алгоритм
методическая разработка по музыке по теме

Смирнова Ирина Михайловна

полезная информация для муз.руководителей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "МУЗЫКА".

Слушание музыки

Младшая, средняя группа

1 занятие

Знакомство с произведением.

  • Использование игрушки, иллюстрации.
  • Рассказ воспитателя.
  • Исполнение произведения.
  • Рассказ   о средствах музыкальной выразительности.
  • Повторное слушание.

2 занятие

  • Уточнить содержание.
  • Уметь слушать не отвлекаясь.
  • Художественное слово.
  • Игрушка иллюстрация.
  • Обратить внимание на характер и текст.
  • Слушание с игровыми действиями.

3 занятие.

  • Закрепление памяти о характере музыки.
  • Учить слушать с интересом.
  • Проигрывать интересные места.
  • Обратить внимание на вступление.
  • Вопросы по тексту песни.
  • Слушание с игровыми действиями.
  • Слушание записи.

4 занятие.

  • Развивать музыкальную память.
  • Откликаться на музыку.
  • Узнать по мелодии.
  • Обобщить знания о характере, темпе музыки.
  • Слушание без игровых действий.

Старшая, подготовительная группа.

1 занятие.

Знакомство с произведением и композитором.

  1. Вступительная беседа.
  2. Выразительное исполнение.
  3. Краткая беседа по пьесе.
  4. Повторное исполнение.
  5. Портрет композитора.

2 занятие.

 

Воспитывать интерес к музыке.

Учить определять характер, средства музыкальной выразительности.

  1. Иллюстрация.
  2. Слушание произведения.
  3. Беседа о характере, темпе, силе звука.
  4. Обратить внимание на средства выразительности.
  5. Напевать мелодию.

3 занятие.

 

Определять форму произведения.

Определять характер частей.

 

  1. Определить сколько частей(вступление, куплет)
  2. Объяснить содержание частей.
  3. Слушание.

 

4 занятие.

 

Развивать музыкальную память и интерес к музыке.

 

  1. Узнавать по вступлению.
  2. Назвать композитора.
  3. Рассказы детей о музыке, иллюстрации.

5 занятие.

 

Закрепить знания детей о музыке и композиторе.

 

  1. Прослушать произведение в записи.
  2. Вопросы о композиторе.
  3. Вызвать  эмоциональный отклик.
  4. Рисунки детей.

 

Пение

Младшая, средняя группа 

  1. 1.     Беседа перед песней.

Выразительное исполнение.

  1. 2.     Вопросы по содержанию.
  2. 3.     Разбор содержания по книге-ширме.
  3. 4.     Звукоподражание.
  4. 5.     Разучивание с облегченным сопровождением.
  5. 6.     Пение без сопровождения.
  6. 7.     Пение, сопровождаемое движением.
  7. 8.     Пропевание отдельных долгих звуков.
  8. 9.     Пение на слоге.
  9. 10.                   Проговаривание слов индивидуально.
  10. 11.                   Пение подгруппами.
  11. 12.                   Обратить внимание на дружное начало.
  12. 13.                   Указание: смотрите и пойте как я.
  13. 14.                   Пение без сопровождения.
  14. 15.                   Узнать песню по вступлению или мелодии.
  15. 16.                   Петь по руке воспитателя, тянуть звук.
  16. 17.                   Использование наглядности.
  17. 18.                   Художественное слово.
  18. 19.                   Чёткое проговаривание слов.
  19. 20.                   Проговаривание слов шепотом или на одном звуке.
  20. 21.                   Выявление образа.
  21. 22.                   Выявление выразительно поющих.
  22. 23.                   Многократное прослушивание детей.
  23. 24.                   Прослушать вступление и проигрыш, обратить внимание на сопровождение.
  24. 25.                   Беседа по песне.
  25. 26.    Игровой прием. 

1, 2, 3, 18

2,4,5,6

5, 15, 4, 6, 11, 20

8, 7, 10,  15, 17, 19, 27

8, 11, 14, 16, 27

8, 17, 18, 27

3, 12, 13, 15. 18, 21, 22,27

8, 13, 15, 16, 23, 27

 

Знакомство с песней

Уточнить содержание и подпевание. 

Учить внятно произносить слова.

Учить петь протяжно, закрепить мелодию песни.

Учить чисто интонировать.

Петь дружно, не отставая.

Закрепить содержание песни.

Закрепить правильное исполнение песни.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Пение

Старшая, подготовительная группа 

  1. 1.      Беседа по содержанию с использованием цитат из песен.
  2. 2.      Беседа по песне, вопросы с ответами цитатой из песни.
  3. 3.      Беседа о характере.
  4. 4.      Воспитатель поёт, говорит слова, поют дети.
  5. 5.      Выразительное чтение текста.
  6. 6.      Упражнение.
  7. 7.      Чёткое произношение слов.
  8. 8.      Объяснение незнакомых слов.
  9. 9.      Произношение шёпотом.

10.  Яркая артикуляция при показе.

11.  Сравнение: как лучше звучит.

12.  Многократное прослушивание мелодии.

13.  Использование жеста воспитателя.

14.  Пропевание трудных мест.

15.  Музыкальное эхо.

16.  Пение по цепочке.

17.  Пение на слоги.

18.  Лесенка и игрушка.

19.  пение без сопровождения.

20.  Прохлопать ритмический рисунок.

21.  Выкладывание мелодии на фланелеграфе.

22.  Упражнение на слоги «ти-та-та».

23.  Выразительный показ.

24.  Работа над оттенками.

25.  Пение различными вариантами.

26.  Слушание в записи.

  1. 27.           Художественное слово. 
  2. 28.           Узнать по мелодии, вступлению, проигрышу. 
  3. 29.           Оценка пения детьми. 
  4. 30.           Пение в разных тональностях. 

29, 1, 27, 3, 20, 25

2, 6, 20, 25

4, 16, 21, 22

4. 5, 11

15, 19, 17,21, 30

17, 21, 22, 30

26, 27, 30

18. 21. 27,30

Познакомить с песней, подвести к пониманию идеи, характера.

Уточнить содержание, подпевание, разучивание припева.

Разучивание песни, работа над  первым куплетом.

Разучивание песни, работа над чётким произношением.

Работа над напевностью.

Работа над чистотой интонирования.

Работа над динамическими оттенками.

Исполнение песни выразительно самостоятельно.

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

Пляски

  1. 1.       Слушание музыки к танцу. Беседа о характере пляски
  2. 2.       Уточнить принадлежность к жанру
  3. 3.       Рассмотреть яркую иллюстрацию.
  4. 4.       Подготавливающие упражнения в парах, подгруппах, общем кругу.
  5. 5.       Упражнять в смене движений.
  6. 6.       Упражнение для рук, обратить внимание на выразительность движения.
  7. 7.       Ритмические упражнения(одновременно со всеми, мальчики, девочки).
  8. 8.       Обратить внимание на тех, кто выполняет выразительно. Придумал сам.
  9. 9.       Художественное слово, образное сравнение.
  10. 10.    Подсказать детям способ выражения.
  11. 11.    Предложить самостоятельно выбрать вариант танца.
  12. 12.    Распределить детей на зрителей и исполнителей.
  13. 13.    Внести атрибуты( бусы, кокошники), добиваться большей выразительности.
  14. 14.    Замедленный темп, добиваться своевременного изменения направления движения.
  15. 15.    Работать над осанкой, следить за размером шага.
  16. 16.    Показ подготовленного ребёнка.

 

 

1, 2, 8, 16

5, 3. 9, 14

4, 8, 13, 7

7, 10, 12 9

6, 9, 13

13. 10

11.12,15

 

 

Знакомить с характерными элементами танца.

Разучивание: упражнять в плавных выразительных движениях рук

Слышать и передавать в движении развитие муз. Фразы, правильно передавать ритмический рисунок

Работа над выразительностью движений.

Самостоятельно ориентироваться в пространстве. Перестраиваться.

Закрепить умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Способствовать развитию творческих проявлений.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 



Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА».

         Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
         На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

         Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
         Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
         Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению. Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день

Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.

  • Ø положительно влияет на обменные процессы, играющие

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

  • Ø способствуют восстановлению центральной нервной системы;
  • Ø улучшает дренажную функцию бронхов;
  • Ø восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • Ø исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

         Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей. Например:

"Машина"

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

"Собачка"

(закаливание зева)

И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Ø Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
  • Ø Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Ø Развитие продолжительности выдоха.

          Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание. Например:

Артикуляционная гимнастика "Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала.
(дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а!
(произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

 

Оздоровительные и фонетические упражнения.

         Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

тоже проводится на музыкальных занятиях. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается. Например: 

Игровой массаж

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка
("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами!
(показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет,
(хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

 

Речевые игры.

         Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например:

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в нашем  ДОУ. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

  1. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
  1. И.С.Бах. "Шутка".
  2. И.Брамс. "Вальс".
  3. А.Вивальди "Времена года"
  4. Й.Гайдн. "Серенада"
  5. Д.Кабалевский "Клоуны"
  6. Д.Кабалевский "Петя и волк"
  7. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
  8. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
  9. И.Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

  1. "Антошка" В.Шаинский
  1. "Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
  2. "Будьте добры" А.Санин
  3. "Веселые путешественники" М.Старокадомский
  4. "Все мы делим пополам" В.Шаинский
  5. "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
  6. "Если добрый ты" Б.Савельев
  7. "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
  8. "Настоящий друг" Б.Савельев
  9. "Песенка о волшебниках" Г.Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

  1. Л.Боккерини "Менуэт"
  1. Э.Григ "Утро"
  2. А.Дворжак "Славянский танец"
  3. Лютневая музыка XVII века
  4. Ф.Лист "Утешения"
  5. Ф.Мендельсон "Песня без слов"
  6. В.Моцарт "Сонаты"
  7. М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
  8. М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
  9. К.Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

  1. И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
  2. Л.Бетховен "Лунная соната"
  3. К.Глюк "Мелодия"
  4. Э.Григ "Песня Сольвейг"
  5. К.Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

  1. Н.Римский-Корсаков "Море"
  2. Г.Свиридов "Романс"
  3. К.Сен-Санс "Лебедь"

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

 

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

  • Ø повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • Ø повышение уровня речевого развития;
  • Ø снижение уровня заболеваемости;
  • Ø стабильность физической и умственной работоспособности.

 

Литература.

  1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
  2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, ТЦ "Сфера", 2208.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Алгоритм организации международного проекта среди детей дошкольного возраста

Несколько простых советов при организации международного проекта в ДОУ в рамках изучения иностранного языка....

ПРОГРАММА НОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТА-БИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с использованием алгоритмов ТРИЗ

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений   с людьми.Вместе с тем,  ...

Алгоритм работы Клуба Знатоков

Такая форма работы как Клуб Знатоков испоьзуется мною систематически в течение года, так как очень привлекает детей возможностью самовыразиться, проявить творчество и представить выполненную с мамой (...

Алгоритм для написания характеристики на ребенка для психолого-медико-педагогической комиссии.

В приложенном файле находится план-алгоритм для написания полной правильной характеристики на ребенка для направления его на обследование на ПМПК....

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна

алгоритм раздевания перед сном и алгоритм одевания после сна...

Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения .Алгоритм действий при поступлении сообщения о наводнении и начале эвакуации Алгоритм действий людей в помещении при внезапном возникновении урагана. Если возник пожар Захват заложников

Чрезвычайная ситуация — это обстановка, сложившаяся на определенной территории или акватории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая ...