Программа по хореографии для детей дошкольного возраста (6-7 лет)
рабочая программа по музыке (старшая группа) по теме

Коннова Лариса Петровна

Пояснительная записка

 

Ритмика и хореография – прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания детей. Программа дополнительного образования детей по ритмике и основам хореографии художественно- эстетической направленности.

Актуальность программы заключается в том, что она развивает двигательные возможности ребенка. Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Педагогическая целесообразность. Введение  ритмики обусловлено необходимостью музыкальной ритмической подготовкой детей к дальнейшим занятиям по хореографии. Музыка основа танца, ритм – основа музыки. Умение не только слушать, но и слышать музыку и с помощью движения интерпретировать ее особенности в танце – суть назначения этого предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc263 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)

Содержание

Оглавление

Стр.

Пояснительная записка

2

Учебно – тематический план 1 года обучения Раздел «Ритмика»

5

Содержание программы 1 года обучения Раздел «Ритмика»

5

Учебно – тематический план 2 года обучения Раздел «Ритмика»

7

Содержание программы 2 года обучения Раздел «Ритмика»

7

Учебно – тематический план 1 года обучения Модуль «Основы хореографии»

11

Содержание программы 1 года обучения Модуль «Основы хореографии»

11

Список литературы

14

Методическое обеспечение программы

Приложение №1

Приложение № 2 Терминология

15

Приложение № 3 Календарно-тематический план

16

Цель: приобщение обучающихся к искусству хореографии  посредством занятий ритмикой.

Задачи:

  • Дать первоначальное представление и знания о искусстве хореографии.  
  • Способствовать формированию навыков свободного владения пространством (класса, зала, сцены), то есть быть частью общего танцевального действа;
  • Развивать двигательную активность и координацию движений.
  • Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).
  • Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать интерес к хореографическому искусству, раскрыв его многообразие и красоту.

Для реализации программы  важно не только содержание, но и то,  каким способом  ввести ребенка в таинственный мир, именуемый «искусство». Возрастные особенности детей диктуют  методы и средства обучения. Ведущий деятельностью в этом возрасте  является игра, это определяет  метод обучения. В результате  игрового процесса  возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка. Здесь существует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство превращения. Игра развивает в детях творческие способности, что необходимо для высокого исполнительского уровня танцевальных номеров. Немаловажен эмоциональный фактор, который роднит игру и искусством. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), 2 года обучения. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки классического танца.

Программа состоит из  двух блоков:

  1. Ритмика
  2. Основы хореографии

На первом году обучения дети (6 лет)  занимаются по блоку  «Ритмика» 2 раза в неделю по 1 часу.

На втором году обучения дети (7 лет) занимаются по блоку «Основы классического танца» 1 раз в неделю по 1 часу, по разделу «Ритмика» 1 раз в неделю по 2 часа.

       В группе по 12-15 человек. Мальчики и девочки  занимаются совместно.

Занятие строится из следующих частей:

1 часть:                                  Организационная                           

  • Вход в зал, построение, приветствие участников.
  • Начальная форма вежливости (поклон).
  • Тема, цель и задачи занятия объявляются детям после "поклона".

2 часть:                                          Разминка                                            

  • Марш на месте в комбинации с прыжками подскоками.
  • Разогрев верхнего плечевого пояса.
  • Наклоны и перегибы корпуса.

3 часть:                                          Основная                                         

         Работа над постановкой корпуса, головы, рук, ног.

  • работа над танцевальными комбинациями на середине зала
  • танцевально-игровые упражнения    

4 часть:                                  Заключительная                                                              Упражнения на восстановление дыхания.

  • Подведение итогов.
  • Домашнее задание.
  • Заключительная форма вежливости (поклон). Выход из зала.

Практические занятия в программе занимают большую часть времени. Они являются основным источником информации для тела. Упражнения могут быть репродуктивными, направленные на воспроизведение увиденного, изученного материала. Упражнения по развитию ориентации формируют у детей умение использовать пространственный рисунок. Упражнения по развитию «мышечного чувства» вырабатывают самоконтроль за движениями. Творческие упражнения связаны с проявлением самостоятельности мышления, наблюдательности, изобретательности.

Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.

Ожидаемый результат.

В результате обучения учащиеся

Знают:

  • терминологию основных ритмических движений
  • основные позиции рук, ног
  • знают основные жанры хореографического искусства
  • Умеют:
  • передать особенности музыкального сопровождения по средствам танцевальных движений;
  • быть частью общего танцевального действа;
  • исполнить танцевальный этюд.

Владеют:

  • навыком свободного владения пространством (класса, зала, сцены);
  • навыком  исполнения танцевальных движений.

Итогом освоения программы являются отчетные концерты, открытые занятия для родителей.


Учебно-тематический план.

I год обучения

Раздел и наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Ритмика.

1.Вводное занятие

2

1

1

2. Ритмический рисунок.

26

3

23

2.1. Упражнение на выявление ритмического рисунка по средствам движения

2.2.Упражнение на ориентацию в пространстве зала

?????

3 Темп.

17

2

15

3.1.Упражнение вырабатывающие новые устойчивости темпа

3.2.Упражнение на переключение из одного темпа в другой

3.3.Упражнения, вырабатывающие новые передачи ритмического рисунка посредством различных движений

3.4.Упражнения на формирование навыка ориентирования в пространстве.

4. Танцевально-игровая техника.

29

3

26

4.1.Игровой стрейтчинг

4.2.Различные виды шага и бега.

4.3.Вспомогательные упражнения

???

???

Итого:

72

8

64

В конце первого года обучения учащиеся:

владеют:

  • различными видами шага и бега, маршем, шагом польки,
  • понятие темпа в музыке и в хореографии.

умеют:

  • исполнить танцевальный этюд

Содержание программы

I год обучения

Тема 1.Вводное занятие.

Теория: Дать детям общее представление о музыке, танце, ритме.

Практика: Партерная гимнастика. Игровые  упражнения: «Сидели два медведя», ?????

Тема 2. Ритмический рисунок.

Практическое занятие.

2.1. Теория:

Практика: Упражнение на выявление ритмического рисунка по средствам движения, сначала любого: простукивание, прихлопывание, притопывание и т.д., а второму полугодию танцевального.

2.2. Теория:

Практика: Упражнение на ориентацию в пространстве зала, в котором наиболее ясно выражается структура музыкальной формы, переводится на язык плоскости (продвижение по полу) и объемных (телодвижение) категорий:

а) Пропеть первую строчку песни «Жили у бабуси два веселых гуся». Прослушать, проговорить, сохраняя ритмический рисунок. Прохлопать или простучать его.

б) Исполнить ритмический рисунок танцевально.

        Тема 2. Темп. Теоретические занятия

                Теоретические занятия: Темы различаются в понятиях: «шумный», «умеренный», «быстрый». Характер и динамика определяются как: «громко», «тихо», «плавно», «прерывисто», «замедленно». Первое представление о музыкальной фразе и квадрате лишь упоминаются в связи с законченностью танцевального упражнения.

Понятие темпа в музыке и хореографии. Его итальянская терминология. Суть adagio и allegro в хореографии. Объяснение с прослушиванием музыкального материала, а так же с просмотром танцевальных номеров (спектакля, концерта, фильма).

Практические занятия.

  1. Упражнение вырабатывающие новые устойчивости темпа.
  2. Упражнение на переключение из одного темпа в другой:
  1. с постепенным ускорением;
  2. с постепенным замедлением;
  3. с внезапным переключением.
  1. Упражнения, вырабатывающие новые передачи ритмического рисунка посредством различных движений.
  2. Упражнения на формирование навыка ориентирования в пространстве. Всевозможные разводки, построения.

Понятие характера музыки, ее эмоциональная окраска, звучность музыки (усиление и ослабление), ее динамические оттенки. Итальянская терминология.

Практические занятия.

1.        Упражнение, передающие различную степень напряжения или расслабления движений в зависимости от музыки.

  1. Упражнение на увеличение или уменьшение размаха движения.
  2. Упражнение на противопоставление плавных, отрывистых движений при специальном подборе музыкального материала.

Тема 3.  «Танцевально-игровая часть» . Теоретические занятия

  1. Различные виды шага и бега.
  2. Элементы марша и различные разводки перестроения на материале изменением

     направления движения и характера музыкального сопровождения.

Практические занятия

1.Элементы польки: полька из стороны в сторону. Проучивание пройденных

     видов польки в различных положениях в парах. Простейшие фигуры в парах.

2.Разводки – рисунков типа обхода вокруг зала, квадрат, круг, зигзаг, змейка,

      звездочка и т.д.

Вспомогательные упражнения:

1. Различные виды шага и бега: бытовой, естественный, шаркающий, на пятках, на   полупальцах, с подъемом коленей, легкий бег, бег с вытянутыми пальцами ног, бег, бег с высоко поднятыми коленями, бег  с подскоками, бег с выбрасыванием ног вперед на 450, бег с выбрасыванием ног назад.

2. Элементы марша с использованием различные направлением движения, перестроения, переменно темпа и музыкального характера.

3. Танцевально-сценический  шаг вперед и назад. Упражнения в различных рисунках и перестроениях.

4. Элементы польки: подготовка на целой стопе, на полупальцах, с подскоком. Полька вперед и назад. Комбинация в различных рисунках. Постановка этюда на материале польки (на рисунок).

Учебно-тематический план

II год обучения

Программа второго года обучения включает в себя упражнения для закрепления в классическом танце постановки корпуса, ног, рук, головы. Развитие координации движений. Движения изучаются лицом к станку в сторону. Затем по мере усвоения движения исполняется вперед и назад.

Задачами второго года обучения являются:

  1. Работа над методикой изучения движений.
  2. Работа над построением урока; экзерсис у станка.

Цели:

  1. Добиться правильной постановки корпуса, рук, ног, головы.
  2. Добиться грамотного исполнения изучаемых движений.

Раздел и наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел: Ритмика

1. Форма и фразировка.

20

6

14

2. Темп.

20

6

14

3. Музыкальный размер 2/4, 3/4.

12

3

9

4. Игровая техника

20

6

14

Раздел: Основы хореографии

5. Экзерсис у станка.

4

6

10

6. Изучения движений у станка.

4

6

10

7. Экзерсис на середине зала.

4

6

10

8. Изучения движений на середине зала

3

3

6

Итого:

15

21

36

В конце второго года обучения учащиеся

Умеют:

  • передать особенности музыкального сопровождения по средствам

танцевальных движений;

  • исполнять танцевальные этюды

быть частью общего танцевального действа;

Владеют:

навыком понимания структуры музыкальных хореографических произведений;

навыком свободного владения пространством (класса, зала, сцены);

простыми элементами классического танца.

Содержание программы

II год обучения.

Раздел: Ритмика

Тема 1. Форма и фразировка. Теоретические занятия

Понятие формы музыкального произведения. Музыкальный поворот, его роль и место в танцевальном искусстве.

Практические занятия

  1. Упражнения с построением движений на основе двухчастных и трехчастных музыкальных произведений.
  2. Упражнения, построенные на вырабатывание связи музыкальной фразы с ее выражением посредством танцевального движения в пространстве.
  3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
  4. Упражнения на передачу посредством движения ритмических рисунков.

1.2. Метр. Сущность понятия: «метр», «такт», «за такт» в музыкальном и хореографическом искусстве. Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Практические занятия

  1. Упражнение на определение размера музыкального произведения и передачу его с помощью движений.
  2. Упражнение на ритмическую координацию.
  3. Упражнение на ориентировку в пространстве с использованием особенностей музыкального размера.

Вспомогательные упражнения

  1. Чередование напряжения всех мышц с полным их расслаблением-релаксацией:

а) в положении стоя (1 часть урока);

б) в положении лежа на спине (2 часть).

  1. Прижимание согнутых в коленях ног.
  2. Газовая поза.
  3. Поза зародыша.
  4. Поза мостика.
  5. Поза кошки.
  6. Поза ласковой кошки.
  7. Поза бриллианта.
  8. Поза ребенка.
  9. Поза горы.
  10. Поза полушпагата.
  11. Турецкая поза.
  12. Турецкая поза с наклоном корпуса вперед.
  13. Скольжение коленями по полу.
  14. Поза лягушки на спине.
  15. Поза лягушки на животе.
  16. Разворот ног в тазобедренных суставах, лежа на спине.
  17. Поза прямого угла.
  18. Поза прямого угла 45.
  19. Подготовка к головоколенной позе:

а) Самостоятельно – в положении стоя сидя на полу, вытянуть обе ноги вместе вперед, прямым подтянутым корпусом наклониться вперед, стараясь достать руками пальцы ног;

б) В паре – два исполнителя сидят с прямыми сомкнутыми ногами, прижавшись спинами и зацепившись руками друг за друга. Когда один наклоняется, складывается вперед, другой, ложась на него усиливает глубину наклона.

  1. Разворот стоп.
  2. Сокращение, вытягивание подъема и круговращение стоп.
  3. Поза дерева.
  4. Божественная поза.
  5. Наклон вперед, сидя с вытянутыми вперед руками и прямыми разведенными в сторону ногами.
  6. Подготовка к извивке.
  7. Поза кобры.
  8. Прогиб корпуса в положении лежа.
  9. Поза кобры без опоры на руки.
  10. Поза полукузнечика.
  11. Поза верблюда.
  12. Поза полулука без помощи рук.
  13. Поза угла на 90 и 45 градусов с разведением ног в стороны.
  14. Подъем корпуса на 90 и 45 градусов.
  15. Поза угла на 90 градусов в сочетании с работой стоп.
  16. Revelen lent на 90 лежа.
  17. Passe на 90 лежа на полу.
  18. Crand batterment лежа, вперед и в сторону.
  19. Поза полуберезки.
  20. Поза дерева с подниманием рук в сторону.
  21. Поза треугольника.
  22. Солнечная поза.
  23. Поза полулотоса.
  24. Поза перекрестка.
  25. Поза лодочки.
  26. Поза аиста.
  27. Растяжка ног и спины, лежа и т.д.

Вспомогательные упражнения чередуются с ритмическими играми (например, игра «острова»), ритмические упражнения с хлопками.

Прослушивание музыки разного характера с последующим определением этого характера и динамических оттенков.

  1. Saute по 1 позиции в комбинации с releve на полупальцах (на музыкальный

      размер 2/4: одно releve и два saute, повторяется по 4 раза).

  1. Разножка из 1 позиции в 1-ую.

Беседа: «Как становятся артистами балета». По книге Э. Бочарниковой «Страна волшебная балет».

Тема              Тема 2. Темп Теоретические занятия

                Понятие темпа в музыке и хореографии. Его итальянская терминология. Суть adagio и allegro в хореографии. Объяснение с прослушиванием музыкального материала, а так же с просмотром танцевальных номеров (спектакля, концерта, фильма).

Практические занятия.

  1. Упражнение вырабатывающие новые устойчивости темпа.
  2. Упражнение на переключение из одного темпа в другой:
  1. с постепенным ускорением;
  2. с постепенным замедлением;
  3. с внезапным переключением.
  1. Упражнения, вырабатывающие новые передачи ритмического рисунка посредством различных движений.
  2. Упражнения на формирование навыка ориентирования в пространстве. Всевозможные разводки, построения.

Понятие характера музыки, ее эмоциональная окраска, звучность музыки (усиление и ослабление), ее динамические оттенки. Итальянская терминология.

Практические занятия.

1.        Упражнение, передающие различную степень напряжения или расслабления движений в зависимости от музыки.

  1. Упражнение на увеличение или уменьшение размаха движения.
  2. Упражнение на противопоставление плавных, отрывистых движений при специальном подборе музыкального материала.

Тема 3. Музыкальный размер 2/4, 3/4. Теоретические занятия

  Тема 4.  Игровая техника Теоретические занятия

1.Различные виды шага и бега.

2.Элементы марша и различные разводки перестроения на материале изменением

     направления движения и характера музыкального сопровождения.

Практические занятия

1.Элементы польки: полька из стороны в сторону. Проучивание пройденных

     видов польки в различных положениях в парах. Простейшие фигуры в парах.

2.Разводки – рисунков типа обхода вокруг зала, квадрат, круг, зигзаг, змейка,

      звездочка и т.д.

Вспомогательные упражнения:

1. Различные виды шага и бега: бытовой, естественный, шаркающий, на пятках, на   полупальцах, с подъемом коленей, легкий бег, бег с вытянутыми пальцами ног, бег, бег с высоко поднятыми коленями, бег  с подскоками, бег с выбрасыванием ног вперед на 450, бег с выбрасыванием ног назад.

2. Элементы марша с использованием различные направлением движения, перестроения, переменно темпа и музыкального характера.

3. Танцевально-сценический  шаг вперед и назад. Упражнения в различных рисунках и перестроениях.

4. Элементы польки: подготовка на целой стопе, на полупальцах, с подскоком. Полька вперед и назад. Комбинация в различных рисунках. Постановка этюда на материале польки (на рисунок).

Раздел «Основы хореографии»

Тема 5. Экзерсис у станка: Теоретические занятия

  1. Постановка корпуса, ног, рук, головы.
  2. Позиция ног (1,2,3,6).
  3. Battment tendu по 1ой позиции (начиная в сторону).
  4. Demi plie по 1ой позиции

Экзерсис на середине зала: Практические занятия

  1. Экзерсис «Par terr».
  2. Поклон.
  3. Позиция рук: подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции (сначала при

     неполной выворотности).

Allegro.

  1. Saute по 6 поз.
  2. Saute по 1 поз.

Теоретические занятия Беседа: «Первое знакомство с классическим танцем по книге Э.Бочарниковой «Страна волшебная - балет»».

Тема 6. Изучения движений у станка Теоретические, практические занятия.

  1. Demi plie по 2, 3 позициям.
  2. Понятие en dehors et en dedan:
  1. demi – rounds de gamb par terr en dehors et en dedans.
  1. Bettement tendus jetes по 1 позиции (лицом к станку).
  2. Releve на полупальцах по 1, 2, 3 позициям (лицом к станку).
  3. Положение ноги sur-le-cou-de-pied «учебное» для beattement frape.
  1. battement frapes в пол, в сторону на 35;
  2. по всем направлениям.
  1. Растяжка.

Тема 7. Экзерсис на середине зала. Теоретические, практические занятия

  1. Экзерсис «Par tere».
  2. Demi plie по 1 и 2 позициям.
  3. 1е port de bras.
  4. Releve на полупальцах по 1ой позиции.
  5. Танцевальные шаги:
  1. легкий с носка;
  2. pas eleve (боковой подъемный шаг) на музыкальный размер 2/4, 3/4.
  3. pas glisse (скользящий шаг) на музыкальный размер 2/4, 3/4.

Allegro.

1. Saute по 2 позиции 

Тема 8.  Изучения движений по середине зала. Теоретические, практические занятия

  1. Battement tendu из 1ой позиции вперед и назад.
  2. Battement tendu jetes из 1ой позиции в сторону на 45 градусов.
  3. Releve lent из 1ой позиции в сторону на 45 градусов.
  4. Проучивание 5ой позиции ног.
  5. Releve на полупальцах по 5ой позиции.
  6. Положении ноги sur-le-cou-de-pied «условное» для batterment foundus:
  1. batterment foundus в сторону в пол, на 45 градусов;
  2. по всем направлениям.

Экзерсис на середине зала.

  1. Releve на полупальцах по всем позициям (1, 2, 5).
  2. Batterment foundus по 1ой позиции в сторону, затем вперед, назад.
  3. Танцевальные шаги:
  1. pas полонеза;
  2. pas польки с продвижением вперед.

Allegro.

  1. Разножка из 5ой позиции в 5ю.
  2. Saute по 5ой позиции.
  3. Changement de pied – маленькие (petit) сначала проучивается у станка, затем на

       середине зала.

Экзерсис у станка.

  1. Demi plie по 5ой позиции.
  2. Grand-plie по 1ой и 2ой позициям.
  3. Battement tendu:
  1. по 5ой позиции («крестом»);
  2. c demi plie по 1ой и 5ой позициям;
  3. c passe par terr.
  1. Battement tendu jetes:
  1. по 5ой позиции («крестом»);
  2. c demi plie по 1ой и 5ой позициям;
  3. c pligue.
  1. Round de jamb par terr dehors et en dedans.
  2. Releve lent на 45 градусов из 5ой позиции по всем направлениям.
  3. Retire спереди и сзади.

Экзерсис на середине зала.

  1. Demi et grand по 1ой и 2ой позициям:
  1.  demi plie по 5ой позиции.
  1. Battement tendu по 5ой позиции («крестом»):
  1. c demi plie по 1ой и 5ой позициям.

Allegro.

  1. Pas eshappe (petit) на 2ю позицию.

Постановочная работа, небольшие танцевальные комбинации.

Беседа: «Вчера и сегодня в балете» по книге М. Лиепы.

Список литературы для преподавателей.

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Серия: Внимание дети/ Т.Барышникова – СПб., Издательства: Айрис-Пресс, 1996-236с.
  2. Бахрушин Ю. История русского балета./Ю.Бахрушин – М.: Советская Россия, 1964-124с.
  3. Бекина С. Музыка и движения./С.Бекина.- М.: Просвещение, 1983г. – 30с.
  4. Бекина С.И. и др.- авторы-составители Музыка и движение. Упражнения игры и пляски для детей 6-7 лет/С.И.Бекина - М.: Просвещение 1984- 288с.
  5. Ваганова А. Основы классического танца./А.Ваганова – Л.-М.: Искусство, 1980-340с.
  6. Ваганова А. Я.  Основы классического танца/ А.Я. Ваганова-8-е изд., стер.  СПб: "Лань", 2003-  192с.
  7. Василенко К.   Украинский народный танец./К.Василенко – М.: Искусство, 1981-277с.
  8. Васильева Т.К. Секрет танца: учебное пособие/ Т.К.. Васильева – СПб.:Лань, 1997- 56с.
  9. Захаров Р. Сочинение танца. / Р.Захаров – М.: Искусство, 1983-345с.
  10. Классический танец: Методическое пособие. Первый год обучения./
     под ред. Л.И. Ярмолович- М.: Советская Россия, 1968 - 30с.
  11. Климов. А. Основы русского танца: учебное пособие/ А Климов. - М: Искуство, 1981- 50с.
  12. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца/ В.Костровицкая, А.Писарев – Л.: Искусство, 1986-325с.
  13. Матвеев В. Ф. Теория и методика преподавания русского народного танца: учебное пособие./В.Ф.Матвеев.-СПб.: Изд-во СПбГУП, 1999-  272 с.
  14. Мессерер А. М. Уроки классического танца./А.М.Мессерер - СПб.: «Лань», 2004 - 400с.
  15. Методическая разработка по изучению курса Методика преподавания народно-сценического танца в самодеятельном хореографическом коллективе./Н.Тарасова - П: ВПШК, 1986-275 с
  16. Пасютинская В. Волнебный мир танца./В.Пасютинская – М.: Просвещение, 1988-231с.
  17. Рождественская М. Историко-бытовой танец./М.Рождественская – М.: Искусство,  2-е издание; 1989-233с.
  18. Сапогов А.А. Гармония духа материи./А.А.Сапогов.-СПб.: Гиперион, 2003 - 352 с.
  19. Смирнов И. Искусство балетмейстера./И.Смирнов – М.: Просвещение, 1986-125с
  20. Ткаченко Т. Народные танцы: учебное пособие./Т.Ткаченко – М: Искусство, 1975- 75с.
  21. Уральская В. Природа танца./В.Уральская – М.: Советская Россия, 1981-256с.
  22. Ярмолович Л. Классический танец: методическое пособие./Л.Ярмолович – Л.: Музыка,1986-341с.


Приложение № 1

Ключевые слова.

  1. adagio – поднимание ноги на 900,
  2. allegro – прыжки,
  3. releve lent – высокое поднимание ноги на 900,
  4. crand battement – большие броски,
  5. battement tendu – отведение приведение ноги по полу,
  6. demi plie – маленкое приседание,
  7. par terr – пол,
  8. saute – прыжок,
  9. battement tendus jetes – маленькие броски,
  10. battement frappes – удар ноги об ногу,
  11. releve – поднимание на полупальцах. 

Приложение № 2

Календарно-тематический план

Первый год обучения  модуль «Ритмика»

№п/п

Наименавание темы

практика

теория

Всего

Сентябрь

1.

Упражнение на выявление ритмического рисунка.

2

-

8

2.

Танцевально-игровая техника

1

2

3.

Шаги по п/н.

2

1

Октябрь

1.

Ритмический рисунок. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Движения на ориентирование в пространстве зала.

2

1

3.

Танцевально-игровая техника. Шаги: бег с подъемом колена.

2

1

4.

Танцевальная комбинация. Колесо.

2

1

Ноябрь

1.

Ритмический рисунок. Закрепление пройденного материала.

3

--

8

2.

Упражнение на исполнение ритмических рисунков.

2

1

3.

Темп. Танцевальная комбинация

1

1

Декабрь

1.

Ритмический рисунок. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Темп: быстрый, умеренный, медленный.

1

1

3.

.Шаги по диагонали; марш.

2

1

Январь

1.

Танцевально-игровая техника. Закрепление пройденного материала

3

-

8

2.

Темп: характер и динамика «громко», «тихо», плавно.

2

1

3.

Танцевально-игровая техника.

1

-

Февраль

1.

Темп. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Танцевально-игровая техника. Шаг, подскок, бег.

3

1

3.

Танцевальные игры

2

-

Март

1.

Танцевально-игровая техника. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Ритмический рисунок. Темп: перемещение темпа.

3

1

3.

Танцевально-игровая техника.

1

1

Апрель

1.

Ритмический рисунок. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Темп: перемена темпа. Ритмический рисунок.

3

-

3.

Танцевально-игровая техника. Танцевальные игры.

2

1

Май

1.

Танцевально-игровая техника. Закрепление пройденного материала.

2

-

8

2.

Ритмический рисунок. Темп: перемена темпа.

1

2

3

Танцевально-игровая техника.

3

-

Итого:

72

Календарно-тематический план

Второй год обучения модуль «Ритмика»

№п/п

Наименование темы

практика

теория

всего

Сентябрь

1.

Темп. Понятие темпа в музыке и хореографии.

2

2

2.

Упражнение ,вырабатывающие новые устойчивости темпа.

2

-

3.

Танцевальные комбинации.

2

-

8

Октябрь

1.

Суть adagio и allegro в хореографии.

2

2

2.

Упражнения на переключение из одного темпа в другой:

А) с постепенным ускорением,

Б) с постепенным замедлением.

2

2

8

Ноябрь

1.

Повторение пройденного материала

2

-

2.

Упражнение вырабатывающие новые передачи ритмического рисунка по средством различных движений.

2

2

3.

Различные виды шага и бега

2

-

8

Декабрь

1.

Повторение пройденного материала.

2

-

2.

Упражнение на формирование навыка ориентирования в пространстве.

2

-

3.

Элементы марша и различные шаги.

2

-

4.

Танцевальные комбинации.

2

-

8

Январь

1.

Закрепление пройденного материала.

2

1

2.

Понятие характера музыки и ее эмоциональная окраска.

2

1

3.

Элементы польки.

2

-

8

Февраль

1.

Закрепление пройденного материала.

2

1

2.

Полька из стороны в сторону.

2

1

3.

Элементы галопа.

2

8

Март

1.

Закрепление пройденного материала.

2

1

2.

Упражнение передающие различную степень напряжения или расслабления в зависимости от музыки.

2

1

3.

Танцевальные комбинации.

2

-

8

Апрель

1.

Закрепление пройденного материала.

2

1

2.

Основные элементы русского танца:

- положение рук, поклон.

2

1

3.

Танцевальные комбинации.

2

8

Май

1.

Закрепление пройденного материала.

2

-

2.

Основные элементы русского танца.

2

2

3.

Открытый урок.

2

-

8

Итого:72 часа

Календарно-тематический план

модуль  « Основы хореографии»

2 год обучения

№п/п

Наименование темы

практика

теория

всего

Сентябрь

1.

Постановка корпуса, позиция ног.

1

1

2.

Battement tendu  по 1 позиции (в сторону)

1

-

3.

Demi plie по 1 позиции.

1

-

4

Октябрь

1.

Повторение пройденного материала.

1

-

2.

Позиция рук :подготовительная,1,2,3. Поклон.

1

-

3.

Sout по 6 позиции. Sote по 1 позиции. Sote по 1 позиции.

1

1

4

Ноябрь

1.

Demi plie по 2,3 позициям. Понятие en dehors et et dedan.

1

-

2

Bettement tendus getes по 1 позиции. Положение ноги для sur le cou de pieel.

1

1

3.

Battement frfppes в пол, в   сторону на 35 градусов

1

-

4

Декабрь

1.

Frapprs по всем направлениям. Экзерсис у станка

1

1

2.

Растяжка.

1

-

3.

1Port de bras demi plie по 1,2  на середине зала.

1

-

4

Январь

1.

Betment tendu из 1 позиции вперед и назад. Battement tendu getes в сторону на 45 градусов.

1

1

2.

Releve на полупальцах по 5 позиции

1

-

3.

. Положение ноги sur le con  de pied условное для battemtnt tendus

1

-

4

Февраль

1.

Releve ,bettment tendus по всем позициям, по всем направлениям на середине зала .

1

-

2.

Танцевальные шаги польки,полонеза. Разножка из 5 позиции. Работа над изученным материалом

1

1

3.

На середине зала chatgement de pied.

1

4

Март

1.

Demi plie по 5 позиции. Grand   plie по 1,2 позиции.

1

-

2.

Bettement tendus по 5 позиции,с demi plie. Passé par terr .

1

-

3.

Btttement tehdeu getes по 5 позиции

1

1

4

Апрель

1.

Releve lent на 45 градусов из 5 позиции по всем направлениям. Retire спереди и Demi et grand       plie  на середине зала.сзади.

1

-

2.

Bettement tendeu по     5 позиции на середине зала.

1

-

3.

Повторение пройденного материала.

1

1

4

Май

1.

Pas eshappe на 2 позицию.

1

-

2.

Экзерсис у станка.

1

1

3.

Растяжка.

1

4

Итого:36 часа

Методическое обеспечение образовательной программы.

Для педагога:

  1. Методические рекомендации по теме «Теория и история хореографического искусства».
  2. Методические рекомендации по теме «Народные истоки русской хореографии».
  3. Методические рекомендации по теме «Основы танцевальной драматургии».
  4. Лекционный материал по теме «Ритмическая разминка Колобок».
  5. Лекционный материал по теме «Массовые танцы - игры»
  6. Лекционный материал по теме «Беседы о балете»
  7. Лекционный материал по теме «Беседы о балете П.И.Чайковского»
  8. Лекционный материал по теме «Импровизация как один из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях ритмикой и хореографии».
  9. Лекционный материал по теме «Игровой стрейтчинг».
  10. Лекционный материал по теме «Роль игры в обучении детей танцевальному искусству»

Для детей:

  • Словарь терминов по народно – сценическому танцу.
  • Карточки для закрепления знаний учащихся по теме «Основные движения русского танца».
  • Карточки задания по теме «Словарь терминов народного танца».
  • Иллюстрации по теме «Классический танец».
  • Иллюстрации по теме «Основные положения в хореографии».
  •  Разработки бесед по теме «Беседы о балете».
  • Разработки бесед по теме «Беседа по балету П.И.Чайковского «Щелкунчик»
  • Видео материалы по теме «Отчетный концерт хореографического коллектива»
  • Иллюстрированный материал «Упражнения под чтение стихов».
  • Иллюстрированный материал «Русский танец».
  • Иллюстрированный материал на повторение движений.
  • Карточки для закрепления знаний учащихся по теме «Музыкально-образовательная деятельность»
  • Тестовые задания по теме: «Определение характера музыки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Это рабочая программа по хореографии для детей от 4 до 7 лет...

Рабочая программа по хореографии для детей дошкольного возраста

Данная программа составлена для неспециализированных ДОУ. Она включает в себя ритмику с элементами народного танца, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена....

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

Программа по хореографии для детей старшего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельност...

Программа по хореографии для детей младшего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Программа по хореографии для детей среднего возраста

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности пред...

Программа по хореографии для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Программа Сысоевой О.Г. по хореографии для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ...