"Фольклоротерапия это здоровьесберегающая функция фольклора".
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) по теме
Одной из функций программы «Фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей», помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_funktsiya_folklora_yavlyaetsya.docx | 20.37 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающая функция фольклора является-
Фольклоротерапия.
Одной из функций программы «Фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей», помимо обучающей, воспитательной, развивающей – является здоровьесберегающая функция. Под термином здоровьесбережение обычно понимается укрепление психологического и физического здоровья человека. «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов», – записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.
Цель иследования: – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре.
Помимо физического здоровья, тревогу вызывает и состояние психического здоровья детей и взрослых. Как известно, рост неврозов связан с кризисом и нестабильностью нынешней ситуации, разрушением сложившихся ранее традиций, изменением ценностных ориентиров, негативным воздействием многих явлений современной культуры. В мире, живущем в состоянии информационной и техногенной глобализации, способствующей повсеместной унификации всех сфер жизни, противовесом всеобщему универсализму является этнокультурное многообразие.
Занятия искусством – арт-терапия – также оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, а помимо этого влияют и на его духовное здоровье. На таком воздействии основано направление арт-терапии.
Арт-терапия издавна имеет медицинское и педагогическое применение и осмысление (этому посвящали свои труды Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, С.О.Вышегородцева, Д.Голдмен, А.С.Казарисова, А.И.Копытин, А.Маслоу, М.Менегетти, В.И.Петрушин, Э.Фромм, А.Швейцер и др.).В медицинском направлении исследований арт-терапия определяется как лечение, осуществляющееся в процессе занятий художественным творчеством. В педагогическом аспекте арт-терапия рассматривается как совокупность средств, приемов, способов, направленных на профилактику, психокоррекцию эмоциональных и функциональных состояний, гармоничное развитие детей в процессе занятий художественной деятельностью и, в целом, в общении с искусством.
Хорошо известны наиболее употребительные виды арт-терапии: игровая, музыкальная, танцевальная терапия, вокалотерапия, эстетотерапия, драматерапия, арт-терапия средствами изобразительного искусства (спонтанное рисование, цветотерапия). Недавно появились также: библиотерапия, ландшафтотерапия, ароматерапия под музыку, сказкотерапия.
«Фольклоротерапия», определяемый как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность. Фольклор рассматривается как подсистема этнокультуры, как комплекс видов народного художественного творчества.
- Аксиологическая функция: этнокультура несет ценности, важные и необходимые для жизни этноса и жизни каждого человека (представителя народа).
- Психологическая функция – способствует защите душевного равновесия человека, находящего в этнокультурных ценностях точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, устойчивость.
- Социальная функция – консолидирует социальные слои вокруг многовековых, проверенных временем этнокультурных ценностей. В целом, если личность органично связана с этнокультурой, она, как правило, находится в состоянии психологической гармонии с миром – что уже способствует здоровьесберегающему эффекту.
Не в каждой семье этнокультурные традиции живы, часто и родители мало знают о культуре своих предков, поэтому в трансмиссии культурных ценностей возрастает роль системы образования. Однако вне союза семьи и образовательного учреждения передача традиций в современных условиях затруднена. Необходимо тесное взаимодействие, взаимопомощь семьи и детского сада.
Занятия по этнокультуре должны включать в себя и взаимодействие с семьей:
– написание родословной (генеалогического древа),
–совместное творчество вариантов фольклорных произведений (сказок, колыбельных, загадок, закличек, потешек, частушек. былин),
– создание костюмов и рукотворных образцов материальной культуры,
– участие в народных праздниках,
– совместный труд,
– приготовление блюд традиционной кухни.
Спокойное жизнерадостное общение детей с родителями в процессе совместного творчества, свойственное традиционной культуре, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребенка.
Занятия по этнокультуре включают в себя такие виды художественного народного творчества, как: словесный, музыкальный, хореографический, игровой, драматический фольклор. Многие отмечают положительное воздействие фольклора на нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей. В ходе занятий дети поют и осваивают в музыкально-игровой форме произведения традиционного детского фольклора, разучивают колядки, водят хороводы, играют в народные игры, знакомяться с этнографией родного края, (по сказкам, по экспозиции Этнографического музея).
В процессе приобщения детей к этнокультурным традициям методом наблюдения было замечено улучшение эмоционального и физического состояния детей. Известно, что «впевание» в звук, в целом процесс пения благотворно влияет на физиологическое состояние, на дыхательный аппарат, что отмечается в направлении вокалотерапии. Игры, вождение хороводов, действенность обрядовых фрагментов способствуют физическому развитию ребенка и имеют значительный здоровьесберегающий эффект, особенно в ситуации сидения современных детей, ведущего к гиподинамии, совершенно не свойственной детской физиологии. В целом наблюдаетсясь гармонизация психофизиологического состояния детей позитивное эмоциональное воздействие и последействие занятий.
Однако метод наблюдения не всегда достаточно убедителен. Поэтому на занятиях по детскому фольклору и фольклорных праздников проводились замеры по методике диагностики психических состояний САН (Самочувствие–Активность–Настроение). До и после занятий детям предлагалось ответить на 3 вопроса:
1.Прислушайся к себе, как ты сейчас себя чувствуешь? (Самочувствие)
2. Хочется ли тебе сейчас проявлять активность? (Активность)
3. Оцени, какое у тебя сейчас настроение? (Настроение)
Ответы зафиксировались на индивидуальных карточках по 5-бальной шкале (отметка в баллах).
В ходе статистической обработки данных было выявлено положительное влияние занятий по этнокультуре на психофункциональное состояние детей. Показатели самочувствия и настроения у детей улучшилось на всех видах занятий. Показатель активности у некоторых снижался в связи с незначительной усталостью после занятия.
заключение
Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, представляющей собой сложную синкретичную систему, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций. В экспериментальной работе фокусировалось внимание на одной из сторон воздействия занятий этнокультурного содержания, чтобы выявить их здоровьесберегающий потенциал. Методами наблюдения и серией психодиагностических методик было доказано позитивное психокоррекционное влияние этнокультурного материала. Его освоение в комплексной методике оптимизирует процесс обучения, делает его более радостным и увлекательным. Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в школе и дома помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека.
Тем самым занятия по этнокультуре способствуют здоровьесбережению самого ребенка и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое, вербальное. В итоге же через мир искусства и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.
Источники
- Афанасьева А.Б. Фольклоротерапия на уроках музыки // Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Традиции, перспективы, поиски/ Вып.3. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2000. – С. 139-145.
- Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: Теория, история, концептуальные основы. Монография. – СПб.: Университетский образовательный округ СПб и ЛО, 2009.
- Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности. – СПб.: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004.
- Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. – СПб.: Речь, 2002.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
- Психотерапевтическая энциклопедия./ Ред. Карвасарский Б.Д. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2006.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
- Степанова М. Инновации в образовании: Размышления гигиениста //Народное образование. – 2006. – №1. – С.29-33.
- Элькин В.М. Целительная магия музыки: Гармония цвета и звука в терапии болезней. – СПб. Респекс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклоротерапия.
Цель иследования: – обосновать здоровьесберегающий эффект занятий по этнокультуре. ...
Консультация для родителей "Фольклоротерапия"
В консультации говорится о фольклоре, как о симбиозе музыки, литературы, искусства, его воспитательных и педагогических возможностях....
Педагогический опыт "Использование комплекса нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речевых и неречевых функций у детей с тяжёлыми нарушениями речи"
Использование нетрадиционных элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками....
Проект "Фольклоротерапия"
Цель проекта: способствовать речевому развитию детей с ОВЗ посредством фольклоротерапии.Задачи проектаДля детей:Знакомить детей с элементами фольклоротерапии; Внимательно слушать и запоминат...
Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".
Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медиц...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР Сыревич Елена ЕвгеньевнаМузыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского ...
Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе для развития речевых функций дошкольника ...
- Мне нравится (1)