Перспективный план работы по логоритмике для группы компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина) Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области
календарно-тематическое планирование по музыке (подготовительная группа) по теме
Данное методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план занятий по логоритмике для детей 6-7 лет | 24.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по логоритмике
для группы компенсирующей направленности
для детей 6-7 лет с ФФНР (автор М.Ю. Картушина)
Составила учитель – логопед Мотаева Ольга Георгиевна МБДОУ №6 «Колосок» п. Гигант Сальского района Ростовской области
Пояснительная записка
Данное методическое пособие представляет собой систему логоритмических занятий, которые помогают исправлять речевые нарушения дошкольников 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ФФНР.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно- моторных координаций;
- формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, рекомендованных Т.Буденной, О.Крупенчук, Т.Воробьевой;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, т.к. к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно – двигательного и координационного тренинга;
- вокально – артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, вниманию, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц лица для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Автор рекомендует проводить логоритмические занятия 1 раз в неделю. Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
Месяц неделя | Тема | Задачи | Материал,оборудование |
Сентябрь 3 неделя | «Медведь и хвост» | Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Развивать мелкую моторику пальцев, фонематическое восприятие. | Фонограмма пьесы «Октябрь», иллюстрация дрозда, буквы К,З,М,Б,Ч,Р; игрушки- медведь,заяц,дятел,ежик,сова; Веер, маска совы. Занятие№ 3М.Ю.Картушина, стр.19. |
4 неделя | Магазин «Природа» | Развивать темпо-ритмическую сторону речи, артикуляционный аппарат,общую и мелкую моторики. | Фонограмма «Осень» из концерта «Времена года» А.Вивальди, песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского, шума дождя; платочки красного, желтого,оранжевого цвета; иллюстрации орехов, грибов,калины,цветов; маски осины, березы;металлофон. Занятие №4 М.Ю.Картушина, стр.23. |
Октябрь 1 неделя | «Сивка – Бурка»по мотивам русской народной сказки | Согласовывать речь с движениями, укреплять мышцы языка, мелкую моторику, диффиринцировать звуки с-сь в чистоговорках. | Фонограмма русской народной лирической песни в исполнении оркестра народных инструментов и пьесы «Октябрь» П.Чайковского; иллюстрации к сказке; металлофон; иллюстрация дрозда; маски березы и осины; разноцветные платочки каждому ребенку; перстень. Занятие № 5 М.Ю.Картушина, стр.28. |
2 неделя | «Как заяц и дрозд урожай растили». | Развивать фонематическое восприятие, согласовывать речь с движением, ритмический слух, укреплять мышцы глаз, спины, рук, ног. | Фонограмма песни «Вместе весело шагать»В.Шаинского; фланелеграф, картинки для него – избушка, огород, заяц, дрозд, пугало, ежик, дрозд; металлофон, иллюстрации овощей, разноцветные платочки; перстень. Занятие № 6 М.Ю.Картушина, стр.33. |
3 неделя | «Вершки и корешки» по мотивам русской народной сказки. | Передавать характер музыки в движении, реагировать на изменение динамики в музыке, развивать эмоциональную отзывчивость, расширение лексического запаса, мелкой, артикуляционной и общей моторики. | Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации – мужик, медведь, горох, репа, рожь; маска петушка; шляпа для чучела; разноцветные платочки; металлофон, деревянные палочки. Занятие №7 М.Ю.Картушина, стр.39. |
4 неделя | «Петушок – Золотой Гребешок и Чудо - Меленка « по мотивам русской народной сказки. | Выполнять различные виды ходьбы, передавать характер песни, четко и внятно произносить слова, развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, уточнение артикуляции. | Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов; иллюстрации к сказке; шапка чучела; маски помидора, огурца, моркови, капусты, петушок; металлофон. Занятие №8 М.Ю.Картушина, стр.44. |
Ноябрь 1 неделя | «Лягушка – Путешественница» по мотивам сказки В.Гаршина. | Развивать темпо-ритмическую сторону речи, вырабатывать четкие и координированные движения во взаимосвязи с речью, расширять лексичекий запас. | Фонограмма кваканья лягушек; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; игрушка лягушка; иллюстрации - енот, заяц, лягушка, белка, крот; бубен; маски овощей; шапка для чучела. Занятие №9 М.Ю.Картушина, стр.49. |
2 неделя | « Новый каравай» по стихотворению В.Приходько. | Развивать ориентировку в пространстве, мелкую и артикуляционную моторики, песенные навыки, развивать мелодико- интонационные и просодические компоненты. | Иллюстрации – трактор пашет поле, летний дождь, солнце, комбайн убирает пшеницу, грузовики везут мешки с зерном, каравай, дети водят хоровод,калачи, плюшки; металлофон; схема для попевки «Тучка»; деревянные палочки; бутафорские колоски; маски овощей. Занятие №10 М.Ю.Картушина, стр.54. |
3 неделя | «Четыре желания» по мотивам рассказа К.Ушинского | Вырабатывать четкие, координированные с речью движения. Совершенствовать общую и мелкую моторики. Развивать динамический слух. | Иллюстрации- зима, весна, лето, осень; деревянные палочки, колоски; маски – цапли, березы, осины, овощи; 2-3 металлофона. Занятие №11 М.Ю.Картушина, стр.58. |
4 неделя | «Разноцветная книга» | Развивать творческие способности и воспитывать выдержку, чувство ритма, звукопроизношение звуков (з,зь), артикуляционную и мелкую моторики. | Большая книга о временах года с разноцветными страницами; маски- петушка и цапли; треугольник; музыкальный молоточек; 3-4 металлофона; деревянные палочки. Занятие №12 М.Ю.Картушина, стр.63. |
Декабрь 1 неделя | «Проказы зимы» по мотивам сказки К. Ушинского | Развивать артикуляционный и двигательный праксис, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхание с музыкальным сопровождением. | Иллюстрации 4 сестер- Весны, Лета, Осени, Зимы; картинки к сказке – птицы улетают на юг, звери зимой, домашние животные в хлеву, рыбы подо льдом, люди дома пьют чай с пирогами, дети лепят снеговика; музыкальные молоточки; шапка снеговика. Занятие №13 М.Ю.Картушина, стр.68. |
2 неделя | «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз» по мотивам сказки В.Бианки | Развивать координацию речи с движениями, чувство ритма, мимической мускулатуры. Активизировать высшую психическую деятельность через развитие слухового и зрительного восприятия. | Иллюстрации – заяц, тетерев, медведь, Дед Мороз; фланелеграф; картинки для него – снегири большие и маленькие; музыкальные молоточки; белые ленточки; шапка снеговика. Занятие №14 М.Ю.Картушина, стр.72. |
3 неделя | «Почтовая история» | Развивать слуховое и зрительное восприятие, формирование двигательных навыков, кинестезий, упражнения на координацию речи с движением, мелкой моторики. | Иллюстрации – бурые медведи, сорока, белые медведи, Дед Мороз, снегири, подарки; письма бурых и белых медведей; музыкальные молоточки; бубен; металлофон; шапка снеговика; белые ленточки. Занятие №15 М.Ю.Картушина, стр.76. |
4 неделя | «Как ворона снегурочкой стала» | Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, общую, артикуляционную и мелкую моторики, звукопроизношение (проговаривание скороговорок) ,уреплять мышцы языка. | Белые ленточки; колокольчики; треугольники – мальчикам; музыкальные молоточки; ритмоформулы; схема к попевке «Снегири»; шапка снеговика. Занятие №16 М.Ю.Картушина, стр.81. |
Январь 1 неделя | «Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака | Развивать двигательный и артикуляционный праксис, чувство ритма, согласованию речи с движениями, закреплять музыкальный материал, посвященный празднику «Новый год» | Новогодняя елка; игрушечный Дед Мороз; иллюстрации к сказке; 2 белые ленточки; музыкальные молоточки; музыкальные молоточки. Занятие №17 М.Ю.Картушина, стр.86. |
2 неделя | «Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова | Согласовывать речь с движением, чувство ритма, песенные способности, укреплять мышцы языка, артикуляционную, общую и мелкую моторики. | Фонограмма пьесы «Уральские самоцветы» в исполнении оркестра русских народных инструментов; иллюстрации к сказке; колокольчики, треугольники, деревянные палочки, бубны,металлофоны; по 2 ленточке каждой девочке. Занятие №18 М.Ю.Картушина, стр.90. |
3 неделя | «Зима – Пекариха» | Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать координацию движений. Реагировать на изменения в музыке сменой движения. Развивать слуховое внимание, совершенствовать общую и мелкую моторики. | Фонограмма топота копыт коня; иллюстрации – зима на телеге с мешками муки, синица, заяц, лиса, олень, дети, делающие ледяные фигуры, снегири; 2-3 металлофона; деревянные палочки. Занятие №19 М.Ю.Картушина, стр.95. |
4 неделя | «Госпожа Метелица» по мотивам сказки братьев Гримм | Развивать артикуляционный и двигательный праксис, речевое дыхание, звукопроизношение путем проговаривания скороговорок, чувство ритма. | 2-3 металлофона; маски зайца и лисы. Занятие №20 М.Ю.Картушина, стр.100. |
Февраль 1 неделя | «Каша из топора» по мотивам русской народной сказки | Развивать чистоту интонации, четко произносить слова, дыхание между фразами. Взаимодействовать речь и образные движения, развивать фонематическое восприятие, двигаться под музыку. | Фонограмма военного марша в исполнении духового оркестра; барабан; маски зайца и лиса. Занятие №21 М.Ю.Картушина, стр.103. |
2 неделя | «Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена | Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательного и артикуляционного праксиса, формирование двигательных навыков, певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него. | Иллюстрации к сказке; цветные флажки; маски зайца и лисы; фонограмма любого военного марша в исполнении духового оркестра. Занятие №22 М.Ю.Картушина, стр.107. |
3 неделя | «Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре» | Развивать мускулатуру губ, щек, мелкую моторику, образованию прилагательных от существительных, чувство ритма, координировать речь с движением. | Музыкальные молоточки; иллюстрация русского богатыря в полном вооружении; шапка сапожника; цветные флаги. Занятие №23 М.Ю.Картушина, стр.111. |
4 неделя | «Звездный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда | Развивать зрительное и слуховое восприятие, мимические мышцы лица, на примере показа пиктограмм эмоций. Развивать чувство ритма, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторики. | Иллюстрации к сказке; пиктограммы эмоциональных состояний; музыкальный молоточек; ритмоформулы; шапка сапожника. Занятие №24 М.Ю.Картушина, стр.115. |
Март 1 неделя | «Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки | Развивать слуховое внимание, творческие способности, взаимодействию движения с речью, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость. | Шапка сапожника; музыкальные молоточки- каждому ребенку. Занятие №25 М.Ю.Картушина, стр.120. |
2 неделя | «Два клена» по мотивам русской народной сказки | Развивать слуховое восприятие, координацию речи с движением, звукопроизношение сонорных звуков в связной речи, артикуляционный аппарат, певческие данные. | Фонограмма лирической русской народной мелодии в иполнении оркестра русских народных инструментов; шапка сапожника. Занятие №26 М.Ю.Картушина, стр.125. |
3 неделя | «Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова | Передавать образные движения, развивать творчество, чувство ритма, чисто интонировать, смягчать концы фраз. | Иллюстрации к сказке «Как поп работницу нанимал»; кастаньеты; шапка сапожника. Занятие №27 М.Ю.Картушина, стр.131. |
4 неделя | «Снегурочка» по мотивам русской народной сказки | Чисто пропевать мелодию, слышать высокие, низкие звуки. Двигаться легко, выразительно. Развивать творческую фантазию, воображение. | Маска медведя; 4-5 облаков- силуэтов животных. Занятие №28 М.Ю.Картушина, стр.134. |
Апрель 1 неделя | «Звездный бал» | Развивать темпо-ритмическую сторону речи, развивать творческие способности, артикуляционную и мелкую моторики, согласовывать речь с движением. | Мяч; колокольчик – каждому ребенку; маска медведя. Занятие №29 М.Ю.Картушина, стр.139. |
2 неделя | «Космонавтом быть хочу!» | Развивать темпо – ритмическую сторону речи, согласованию речи с движением, укреплять мышцы языка, развивать музыкально-слуховое восприятие, ориентировку в пространстве. | Иллюстрации – ракета, скафандр, вид Земли из космоса, Большая Медведица; звездная карта с проложенным маршрутом; маска медведя; музыкальные молоточки - каждому ребенку; мяч. Занятие №30 М.Ю.Картушина, стр.143. |
3 неделя | «Робот» по мотивам стихотворения В.Берестова | Развивать фонематическое восприятие, темпо-ритмическую сторону речи, речевое дыхание, автоматизацию сонорных звуков, артикуляционную и мелкую моторики. | Иллюстрации роботов – сельскохозяйственный комбайн, подводник, исследователь вулканов, горнодобывающий комбайн, космическая станция, мусороуборочная машина, домашний робот-няня, робот – человек; мяч; колокольчики, музыкальные молоточки; музыка в стиле техно. Занятие №31 М.Ю.Картушина, стр.148. |
4 неделя | «Беляночка и розочка» по мотивам немецкой народной сказки | Развивать слуховое и зрительное восприятие, двигательный и артикуляционный праксис, силу и высоту голоса, темпо-ритмическую сторону речи. | Карточки для попевки «Шаловливые сосульки»; иллюстрация рыбы; колокольчики - каждому ребенку; маска медведя. Занятие №32 М.Ю.Картушина, стр.152. |
Май 1 неделя | «Баллада о юном Барабанщике» | Развивать мелодико –интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение детей, выразительное сполнение движений. | Фонограмма песни «День Победа» Д.Тухманова; фотографии военной техники времен ВОвойны–«катюша», пушка, самолет – штурмовик, бомбардировщик; музыкальные молоточки – каждому ребенка. Занятие №33 М.Ю.Картушина, стр.156. |
2 неделя | «В гостях у лесных гномов» | Развивать темпо- ритмическую сторону речи, выразительно передавать образные движения, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. | Изображение 7 гномов – с молотком, кисточкой и ведром краски, лопатой, книгой и подзорной трубой, чинящего башмак, с пирогами, плящущего; музыкальные молоточки – каждому ребенку. Занятие №34 М.Ю.Картушина, стр.160. |
3 неделя | «Подарки гномов» | Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, расширять лексический запас, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. Совершенствовать общую и мелкую моторики. | Колокольчики, треугольники. Занятие №35 М.Ю.Картушина, стр.165. |
4 неделя | «Приключения Буратино» по мотивам сказки А.Толстого | Развивать артикуляционную и общую моторики, певческие данные, звукопроизношение через проговаривание скороговорок. Воспитывать интерес к произведениям русских писателей. | Пиктограммы эмоций; буквы (а,б,г,д); треугольник; колокольчики; иллюстрации к сказке «Золотой ключик». Занятие №36 М.Ю.Картушина, стр.169. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи.
План с темами и содержание работы по развитию связной речи детей старшей логопедической группы....
Перспективное планирование работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год
Календарно-тематический план работы с родителями в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР учителя-дефектолога за 2015-2016 учебный год. Разновозрастная....
"Перспективный план работы с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности 2015 - 2016 год"
Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей....
Перспективный план работы с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности
Обеспечить психолого-педагогичесекую поддержку семьи...
Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 лет группа №9 « Почемучки»
Перспективный план работы по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР от 4 до 6 летгруппа №9 « Почемучки» Там, где шумный перекресток,Где машин не сосчитать,Пе...
Перспективный план работы с родителями В ГРУППЕ, КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ для детей от 5 до 6 лет «Теремок»
Знакомство с родителями; ознакомление с режимом, возрастными особенностями детей 5-6 лет. Неделя безопасности «День знаний». Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Школа...