План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Музыка». «Художественное творчество» (аппликация). Интеграция.
план-конспект занятия по музыке (средняя группа) по теме
Музыкальный руководитель проводит занятие совместно с воспитателем и с детьми средней группы, с применением игры на металлофоне одарённого ребёнка. Первая чать НОД (непосредственно образовательной деятельности) проводит, в основном музыкальный руководитель, а вторую часть - воспитатель («Художественное творчество» (аппликация). Основной музыкальный репертуар проходит как закрепление или работа над знакомымы музыкальными материалом. Новым, для знакомства и начала разучивания, является одна песня (первый куплет). В аппликации присутствует игровогй приём - командная игра, которая одновременно является закреплением пройденного на занятии музыкального материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.doc | 79.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Музыка». «Художественное творчество» (аппликация). Интеграция.
Музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Тема образовательной области «Музыка»: «Настроение, чувства в музыке».
Тема НОД: Музыка, настроение, цвет.
Форма: интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» (аппликация).
Игровой приём: волшебный сундук.
Цель: Развитие умения чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение, игру на металлофоне, аппликацию. Совершенствование ладотонального слуха, свойства звука и чувства ритма в музыкальной деятельности, усвоение понятия «музыка, настроение, цвет».
Структура НОД
Виды деятельности | Образовательная область «Музыка». Программное содержание | Репертуар | Задачи интеграции образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) | Материалы и оборудования | |
Восприятие музыки | Слушание музыки | Формирование музыкальной памяти (увидеть видео с музыкой П. Чайковского «Болезнь куклы», узнать знакомую музыку, знать название пьесы, назвать композитора). Развитие способности определять характер, настроение музыки, используя знакомые определения (грустный, печальный) и, закрепление малознакомых слов (жалобный, плачущий) | Видео с записью музыки П. Чайковского «Болезнь куклы» | Способствование усвоению детьми определения «Музыка, настроение, цвет» (минорный лад музыки, грустное настроение, – тёмные цвета). | Видео с музыкой; Ноутбук; Музыкальный центр; Видеопроектор; Мобильный экран; Расписной небольшой сундук |
Развитие слуха и голоса | Развитие навыков исполнения на детском музыкальном инструменте «металлофон», используя две пластины, пения и игры на металлофоне одновременно. Закрепление знаний об инструменте (знать название, почему так называется, чем играют на металлофоне), способах игры (молоточек держим между указательным и большим пальцами, свободно, молоточек должен отскакивать от пластины – звук будет чистый). | «Спите, куклы», музыка Е. Тиличеевой | Металлофон, молоточек, столик. | ||
Пение. Усвоение певческих навыков | Распевание | Формирование исполнительских вокальных навыков: пение протяжным, спокойным, ласковым голосом, чисто интонируя мелодию (высоко – низко: матрёшка стоит на высокой ступеньке – поёт «спи-», а на низкой – «-те» и т.д.) | Музыкальная лесенка (пятиступенчатая), матрёшка. | ||
Пение | Знакомство с новой песней в исполнении музыкального руководителя. Развитие слухового восприятия, умения высказываться о песне (определение весёлого, радостного характера песни, о чём песня). Воспитание правильной посадки в пении, желания разучивать песню, с правильным звукоизвлечением (свободный артикуляцией, чётко пропевая согласные, протяжно – слова с ударными гласными, бесшумно брать дыхание). Разучивание 1 куплета песни в сопровождении одной мелодии, без аккомпанемента (применить приём «пение по руке»). | «Песенка о маме», музыка и слова О. Перовой | Определение светлых тонов и красок в характере песни. | Фортепиано, ноты | |
Музыкально-ритмические движения. Упражнения | Вход | Развитие навыков основных движений ходьбы: «торжественная», «спокойная». Воспитание желания ходить самостоятельно со всеми вместе. | «Ходьба разного характера», музыка М. Рообера. | Фортепиано, ноты | |
Развитие танцеваль-ных исполни-тельских навыков | Развитие чувства ритма. Закрепление танцевального движения «дробный шаг» в движении по кругу, в кружении на месте вокруг себя; отметить «танцевальный» характер музыки. Воспитание умения вслушиваться в музыку сопровождения движений и выполнять соответственно. | «Я рассею своё горе», русская народная мелодия. | Фортепиано, ноты | ||
Художественное творчество. | Аппликация | Закрепление умения чувствовать характер музыки мажорного и минорного лада. | «Песенка о маме», музыка и слова О. Перовой «Болезнь куклы», муз. П. Чайковского, | Формирование умения выделять и применять основные средства выразительности (цвет) в аппликации при создании художественного образа в музыкальной деятельности (умение определять тёмные цвета к музыке минорного лада, светлые – мажорному ладу). | Двусторонняя доска с самоклеящейся поверхностью с изображениями на одной – улыбка вверх (весело, мажор), на другой – вниз (грустно, минор). Столик с разноцветными бантиками. |
Ход занятия.
Дети входят в зал. Выстраиваются в один ряд.
Музыкальное приветствие с музыкальным руководителем, с гостями.
(Примечание. Музыкальное приветствие и вокальное прощание не входят в длительность НОД.)
Музыкальный руководитель. Дети, у меня есть очень красивый сундук – он волшебный, а что в нём находится, мы с вами сейчас узнаем. (Вносит небольшой сундук и ставит на стол, открывает крышку, достаёт большой барабан). Посмотрите, дети, какая здесь красивая игрушка. Что это? (Ответы детей). Правильно, а что можно делать, когда играем на барабане? (Ответы детей). А мы с вами умеем шагать по-разному: под громкую и энергичную музыку мы ходим бодро, весело, а если музыка звучит тихо, то мы идём спокойным шагом. Сейчас я вам сыграю музыку с разным характером звучания, а вы шагайте так, как звучит музыка.
Воспитатель. Повернулись все друг за другом, спину держим прямо, глазами смотрим на спину, идущего впереди. Мы пойдём за ведущим по залу под музыку. Приготовились…
Музыкальный руководитель играет музыку М. Рообера «Ходьба разного характера». Дети двигаются в соответствии с характером двухчастной музыки: I часть музыки бодрая, энергичная – ходьба с активными движениями рук и ног; II часть музыки спокойная, тихая – амплитуда движений рук и ног поменьше, но темп сохраняется.
Музыкальный руководитель приводит в пример тех детей, кто выполнил правильно. Музыка М. Рообера «Ходьба разного характера» звучит один раз - эти дети проходят внутри круга. Музыка М. Рообера «Ходьба разного характера» звучит ещё раз – все идут по кругу ещё раз. Воспитатель и музыкальный руководитель хвалят детей.
Музыкальный руководитель играет I часть русской народной мелодии «Я рассею своё горе». Музыкальный руководитель. А какое настроение у вас появляется от этой музыки? (Ответы детей). Правильно, весёлое настроение вызывает. А когда нам весело, радостно - мы часто хлопаем в ладоши. Давайте под музыку похлопаем все вместе, но дружно. (Дети хлопками отметить ритмический рисунок I части музыки.) Молодцы, ребята. Очень дружно получилось у вас: все вместе начали и закончили с музыкой. А что ещё можно делать под эту весёлую музыку? Ручками мы уже похлопали… (Ответы детей). Действительно, под эту музыку хочется танцевать. Теперь мы с Мариной Николаевной напомним вам танцевальное движение «дробный шаг». Воспитатель напоминает своим показом, комментируя словами движение «дробный шаг» под музыку: руки ставим: мальчики – на пояс, девочки – на платье, ноги в коленях слегка сгибаем, как будто садимся на край стула и не прижимаем их сильно друг к дружке, спину и голову держим прямо, ноги каждый раз приподнимаем, а не шаркаем ими, идём красиво. (Музыка звучит один-два раза. Затем, дети идут под музыку по кругу, вмеcте с воспитателем).
Музыкальный руководитель приводит в пример тех детей, кто выполнил правильно. Индивидуальный показ 2-3 детей. Закрепление всей группой: первую часть музыки все идут по кругу, вторую часть – кружатся на месте вокруг себя.
Музыкальный руководитель приглашает детей сесть на стулья. Музыкальный руководитель. Дети, хотите узнать, что ещё в моём сундуке есть? (Ответы детей.) Для этого всем надо сесть поудобнее на стульях и смотреть на экран. Все помнят, как надо слушать и смотреть: тихо дослушать до конца, не мешая друг другу. А по окончании выслушав вопрос - отвечать по очереди, а не все одновременно.
Включается видеопроектор и на экране демонстрируется видео с музыкой П. Чайковского «Болезнь куклы».
Музыкальный руководитель. Скажите мне, пожалуйста, кто в моём сундуке? (Ответы детей.) Вы узнали музыку, которая звучала? (Ответы детей - «Болезнь куклы».) А кто помнит, как зовут композитора? (Ответы детей - П. И. Чайковский). А что вы скажете о характере, настроении музыки? (Ответы детей - грустный, печальный и, жалобный, плачущий.) Каким цветом можно покрасить эту музыку? (Ответы детей – тёмными цветами). Всё правильно вы отметили, молодцы. А вот и кукла показалась из сундука, но что это за кукла? (музыкальный руководитель достаёт из сундука маленькую матрёшку.) Да это же крошка-матрёшка. Я же сказала, что мой сундук волшебный и всё что там находится – тоже волшебное, музыкальное. Вот и лесенка тут нашлась, да не простая, а музыкальная. Мы с вами уже умеем играть в эту игру с пением попевки «Спите, куклы ». Поём высоко «спи-» - матрёшка стоит на высокой ступеньке, а поём низко «-те» - кукла на низкой ступеньке стоит. Кто же хочет поиграть с матрёшкой и спеть песенку для неё? Играют с матрёшкой и лесенкой 2 ребёнка по очереди, остальные поют, сидя на стульях. Музыкальный руководитель следит, чтобы дети протяжно пели ударные слоги «спи-те», «ку-клы», «ба-ю»…
Музыкальный руководитель. Сонечка, я прошу тебя сыграть нам и спеть эту попевку на музыкальном инструменте. Подойди ко мне и поищи её в сундуке. (Подходит и достаёт металлофон). Ребята, кто скажет, как называется этот инструмент и почему так называется? (Ответы детей – металлофон, потому что пластины, металлические или железные). А чем играют на металлофоне? (Ответы детей – молоточком). Как надо держать молоточек - нам покажет Сонечка. (Молоточек держим между указательным и большим пальцем, свободно, молоточек должен отскакивать от пластины – звук будет чистый). Софья играет и поёт попевку Е. Тиличеевой «Спите, куклы». Педагог хвалит её.
Музыкальный руководитель. Слышу, из сундука песенка просится наружу. Может, мы её выпустим и познакомимся? (Ответы детей). Музыкальный руководитель играет новую песню «Песенка о маме», музыка и слова О. Перовой. Музыкальный руководитель. Скажите, пожалуйста, о чём рассказала вам эта песня, о ком в ней поётся, она весёлая или грустная, какими цветами можно её разукрасить: светлыми или тёмными? (Педагог добивается от детей полных ответов). А я хочу познакомить вас с первым куплетом этой песни. Сели все удобно, спины подружили со спинками стульев, а руки – с коленками. Слушайте и повторяйте за мной, только по показу моей руки (педагог применяет приём «пение по руке»). Поём, не спеша, хорошо открываем рот и пропеваем слова протяжно (педагог даёт певческую установку детям: петь спокойным, ласковым, весёлым голосом, чётко пропевать согласные, протяжно – слова с ударными гласными, бесшумно брать дыхание). Музыкальный руководитель проводить разучивание первого куплета песни по фразно, в сопровождении одной мелодии, без аккомпанемента. Закрепление разученного первого куплета – пение стоя, с правильной певческой установкой: ноги чуть расставить, руки опустить вдоль туловища.
Музыкальный руководитель. А теперь нам пора и поиграть. Воспитатель. Но вот только с чем? Музыкальный руководитель. Сейчас посмотрю, может быть, здесь есть ещё что-то? (Достаёт письмо, читает). «Мы - два сказочных солнышка, всегда носим много-много косичек с красивыми бантиками. Мы с косичками, ну просто, красавицы. Но, вот беда. Вчера, когда мы заплетали косички, налетел Ветер, шалунишка, и перепутал бантики! А они у нас разного цвета! Потому, что у нас характер разный. Сами не можем разобраться и вот уже второй день ходим без бантиков в косичках. Мы очень надеемся, что нам кто-нибудь поможет. Солнышки.» Воспитатель. Ребята, может, мы сможем помочь сказочным Солнышкам с этой проблемой справиться? (Ответы детей). Тогда мы с вами устроим игру и назовём её «Приклей бантик правильно». Для игры нам надо разделиться на две команды: команда девочек и команда мальчиков. (Мальчики выстраиваются вдоль стены в ряд, а напротив них –вдоль другой стены - девочки. Воспитатель ставить двустороннюю доску, развернув к мальчикам картину с опущенными вниз уголками губ солнышка, а к девочкам – с улыбкой. На плоскости, около досок лежат разного цвета банты. Воспитатель обращает внимание детей на настроение солнышка, к которому они буду клеить банты, на цвет бантов, подходящих именно этому настроению солнышка, напоминает, как надо приклеивать: аккуратно, не спеша, внимательно. Музыкальный руководитель. С вами играть мы будем в музыкальную игру. А поэтому, слушайте музыку, которая звучала сегодня в зале, определите её настроение и, определив настроение музыки, приклейте банты тому солнышко, кому подходит эта музыка. Звучит «Болезнь куклы», П. И. Чайковского. Дети определяют тёмные цвета бантиков к музыке минорного лада. Музыкальный руководитель играет музыку песни «Песенка о маме», О. Перовой. Дети определяют светлые бантики к музыке мажорного лада.
Краткий итог НОД. Музыкальный руководитель. Все сегодня очень хорошо позанимались: слушали грустную музыку, пели колыбельную попевку, разучили первый куплет весёлой и ласковой песни о маме, хорошо нам сыграла на металлофоне Сонечка. И помогли солнышкам. Все были активными и внимательными к музыке из волшебного сундука. Скажите мне, ребята, что вам больше всего понравилось сегодня? (Ответы детей). Теперь я закрываю мой волшебный сундук, чтобы к следующей нашей встрече там ещё появились интересные предметы, музыка, игры.
Вокальное прощание. Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность, через интеграцию образовательных областей музыка, художественное творчество для младшего и среднего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст многими педагогами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На за...
Презентация «Интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество» с другими образовательными областями»
Презентация "Интеграция образовательных областей "Музыка", "Художественное творчество" с другими образовательными областями....
конспект НОД по образовательным областям "Музыка", "Художественное творчество" (аппликация) для детей старшей группы. Интеграция "Мама - солнышко моё!"»
Конспект НОД по образовательным областям " Музыка", "Художественное творчество" (аппликация) для детей старшей группы. Интеграция. Проходит в музыкальном зале, во вторую половину дня, в торжеств...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи и художественному творчеству (аппликация) в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественному творчеству (аппликация) «День семьи, любви и верности»
Цель:- воспитание ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.Задачи:1. Создать условия для развития способностей коммуникативного общения.2. Способствовать развитию положительных...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественному творчеству (аппликация) «Зачем нужны дорожные знаки»
Цель:- формирование знаний о дорожных знаках.Задачи:1. Создать условия для развития способностей коммуникативного общения.2. Способствовать развитию положительных эмоции и чувств.3. Формировать умение...
Конспект "Мир музыки Г.В.Свиридова" для детей 6-7 лет (интеграция образовательных областей "Музыка", "Художественное творчество")
Конспект интегрированного зантия...