Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет.Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет
методическая разработка по музыке по теме
Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психофизиологическое развитие детей 3-5 лет | 40.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.2 Психофизиологические особенности развития детей 3-5 лет
Ведущие ученые утверждают, что развитие многих человеческих способностей начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, то они не прекращают развиваться до конца жизни.
В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов (уровней). В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:
- способность
- одаренность
- талант
- гениальность
Все процессы на этих этапах могут протекать параллельно, в той или иной степени влияя друг на друга и накладываясь.
Можно выделить следующие процессы:
- подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей;
- становление задатков небиологического плана;
- достижение соответствующего уровня нужной способности.
Каждый человек в своем развитии испытывает периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Существует понятие «возрастной чувствительности», т.е. особой повышенной отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст. Неоднородность этой возрастной чувствительности, изменения её уровня означает, что каждый период жизни имеет свои специфические внутренние условия для развития, и что с возрастом эта чувствительность не только увеличивается, но и ограничивается, а некоторые особенности пройденных возрастных периодов и вовсе утрачиваются.
Многочисленные жизненные факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникают повышенные возможности для развития психики в тех или иных направлениях, имеющие временный, преходящий характер. Известно, например, что у ребенка в возрасте двух-трех лет наблюдается повышенная восприимчивость к усвоению языка, на котором происходит общение ребенка с окружающими. Эта особая расположенность к языку, выполнив свою жизненную функцию, сделав возможным быстрое овладение формами языка и мышления, затем резко идет на убыль. В пять-семь лет ребенок наиболее готов к овладению чтением [ Приложение А].
В дошкольные и ранние школьные годы заметна особая острота, яркость образных впечатлений, богатство воображения, которое в частности проявляется в различных творческих играх. К дошкольному детству относится созревание необходимых органических структур и формирование на их основе нужных функциональных органов. Происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения (прежде всего рук). Все это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка общих способностей, некоторый уровень которых является предпосылкой для последующего развития специальных способностей. Их развитие продолжается в школе, в особенности в младших и средних классах. Дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают у себя способность к перевоплощению и вживанию в роль. Это существенно помогает развитию специальных способностей: многих двигательных, организаторских, конструкторских, художественно - изобразительных и иных творческих способностей. Особое значение для формирования специальных способностей у детей имеют занятия различными видами творческих игр, которые заставляют ребенка создавать что-то новое, открывать для себя новые знания, обнаруживать в самом себе новые возможности.
Необходимость включения в специфические человеческие виды деятельности, вынуждает родителей с раннего детства заботиться о развитии нужных для их детей способностей, и впоследствии, когда дети сами становятся взрослыми, у них создается необходимость в самостоятельном приобретении необходимых способностей. Развитию нужных способностей у детей также способствуют окружающие ребенка взрослые люди, которые в большинстве своем уже обладают необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов духовной и материальной культуры, которыми ребенку надо научиться пользоваться). В свою очередь дети с наибольшей готовностью принимают соответствующие учебные и воспитательные действия и быстро усваивают их благодаря гибкости пластичного к учебной деятельности мозга. Под влиянием всего этого необходимые для развития человеческих способностей задатки складываются у ребенка довольно рано (примерно к трем годам), тем самым, обеспечивая впоследствии уже не природное, а социальное развитие ребенка, включая такие способности, аналога которым нет даже у животных.
Важно заметить, что периоды особой повышенной готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно заканчиваются. Если какая-либо функция не получила должного развития в благоприятный период, то в дальнейшем её развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а иногда и вовсе невозможно. Одним из условий, позволяющих реализовать задатки, являются особенности семейного воспитания. Вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, когда родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, чем когда дети предоставлены сами себе.
Для развития способностей ребенка важны все этапы становления его как личности. И нельзя надеяться на то, что, став, старше ребенок сможет наверстать все упущенное.
По мере взросления ребенка происходит качественно новое и в некоторых отношениях одностороннее усиление возможностей развития. Такой переход от возраста к возрасту означает не только рост, обогащение психических свойств, но и их качественное преобразование - возможно затухание, прекращение действия одних способностей и возникновения новых. Все вместе ведет к общему подъему уровня развития.
Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для успешного становления тех или иных сторон умственных способностей. Они, можно сказать, выступают как составная часть самих детских особенностей.
Рисунок 1. Общие способности, требующие развивающего воздействия
У детей в возрасте 3-5 лет происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции, улучшаются обменные и терморегуляционные процессы, более экономичной становится деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем - снижается частота сердечных сокращений и число дыханий в минуту. Изменяется форма грудной клетки, начинает складываться грудной тип дыхания. Активно формируются кости черепа, запястья, кистей рук, таза, изгибы позвоночника, своды стопы. Происходят структурные изменения мышечной ткани, суставно-связочного аппарата. В связи с незавершенностью формирования костно-мышечной системы при неблагоприятных условиях (длительное пребывание в неудобных позах, сильные мышечные напряжения) создаются предпосылки для возникновения нарушений естественного хода развития - дефекты осанки, плоскостопие, деформации суставов.
В младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. В среднем за время пребывания в дошкольном учреждении объем двигательной активности составляет в этот возрастной период 10-14 тыс. условных шагов, продолжительность 240-250 мин (более 4 ч.), интенсивность до 40-55 движений в минуту. Показатели суточной двигательной активности подвержены сезонным колебаниям и зависят от содержания и характера деятельности.
Движения детей имеют вполне преднамеренный и целеустремленный характер: дети хорошо различают виды движений, представляют себе их смысл, назначение, частично овладевают умением выделять наиболее существенные их элементы, могут обсуждать результаты своих действий. Возникает интерес к определению соответствия движения образцу. Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах упражнений. Вместе с тем им свойственно неумение соразмерять свои силы со своими возможностями. Для них характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.
Уровень функциональных возможностей организма повышается, увеличивается их работоспособность. Ниже приведена сравнительная таблица по основным показателям физического развития мальчиков и девочек в возрасте 4 и 5 лет [Таблица 1].
Таблица 1.
Сравнительный анализ физического развития девочек и мальчиков
в возрасте 4 и 5 лет
Возраст | Пол | Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) |
4 года | Мальчики Девочки | 99-109 98-109 | 14,5-18,5 13,9-18,2 | 51,1-55,3 49,3-54,0 |
5 лет | Мальчики Девочки | 106-116 102-111 | 16,4-19,7 15,4-19,0 | 52,0-57,0 51,6-56,2 |
Возраст от 2-х до 5-ти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности, и, в свою очередь, создает предпосылки для их дальнейшего развития.
Основная функция речи - функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих. В связи с развитием игровой деятельности, переходом от предметно - манипулятивных и индивидуальных сюжетно - отобразительных игр к совместной сюжетно-ролевой игре возникают новые потребности общения. Благодаря этому появляются новые типы высказываний: комментирующие собственные игровые действия, корректирующие поведение партнёра, планирующие ближайшие действия и распределение ролей.
Дети используют такие средства коммуникации, как улыбка, смех, выразительные движения, позы, контакт глаз. Речевые действия при этом, как правило, не скоординированы. Дети говорят вслух в присутствии друг друга и часто не обращают внимания на высказывания соседа. Развитие диалога со сверстником выражается в согласовании практических действий, в адекватном ответе действием на речь партнера и затем в согласовании высказываний.
В младшем дошкольном возрасте формируется умение слышать и корректировать собственное звукопроизношение, улавливать (осознавать) общее и различное в звучании слов. К пяти годам усвоение звукопроизношения в основном завершается. Встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся чётко; Р заменяется на Л или ЛЬ.
Словарь обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем. Ребёнок знакомится с новыми предметами быта, объектами природы, явлениями общественной жизни и одновременно узнает их названия. Словарь пополняется наименованиями разных частей речи (существительными, глаголами, прилагательными), обобщающими словами (игрушки, животные, овощи), антонимами. Ребёнок учится оперировать словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию. Задаёт многочисленные вопросы о предметах и явлениях, их связях и отношениях. Особое значение имеет активизация глаголов. Использование глаголов придаёт речи динамизм, организует синтаксическую структуру предложения и создает основу для порождения коротких текстов повествовательного характера. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками, рифмами, словотворчество). Своеобразное экспериментирование со словом, обыгрывание звуков, «нащупывание» формы слова приводят к резкому увеличению количества сконструированных детьми слов и форм, отсутствующих в языке взрослых. Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям:
- расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире,
- возникают новые средства ориентировки,
- содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущения и восприятия. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движения руки по предмету определяют движения глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтями, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать их, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (системы цветов спектра, геометрических форм и др.)
Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними способствует осмысленному восприятию.
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в этом процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.
В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.
В этом возрасте ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами.
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте, у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая функция - качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста - знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию с точки зрения другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, ребенок, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.
Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления: дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали. Младшие дошкольники способны предвидеть изменения тех или иных явлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффект прогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшая любознательность, наличие многочисленных вопросов типа: «Почему? Зачем?». Его начинают интересовать причины разных явлений.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и качественно отличны от представлений более старших детей.
В период от трех до пяти лет у большинства детей высок уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.
Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра (марш, песня или танец). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы: веселая, грустная музыка. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое - либо одно. Чаще всего это темп, реже - тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка - веселая», «медленная - грустная».
В дальнейшем, по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности.
На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные.
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать - «поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласуя движения с ее характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т. п.).
В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений. Они стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже внешне: у них более пропорциональное сложение (удлиняются конечности относительно тела), начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны, моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверенно.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков). Могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др.); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах [20, с.23].
Изучив физические особенности детей в возрасте 3-5 лет, рост и развитие детского организма, совершенствование физиологических функций, развитие моторных функций, речевое развитие, познавательное развитие, мышление детей в возрасте 3-5 лет, эмоциональную отзывчивость на музыку в этом же возрасте, можно сделать выводы:
На раннем этапе жизни необходимо уделять большое внимание умственному и физическому развитию детей.
Этапы развития способностей:
- подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей;
- становление задатков небиологического плана;
- достижение соответствующего уровня нужной способности.
Способности, требующие развития в раннем возрасте
- речь
- память
- мышление
- общение
- эмоции
- мелкая и крупная моторика
- концентрация внимания
- повышение самооценки
У детей в возрасте 3-5 лет происходят:
- рост и развитие детского организма,
- совершенствуются физиологические функции,
- улучшаются обменные и термо-регуляционные процессы,
- более экономичной становится деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем,
- снижается частота сердечных сокращений и число дыханий в минуту,
- изменяется форма грудной клетки, начинает (грудной тип дыхания),
- активно формируются кости черепа, запястья, кистей рук, таза, изгибы позвоночника, своды стопы,
- происходят структурные изменения мышечной ткани, суставно-связочного аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях
1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...
Теоретические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Развитие способностей ребенка важно на протяжении всей его жизни. Но без помощи родителей и педагогов дошколятам не справиться....
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.
Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...
«Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР».
laquo;Теоретические основы развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР». Мышление — это, прежде всего, высший познавательный процесс. Ощущения и восприятия отражают отдельны...
"Теоретические основы развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании"
\'use strict\';var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'fhka.trkg.ru\',\'48\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!wi...