МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ
методическая разработка по музыке на тему
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Разного рода танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_so_slovom_niny_gennadevny_vidovoy.doc | 126.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №26 «Жемчужинка»
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ
Музыкальный руководитель
Видова Нина Геннадьевна
Смоленск, 2014
Пояснительная записка
Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.
В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Разного рода танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.
Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определённой степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства игр – короткие тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, лёгкий стремительный бег.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги, ритмизировать.
Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звучания и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» (1-я фраза).
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
Та ти-ти, та ти-ти,
или
Ти-ти ти-ти та та
или
Таким же образом следует ритмизовать все тексты.
ИЗ ЛАТЫШСКОЙ НАРОДНОЙ ПОЭЗИИ Водят пчёлы хоровод | |
Водят пчёлы хоровод – брум, брум, брум, брум. В барабан ударил кот – трум, трум, трум, трум. Стали мыши танцевать – тир-ля-ля, тир-ля-ля. Так, что начала дрожать вся земля, вся земля. | Идут хороводом. Ритмично имитируют игру на барабане. Кружатся на поскоке. Сужают круг, топ! Расширяют круг, топ! |
Мы пошли по ельнику Дети стоят лицом в круг, держась за руки. | |
Мы пошли по ельнику, ельнику, Мы пришли на мельницу к мельнику. Нам навстречу из ворот Вышел чёрный-чёрный кот. Говорит он: «Мельник нынче В гости вас совсем не ждёт!» | Приставной шаг вправо с приседанием. Пружинка с выставлением ноги на пятку. Кружение на всей ступне. |
Барашек Дети стоят лицом в круг, держась за руки. | |
Маленький барашек, Нам мешок кудряшек | Сужают круг, топ! Расширяют круг, топ! |
Подарил к зиме, Подарил к зиме. Вышла брату шубка, Вышла маме юбка И носочки мне, И носочки мне. | Кружение на всей ступне. Показывают руками от плеч до колен. «Утиные хвостики». Руки на поясе, выставление ноги на пятку. |
Комар Дети стоят по кругу, друг за другом. | |
Оседлал коня комар И поехал на базар. Он везёт назад с базара Комариного товара В трёх мешках И в трёх корзинах Преогромных, Комариных. | Галоп. Высокий шаг. Распашонка. Через середину развести руками в стороны. Большим и указательным пальцем показать что-то маленькое, рука у глаза. |
На сеновале Дети разделены на пары, стоят в общем кругу лицом в круг. | |
До утра на сеновале Мыши быстрые снова Спать Марусе не давали. | Ритмичные поскоки. Пары поворачиваются друг к другу лицом – пальцы-коготки «царапаются». |
Позвала кота Маруся: «Котик, котик длинноусый, Напугай мышей, Прогони взашей!» | Зовут жестом руки. Руки за спиной, ритмичная ходьба. Кружение на прыжке (на одной ноге), движение руки – «подхлёстывать прутиком». |
СТИХИ ВЛАДИМИРА СТЕПАНОВА Лягушки Дети располагаются свободно по залу. | |
На старой кадушке Сидели лягушки – Зелёные ушки, Тупые макушки. Я к ним подошёл – Они в воду бултых! И нечего больше Сказать мне про них. | Прыжки по лягушачьи. Остановиться. Падают на бок. Лежат на животе, локти на полу, руки под подбородком, качают ногами. |
Ванечка | |
Ах ты, Ваня-Ванечка, В руках балалаечка, Рубашка пёстрая, А лошадка бесхвостая, – Купил за пятак, Отдаёт за так. | Ритмичные хлопки. Имитируют игру на балалайке. Прыжки друг за другом. Прямой галоп. Левая рука вытянута вперёд, правая - «кладёт пятак». |
Мыши | |
Наши мыши – ваших тише, Не шуршат по погребам. К вам не ходят наши мыши. Не пускайте ваших к нам. | Присели, пальчик у рта. Руки вперёд, шевелят пальчиками. Грозят правой рукой. Грозят левой рукой. |
Загадка Дети сидят на корточках свободно по залу. | |
Солнце встало, удивилось: - что случилось? Что со мной? Я за лесом спать ложилось, А проснулось над рекой! | Встают руки вверху, в стороны. Руки внизу в стороны, плечи приподнять, опустить вправо, влево (удивились). Ладошки вместе под щекой. Поднять руки, потянуться. |
Игла | |
Шей, иголка, не ленись, Шей, иголка, не колись! Тяни-тяни ниточку, Чини-чини дырочку. Дырочку на варежке У маленькой Варечки. | Грозят правой рукой. Грозят левой рукой. Хоровод по кругу. Идут в круг, топ! Идут из круга, топ! |
Водица Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу. | |
У колодца вода льётся, Маша улыбается, Как уточка плескается: - Водица, водица, Давай с тобой водиться! | Три перетопа вправо, влево – 2 раза. Удары прямыми руками по бокам. Хлопок в ладоши, хлопок по рукам партнёра – 2 раза. |
Радуга | |
В небе радуга висит, Детвору веселит. С неё как с горки Едут Егорка, Петух, кот, свинья, А за ними и я. | Движения прямых рук снизу вверх через стороны до встречи над головой. Хлопки «колокола» (над головой). Поскоки. |
ИГРЫ СО СЛОВОМ (РИТМИЧНО РЕЧЕВЫЕ ДВИЖЕНИЯ) НА СТИХИ РАЗНЫХ АВТОРОВ Любопытная Варвара | |
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз, | Пружинка. Поворот влево. Поворот вправо. Голову поднять вверх. Голову опустить вниз. |
Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Присели на корточки. Сели на пол, руки и ноги в стороны. |
У оленя дом большой Все дети группы поделены на «зайцев» и «оленей». «Олени» стоят по кругу; «зайцы» внутри круга стайкой. | |
У оленя Дом большой. Он глядит в своё окошко. Зайка по лесу бежит И в окно стучит: - Тук, тук, тук! Дверь открой! - Зайка, зайка, не зевай, Лапку мне скорей давай! | Руки с растопыренными пальцами приложить к затылку – «рога». Сделать руками «крышу» над головой. Указательными и большими пальцами двух рук сделать окошко перед лицом. «Зайцы» свободно прыгают внутри круга. Кулачок правой руки стучит по левой ладони. «Олени» протягивают руки вперёд, «зайцам» нужно найти себе пару – взять «оленя» за руки. «Заяц» без пары остаётся «зайцем», а остальные меняются ролями. |
Весёлый человек Дети стоят лицом в круг, положив руки друг другу на плечи. | |
Человек весёлый я, Все вокруг – мои друзья. | Раскачиваются. |
Я похлопаю в ладоши С вами в этот день хороший. Я потопаю ногами Дружно, весело с друзьями. А потом со всеми вместе Я потопаю на месте. На одной ноге скачу, Если только захочу. Приседаю и кружусь, И со всеми веселюсь. | Хлопают. Топают ногами. Прыжки на 2-х ногах. Прыжки на 1-ой ноге. Присесть и резко встать, кружиться на прыжке с хлопками. |
Стрекоза | |
Стрекоза, стрекоза – Две горошины глаза. Ножки – грабелькой, Хвостик – сабелькой, Крылья – бантиком, Спинка с кантиком. | Пружинка с поворотом. Руками сделать «очки». Руки «полочкой», выбрасывание ног. Руки назад. Руки к плечам, качают. Побежали («полетели»), руки-«крылышки». |
Перепляс | |
Музыканты веселей – Барабанов не жалей! | Подскоки на месте. |
Собирайтесь, плясуны – Бегемоты и слоны, Лисы, ёжики, еноты – Все, кому плясать охота! Раз, два, три! Три, два, раз! Начинаем перепляс! | «Ковырялочка». Кружение на подскоке. |
Тёлочка Дети стоят по кругу друг за другом. | |
Тёлочка, тёлочка – На хвосте метёлочка. После этого хвоста Всюду будет чистота! | Переменный шаг. |
Щенок | |
Гулял без зонтика щенок, Тяф-тяф, тяф-тяф. Щенок под дождиком промок, Тяф-тяф, тяф-тяф. От носика до хвостика, От хвостика до носика. | Идут по кругу вправо. Идут по кругу влево. Стоя на одной ноге, дотрагиваются до носа, до «хвостика». |
Кошечка | |
У кошечки есть лапки, На лапках есть царапки, Когда она играет, Царапки убирает. | 3 шага в круг. 3 шага из круга. 3 шага в круг. 3 шага из круга. |
Кит | |
Больше всех на свете кит! Потому что кит молчит. Помолчу я вместе с ним, Чтобы тоже стать большим. | Идут по кругу, держась за руки. 4 шага из круга. Приседают, указательный палец у рта. Встают, руки вверх, потянулись. |
Козлик | |
Вышел козлик погулять, Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, По козлиному кричит: «Ме-э-э!» | Поскоки. Пальцы-«рожки», бодаются. |
Гармошка | |
Ты играй, моя гармошка – До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Посмотрите, полюбуйтесь, Как танцуют на Руси! | Руки на поясе, движение ног – угловая гармошка. |
Танцор | |
Сяду-встану, сяду-встану, И как мячик поскачу. Танцевать я не устану, Я танцором стать хочу. | Присядка. Прыжки на 2-х ногах. Присядка. Прыжки на 2-х ногах. |
Грибы | |
– Ножки, ножки, где вы были? – За грибами в лес ходили. – Что вы, ручки, работали? – Мы грибочки собирали. – А вы глазки, помогали? – Мы искали да смотрели, Все пенёчки оглядели. Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком. | Руки на поясе, топают: шаг на месте. Хлопки. Руки у лица, «хлопают ресницами». Руки-«бинокли». Прыжки с хлопками (темп быстрый). |
Иголка | |
Иголка, иголка, Ты остра и колка. Не коли мне пальчик, Сшей мне сарафанчик. | Указательным пальцем правой руки ударяют по левой ладони. Грозят пальчиком. Хлопают в ладоши. |
Дрова Дети стоят парами лицом друг к другу, держась правыми руками. | |
Мы сейчас бревно распилим, Пилим-пилим, пилим-пилим. Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова! Вот! | Дети имитируют движения пилки дров, левые руки на поясе. Руки внизу ладонями вперёд. |
Хвастунишка | |
Хвастун Илья, Где храбрость твоя? Ты от мошки-комара Под крыльцо залез вчера. Паутину увидал – И со страха в грязь упал! | Дети идут по кругу хороводом. Идут в круг. Идут из круга. Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены – кружатся. Падают на спину, движение «жуки». |
Считалка | |
Дружит ветер с облаками, Солнце с лугом и цветами, Рыбы – с чистою водой, Птицы – с небом, Я с тобой! | Качают руками над головой. Руки через стороны вверх, соединить над головой. Движения кистями рук – «рыбки». Руки вверх в стороны. Руки к груди, вперёд. |
Рыбаки | |
Мы ловили рыбу с лодки А лентяй – со сковородки. Мы поджарили треску, Разделили по куску: А лентяю – ни куска: – В море, друг, твоя треска! | Идут с хлопками в круг. Идут с хлопками из круга. Кружатся, ритмично шагая и хлопая Ритмичные движения руками: правая рука вперёд, левая рука вперёд, правая рука на пояс, левая рука на пояс – 2 раза. |
Крольчиха | |
Говорила мать-крольчиха: – Посидите, дети, тихо, Трудно вас пересчитать: Раз, два, три, четыре, пять! | «Ковырялочка». |
Зайка | |
Заинька-зайка, Маленький зайка, Длинные ушки, Быстрые ножки. Заинька-зайка, Маленький зайка. Деток боишься, Зайка трусишка. | Дети прыгают на месте, руки – «лапки». Присели на корточки, рукой показывают «вершок» от пола. Приставляют руки к голове. Побежали. Повтор движений. Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат». |
Лужа | |
Я иду, я иду, Поднимая ножки. У меня на ногах Новые сапожки. Ой-ой-ой, посмотри, Лужа-то какая. Ой-ой-ой, посмотри, Лужа-то большая. Высоко, высоко, высоко Подпрыгну, | Идут по кругу. Выставляют ногу на пятку. Руки в стороны. Руки у щёк, качают головой. Прыжки на месте. |
Не боюсь, не боюсь, Лужу перепрыгну! | Грозят пальцем. «Перепрыгивают» лужи. |
Мишка | |
Мишка, мишка, косолапый, Мишка по лесу идёт. Мишка хочет сладких ягод, Да никак их не найдёт. Вдруг увидел много ягод И тихонько зарычал. Подошёл к кусту и быстро Ягоды все в рот собрал. | Приподнять плечи, руки округлить, носки ног вовнутрь, идти переваливаясь. Погладить по животу, облизнуться. Оглянуться по сторонам, пожать плечами. Показ. 4 шага в круг переваливаясь. Руками «собрать» ягоды в рот. |
Куры | |
Квохчут куры: «Ко-ко-ко! Нам живётся нелегко. За ворота не шагнуть, В огород не заглянуть! Пуще глаза бережёт Наш хозяин огород. Не пускает нас на грядки К червячкам и мошкам сладким!» | Хлопки в ритме 2+3. 2 приставных шага вправо. 2 приставных шага влево. Идут по кругу, держась за руки. «Ковырялочка». |
ИГРЫ НА СТИХИ Н.ТИМОФЕЕВОЙ Киска | |
Лапки в беленьких носочках, Шелковистый серый мех! Эта киска знает точно, Что она красивей всех. | Дети ритмично топают. Ритмичные хлопки. Дети выставляют поочерёдно правую и левую ногу на пятку, руки на поясе. |
Паучок | |
По тропинке ползёт па-у-чок И мотивчик поёт па-у-чок: «Как чудесно иметь много ног. В гости я попаду точно в срок!» | 4 шага в круг. 3 хлопка. 4 шага из круга. 3 хлопка. 4 шага в круг. 3 хлопка. 4 шага из круга. 3 хлопка. |
Обед | |
Обожаю я конфетки – Слопать десять на обед. Я бы съел пюре с котлеткой – Аппетита что-то нет… | «Ковырялочка». |
Зайчишка-трусишка (русская народная потешка) Дети выполняют потешку по подгруппам (в зависимости от количества бутафорских морковок). |
На полу лежат бутафорские морковки. Дети – зайчики. | |
Зайчишка-трусишка По полю бежал, В огород забежал. Морковку нашёл – Сидит грызёт. Ай, кто идёт? | Дети бегут по залу, руки-лапки. Берут морковку, присели на корточки. Закрывают лицо ладошками. |
Клоуны (Т. Волгина) | |
Раздаётся громкий смех, Хлопают ладошки. Это клоуны для всех Пляшут под гармошку. | Ритмичные хлопки. Руки «полочкой», выбрасывание ног. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многозначные слова. Обучающающая игра "Угадай слово"
Данный материал позволяет научить ребенка навыку обобщения предметов по названию и существенным признакам; учит «видеть» многозначное слово и понимать его значение; закрепляет навык ...
Дидактическая игра "Найди слово в слове"
В игре «Слово в слове» предлагается слово, которое содержит другое, более короткое слово. Ребята должны найти его, объяснить значение. Презентация сопровождается яркими картинками, иллюстрирующи...
«Роль невербального контакта в социально-эмоциональном развитии ребенка. Музыкальные игры без слов»
Для полноценного качественного развития ребенка ему необходим хороший жизненный невербальный контакт....
Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом! Вашему вни...
Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....
музыкальные игры на координацию слов и движений
игровые занятия ставят перед собой цель развития в детях творчества: двигательного, танцевального, песенного, речевого...