Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников
статья по музыке на тему

Сулейманова  Ильмира Миннеравилевна

1.Характеристика метода как способа взаимодействия

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_priyomy.docx46.16 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

. Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Вопросы:

1.Характеристика метода как способа взаимодействия

2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования
^ 1.Характеристика метода как способа взаимодействия

В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. 

Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на 
наглядные, словесные и практические, т.е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала (подход А.В.Запорожца и Т.А.Марковой). Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А.Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживаниюубеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям. 
^ 2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов

Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным. 

Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой). Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.

Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки - используется не бытовая, а образная речь), Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д.

Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов являетсяупражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т.д.), с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали <ветки на дереве, цветы различной высоты и т.п.>, смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков <длинные и короткие бревнышки, сосульки и т.п.>).

^ 3. Значение методов моделирования и развития музыкальности дошкольников. Характеристика методов «уподобления характеру звучания музыки».

О.П.Радынова выделяет группу методов 
уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки), тембровое (подбор музыкальных инструментов, тембр которых соответствует музыке,оркестровка произведения с их помощью), словесное (подбор эпитетов, стихотворных строк), полихудожественное (одновременное использование слова, цвета, драматизации и т.д.)

Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает 
игра как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкльного воспитания).
^ 4. Нагдяно-дидактические пособя и УМК как средство обучения и развития, пути их использования

Многие наглядно-дидактические игры предполагают использование музыкально-дидактических пособий, однако последние могут использоваться и вне игр, являясь своеобразными моделями, способствующими осозанию дошкольниками различных явлений музыкального искусства. 

^ Можно выделить следующие виды пособий:

1. Музыкально-дидактические пособия общего назначения (фланелеграф, нотный стан со съемными нотами и др.)

2. Музыкально-дидактические пособия для развития способностей к определенному виду музыкальной деятельности (Комиссарова Л.Н.):

а). формирующие представление о характере музыки (“Солнышко и тучка”).

б). формирующие представления о средствах выразительности (“Музыкальный домик”-регистр, “Карусель”-темп).

а). формирующие представление о содержании музыки и музыкальных образах (“Море”, “Узнай сказку”).

3. Музыкально-дидактические пособия для развития отдельных музыкальных способностей (разрезные комплекты для моделирования звуковысотных и ритмических отношений, книжки-малышки с сюжетами знакомых песен для формирования певческих навыков и закрепления изученного репертуара).

Важное значение в музыкальном воспитании дошкольников, в реализации принципа наглядности, играют и учебные пособия для дошкольников. Среди них:

Н.А. Ветлугина “Музыкальный букварь”; 

Л.С. Ходонович “В мире музыки”, «Я и музыка», «Необыкновенные знакомства» и др. - индивидуальные тетради для старших дошкольников; 

В.В.Ковалив «Мои первые ритмы» - пособие-раскраска для среднего дошкольного возраста; 

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки» и «Тропинка в мир музыки»- учебно-наглядные пособия для детей 3-5 лет и 2-3 лет (Серия «Мир детства») 

Для детей старшего дошкольного возраста Л.С. Ходонович разработан УМК (учебно-методический комплекс) «Путешествие в мир музыки», включающий учебно-методическое пособие для педагога (планирование работы, конспекты занятий, развлечений и др.), учебное пособие для дошкольников, рабочая тетрадь для дошкольников (черно-белая). 

Тема 8. Игра как метод музыкального воспитания дошкольников
Вопросы: 


  1. Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников

  2. Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

  3. Структурные компоненты музыкально-дидактической игры

  4. Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников



^ 1.Значение музыкально-игровой деятельности в общем и музыкальном развитии дошкольников

Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями.

А. П. Усова, оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность». Среди первых педагогов, исследовавших процесс обучения детей с использованием игр, следует назвать Е. И. Тихееву, выделившую два вида дидактического материала: искусственный (настольно-печатные игры — парные картинки, лото, разрезные картинки, игрушки) и естественный (овощи, плоды, цветы и т. д.). Дидактические игры, по мнению Е. И. Тихеевой, следует подбирать так, чтобы каждая них способствовала развитию различных сторон личности, вместе с тем, желательно выделение одной какой-нибудь особенности. Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников.

Вопросы использования дидактических игр в детском саду изучались рядом исследователей. Внимание ученых привлекают широкие возможности, которыми обладает этот вид игровой деятельности в осуществлении воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. Современная наука располагает обширными данными по проблеме, различные аспекты решения которой содержатся в работах В. А. Аванесовой, Л. В. Артемовой, Т. М. Бабуновой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер, Н. С. Старжинской, Р. Б. Стеркиной, Г. Н. Толкачевой, Е. И. Удальцовой и др.

Исследователи рассматривают дидактическую игру как: средство образовательной работы (Ф. Н. Блехер, 3. М. Богуславская, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Тихеева, Б. И. Хачапуридзе..); особую форму обучения (В. Н. Аванесова, В. Н. Беспалова, Р. И. Жуковская, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство, стимулирующее творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности (Л. В. Артемова, Т. М. Бабунова, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгер и др.); метод всестороннего воспитания детей (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, Е. И. Удальцова и др.); средство формирования самооценки дошкольников (Р. Б. Стеркина и др.); средство формирования потребности в самоутверждении (Г. Н. Толкачева);

Во всех работах, посвященных этой проблеме, утверждается взаимосвязь обучения и игры, накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения и воспитания.

Исследователи указывают, что специфику дидактических игр определяют следующие структурные компоненты: игровая и учебная задача, игровые правила и действия.

^ 2.Подходы к классификации музыкально-дидактических игр

Теория вопроса 
музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей. Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры. Усилить занимательность музыкально-дидактической игры можно, по мнению Н. А. Ветлугиной, включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанисм музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения». Однако сюжетные музыкально-дидактические игры автором не представлены.

Исследования по проблеме использования музыкально-дидактических игр в системе музыкального воспитания дошкольников были продолжены Л. Н. Комиссаровой и Э. П. Костиной.

Л. Н. Комиссарова разработала систему наглядно-предметных музыкально-дидактических игр для старших дошкольников с целью формирования у них представлений о таких средствах музыкальной выразитсльиости как темп, динамика, регистр, тембр. Основываясь на утверждении Б. М. Теплова о необходимости привлечения внемузыкальных средств на начальном этапе формирования музыкальных представлений у детей, Л. Н. Комиссарова соединяет в играх слуховой, зрительный и моторный компоненты. Моделируется также структура музыкальной речи, что позволяет, по мнению автора, направить внимание детей на те стороны музыкапьного объекта, которые являются доминирующими в данном музыкальном произведении. Содержательная сторона игр дополняется системой наглядных музыкально-дидактических пособий, представляющих собой предметы (игрушки, кубики, брусочки),наборы карточек с изображениями детских музыкальных инструментов, различных сюжетов, раскрывающих содержание музыкальных произведений, цветные фишки и т. п. Среди них выделяются пособия, которые дают представление о характере и содержании музыки, музыкальных жанрах, музыкальных образах. Освоение детьми программного материала осуществляется через показ, ознакомление с различными наглядными пособиями, которые даются в готовом виде и сопровождаются подробными пояснениями воспитателя. Согласно полученным автором результатам, исполъзование музыкально-дидактических игр с этими пособиями активизирует восприятие музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства .

Э. П. Костина, которая применяла систему музыкально-дидактических игр наглядно-предметного типа в качестве средств обучения для формирования восприятия свойств музыкальных звуков (высоты, ритмических отношений, тембровой окраски, динамических оттенков) и активизации самостоятельной музыкально-игровой деятельности. Эффективность игр изучалась в сравнительно-возрастном аспекте в работе с детьми от четырех до семи лет. Автором разработаны интересные музыкально-дидактические игры, каждая из которых направлена на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Обучение строится на освоении (непрерывном и последовательном) серии музыкально-дидактических игр. Оно осуществляется в несколько этапов: первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий на занятиях; освоение их в условиях ознакомления с игрой в учебной деятельности; применение знакомых игр вне занятий, но с помощью педагога; самостоятельное применение игр детьми по их выбору и инициативе в самостоятельном музицировании. Э. П. Костиной установлено, что структура и функции музыкально-дидактических игр могут изменяться в зависимости от конкретных дидактических задач, а также от возраста детей. Предложенные автором музыкально-дидактические игры способствуют развитию у дошкольников способностей различения соотношений музыкальных звуков, их основных свойств и обеспечивают формирование способов самостоятельных действий детей, а также выступают в качестве ценного дидактического материала для практической деятельности педагогов. Важным является замечание Э. П. Костиной о том, что в процессе музыкально-дидактических игр дети с низким уровнем музыкального развития проявляли большую активность, чем это наблюдалось за ними в других видах музыкальной деятельности.
^ 3.Структурные компоненты музыкально-дидактической игры

Исследователи пытались найти такие компоненты музыкально-дидактической игры, которые бы в большей степени способствовали активизации процесса музыкального обучения и воспитания дошкольников.

Так, 
К. В. Тарасова выделила игровой сюжет, который вводит в задания и упражнения, направленные на развитие чувства ритма. Она доказала, что система такого типа упражнений эффективно отражается на характере двигательных интерпретаций музыки, активности и выдержке детей. С. М. Шоломович особое внимание придает визуальным моделям, создаваемым при помощи дидактических карточек. Разработанные автором модели способствуют лучшему восприятию дошкольниками формы музыкального произведения, регистра, темпа, динамики.

Исследование 
А. Н. Зиминой привлекает представленной характеристикой сюжета музыкально-дидактической игры. Автор считает, что сюжет игры может быть заложен в образно-смысловом содержании используемого музыкального произведения или же может представлять собой самостоятельное повествование, структурно и логически объединяющее несколько музыкальных произведений. Основным средством реализации сюжета в музыкально-дидактической игре является игровое действие, содержание которого обусловлено конкретной дидактической задачей, скрытой от детей. Игровое действие, по мнению А. Н. Зиминой, может быть связано с восприятием музыки, ее исполнением, а в более старшем возрасте — с продуктивными видами музыкальной деятельности, а именно: с вокальной, инструментальной и танцевальной импровизацией. Важным является вывод автора о том, что музыкально-дидактическая игра с сюжетно-ролевой направленностью позволяет объединить различные виды музыкальной деятельности с целью реализации единой дидактической задачи. В то же время развитие сюжетной линии может быть связано с каким-то одним видом музыкальной деятельности. В этом случае игровое действие будет направлено на реализацию различных дидактических задач.

^ 4.Использование полифункциональных возможностей музыкальных сюжетно-игровых комплексов в воспитании дошкольников

В исследованиях 
Л.С.Ходонович акцент делается на использовании не отдельных музыкально-дидактических игр, а целых игровых комплексов, в которых игры объединены единым сюжетом, а центральной задачей является развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. Такой подход усиливает полифункциональные свойства сюжетных музыкально-дидактических игр за счет их объединения, позволяет стимулировать интегрированные виды музыкального творчества;

Новое содержание сюжетных музыкально-дидактических игр и музыкальных сюжетно-игровых комплексов изменяет традиционные формы их применения и методику проведения.

В игровых комплексах предусмотрена возможность проявления дошкольниками творчества в разных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Содержание игр побуждает к синтезу разных видов творчества и проявлению ребенком своих индивидуальных способностей в предпочитаемом виде музыкально-творческой деятельности. В то же время многие творческие задания игровых комплексов составлены с целью объединения детей по интересам к видам деятельности, по уровню развития музыкально-творческих способностей, по выбору игровых персонажей, игровых задач и путей наиболее верного их решения. Деятельность детей, вовлеченных в музыкальный сюжетно-игровой комплекс, позволяет более глубоко и разносторонне познать личностные и индивидуальные качества сверстников, компенсировать свои неудачи в одном виде музыкальной деятельности за счет успеха в другом, испытать успех как уверенному в себе ребенку, так и застенчивому, робкому. Опора же при этом на преимущественно игровые мотивы, специфические для дошкольного возраста, делает и обучение детей соответствующим их природе, способствует успеху.

Музыкальный сюжетно-игровой комплекс можно рассматривать как форму организации игровой музыкально-творческой деятельности детей, в которой возможно 
осуществление индивидуально-дифференцированного подхода. Например, дети с развитым звуковысотным слухом могут проявить себя в музыкальных сюжетно-игровых комплекса «Плыви, кораблик!» (игра «Давайте познакомимся!»), «Новые приключения Буратино» («Спой ноту!»), «Коцiк і Пеўнiк» («Песенька Пеўнiку> «Лiсiчкiны прыпеўкi)») и других. Девочки, отличающиеся достаточно развитым музыкально-ритмическим чувством, могут демонстрировать сверстникам свои сильные стороны в игровых комплексах «Принцу Ритму на подмогу» («Топотушки и Хохотушки»), «Доктор Айболит» («Танец Дельфинов», «Полет Орла») и других. Мальчики с развитым тембровым слухом проявят себя в комплексах «Веселые музыканты» («Чей оркестр лучше?»), «Приключения принца Тембра», «Звучите, ноты!» и других. Музыкальные сюжетно-игровые комплексы позволяют самоутвердиться в значимой деятельности и тем детям, чьи музыкальные способности развиты недостаточно, при этом обладающим относительно высоким уровнем познания в сфере музыкального искусства, памятью, желанием заниматься музыкой («Звучите, ноты!», «Гномы музыканты», «Принцесса Динамика» и другие).

Содержание и структура музыкального сюжетно-игрового комплекса предполагает установление такого характера педагогического взаимодействия, в основе которого лежит 
личностно-ориентированное общение, эмоционально-положительный тонус, сопереживание, содружество, сотворчество.
Тема 9. Методика приобщения дошкольников к музыкальному восприятию 

Вопросы: 


  1. Задачи музыкального восприятия

  2. Формы организации музыкального восприятия

  3. Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

  4. Требования к репертуару по слушанию музыки



^ 1.Задачи музыкального восприятия

Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Большой вклад в разработку проблем музыкального восприятия внесли Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Н.А.Ветлугина. Особое внимание этому виду деятельности уделялось в системе музыкального воспитания, созданной в СССР в 70-ые годы 20 века (автор Дмитрий Кабалевский), глубоко разработана проблема приобщения дошкольников к восприятию музыки в работах Ольги Петровны Радыновой (Москва) (90-ые годы 20 века, программа «Музыкальные шедевры»). Отдельные аспекты этого вида деятельности раскрыты в исследованиях белорусских ученых: Г.А.Никашиной, Г.В.Савельева.

Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека. 
Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Свойствами музыкального восприятия является целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что 1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека); 2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений. Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений). Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.


  1. Формы организации музыкального восприятия


Восприятие музыки в д/у проводится в 
следующих формах:


  1. Восприятие музыки как компонент любого вида музыкальной деятельности.

  2. Восприятие музыки как самостоятельный вид детской музыкальной деятельности:


А) как часть музыкального занятия (чаще всего обязательная) во всех возрастных группах (3-6 минут)

Б) как самостоятельное занятие, часто во второй половине дня в среднем и старшем возрасте (10 и 15 минут).


  1. Восприятие музыки на праздниках, досугах (особенность восприятия здесь – не проводится анализ музыкального произведения).


Задачи музыкального восприятия:

1. формирование способности сопереживания образу;

2. развитие музыкальности (эмоциональной отзывчивости на музыку, ладовысотного чувства, динамического и тембрового слуха, репродуктивного музыкального мышления и музыкальной памяти), специальных способностей к этому виду деятельности (способности целостно и дифференцированно воспринимать музыку);

3.формирование оценочного отношения к музыке;

4.обогащение слухового опыта;

5.формирование знаний о музыке.

В каждой возрастной группе особое внимание уделяется и таким задачам, как: развитие слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей в младшем возрасте; развитие репродуктивного мышления и музыкальной памяти в среднем возрасте; формирование знаний о музыке, начал музыкального вкуса и оценочного отношения в старшем возрасте.
^ 3.Этапы организации музыкального восприятия, методы и приемы

Полноценное восприятие музыки состоится, если при его организации педагог, во-первых, учитывает закономерности самого процесса музыкального восприятия (от целостного к дифференцированному и вновь к целостному), и, во-вторых, использует разнообразные методы и приемы, активизирующие восприятие. В организации восприятие музыкального произведения, как правило, придерживаются 
следующих этапов:


  1. Первичное восприятие музыки (целостное).


А) эмоциональная настройка на восприятие произведения (беседа, рассказ, сюрпризный момент, загадка, игрушка и т.п.). При этом, как правило, сообщается название произведения и его автор.

Б) выразительное исполнение музыки (ТСО или живое звучание).

В) беседа о прослушанной музыке. Основной вопрос: «Какие чувства выражены в музыке?”, “Каков характер музыки, ее настроение?” В ходе беседы могут использоваться (особенно с младшими дошкольниками) методы уподобления характеру звучания музыки: мимическое, тактильное, интонационное. Далее музыкальный образ раскрывается посредством обсуждения вопроса “О ком (о чем) рассказывает музыка?»


  1. Повторное восприятие (дифференцированное).


А) повторное исполнение (целиком, а затем и по частям) с акцентированием различных особенностей произведения (смена динамики, тембров, частей и др.). Используются методы уподобления характеру звучания музыки: вокальное, моторно-двигательное, тембровое, цветовое; другие виды музыкальной деятельности: музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах, в которых не стоит цель выработки новых умений, а имеющиеся у детей навыки исполнения необходимы для более глубокой дифференциации восприятия, поддержания интереса детей;

Б) параллельно с исполнением отрывков - беседа о музыке, главный вопрос в которой «Как рассказывает музыка?»


  1. Узнавание и осознанное восприятие (целостное):


А) узнавание произведения по отрывку;

Б) уточнение, пояснение характера музыки и образа, средств музыкальной выразительности;
В) сравнение произведения с другим произведением (знакомым или новым), по принципу контраста либо сходства (по названию, жанру). Например Э.Григ «Шествие гномов», «В пещере горного короля» и М.П.Мусоргский «Гном»; П.И.Чайковский «Баба Яга», А.Лядов «Баба Яга», М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках»; Э.Григ «Утро» и М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»; Циклы «Времена года» А.Вивальди и П.И.Чайковского.
^ 4.Требования к репертуару по слушанию музыки

Преобладание гаммы светлых, жизнерадостных чувств и настроений, поскольку музыка воздействует на ребенка физиологически.


  1. Художественность музыкального репертуара. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития музыкального, эстетического вкуса, появляются первые музыкальные предпочтения. Очень важно, чтобы дошкольники воспитывались на музыкальных образцах, которые являются общепризнанными музыкальными шедеврами, что не исключает использование и современной, популярной музыки, которая не противоречит этому требованию.

  2. Разнообразие музыки. В музыкальном репертуаре должны присутствовать как произведения фольклора, так и классической музыки, лучшие образцы современной и специфически «детской» музыки. Наличие произведений разных стилей, эпох позволит обогащать слуховой опыт дошкольников, расширять их кругозор, сделает их восприимчивыми к разнообразным «музыкальным языкам». По данным некоторых исследований, способность к восприятию различной музыкальной стилистики с возрастом снижается, подобно тому, как снижается способность к овладению вербальными языками (музыка и речь имеют общую интонационную природу).

  3. Доступность произведения. Как по критериям эмоциональной доступности, доступности музыкального языка, так и по критерию времени восприятия музыки (около 2-ух минут непрерывного звучания);


Этим требованиям удовлетворяют известнейшие произведения, получающие все более широкое использование в практике работы д/у. Например, классическая музыка: фортепианные пьесы из альбомов П.И. Чайковского (Детский альбом), А.Т.Гречанинова (Детский альбом), Р.Шумана (Альбом для юношества), С.С.Майкапара (Бирюльки), Г.В.Свиридова (Альбом пьес для детей), Д.Д.Шостаковича (Танцы кукол), белорусского композитора Г.Вагнера («Детский альбом», «В мире сказок») и др.; симфонические произведения: «Детская симфония» И.Гайдна, Сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе, симфоническая сказка С.Прокофьева «Петя и волк», симфонические картины А.Лядова «Кикимора», «Баба Яга» и др. 
Тема 10. Методика приобщения дошкольников к пению
Вопросы:


  1. Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи

  2. Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников Особенности детского голоса и меры по его охране.

  3. Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста. 

  4. Этапы разучивания песни



^ 1.Роль пения в музыкальном развитии ребенка, его задачи

Пение 
как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (ладовысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста), физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха). Хоровое пение лежало в основе системы музыкального воспитания З.Кодая (50-ые годы 20 века). 

Задачи певческой деятельности дошкольников:


  1. Формирование певческих умений и навыков;

  2. Развитие музыкальности;

  3. Формирование интереса к музыкальной деятельности, эстетических чувств, предпочтений – компонентов музыкально-эстетического сознания;



^ 2.Характеристика вокальных и хоровых навыков дошкольников Особенности детского голоса и меры по его охране.

Организация этого вида деятельности требует знания и учета 
особенностей детского голосапозволяет развивать его, соблюдая меры по его охране. Среди таких особенностей можно назвать: короткие и тонкие голосовые связкималая емкость легких, неширокий диапазон (как правило, до трех лет - звуки ре1-соль1, к 5-ти годам ре1-си1; к 6-ти – до1-до2).

Основными мерами по охране певческого голоса дошкольника является удерживание от громкого и длительного пения – не исполнять более 2-3 песен на занятии , 4-5 – на праздниках (в младшем возрасте 3), подбор песенного репертуара с соответствующим данному возрасту диапазоном; соблюдение гигиенических требований для помещения – не петь при температуре ниже 18 градусов и влажности более 40 процентов. Также необходимо удерживать детей от крика и визга, добиваться естественного тона разговора в любых условиях.

При обучении пению особое внимание уделяется формированию вокально-хоровых навыков дошкольников. Важно учить детей уже в раннем возрасте 
соблюдать певческую установку – правильное положение корпуса во время пения. Так, необходимо сидеть (при исполнении разученных песен – стоять) прямо (в2-4 года опираясь на спинку стула, в 5-6 лет – не прислоняясь к ней), ноги располагаются под прямым углом к полу, руки – на коленях, голова – прямо; В дошкольном возрасте начинают формироваться следующие вокально-хоровые навыки: 


  • звукообразование (дети должны петь естественным высоким светлым звуком, образец такого пения должен демонстрировать и педагог; необходимо учить отрывистому образованию звука, что ближе для ребенка, а также протяжному пению – для того использовать специальные упражнения с большим количеством гласных, пение в среднем темпе); 

  • дыхание ( учить не брать дыхание в середине слов и фраз); дикция (учить четко произносить звуки, особенно согласные в конце слов, этому помогают скороговорки, громкий шепот- в старшем возрасте); 

  • чистота интонации (как правило, координация между слухом и голосом у дошкольников еще слабая, поэтому необходимо показывать образцы чистого пения, петь в удобном диапазоне, больше использовать образцов без аккомпанемента, петь по подгруппам, использовать игровые задания на подражание, повторение интонаций и их транспонирование, уделять внимание фальшиво поющим – индивидуальный подход, рассадка детей во время пения);

  • ансамбль – согласованное пение в унисон (использование дирижерского жеста, пения в небольших подгруппах);


^ 3.Характеристика песенного репертуара для детей дошкольного возраста. 

В песенный репертуар дошкольников включены упражнения для развития голоса и слуха (например, попевки из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной), и собственно песни, среди которых: песни без аккомпанемента (на нескольких звуках, как правило – фольклорный репертуар); песни с аккомпанементом; песни с движениями (спокойный, напевного характера, текст которых, как правило, связан с движениями); песни-попевки для игры на детских музыкальных звуковысотных инструментах (начиная с попевок на одном звуке, как правило, – образцы фольклора, попевки-упражнения из «Музыкального букваря»).

Песенный репертуар должен удовлетворять требованиям художественности, доступности, разнообразия по тематике и стилям. Для детей до 3-ех лет отбираются попевки подражательного характера с повторяющимися интонациями, в среднем темпе и короткими фразами. Для детей 3-5 лет – наличие протяжных звуков, в среднем темпе, с двухтактовыми фразами, 5-6 лет – разнообразная тематика, различные темпы, динамика от пиано до меццо форте, фразы - 2 такта в медленном темпе. В старшем возрасте уделяется внимание музыкально одаренным детям – они как правило чисто интонируют, отличаются выразительностью и артистичностью, им доступно сольное исполнение.


  1. ^ Этапы разучивания песни


Методика разучивание песни предполагает три этапа (на протяжении 5-7 занятий):


  1. Ознакомление с песней. Цель – заинтересовать ребенка, раскрыть содержание песни. Поскольку необходимый этап при разучивании песни это ее восприятие, то на данном этапе используются методы и приемы, связанные с восприятием музыки – эмоциональная настройка (беседа, сюрпризный момент, загадка и др), выразительное и качественное исполнение песни 
    целиком (слуховая наглядность), беседа о прослушанной музыке: определение ее настроения, характера образа, некоторых средств выразительности, пояснения незнакомых слов и явлений.

  2. Разучивание песни. На этом этапе проводится основная работа по обучению певческим умениям и навыкам – уделяется внимание дыханию, звукообразованию, дикции. Отдельно проучиваются интонационно сложные мотивы и ритмические группы – для этого используется двигательное моделирование (хлопки, отстукивание ритма, показ движения рукой изменения высоты звука) и предметное моделирование (большие и маленькие предметы для моделирования длительностей, предметы, расположенные на разной высоте или музыкальные лесенки для моделирования высоты). Песня разучивается по фразам, 
    текст вместе с музыкой, поскольку слова и музыка песни должны составлять в сознании ребенка смысловое и образное единство.

  3. Закрепление песни. Ведется работа над выразительным исполнением, оттачиваются необходимые навыки исполнения. На этом этапе желательно разнообразить формы исполнения песни, чтобы избежать утомления и удержать интерес детей в работе с песней. Это исполнение песни по подгруппам (мальчики – девочки), исполнение соло, исполнение с движениями, инсценировка, оркестровка, использование других атрибутов, исполнение знакомых песен в контексте сюжетно-ролевой игры – «Концерт», «Серебряный граммофон», игр по типу телевизионных –«Угадай мелодию», «Два рояля» и др.




Тема 11. Методика приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям
Вопросы:


  1. Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи

  2. Виды движений

  3. Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям

  4. Требования к репертуару 



^ 1.Музыкально-ритмические движения как вид детской музыкальной деятельности, его задачи

Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др.

Т.о. 
цель этого вида деятельности – в углублении и дифференциации восприятия и формирования на этой основе навыков выполнения выразительных движений.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза (начало 20 века). Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Жака-Далькроза. В разработке подходов, рассчитанных на детей дошкольного возраста, участвовали М..А. Румер, Т.С.Бабаджан, Н.А.Метлов, позднее – А.В.Кенеман, Н.А.Ветлугина. На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная росиийским автором А.Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика», которая с успехом используется в системе дошкольного музыкального воспитания Беларуси, музыкально-ритмические движения и двигательное творчество занимают полноправное место среди видов музыкальной деятельности, предлагаемых национальной программой «Пралеска».

^ Задачи музыкально-ритмических движений:


  1. формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

  2. развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

  3. обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнят танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей , инсценировать тексты песен;) 

  4. формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).

  5. содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками.



^ 2.Виды движений

Традиционно выделяются следующие 
виды музыкально-ритмических движений:

1.Упражнения (многократное выполнение движений с целью обучения)

а) упражнения, направленные на совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки);

б) общеразвивающие (с предметами и без них);

в) подготовительные, в ходе которых разучиваются движения к пляскам (галоп, кружение и т.д.)

г) образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей игр и инсценировок

д) самостоятельные упражнения – законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»)

2. Пляски.

а) пляски с зафиксированными движениями (авторская композиция, сопровождающаяся описанием движений в соответствии с тактами музыки);


  • народные пляски с подлинными элементами народного танца;

  • характерные танцы («Снежинки», «Петрушки», «Куклы» и т.д.)

  • хороводы с пением, текст которых не связан с выполняемыми движениями;

  • современный детский танец;

  • детский бальный танец;


б) пляски-импровизации на основе разученных движений и их элементов (начиная с плясок типа «зеркало», в котором все участники повторяют комбинацию движений за ребенком-ведущим, заканчивая самостоятельной сольной или коллективной композицией);

3. Музыкальные игры с движением.

а) сюжетные, в которых показаны действия, характеры, взаимоотношения персонажей;


  • под пение («У мядзведзя на бару”)

  • под инструментальную музыку ( типа “День и ночь”, “Весело-грустно”, “Зайцы и лиса”)

  • игры-инсценировки, чаще используемые на развлечениях и досугах (“Теремок”, “Колобок”)


б) несюжетные, которые не имеют определенной тематики, задание связано с общим настроение музыки, ее выразительными средствами – различные игровые задания, соревновательные элементы и пр.
^ 3.Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям

В обучении музыкально-ритмическим движениям используются следующие методы и приемы:

Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение), практические методы (упражнения, но 
не тренаж).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Развитие мелкой моторики в игровых приёмах у дошкольников

КУРСОВАЯ РАБОТАЛукашевой Валентины Сергеевныпедагога-психологаМБДОУ  № 5 "Ивушка"г. Смоленск...

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Доклад на тему «СОЦИО-ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Доклад из опыта работы на тему "Социо - игровые приёмы обучения дошкольников" содержит интересный игровой материал, полезный для формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Вместе с т...

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности."

Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения  дошкольников изодеятельности." ...

презентация " методы и приёмы ознакомления дошкольников с художественной литературой"

презентация " методы и приемы ознакомления дошкольников с художественной литературой"-консультация для воспитателей.Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетическо...