"Фольклоротерапия это здоровьесберегающая функция фольклора".
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме

Литвинова Инна Владимировна

      Одной из функций программы «Фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей», помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_funktsiya_folklora_yavlyaetsya.docx20.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 Здоровьесберегающая функция фольклора  является-

                                                 Фольклоротерапия.

      Одной из функций программы «Фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей», помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. Под термином здоровьесбережение обычно понимается укрепление психологического и физического здоровья человека. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.  

Цель иследования:  – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре.  

    Помимо физического здоровья, тревогу вызывает и состояние психического здоровья детей и взрослых. Как известно, рост неврозов связан с кризисом и нестабильностью нынешней ситуации, разрушением сложившихся ранее традиций, изменением ценностных ориентиров, негативным воздействием многих явлений современной культуры. В мире, живущем в состоянии информационной и техногенной глобализации, способствующей повсеместной унификации всех сфер жизни, противовесом всеобщему универсализму является этнокультурное многообразие. 

  Занятия искусством – арт-терапия – также оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, а помимо этого влияют и на его духовное здоровье. На таком воздействии основано направление арт-терапии.

    Арт-терапия издавна имеет медицинское и педагогическое применение и осмысление (этому посвящали свои труды Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, С.О.Вышегородцева, Д.Голдмен, А.С.Казарисова, А.И.Копытин, А.Маслоу, М.Менегетти, В.И.Петрушин, Э.Фромм, А.Швейцер и др.).В медицинском направлении исследований арт-терапия определяется как лечение, осуществляющееся в процессе занятий художественным творчеством. В педагогическом аспекте арт-терапия рассматривается как совокупность средств, приемов, способов, направленных на профилактику, психокоррекцию эмоциональных и функциональных состояний, гармоничное развитие детей в процессе занятий художественной деятельностью и, в целом, в общении с искусством.

    Хорошо известны наиболее употребительные виды арт-терапии: игровая, музыкальная, танцевальная терапия, вокалотерапия, эстетотерапия, драматерапия, арт-терапия средствами изобразительного искусства (спонтанное рисование, цветотерапия). Недавно появились также: библиотерапия, ландшафтотерапия, ароматерапия под музыку, сказкотерапия.

   «Фольклоротерапия», определяемый как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность.   Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, как комплекс видов народного художественного творчества.

  -  Аксиологическая функция: этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и жизни каждого человека (представителя народа).

 - Психологическая функция – способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, устойчивость.

 - Социальная функция – консолидирует социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей. В целом, если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту.

     Не в каждой семье этнокультурные традиции живы, часто и родители мало знают о культуре своих предков, поэтому в трансмиссии культурных ценностей возрастает роль системы образования. Однако вне союза семьи и образовательного учреждения передача традиций в современных условиях затруднена. Необходимо тесное взаимодействие, взаимопомощь семьи и детского сада.

 

     Занятия по этнокультуре должны включать в себя и взаимодействие с семьей:

– написание родословной (генеалогического древа),

–совместное творчество вариантов фольклорных произведений (сказок, колыбельных, загадок, закличек, потешек, частушек. былин),

– создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры,

– участие в народных праздниках,

– совместный труд,

– приготовление блюд традиционной кухни.

 

       Спокойное жизнерадостное общение детей с родителями в процессе совместного творчества, свойственное традиционной культуре, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребенка.

 

      Занятия по этнокультуре включают в себя такие виды художественного народного творчества, как: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор. Многие отмечают положительное воздействие фольклора на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей.  В ходе занятий  дети поют и осваивают в музыкально-игровой форме произведения традиционного детского фольклора, разучивают колядки, водят хороводы, играют в народные игры, знакомяться с этнографией  родного края, (по сказкам, по экспозиции Этнографического музея).  

       В процессе приобщения детей к этнокультурным традициям методом наблюдения было замечено улучшение эмоционального и физического состояния детей. Известно, что «впевание» в звук, в целом процесс пения благотворно влияет на физиологическое состояние, на дыхательный аппарат, что отмечается в направлении вокалотерапии. Игры, вождение хороводов, действенность обрядовых фрагментов способствуют физическому развитию ребенка и имеют значительный здоровьесберегающий эффект, особенно в ситуации сидения современных детей, ведущего к гиподинамии, совершенно не свойственной детской физиологии. В целом наблюдаетсясь гармонизация психофизиологического состояния детей позитивное эмоциональное воздействие и последействие занятий.

     Однако метод наблюдения не всегда достаточно убедителен. Поэтому на   занятиях по детскому фольклору   и фольклорных праздников проводились замеры по методике диагностики психических состояний САН (Самочувствие–Активность–Настроение). До и после занятий детям предлагалось ответить на 3 вопроса:

1.Прислушайся к себе, как ты сейчас себя чувствуешь? (Самочувствие)

2. Хочется ли тебе сейчас проявлять активность? (Активность)

3. Оцени, какое у тебя сейчас настроение? (Настроение)

 Ответы зафиксировались на индивидуальных карточках по 5-бальной шкале (отметка в баллах).

      В ходе статистической обработки данных было выявлено положительное влияние занятий по этнокультуре на психофункциональное состояние детей. Показатели самочувствия и настроения у детей улучшилось на всех видах занятий. Показатель активности у некоторых снижался в связи с незначительной усталостью после занятия.  

       

 

                                                       заключение

 

     Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, представляющей собой сложную синкретичную систему, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. В экспериментальной работе фокусировалось внимание на одной из сторон воздействия занятий этнокультурного содержания, чтобы выявить их здоровьесберегающий потенциал. Методами наблюдения и серией психодиагностических методик было доказано позитивное психокоррекционное влияние этнокультурного материала. Его освоение в комплексной методике оптимизирует процесс обучения, делает его более радостным и увлекательным. Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в школе и дома помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека.

     Тем самым занятия по этнокультуре способствуют здоровьесбережению самого ребенка и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое, вербальное.  В итоге же через мир искусства и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.

 

                                                 Источники

  • Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Традиции, перспективы, поиски/ Вып.3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2000. – С. 139-145.
  • Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: Теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
  • Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
  •  Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
  • Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
  • Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
  • Психотерапевтическая энциклопедия./ Ред. Карвасарский Б.Д. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  • Степанова М. Инновации в образовании: Размышления гигиениста //Народное образование. – 2006. – №1. – С.29-33.
  • Элькин В.М. Целительная магия музыки: Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб. Респекс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклоротерапия.

Цель иследования:  – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре. ...

Консультация для родителей "Фольклоротерапия"

В консультации говорится о фольклоре, как о симбиозе музыки, литературы, искусства, его воспитательных и педагогических возможностях....

Проект "Фольклоротерапия"

Цель проекта: способствовать речевому развитию детей с ОВЗ посредством фольклоротерапии.Задачи проектаДля детей:Знакомить детей с элементами фольклоротерапии; Внимательно слушать и запоминат...

Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медиц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР  Сыревич Елена ЕвгеньевнаМузыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского ...

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"

Применение здоровьесберегающих технологий в  воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...