Конспект комплексного занятия "Пасха. Гулянье на весь день"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме
Конспект комплексного занятия "Пасха. Гулянье на весь день"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект комплексного занятия "Пасха. Гулянье на весь день" | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ г. Москвы детский сад № 833
Конспект интегрированного занятия
МУЗЫКА - ИЗО
«Пасха. Гулянье на велик день»
подготовительная группа
Музыкальный руководитель Губенко Н.Н.
Воспитатель Казарян Н.С.
Цель: формирование культурных потребностей детей через изобразительную, музыкальную деятельность.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к искусству и культуре русского народа;
- воспитывать любовь и доброту к окружающему миру;
- совершенствовать умение работать нетрадиционными методами раскрашивания пасхальных яиц: стружкой восковых мелков, воском свечи;
- создать условия для самореализации ребенка;
- вызывать желание детей активно участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.
Организация детей: занятие проходит в музыкальном зале.
Предварительная работа:
- рассматривание писанок и их высокохудожественных изображений;
- составление различных узоров;
- беседа о символах, значений цветов, основных элементов пасхальных росписей;
- обучение детей работе с воском;
- беседа о традициях, обычаях, народных играх во время празднования Пасхи;
- слушание церковного песнопения в аудиозаписи;
- разучивание песен, игр, хороводов, посвященных Пасхе.
Оборудование: репродукции картин «Распятие Иисуса», «Вознесение»; аудиозаписи пасхальных звонов, произведения «Всенощная» С. Рахманинова; детские колокольчики; Деревянные яйца, подставки для яиц; сырые яйца; салфетки декоратавные и салфетки влажные; краситель, разбавленный в баночке; кастрюля с вареными яйцами; тарелочки с цветной стружкой восковых мелков.
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в зал с колокольчиками в руках, образуют круг.
Исполняется песня «К нам пришла весна»
Музыкальный руководитель. Ребята, мы не случайно занятие начали с этой радостной весенней песни. Вот так и в старину - только выглянет весеннее солнышко, природа начинает оживать, как все – и стар, и млад, готовятся с радостью встретить «праздник из праздников и торжество из торжеств» - Пасху Христову. А вы знаете, что такое Пасха? (Ответ детей) Название происходит от еврейского слова «исход, избавление». Это время серьезных размышлений о себе, своих поступках: хороших и плохих, делах добрых, и не очень добрых. Начиналась Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников христианской церкви, утверждающих воскрешение Христа. Поэт Яков Полонский в своем стихотворении «Светлое Воскресение» описывает воскрешение Христа так:
«Весть, что стала мучить Бога, к нам на север принесли грачи…
Потемнели хвойные трущобы, тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили поверхность, прикрытую в мороз,
И на камни стали капать слезы злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой, принесли скворцы в лесную глушь;
На кресте распятый, всех прощая, умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи, воздух бурным зашумел дождем,
Поднялись, морями стали реки, и в горах пронесся первый гром.
Третья весть была необычайна: Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала богом воскрешенная весна…
И кругом луга зазеленели, и теплом дохнула грудь земли,
И, внимая трелям соловьиным, ландыши и розы зацвели.
Исполняется песня «Христос Воскрес!»
Музыкальный руководитель. В этот праздничный день колокола звонили особенно торжественно. Этот звон называется «пасхальный благовест».
Слушание в аудиозаписи «Пасхальные звоны»
Музыкальный руководитель. Дети, какой музыкальный инструмент сейчас звучал? (Ответ детей) Вы услышали один колокол или несколько? (Ответ детей) Как вы думаете, большой колокол звучит низко или высоко? (Ответ детей) А как звенит маленький колокол? (Ответ детей) Правильно, чем больше колокол, тем ниже он звучит, и, наоборот, чем меньше его размер, тем тоньше, выше звон.
Повсюду благовест гудит, из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес: «Христос воскрес!»
Все дети. Христос воскрес!
Исполняется песня «Хорошо весьма» муз. Пастернака
Музыкальный руководитель. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. В народе говорили: если на Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю и красному лету. Старики в этот день расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старушки умываются с золота, серебра, с красного яичка в надежде разбогатеть. Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово, пошли мне жениха холостого, в сапогах, да с калошами, не на корове, а на лошади!»
Воспитатель. Одним из символов праздника является крашеное яйцо, символ зарождающейся жизни. И поэтому перед Пасхой одно из самых радостных дел – расписывать яйца. Люди стали украшать яйца очень давно - сначала только в красный цвет, а затем стали красить в разные цвета- в желтый, синий, зеленый. Кто знает, как назывались такие яйца? (Крашенки) Сейчас мы с вами будем окрашивать яйца необычным способом. Посмотрите, перед вами лежат стружки восковых мелков. Этой стружкой нужно будет обсыпать яйца. Давайте сначала потренируемся.
По примеру воспитателя берут из тарелочек стружку и мелкими пальцевыми движениями ссыпают ее обратно.
На фоне тихого звучания музыки – произведения «Всенощная» музыка С.Рахманинова – воспитатель подходит к каждому ребенку, сидящему за столом, ставит яйцо на подставку и отслеживает работу каждого воспитанника. С окончанием работы дети оценивают друг друга.
Воспитатель. Существует много разных способов раскрашивания яиц. Яйца использовали и куриные, и деревянные, и фарфоровые, и даже делали яйца из золота и серебра, расписывали их всевозможными узорами. Как называются расписные, с узорами яйца? (писанки). Давайте вспомним, как мы раскрашивали их в группе: мы воском рисовали узоры и потом окунали яйцо в краску – сначала желтую, потом зеленую, красную. Сегодня вы закончите свои работы. У нас остался синий цвет.
Дети по очереди подходят к баночке с разведенной синей краской, опускают его при помощи ложки в емкость. Затем яйцо обсушивают салфеткой и ставят на подставку. После вместе с воспитателем оценивают работы друг друга.
Музыкальный руководитель. Очень красивые получились работы! Что же люди делают с крашеными яйцами в Пасху? Они обмениваются яичками, чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало. Давайте выучим такие слова: «Ты катись, катись яичко, да к душе Господней, дай ты людям защиты и добра, дай ты им и спасу!» Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте товарищу чистоты и здоровья! (дети обмениваются яйцами) А теперь настала пора и поиграть!
Проводятся игры: «Перенеси яйцо в ложке»,
«У кого дольше яйцо прокрутится»
Музыкальный руководитель. Пасхальный день знаменит не только вкусным угощением, богат он и обрядами. Кто знает, какие это были обряды?
- На Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года не повторялись. Ели их один раз в году. Готовили куличи, пасхи, пирожки, запеканки, окорок. А вот рыбные блюда на стол не ставили.
- В доме зажигали все люстры, свечи.
Обязательно одевались во все светлое, праздничное.
- Встречаясь, люди приветствовали друг друга такими словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Проводится общая игра «Летели две птички»
В конце игры дети в парах обнимаются трижды и говорят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»
Музыкальный руководитель. Пасха длится целую неделю. Расскажите дома своим родным, что вы сегодня узнали – про игры, обряды. Покажите, как вы замечательно раскрасили яйца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного тематического занятия в старшей логопедической группе "Пасха. Великий день. Светлый день"
В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия сос...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КАРЛСОНА"
Учить детей работать с тестом: раскатывать, вырезать формочкой фигурки; отгадывать загадки, познакомить с пословицами и поговорками о хлебе, обогащать представления о том, как выращивают хлеб. ...
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы "Плетение венка"
Познакомить детей со значением венка, его историей и техникой плетения....
Конспект комплексного занятия в средней группе " День защитника Отечества"
Конспект комплексного занятия в средней группеПодготовили: воспитатель, музыкальный руководитель.Тема: День защитников ОтечестваЗадачи:Познавательные: дать детям знания об армии, сформировать у них пе...
«С утренним задором на весь день!» Чтобы жизнь была в порядке, Начинайте день с зарядки!
laquo;С утренним задором на весь день!»Чтобы жизнь была в порядке,Начинайте день с зарядки!Под таким девизом воспитанники МК ДОУ д/с № 22 с. Кевсала выходят ежедневно на утреннюю зарядку,...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Математикой весь день заниматься нам не лень"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Математикой весь день заниматься нам не лень"...
Конспект комплексного занятия в средней группе «День Зиновия-синичника. Синичкин день»
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнетс...