дошкольников о балете в процессе проектной деятельнсти
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) по теме
Реализация проекта для детей подготовительной группы
"День Рождения Сони"
Музыкальная культура – наиболее благодатный материал для развития «движения души» формирующейся личности (Сл.№2), и в дошкольном возрасте мы знакомим детей с высокохудожественными образцами музыкального искусства (Сл.№3).
Но в самостоятельной деятельности и дома дети не вспоминают об услышанном на занятии, а живут в окружении эстрадных песен. В подсознании ребёнка закрепляется представление, что «есть музыка для занятий», а есть «для жизни».
Как же сделать классическую музыку близкой и понятной для ребёнка? Мы предположили, что наиболее привлекательным для этого является балет. Интересный сюжет, яркие танцы и декорации в балете позволяют дополнить слуховые ощущения зрительными и сделать музыку более доступной для восприятия.
Изучив опыт знакомства детей с балетом, мы выяснили, что многие педагоги сделают это в игровой форме, используя элементы творчества.
Особенно нас заинтересовала работа Т. Ф. Кореневой [10,11]. Мы решили использовать её идеи в своей работе, но выбрать такой метод, который бы обеспечил самостоятельность детей в этой деятельности.
Метод проектов ориентирован на осознание детьми своих интересов и формирование умения их реализовывать..
В нашем случае проект даст возможность детям стать участниками игры, сюжетом которой будет создание балета и обеспечит использование творческих форм интеграции детей в культуру. Было решено организовать исследовательскую деятельность на базе нашего детского сада.
Были выбраны:
- Цель (Сл.№7);
- Объект (Сл. №8)
- Предмет (Сл. №9)
- Гипотеза (Сл. №10)
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи, выбраны методы и определены этапы исследования (Сл. №11).
База исследования – дети двух подготовительных групп МБДОУ №7 по 17 человек в каждой.
Для определения эффективности выбранного метода было проведено педагогическое обследование. В соответствии с программой [1] были определены критерии оценки качества представлений детей о балете (Сл №12) и характеристики уровней развития.
На начальном этапе исследования дети находились примерно на одном уровне развития (Сл №13).
Создание балета как результата исследования проектного метода осуществлялся путём составления либретто на предлагаемую нами музыку (Сл№14).
Дети, слушая музыку из «Детского альбома», импровизировали под сюжетную музыку, придумывая свои танцы-импровизации (Сл№15). На вопрос: «Как можно объединить эти произведения?», - мы пришли к общему мнению, что это игрушки и их можно купить, подарить на день рождения.
Так возникла идея по объединению некоторых произведений П.И. Чайковского в балет «День рождения Оли» (Сл. №16).
Тема проекта была выбрана: поставить балет «День рождения Оли» на музыку П. И. Чайковского. Сам проект получил название «Волшебный мир балета». Теперь необходимо было спланировать работу над спектаклем (Сл №17).
Дети предлагали свои пути решения этой задачи, их предложения фиксировались на ватмане, что вы и видите на слайде №18. Для более точного составления плана своих действий дети использовали схему (Сл. №19), которую сами заполняли с помощью картинок и символов.
На слайде №20 представлена паутинка проекта «Волшебный мир балета».
Реализация проекта осуществлялась не только музыкальным руководителем на музыкальных занятиях (Сл.№21), но и другими специалистами МБДОУ (Сл. №21, 23, 24).
Для определения результативности используемого метода было проведено повторное педагогическое обследование, которое показало, что у детей испытуемой группы в развитии представлений о балете видна положительная динамика (Сл. №25).
Эти дети при слушании музыки из балета определяли её как часть спектакля: «это танец, сцена из балета». Тогда как дети контрольной группы любой фрагмент из балета называли одним словом «балет».
Проанализировав работу детей в этом проекте, мы пришли к выводу что дети стали:
- легко ориентироваться как в структуре музыкального произведения, так и в структуре балета (ритмопластического спектакля);
- расширили музыкальный словарь терминов (либретто, солист, кордебалет и др.)
- значительно ярче и эмоциональнее воспринимать музыку;
- интереснее и выразительнее импровизировать в танце.
Таким образом, ясно видно, что заявленная гипотеза – верна.
Этот проект – долгосрочный. Его реализация заняла три месяца. Итогом стал спектакль, который дети подарили мамам на 8 марта (Сл. №26-34).
Перспективность этого метода заключается в том, что его можно применить и для ознакомления старших дошкольников с другими жанрами классической музыки, например с оперой (Сл. №35).
Ссылка на презентацию с проекту.:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете тема "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"
Выступление на педсовете по теме: "Организация работы по формированию элементарных представлений у дошкольников о видах изобразительного искусства"...
Материал из опыта работы на тему: «Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промыслами России».
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах искусства на примере ознакомление с народными промысламиРоссии. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «В период детства ...
Формирование экологических представлений дошкольников через проектную деятельность
Консультация для педагогов дошкольных организаций по теме "Формирование экологических представление дошкольников через проектную деятельность"...
Формирование элементарных представлений о величине у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Материал содержит рекомендации для педагогов по формированию представлений о параметрах величины у дошкольников с ТНР...
Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных представлений по астрономии у дошкольников с применением технологии ТРИЗ»
Применение ТРИЗ-технологии позволяет осуществить требования Федерального государственного образовательного стандарта, который акцентирует внимание на необходимости создать условия для развития мышлени...
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства.2020
Формирование элементарных представлений у дошкольников о видах музыкального искусства. 2020...
Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"
Из опыта работы " Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных представлений у старших дошкольников"...