Игровой сеанс с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами» (игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом!
Вашему внимнию предлагается ряд игр, способствующих развитию речи и обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_seans_igraem_so_slovami.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Играем со словами»
(игры со словами по подготовке к обучению грамоте и развитию речи)
О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Но даже при условии, что родители много читали своему ребенку, рассказывали ему стихи, много объясняли, разговаривали с ним, сам ребенок при этом допускает в речи множество аграмматизмов, не может описать простую картинку или рассказать о чем-нибудь.
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли, а ребенка этому учить не пытались.
Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Она является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим. Поэтому, если вы хотите чему-то научить своего ребенка – играйте с ним, обучая при этом!
Какие игры помогут развивать речь ребенка?
Вашему вниманию хочу предложить ряд игр для развития речи и обучения грамоте.
Игры для развития речи:
Оборудование: карточки – символы; мнемотаблицы; мяч
Закрепить грамматические категории можно поиграв в разные игры с одним словом. Например, со словом «снег». Аналогично (гриб, рыба…)
1.Игра «Один – много» (снег – снега –много снега). Цель: образование имен существительных множественного числа в форме винительного и родительного падежа
2.Игра «Гном – великан» (снег-снежок-снежище). Цель: образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов или суффиксов увеличения.
3.Игра «Семейка слов» Цель: образование родственных слов (снег-снежок-снегопад-снежинка-снежная-Снегурочка-снеговик-снегоход).
При затруднении выполнения задания, рекомендуется использовать мнемотаблицы.
4.Игра «Какой? Какая? Какое?» (по внешнему виду, на ощупь, на вкус, по запаху). Цель: расширение словарного запаса, закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в Р.п.
(Снег – белый, холодный, мягкий, пушистый, блестящий, искристый. Может быть мокрым, липким, грязным).
5.Игра «Составь предложение». Цель: учить составлять предложения с опорой на одно слово, закрепляя навыки согласования слов, развивать воображение.
6.Игра «Посчитай до десяти». Цель: учить согласовывать существительные с числительными.
7.Игра «Скажи наоборот». Цель: образование слов с противоположным значением.
веселый – грустный сильный – слабый глубокий – мелкий широкий – узкий
яркий – тусклый толстый – тонкий чистый – грязный больной – здоровый
высокий – низкий старый – молодой длинный – короткий смелый – трусливый
8.Игра «Скажи по другому». Цель: образование слов, имеющих одно значение, но разное звучание.
Дом – жилище, помещение; Льется – течет;
Солдат – боец, воин; Идет – шагает;
Хворостинка – прутик; Храбрый – смелый, отважный;
Лошадь – конь; Бежать – нестись
Спешить – торопиться; Красивый – прекрасный
9. «Словарная работа». Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
10. Игра «Если бы, да кабы…». Цель: учить правильно строить сложноподчиненные предложения; развивать воображение.
Ребенку предлагается закончить предложение:
- Если бы я был Волшебником, то я бы …, потому что…
- Если бы я был Солнцем, то я бы …, потому что…
- Если бы я был Дождиком, то я бы …, потому что…
- Если бы я был Супергероем, то я бы …, потому что…
11.Игра «Что ты представляешь?» Цель: развитие воображения, ассоциативных связей
«Что ты представляешь, когда слышишь слово «мед»? (пчелу – укус – боль – лекарство- врача»;
Аналогично: дом – мама – радость – подарки – праздник – веселье – игры – друзья;
Школа – учительница – парта – тетрадь – уроки – перемена – друзья – игры
Игры по обучению грамоте:
1.Игра «Продолжи слово». Цель: развивать внимание, воображение. Подготовка ребенка к чтению по слогам.
Игры проводится с мячом.
КА- каша, кастрюля, канава…; Ри – рисунок, рис…Ва – варежка, валенки, варенье…Су – сумка, судно, суп…
3.Игра «Цепочка слов». Цель: развивать фонематический слух, учить звуковому анализу.
Мост – туфли – игра – азбука – апельсин – нитки – индюк…
4.Игры «Веселые рифмы». Цель: Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
Печка – речка чайка – гайка пень – день лиса – коса кошка – ложка
Губы – трубы врач – грач барабан – таракан корка – горка
5.Игра «Доскажи словечко». Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
Серый волк в густо лесу встретил рыжую …(лису);
Михаил играл в футбол, и забил в ворота…(гол);
Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал…(заяц);
Молодчина эта Лина, лепит все из… (пластилина);
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …(киска);
Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось.. (мыло);
И сказали блюдца: «Надо бы…( вернуться);
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему…(бока);
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для…(нас).
5.Игра «Какое слово я задумала». Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, совершенствовать навык звукового анализа.
Сложив первые звуки названий предметных картинок, назвать полученное слово. Картинки:
ваза, облако, лопата, карандаш – волк;
Забор, апельсин, мороженое, облако, ключ – замок;
Бочка, ананас, рыба, автобус, бабочка, аист, ножницы – барабан
6.Игра «Найди сова в слове». Цель: развивать зрительное внимание, совершенствовать навык чтения, развивать воображение.
Рыбак: рыба;
волк: вол;
собака: бак;
метро: метр;
дубрава: дуб, бра
обложка: лож, ложка;
мельник: мель, ель, ельник
косынка: косы, осы, сын
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Игровой сеанс с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебные пузыри»
Особый интерес у детей наблюдается к играм с воздушными шарами и мыльными пузырями. Они не просто завораживают малыша и приносят радость и веселье, они еще и несут в себе развивающий потенциал....
Конспект игрового сеанса с детьми старшего дошкольного возраста «Сказочное путешествие» с использованием игрового парашюта
Конспект игрового сеанса с детьми с использованием игрового парашюта....
Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста "Что такое Дружба?"
Игровой сеанс для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Что такое Дружба ? »Цель: развитие коммуникативных навыков, сплочение детей через игровое взаимодействие.Задачи: способст...
Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте и развитие речи), художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Умники и умницы» для детей старшего дошкольного в
Итоговая НОД "Умники и умницы"...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи с элементами здоровьесберегающих технологиу "Там, на неведомых дорожках"
Занятие на закрепление пройденного материала в форме игры-путешествия с использованием спортивного оборудования и наглядным материалом в виде презентации....
Конспект игрового сеанса с детьми среднего дошкольного возраста "Домик друзей"
В занятии представлены игры и игровые упражнения направленные на развите навыков эффективного общения и взаимопонимания, способности выражать различные эмоциональные состояния....