Композитор -исполнитель - слушатель
методическая разработка по музыке (средняя группа) по теме
Знакомство детей с одной из самых творческих профессий — музыканта. Дать понятие о том, кто такой композитор, исполнитель, слушатель, на примере творчества П.И. Чайковского. Вызвать эмоциональный отклик на маршевую музыку, закрепить понятие о жанре маршевой музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitor.docx | 26.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОМПОЗИТОР — ИСПОЛНИТЕЛЬ — СЛУШАТЕЛЬ
Цикл музыкальных занятий
по творчеству русских композиторов
Старший дошкольный возраст
Занятие 1
Программное содержание: Познакомить детей с одной из самых творческих профессий — музыканта. Дать понятие о том, кто такой композитор, исполнитель, слушатель, на примере творчества П.И. Чайковского. Вызвать эмоциональный отклик на маршевую музыку, закрепить понятие о жанре маршевой музыки.
Оборудование:Аудиокассеты, музыкальный центр, СD, мультимедийная установка.
Педагог: Дети, сегодня вы послушаете знакомую вам музыку, расскажите о ее характере и вспомните фамилию автора этой пьесы.
Исполняется «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Дети: Это марш, ритмичная, бодрая музыка, под которую мы двигаемся, маршируем.
Если дети затрудняются с ответом, педагог подводит их к ответу с помощью вопросов: «Как звучит музыка?», «Какое у нее настроение?», «Какие движения можно выполнять под эту музыку?».
Педагог: Вы, верно, узнали музыку и автора. Этот марш сочинил человек, которого зовут Петр Ильич Чайковский. Того, кто сочиняет музыку, называют композитором. Композитор сочиняет музыку и записывает ее с помощью специальных знаков — нот.
Показать портрет П.И. Чайковского и ноты пьесы.
Педагог: Как вы думаете, зачем композитор записывает музыку нотами?
Дети отвечают.
Педагог: Чтобы то, что композитор сочинил, не забылось, и его музыку смогли бы исполнить другие люди. Так же как и поэты, и писатели, сочинив стихи и рассказы, записывают их, чтобы другие люди смогли прочитать. Композиторы сочиняют разную по характеру музыку. Но чтобы мы с вами услышали музыку, нужен человек, который исполнит ее на каком-либо музыкальном инструменте. Такого человека мы называем исполнителем. Чтобы исполнять музыку, надо учиться в музыкальной школе или студии, где педагоги учат детей играть на музыкальных инструментах: пианино, флейте, скрипке, баяне, трубе, виолончели.
Исполнителями сможете стать и вы, если будете учиться играть на музыкальных инструментах. А пока вы можете взять наши шумовые детские инструменты и передать ритм марша вместе с моим исполнением.
Педагог играет на фортепиано «Марш деревянных солдатиков», а дети выполняют задание, играя на треугольниках, бубнах, маракасах.
Педагог: Молодцы, сейчас вы помогали мне исполнить эту пьесу, играя на шумовых инструментах, а как еще можно исполнить эту пьесу, этот марш?
Если дети затрудняются ответить, педагог помогает.
Педагог: Что вы можете выполнить под эту музыку, какие движения? Правильно, можно идти, ходить или маршировать. Сделайте это сейчас, двигаясь по залу в разных направлениях.
Дети маршируют, затем садятся.
Педагог: Когда музыканты исполняют музыку на концертах, то они располагаются на сцене. А в зале сидят люди, которые пришли послушать музыку. Этих людей мы называем слушателями. Чтобы быть слушателем, тоже надо учиться, надо знать что музыка бывает тихой и громкой, медленной и быстрой, веселой и грустной.
Вы на музыкальных занятиях тоже учитесь слушать и понимать музыку, определять ее характер и настроение.
Сейчас Вы послушаете еще один «Марш» П.И. Чайковского. Внимательно послушайте его и сравните с «Маршем древних солдатиков».
Звучит в записи «Марш» Чайковского из балета «Щелкунчик». Дети высказываются о характере музыки.
В заключении занятия педагог закрепляет понятия по вопросам:
1. Кого мы называем композитором?
2. Кто такой исполнитель? Что значит исполнять музыку?
3. Кто такие слушатели?
Занятие 2
Педагог: П.И. Чайковский много путешествовал, и свои впечатления отражал в музыке. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и в то же время красивы и выразительны. Для детей Чайковский сочинил небольшие пьесы для фортепиано, все вместе они составляют «Детский Альбом». Сегодня Вы услышите пьесу из этого альбома «Неаполитанскую песенку». Когда Чайковский путешествовал по Италии, он побывал в городе Неаполе, и поэтому назвал так свою пьесу. В характере этой пьесы он передал черты итальянской народной музыки, звучание итальянских народных инструментов. Послушайте ее и скажите, какие настроения, чувства передает композитор?
Педагог исполняет «Неаполитанскую песенку» на фортепиано.
Дети высказываются о характере музыки.
Педагог: Пьеса напоминает народный итальянский танец — тарантеллу. Название которого произошло от названия города Таранто, расположенного на юге Италии.
Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с четким ритмом, очень изящный и задорный. Танец часто сопровождается пением, мелодия звучит напевно, легко, а аккомпанемент звучит отрывисто и четко. Тарантеллу играют народные инструменты. В Италии распространен испанский народный инструмент — кастаньеты (показать детям). Это две пары пластинок из дерева в форме раковины, связанные шнуром. Пластинку ударяют о другую, раздается звук, напоминающий наши деревянные ложки.
Кастаньеты звучат очень звонко, отчетливо подчеркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый характер.
Послушайте, как звучит «Неаполитанская песенка» в исполнении оркестра. Меняется ли характер музыки?
Фрагмент «Неаполитанский танец» из балета «Щелкунчик».
Дети высказываются.
Педагог: Музыка звучит в конце более быстро, задорно, словно все закружилось, замелькало в стремительном танце.
Далее следует фрагмент занятия № 1, 2 часть.
Педагог: В пьесе три части, но первая и вторая похожи между собой, только вторая часть звучит несколько тише. А вот третья часть звучит по-другому.
(Исполняется третья часть).
Дети: Музыка стала быстрее, громче, веселее.
Педагог: Правильно, она звучит с блеском, более ярко, задорно и носит уже не песенный, а танцевальный характер. Я уже говорила Вам, что Чайковский написал много пьес для детей и все вместе они составляют «Детский альбом». Сейчас Вы услышите еще одну пьесу также из «Детского альбома». Это «Итальянская песенка». Чем отличаются эти пьесы?
Исполнение «Итальянской песенки» Чайковского.
Ответы детей.
Педагог: Есть ли в ней характер танцевальности?.
Дети: Да, она похожа на вальс.
Педагог: Верно, обе пьесы танцевального характера, но они разные: «Неаполитанская песенка» похожа на яркую тарантеллу, а «Итальянская песенка» имеет черты вальсовости. Обычно в вальсе акцентом выделяется первая доля, а здесь акцент приходится на вторую долю и звучит внезапно.
(Исполняется фрагмент мелодии).
Мелодия не только плавная, но и отчетливая, отрывистая. Это характерно для задорной, темпераментной, игривой итальянской народной музыки. Мы с Вами уже слушали похожую мелодию (исполняется фрагмент «Неаполитанской песенки»), в которой акцентами передается характер звучания.
Можно ли использовать в «Итальянской песенке» наш бубен? Давайте попробуем. (Дети ударяют в бубен на вторую долю).
Педагог: Звучание какого инструмента можно услышать в аккомпанементе?
(Исполняется аккомпанемент «Итальянской песенки»).
Дети: Слышится перезвон гитары.
Педагог: А во второй части слышится подражание кастаньетам. Вот как звуками фортепиано Чайковский передает звучание разных инструментов.
Занятие 3
Программное содержание: Продолжать знакомство с творчеством П.И. Чайковского. Различать тембры народных инструментов, ритм тарантеллы; различать части пьесы в связи со сменой характера музыки, средства музыкальной выразительности, создающие образ (регистр, темп, динамику).
Оборудование:Аудиокассеты, музыкальный центр, СD, мультимедийная установка.
Педагог: Дети, послушайте уже знакомую Вам пьесу, вспомните ее название и фамилию композитора.
Звучит небольшой фрагмент «Неаполитанской песенки» П.И. Чайковского.
Дети отвечают на вопрос.
Педагог задает вопросы по характеру произведения и беседует с детьми о народном итальянском танце тарантелле.
Педагог: Звучание каких инструментов передают звуки аккомпанемента? (Наиграть небольшой фрагмент левой руки).
Дети: Кастаньета, гитара.
Педагог: А как звучит мелодия, есть ли в ней акценты? (Исполнить фрагмент мелодии).
Дети: Мелодия звучит с акцентами, легко, отрывисто.
Педагог: Хорошо, давайте отметим акценты хлопками.
Исполняется 1 и 2 части, дети выполняют задание.
Педагог: А каким инструментом можно подчеркнуть звонкое, задорное звучание акцентов?
Дети предлагают бубен или другой инструмент. Можно взять ложки или кастаньеты.
Педагог: Сейчас Вы поможете мне исполнить «Неаполитанскую песенку», Вы будете исполнителями, но и слушать тоже нужно внимательно. Подумайте, вся пьеса звучит одинаково или в ней есть части?
Дети исполняют на инструментах и беседуют о характере каждой части.
Занятие 4
Тема: «Балет – вид сценического искусства»
Программное содержание: Рассказать о балете, как о виде сценического искусства; рассказать о балетном творчестве П.И.Чайковского, который первым из русских композиторов поднял музыку балета на большую художественную высоту; слушать фрагменты I акта балета «Щелкунчик».
Оборудование:Аудиокассеты, музыкальный центр, СD, мультимедийная установка.
Педагог: Сегодня я расскажу вам о том, что такое балет. Балет – это такое музыкальное произведение для театра, в котором все действие передается с помощью музыки и танцев, а характеры персонажей выражаются в жестах и мимике артистов.
Музыка в балете не только сопровождает танец, но и раскрывает события, характеры. Балет создают композитор (пишет музыку), либреттист (пишет сценарий) и балетмейстер (постановщик танцев).
Вы уже знаете, что такое сольное пение, так и танцы в балете тоже бывают сольные (исп. один артист), ансамблевые (2, 3, 4) и групповые – массовые (кордебалет).
Помимо танцевальных номеров в балете используют пантомиму, это такой этюд, в котором артисты жестами и мимикой передают свое настроение, чувства.
В балете Чайковского музыка и пантомима являются единым целым, рисуют образы танцев, создают яркие музыкальные настроения.
Чайковский сочинил три балета: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Сейчас мы послушаем фрагменты из наиболее сказочного балета «Щелкунчик».
Вы слушали сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный царь», по ней было написано либретто, т.е. сценарий, где сказочные герои балета наделены характерами живых людей. Балет состоит из двух актов. В первом акте балета Чайковский изображает праздник новогодней елки. Девочке Маше подарили Щелкунчика – щипцы для орехов в виде куклы. Шумно и весело резвятся дети. В кукольном марше передана легкость детских движений.
Слушание «Марша»
Дети высказываются о характере(отрывистые звуки, быстрый темп, высокий регистр, шутливое игровое звучание).
После праздничного веселья Маша засыпает, ей снится сон: из всех щелей выползают мыши.
Симфоническая картина «Битва с мышами» является центральным эпизодом первого действия.
В бой с мышами и мышиным королем вступают оловянные солдатики во главе со Щелкунчиком. Музыка как бы рисует картину битвы: низкие дерев. духовые инструменты перекликаются со звуками игрушечных фанфар.
Маша помогает Щелкунчику победить мышиного короля. Светлое «Анданте» завершает сцену превращения Щелкунчика и Маши в принца и принцессу.
Затем дети с педагогом смотрят в видеозаписи фрагменты I действия балета.
ЗАНЯТИЕ № 5 (продолжение № 4)
Программное содержание: продолжение знакомства с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик», определять характер музыкальных фрагментов, музыкальные инструменты симфонического оркестра, обратить внимание детей на артистов балета. (Занятие с видео- и аудиозаписью).
Оборудование:Аудиокассеты, музыкальный центр, СD, мультимедийная установка.
Педагог: Во втором действии Щелкунчик и Маша попадают в страну сладостей и игрушек. В сказочном царстве Феи Драже готовится пышный праздник. Послушайте музыку Феи Драже, какая музыка, настроение?
«Танец Феи Драже» (аудио)
Дети: Музыка изящная, волшебная, сказочная…
Педагог: Игрушки оживают и исполняют танцы разных народов: арабский (кофе), китайский (чай), русский (трепак), давайте посмотрим их.
1. Арабский танец.
2. Китайский танец. Просмотр фрагментов балета
3. Трепак.
Дети высказывают свои впечатления и сравнивают характеры танцев.
Педагог: В Музыке следующего танца композитор использует в мелодии сразу три флейты. Это «Танец Пастушков» - оживших фарфоровых статуэток. Тонкие и пронзительные голоса флейт передают хрупкость и легкость народного инструмента – пастушьей свирели.
«Танец пастушков» (аудио)
Педагог: Вершиной праздника является «Вальс цветов». После виртуозных переливов арфы одна за другой пышно «расцветают» темы вальса. Первая тема звучит певуче и торжественно у валторн (показать рис.).
(Включить вступление «Вальса» и первую тему). Ее сменяет сочное звучание струнных, поющих красивую лирическую мелодию.
ЭОР (Электронные образовательные ресурсы):
- CD «…название». Издательство детских образовательных программ «Весть – да».
- Аудиокассета «…название…». Музыкальное воспитание детей. Издательство детских образовательных программ «Весть – да».
3.Презентации «..названия» с…………
Интернет – ресурсы. Адреса ФЦИОР в Интернет:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии кукольных спектаклей. Актёры-исполнители - дети с ОГВ
Роли исполняют подростки с ОГВ из старшей группы....
Экспериментально-познавательная деятельность в воспитании детей дошкольного возраста на примере проекта: «Серебристая снежинка» Исполнитель: воспитатель Вылигжанина С. А,
Экспериментально-познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Любознательность необходимо сделать процессом управляемым, так как она должна формир...
Проект-Конкурс юных исполнителей детской песни "Колокольчик -2014"
Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. А дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Проект-конкурс даёт возмож...
3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель.
3 кл конспект .Кто такой виртуозный исполнитель....
Презентация "Композитор, исполнитель, слушатель"
Презентация исследовательского, познавательного мини- проекта "Композитор-исполнитель-слушатель"...
Ребенок-слушатель, ребенок-исполнитель.
для родителей...
Презентация "Композитор-исполнитель-слушатель"
Цель: Создавать условия для формирования музыкальной грамотности....