Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Рогожинская Марина Анатольевна

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_vystavku_mbdou_169_vzaimodeystvie_uchitelya.docx82.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида «Сказка»

структурное подразделение № 140

Взаимодействие учителя-дефектолога и музыкального руководителя в коррекционно-развивающем сопровождении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

учитель - дефектолог

Рогожинская Марина Анатольевна

C:\Users\Олег\Desktop\MusicSlaid.jpg

Cогласно данным исследований конца 90-х гг. XX века, количество детей с задержкой психического развития постоянно увеличивается. Этому можно дать несколько объяснений: во-первых, объективно растет число факторов, способных стать причиной нарушения развития; во-вторых, усложняющиеся школьные программы оказываются посильными для все меньшего количества учеников; и, в-третьих, совершенствующиеся методы диагностики позволяют точнее определять уровень развития ребенка, отделяя не только "норму" от "не нормы", но и выявляя разные формы и степени нарушений.

Уточняются и усложняются задачи, стоящие перед специалистами, работающими с этой категорией детей.

Основной целью коррекционной работы с детьми с ЗПР является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка. Коррекционно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предубеждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.

ЗПР относится к «пограничной» форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание, как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.

В МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка», структурное подразделение № 140 обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию. Занятия по коррекционной ритмике проводит учитель-дефектолог совместно с музыкальным руководителем.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средства воздействия на ребенка, свойственными ритмике.

С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

Коррекционно-развивающее занятие «Коррекционная ритмика» является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально - ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).

Учитывая, что занятия с элементами КР являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы в детском саду, можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях с элементами КР:

  • оздоровительное,
  • образовательное,
  • воспитательное,
  • коррекционно - развивающее.

Занятия с элементами КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма.

Образовательное направление определяются задачами из «Образовательной программы» - С. Т. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

Занятия с элементами КР способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.

        В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения сформулированы задачи обучения и воспитания, коррекции отклонений детей с ЗПР. Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.

  1. Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений.
    • Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
    • Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко).
    • Согласование движений с пением.
    • Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.
    • Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
    • Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.
    • Преодоление двигательного автоматизма движений.
    • Развитие выразительных имитационно-подражательных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.) под музыку.
    • Развитие выразительных имитационно-подражательных движений без музыки.
    2. Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
    • Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.
    • Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
    • Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
    • Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
    • Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
    3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
    • Развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
    • Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.).
    4. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
    • Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика т. д.).
    • Развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов.
    • Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
    • Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.

На основании изученной литературы и опыта работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития нами были разработаны комплексы занятий по коррекционной ритмике. Занятия проводятся 1 раз в неделю и строятся по определенной постоянной схеме:

1. Вводная часть:

- Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» музыкальным руководителем, психологом и детьми.

- Музыкально-ритмическое упражнение («Поезд»: топающий шаг по кругу друг за другом, с круговыми движениями согнутых в локтях рук, «Я бегу, бегу, бегу» и т.д.).

2. Основная часть:

- Упражнения- игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Что изменилось в этой комнате?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).

- Пение (в соответствии с образовательной программой).

- Игры, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).

3. Заключительная часть:

- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением («Снежная баба», «Сдвинь камень», «Облака», «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).

- Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).

Таким образом, ориентируясь на совместный опыт работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога, можно сделать вывод, что занятия по коррекционной ритмике являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других детских садах, работающих с аналогичной аномалией развития детей.

Литература:

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением: Комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 1999.
  3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластики детей).- СПб: ЛОИРО, 2000. – 200 с.
  4. Каплунова И. М., Новооскольцева И. А. Программа «Ладушки».- СПб: «Композитор», 1999 – 59 с.
  5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика //Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 224 с.
  6. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. - №4. - 2002. - С. 19.

Приложение 1

Диагностика развития детей.

Цель: выявление исходного уровня развития и состояния речи, слухового внимания, зрительно-двигательной координации, музыкально-ритмичных движений, эмоционального состояния и интереса к деятельности у детей.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Речь

Движения (зрительно-двигательная координация)

Взаимодействие и интерес к деятельности

Способность

к пониманию и выражению эмоциональных состояний

Развитие музыкально-ритмичных движений, слухового внимания

Итого-вый

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Речь

  1. Замедленная, вялая, маловыразительная, тихий голос – 1 балл
  2. Частая, окончания слов произносятся нечетко – 2 балла
  3. Более громкая и более выразительная – 3 балла
  4. Выразительная, заметны изменения в интонации голоса, с правильным звукопроизношением – 4-5 баллов

Движения (зрительно-двигательная координация)

  1. Движения замедленные, вялые, неточные – 1 балл
  2. Некоторая резкость, порывистость движений, частые несогласованные движения с пением или речью – 2 балла
  3. Движения спокойные, мягкие, но иногда наблюдается несогласованность слова и движения – 3 балла
  4. Движения координированные, плавные, точные на звуковые и вербальные сигналы – 4-5 баллов

Интерес, взаимодействие к деятельности

  1. Безразличие ко всему, сонливость, равнодушие, пониженная реакция – 1 балл
  2. Суетливость, нетерпеливость, частая смена настроения, частые отвлечения – 2 балла
  3. Интерес к деятельности присутствует, сознание направлено на предстоящую деятельность – 3 балла
  4. Активен, сознание направлено на конечный результат – 4-5 баллов

Способность к пониманию и выражению различных эмоциональных состояний

  1. Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно – 1 балл
  2. Эмоциональные проявления выражены слабо – 2 балла
  3. Эмоции выражены, но недостаточно (мимикой, речью, двигательной активностью) – 3 балла
  4. Эмоции проявляет, способен к созданию выразительного образа, фантазированию, творчеству – 4-5 баллов

Шкала оценок:

1-2 – низкий уровень

2-3 – ниже среднего

3-4 – средний уровень

4-4.75 – выше среднего

4.75-5 – высокий

Приложение 2

Комплексы занятий по коррекционной ритмике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

«В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

ОКТЯБРЬ

I. Вводная часть.

Ритмическая разминка « Прогулка в лесу»

Марш в рассыпную по залу - гуляем, боковой галоп – по кругу – обходим лужи.

II.Основная часть.

  1. Ритмическое упражнение «Дождик»

      Цель: развитие чувства ритма и темпа.

Педагог предлагает детям ритмические палочки, в лесу начался дождь и запел свою песенку. Педагог отстукивает определенный ритм – дети должны повторить. На следующих занятиях, дети могут сами придумывать свои ритмические рисунки.

  1. Упражнение на дыхание «Ветерок»

                Дует легкий ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, выдох спокойный, не напряженный

                Дует сильный ветерок и качает так листок – ф-ф-ф, активный выдох.

  1. Упражнение «Осень»

                Меж еловых мягких лап,           дети поочередно поднимают и опускают руки перед                 дождик тихо кап, кап, кап              собой ладошками вверх

                Где сучок давно засох,               медленно приседают с опущенными руками, кисти                 Вырос серый мох, мох.               отведены, ладошки «смотрят» вниз.

                Где листок к листку прилип,      дети медленно поднимаются, держась за

                Вырос гриб, гриб!                        голову, как за шляпку.

                Кто нашел его, друзья?                стоят прямо, пожимая плечами.

                Это я, это я, это я!                        дети прижимают руки к груди, утвердительно                                                                 кивая головой.

  1. Этюд на развитие эмоциональной сферы «Хитрая лиса», «Трусливый заяц».

               Цель: развитие выразительности жестов, мимики.

                Педагог предлагает детям погулять в лесу, вдруг из-за дерева выбегает хитрая лиса, а зайка –трусишка испугался и дрожит. Дети при помощи мимики и жестов должны изобразить животных.

  1. Упражнение «Ветер и ветерок»

       Цель: развитие плавности и ритмичности движений. Развития умения произвольно расслаблять мышцы плечевого пояса.

И.П. Дети свободно располагаются по залу  лицом к педагогу.

Переда разучиванием педагог предлагает вспомнить, как колышутся деревья при легком ветерке и сильном ветре, затем просит их показать.

Педагог следит, чтобы руки у детей были все время мягкими и гибкими, «как ветви деревьев», без лишнего напряжения в плечах и локтях.

Музыкальное сопровождение Л.Бетховена «Лендер» .

Такты 1-4: «ветерок слабо колышет ветви деревьев» - дети слегка переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их вперед и вверх. Движения плавные.

Такты 5-8: то же движение с поднятыми вверх руками.

Такты 9-12 : « поднялся ветер» - дети сильно бросают руки  то вправо, то влево.

Такты 13-16: «ветер улегся» - повторяется первое движение, и руки постепенно опускаются вниз.

        

  1. Игра-миниатюра «Лесные  сценки»

Цель: развивать умение действовать по представлению.

И.П. Дети сидят на стульях.

Педагог предлагает по очереди изобразить действия лесных животных: белочка собирает грибочки, лисичка крадется за зайцем, медвежата играют на поляне. При этом дети должны показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие, изображать действия только при помощи мимики и жестов.

III. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра « Лисонька, где ты?» (М.А.касицына .Коррекционная ритмика», с.93)
  2. Релаксационное упражнение под музыку.

«КТО КАК К ЗИМЕ ГОТОВИТСЯ»

НОЯБРЬ

I.  Вводная часть.

1. Динамические упражнения «Вот такие звери»

     Цель: развитие слухового внимания, выполнение подражательных действий.

        Ходит лось в лесу густом.        ходьба с высоким подъемом колена

        Семенит мышонок в дом.        бег на носках

        И по-заячьи зайчишка        прыжки на двух ногах вправо-влево

        Все спешит запутать след.        

        По-медвежьи ходит мишка, ходьба внешнем своде стопы

        Косолап он с детских лет.

II. Основная часть.

  1. Упражнение «Запомни свое место в колонне»

        Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

Педагог предлагает превратиться в гусей, которые собрались улетать на юг, они построились в колонну и шагают друг за другом .Звучит музыка маршевого характера. Дети двигаются  в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную. Звучит легкая музыка для бега – «утки гуляют, отдыхают».  На музыку марша они вновь должны построится  в колонну в том же порядке и продолжать движение шагом.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»

        Вяжет бабушка лисица всем лисятам рукавицы,                поочередно потереть большим

        Для лисенка Саши, для лисички Маши,                        пальцем подушечки остальных

        Для лисенка Коли, для лисички Оли.                        пальцев

        А маленькие рукавички для Наташеньки-лисички.        потереть ладони друг о друга

        В рукавичках да-да-да,

        Не замерзнем никогда.

  1. Дыхательное упражнение «Веточка»
  2. Этюды «Поделись с белочкой орешком», «Негаданная радость»

        Цель: выражение внимания, чувства радости, удовлетворенности.

Педагог предлагает разделиться на две команды: первая дети, которые гуляют, вторая – белочки. Дети мимикой и жестами угощают «белочек» орешками; «белочки» должны при помощи мимики и жестов изобразить радость.

  1. Ритмическое упражнение «Ежик и барабан»

        Цель: развитие чувства ритма и координации движений.

На слова «Бум, бум, бум» дети равномерно ударяют кулачками  по коленям.

С барабаном ходит ёжик. Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!

Ёжик в лес забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули. Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!

  1. Танец – превращение «Лесная зверобика»

        Цель: развитие выразительности подражательных движений.

III. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Все играющие «гуси-лебеди» стоят в «доме» - у одной из стен зала. Отдельно от всех  стоит ребенок, изображающий «волка».

Первая часть музыки  -  дети легко и стремительно бегут к противоположной стене «в поле».

Вторая часть музыки – выходит «волк» и двигается  в произвольном направлении.

Третья часть музыки -  «гуси-лебеди» стремительно убегают в «дом». «волк» догоняет их .

  1. Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят»

Дети ложатся на ковер на спину и закрывают глаза.

        Обошел медведь весь лес и в берлогу спать залез.

        Лапу в пасть засунул он  и увидел сладкий сон.

        Дети на спину легли, и , как мишка, видят сны.

        Тише, тише, не шумите, наших деток не будите!

«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»

ДЕКАБРЬ

  1. Вводная часть.
  1. Ритмическая разминка.

Педагог предлагает отправится в страну музыкальных инструментов: ходьба в колонне, легкие поскоки врассыпную, прыжки на месте.

  1. Основная часть.
  1. Мимическое упражнение «Злой волшебник»

Цель: выражение ужаса и зла, сосредоточенности.

Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.

        В лес пришел волшебник злой. Он ужасный и большой.

        Он руками замахал и зверей заколдовал.

        Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.

        Стали думать и решать, как зверей расколдовать.

        Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.

  1. Динамическое  упражнение «Веселые музыканты»

Цель: развитие чувства ритма и координации движений.

Мы  пришли и встали на дудке заиграли:                шаг марша по кругу

Ду-ду-ду, ду-ду-ду.                                        имитируют игру на дудке

Мы  пришли и встали на барабане заиграли.                 шаг марша по кругу

Тра-та-та, тра-та-та.                                        имитируют игру на барабане

Мы  пришли и встали на балалайке заиграли          шаг марша по кругу

Треньди – брень, треньди – брень.                        имитируют игру на балалайке

Мы  пришли и встали на колокольчиках заиграли    шаг марша по кругу

Динь-динь-динь.                                                 имитируют игру на колокольчиках

  1. Дыхательное упражнение «Баян»

         Педагог дает инструкцию: согните руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохните глубоко через нос – руки медленно растягиваются. Имитируя движения баяниста. Задержите на несколько секунд дыхание. А затем выдохните через рот со звуком А-А-А – «меха» баяна сжимаются, руки возвращаются в исходное положение.

  1. Ритмическая игра «Бубен»

Цель: развитие чувства ритма

        Бубен Вася в руки взял, очень четко заиграл:

        Та-та-та, та-та-та!

         А потом он побежал, бубен Ирочке отдал!

        Один ребенок играет в бубен, отстукивая ритм, затем обегает круг и передает бубен другому участнику. Ритм может варьироваться  в зависимости от подготовленности детей.

  1. Пальчиковая игра «По клавишам стучим»  (М.Ю.Картушина. Логопедические занятия в детском саду.с.129)

  6. Упражнение «Оркестр»

     Цель:  Развитие чувства темпа.

Педагог выбирает дирижера, остальные дети – оркестр, детям раздают музыкальные инструменты.

С началом музыки по показу дирижера все играют на инструментах, в зависимости от аккомпанемента ускоряют или замедляют игру.

III. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

        Дети встают в круг, внутри которого находится мышонок с колокольчиком и кошка с завязанными глазами. Мышонок бегает, и все время звонит в колокольчик, кошка старается его поймать.

        Педагог:

        Говорит он хитрой кошке:- У меня устали ножки,

        Дай пожалуйста чуть-чуть, мне прилечь и отдохнуть.

        -Хорошо, - сказала кошка. – Отдохни, коротконожка.

        Поиграем, а затем я тебя, голубчик съем.

  1. Упражнение на релаксацию под музыку.

«ДВА МОРОЗА»

ЯНВАРЬ

  1. Вводная часть.
  1. Педагог предлагает отправиться в зимний лес в гости к двум морозам Красному носу и Синему носу.

Оделась речка в тонкий лед, а снег идет, а снег идет..

Вовсю старается зима: белит поля, белит дома,

Мостит дорогу для саней – поедет Дед Мороз по ней.

И мы тоже по этой тропинке отправимся в лес.

Упражнение «Тропинка»

Цель: развитие слухового внимания, способности программировать свои действия на основе условных сигналов.

Дети делятся на две команды, каждая образует круг. С началом музыки дети начинают движение по кругу. После педагог дает задание, которое выполняет каждая команда.

«Тропинка» - дети становятся в кругах друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего.

«Сугроб» - дети направляются в центр круга, соединив руки в центре.

«Кочки» - приседают,  положив руки на голову.

  1. Основная часть.
  1. Фонопедическое упражнение «Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз

Топ-топ, чап-чап,                                     2 хлопка в ладоши, 2 по коленям

Белые узоры в косах у берез

«У!»                                    короткие острые звуки в высоком регистре на разной высоте

Снежные тропинки, голые кусты,

«Ш»                                                              потирают ладони друг о друга

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!»                                                              постепенно опуская руки вниз

В белые метели утром до зари

В рощу прилетели стай        кой снегири

«Фр-р-р»                                                       руки прижать к груди, разводить в стороны

Зиме, морозу рады и зайчики и белочки.

И радуются снегу и мальчики , и девочки.

Встретились в лесу два Мороза – Красный Нос и Синий Нос, стали спорить , кто из них главнее. Мороз Красный Нос решил снежинки на землю рассыпать. И полетели они с неба, разные, красивые, все в узорах.

  1. Дыхательное упражнение «Снежинка»

А Мороз Синий Нос ветром подул, поднял снежинки вверх и закружил метелицей.

  1. Ритмическая игра «Метелица»

Цель: формирование чувства музыкального темпа.

Метелица, метелица, снег по полю стелется.

Кто кружится, вертится, тот заметелится.

Звучит музыкальное сопровождение. Дети изображают снежинок, двигаются в соответствии с темпом музыки.

Видит Мороз Красный Нос, что его снежинки в воздухе кружатся, решил тогда своего брата холодом удивить. Как ударил  мороз, все звери задрожали, стали искать укрытие от холода.

  1. Игра – превращение «Звери»

Цель: развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку; формирование способности к пониманию эмоциональных состояний на основе невербальных стимулов.

Каждый ребенок изображает определенное животное, не называя его. Двигаются под музыку в разных направлениях. При смене музыки на более быструю «сильный мороз» - прячутся в норки.

        Видят Морозы – никто из них друг друга одолеть не может, и решили не ссориться , а вместе ходить дружно ледяные мосты строить. И каждый был занят своим делом.

  1. Упражнение «Канон»

Цель: развитие волевого внимания, памяти.

Дети стоят кругом. Дети по очереди выполняют движения: 1 приседает и встает,2 хлопает в ладоши 2 раза и т.д. На вторую часть музыки беруься за руки и бегут по кругу.

  1. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Мороз»

Ты – белый, ты – яркий, ты в шубе, ты в шапке.

У тебя Красный нос. Это ты – Дед Мороз!

Дети поют песенку ребенку , которому одевают шапку мороза, затем ребята разбегаются. Дед Мороз – «морозит» детей – дотрагивается до игроков.

  1. Релаксация под музыку.

«НЕГРЕТЕНОК ИДЕТ В АРМИЮ»

ФЕВРАЛЬ

  1. Вводная часть.

В зале разложены картинки про армию, военная техника. В гости к ребятам из далекой страны Африка приехал Малумба. Увидев военные картинки, он заинтересовался, стал расспрашивать. Дети рассказывают  что такое армия, кто там служит., чем там солдаты занимаются. Малумба хочет тоже служить в армии, но чтоб его взяли необходимо улучшить его физическую подготовку.

  1. Динамическое упражнение «Пограничники»

Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!              имитировать игру на горне

По порядку стройся в ряд,      ходьба на месте

Пограничников отряд.            

Левая, правая,                          

Бегая, плавая                               имитация бега, плавания

Мы  растем смелыми,                руки вверх

На солнце загорелыми               стойка , руки  за голову

Ноги наши быстрые.                  поднимание согнутых ног

Метки наши выстрелы,              рывки руками

Крепки наши мускулы               сгибание рук к плечам

И глаза не тусклые                      ходьба на месте

Кто шагает дружно в ногу,

пограничникам дорогу!

II. Основная часть.

  1. Упражнение «Расставь посты»

Цель: организация детей, преодоление двигательного автоматизма, быстроты и точности на звуковые сигналы.

        Дети маршируют под музыку друг за другом. Направление определяет впереди идущий командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последний         ребенок должен остановиться, а остальные продолжать ходьбу. Так командир расставляет в произвольном порядке посты.

  1. Упражнение «Разведчики»

Цель: развитие наблюдательности и памяти, умение ориентироваться в пространстве.

В зале расставлены стулья в произвольном порядке.

«Чтобы командиру провести отряд, необходимо запомнить путь разведчика». Один ребенок – «разведчик» идет через зал, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок-«командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

  1. Пантомимический этюд «Битва»

Цель: выражение радости  и гордости.

Дети делятся на пары. Один изображает солдата, другой врага. Пантомимическими движениями они должны изображать бой: взмахи воображаемыми саблями, брови сдвинуты, строгое выражение лица.

  1. Пальчиковая игра «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти все бойцы,                   показать раскрытые ладони

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых,  сжать пальцы в кулаки и поочередно

И солдат в боях бывалых.                разжимать на обеих руках одновременно

Два  гвардейца-храбреца.                начиная с больших

Два – сметливых молодца.

Два – героя безымянных,

Нов работе очень рьяных!

Два – мизинца коротышки –

Очень славные мальчишки!

  1. Игра «Собери военную технику»

Дети делятся на две команды, им предлагается собрать две больших картины, разрезанные на пазлы : танк и корабль.

III. Заключительная часть.

Игра «Сигнальщики»

Цель: развитие быстроты и точности  реакции на вербальные сигналы.; умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

Вот флажки – четыре цвета

Нам игра знакома эта.

Вот я флажок желтый подниму,

Всех похлопать попрошу.

Флаг зеленый подниму –

Всех потопать попрошу.

Синий – будем мы молчать.

Красный – все  «Ура!» кричать.

«ВЕСЕЛЫЕ МУЗЫКАНТЫ»

МАРТ

  1. Вводная часть.

  1. Мимическое упражнение «Злой волшебник»

Цель: развивать способность к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств.

        В лес пришел волшебник злой он ужасный и большой.

        Он руками замахал и зверей заколдовал.

        Но пришли друзья – детишки, озорные шалунишки.

        Стали думать и решать как зверей расколдовать,

        Чтоб заклятье злое снять, надо музыку позвать.

Дети выполняют упражнение, передавая мимикой и жестами свои переживания.

  1. Основная часть.

  1.  Динамическое упражнение «Веселые музыканты»

Цель: развитие произвольности при выполнении движений и действий.

Мы позовем музыкантов, а на каких инструментах они будут играть, вы сами отгадайте по картинке, назовите этот инструмент и покажите, как на нем играют.

Мы пришли и встали на дудке поиграли:  шаг марша, имитация игры на муз.инструментах

Ду-ду-ду…

Мы пришли и встали на барабане заиграли

Тра-та-та…

Мы пришли и встали на балалайке заиграли

Тренди-брень…

Мы пришли и встали на гармошке заиграли…

Вот у нас получился целый оркестр

  2.   Этюд «Оркестр»

Цель: развитие способности к созданию выразительного образа с помощью невербальных средств, изменение характера движений в соответствии со звучанием музыкального сопровождения; формирование восприятия ритмического рисунка.

        Музыкальное сопровождение р.н.м. «Светит месяц» - дети узнают звучание музыкальных инструментов : гармошка, балалайка, ложки – имитируют игру на них , в соответствии с темпом и ритмом музыки.

3.   Дыхательное упражнение «Гармошка»

Согнуть руки перед грудью в локтях, вдохнуть глубоко через нос – руки медленно растягиваются, имитирую движение баяниста, затем выдох через рот со звуком «А-А-А», руки возвращаются в исходное положение.

4.   Ритмическая игра «Бубен»

Цель: формирование восприятия ритмического рисунка.

        Один ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм, затем оббегает круг и передает бубен другому участнику.

  1. Пантомимический этюд «Ожившие звери»

Цель: развитие имитационно – подражательных выразительных движений.

Дети под музыку изображают животных.

  1. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Дирижер»

Цель: формировать чувство музыкального темпа, ритма; развитие быстроты и точности  реакции на звуковые сигналы.

  1. Релаксация под музыку.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

АПРЕЛЬ

  1. Вводная часть.
  1. Ритмическая разминка.

Ходьба в свободном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.

  1. Основная часть.

  1. Двигательная разминка «Ходьба с хлопками».

Цель: развитие слухового внимания, чувства ритма; способности передавать движениями динамические оттенки музыки.

        Дети шагают в свободном направлении под маршеобразную музыку и одновременно прохлопывают в ладоши каждый шаг. С изменением силы звучания музыки ( тихо, громко) дети соответственно шагают бодро и хлопают громко или шагают осторожно и хлопают тихо. Педагог меняет силу звучания музыки по своему усмотрению.

  1. Упражнение «У оленя дом большой».

Цель: синхронизация речи и движений; развитие внимания.

Педагог произносит текст и показывает движения. Дети выполняют их вместе с ним.

У оленя дом большой.                    руками показывают крышу над головой.        

         Он глядит в свое окно,                   качают головой, правая рука находится чуть выше уровня                                                            

                                                                   глаз, левая – ниже подбородка

         Зайка по лесу бежит                        руки сгибаются перед грудью, кисти опускаются -«лапки»

         И в окно стучит                               правой рукой «стучат»

         «Тук, тук! Дверь открой!                стучат поочередно руками

         Там в лесу охотник злой!»             правая рука сжата в кулак, большим пальцем показывают                                                                              назад через плечо.

          «Зайка, зайка, не зевай!                 хлопают в ладоши

          Лапку мне скорей давай!»              протягивает правую руку ладошкой вверх и хлопают по  

                                                                    ней левой рукой.

  1. Игра – превращение «Аквариум»

Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; выполнение образных движений.

        Дети вспоминают музыкальное произведение Сен-Санса «Аквариум»  (с ним они знакомились на музыкальном занятии). Педагог предлагает средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». На заранее заданные музыкальные фразы дети останавливаются и замирают – «рыбки засыпают».

  1. Игра «Пожалуйста».

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

И.П. все участники игры стоят лицом к педагогу, свободно расположившись по залу.

Педагог объясняет:

_ Я буду вас просить повторять за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если я добавлю слово «пожалуйста». Кто ошибается. Выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.

        Педагог может показать детям различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.

  1. Дыхательное упражнение «Деревья»

Выполняется сидя в кругу. Инструкция педагога: «Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделайте глубокий вдох, поднимите прямые руки вверх. Задержите дыхание, покачайтесь из стороны в сторону, выдохните через рот, наклонившись вперед, руки опустите вниз. Ладони положите на пол». Выполняется 2-3 раза.

  1. Заключительная часть.

  1. Подвижная игра «Козочки и волк» Рекомендуемое музыкальное сопровождение – «Козочки» и «Волки» В Витлина.

Дети делятся на две группы, одна – «козочки», другая – «волки».

«Козочки находятся в доме, у одной из стен комнаты, «волки» стоят друг за другом у одной из боковых стен комнаты.

Первая часть музыки – «козочки» весело скачут в произвольном направлении.

Вторая часть музыки – «козочки» бодаются, группируются по двое.

Третья часть музыки – «козочки» снова весело скачут. В конце музыки присаживаются на корточки.

На  музыку «волки» - большими шагами «волки» бегут по кругу. С концом музыки – четкая остановка. Все «козочки» бегут в «дом», а волки их салят и отводят в условленное место.

  1. Релаксация под музыку.

«ПТИЦЫ»

МАЙ

  1. Вводная часть.
  1. Ритмическая разминка.

Ходьба змейкой, в разном направлении, ходьба с ускорением и замедлением темпа. Музыкальное сопровождение – по выбору педагога.

  1. Основная часть.

  1. Упражнение «Замри»

Цель: развитие чувства ритма, координации движений, преодоление двигательного автоматизма.

        Дети прыгают в соответствии с ритмом музыки, чередуя движения ног ( в стороны -  вместе) и сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и дети застывают в позе, на которую пришлась остановка в музыке. После того, как вновь зазвучит музыка, дети продолжают выполнять упражнение. Рекомендуемое музыкальное произведение «Клоуны» Кабалевского.

  1. Упражнение «Стоп, хоп, раз»

Цель: развитие внимания, умения действовать по условному сигналу; преодоление двигательного автоматизма.

Звучит маршевая музыка. Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал останавливаются и стоят до условленного звукового сигнала. После которого движение продолжается. На сигнал «хоп» дети подпрыгивают и вновь продолжают двигаться. На сигнал «раз» поворачиваются и идут в обратном направлении.

 Постепенно педагог увеличивает временной интервал между сигналом «стоп» и условленным звуковым сигналом до 10 секунд.

  1. Упражнение «Большие крылья»

Цель: развитие плавности и ритмичности движений.

И.П. Дети стоят, свободно расположившись по всему залу.

Педагог предлагает им представить большую, сильную птицу.

        - Вот она взмахнула большими своими крыльями и полетела. Движения её крыльев такие мощные, что ими не нужно махать часть, как маленьким птичкам.

С началом музыки дети начинают движение. Педагог следит, чтобы у детей не поднимались и не напрягались плечи, не выпрямлялись излишне руки в локтях, а кисти не загибались вниз или вверх.

Рекомендуемое музыкальное произведение – «Ласточка» армянская народная мелодия.

  1. Ритмическое упражнение «Повтори за мной»

Педагог предлагает повторить несложный ритмический рисунок. Для каждого ребенка он разный. Все дети внимательно слушают ритмические рисунки и оценивают ответы товарищей, поднимая руки вверх, если ритм выполнен правильно, и пряча руки за спину, если неверный.

  1. Дыхательное упражнение «Сова»

Педагог дает инструкцию: «сожмите правой рукой левое плечо. Глову поверните влево и посмотрите назад через плечо. Разведите с силой плечи. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание, выдохните медленно с силой через рот. Посмотрите назад через правое плечо, снова с силой разведите плечи, сделайте вдох, задержите дыхание и выдохните медленно с силой через рот. Опустите руки, уроните голову на грудь. Сделайте вдох и выдох в свободном режиме. Повторите упражнение держа левой рукой правое плечо».

  1. Заключительная часть.

Подвижная игра «Сова»

        Перед игрой педагог проводит беседу о повадках совы. Дети вспоминают, что днем сова спит, а ночью – охотится..

Дети выбирают водящего – «сову», которая садится в гнездо  и спит. Педагог дает сигналы – «День!» или «Ночь!».

На сигнал 2день» - птицы летают по полянке. Дети бегают в рассыпную, помахивая руками.

На сигнал «ночь» - птицы засыпают. Дети останавливаются и не шевелятся. В это время «сова» вылетает на охоту и ищет добычу. Водящий бегает между детьми и следит за ними. Того, кто пошевелится, «сова» уносит в свое гнездо.

Игра повторяется несколько раз.

  1. Релаксация под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я все смогу!» Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Я все смогу!» предназначена для детей 6 – 7 лет, имеющих повышенный уровень тревожности по поводу предстоящего обучения в школе, заниженную самооценку, неуверенность в собственных силах, де...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КЛУБ ОБЩЕНИЯ»

Программа обращает нас к проблеме общения и его роли для развития личности ребенка.Актуальность поставленных задач определяется тем, что именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их ...

Программа коррекционно – развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Я и мои эмоции»

Цель:  формирование и коррекция эмоционально – волевой   сферы  и личностных  особенностей  детей.Задачи:Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;Науч...

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта

Коррекционно-развивающая программа сопровождения детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем эмоционального интеллекта...