ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР
статья по коррекционной педагогике
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР
Сыревич Елена Евгеньевна
Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Исследования ряда педагогов показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально- личностном развитии. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим считаю, что особое внимание стоит уделять использованию здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_syrevich_ee_konferentsiya.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРОТЕРАПИИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ТНР
Сыревич Елена Евгеньевна
Музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно - психического развития. Исследования ряда педагогов показали, что поражение речевого аппарата нередко сочетается с отклонением в физическом, психическом и социально- личностном развитии. С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, ринолалией, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в группу компенсирующей направленности. В связи с этим считаю, что особое внимание стоит уделять использованию здоровьесберегающих технологий по формированию правильного речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребенка.
Итак, использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми способствует сохранению и укреплению здоровья, повышает качественный уровень физической подготовки, развивает личностные и творческие способности и возможности дошкольника. Особое внимание в здоровьесберегающих технологиях я уделяю фольклоротерапии.
Фольклоротерапия – это направление арт-терапии, основанной на фольклорном материале, которое способствует сохранению психо-физического здоровья личности. Это слово соединяет в себе два слова и соответственно два понятия – «фольклор» и «терапия». И если фольклор трактуется дословно, как народные знания, то «терапия - это процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья».
Фольклоротерапия осуществляет несколько функций:
1. Психологическая функция. Народная музыка способствует раскрепощению детей, создает условия для эмоциональной устойчивости.
- Физиологическая функция. Различные жанры народного творчества вызывают у детей определенные эмоциональные переживания. Воздействие народной музыки на детский организм велико. Под воздействием переживаний, вызванных народной музыкой, возможны изменения в дыхании, кровообращении, моторных ощущениях.
- Развивающая функция. Фольклоротерапия развивает способность к разносторонней мыслительной деятельности, основанной на общих познаниях о действительности.
Здоровье можно разделить на физическое, психическое и психологическое. В фольклоре эти компоненты представляют собой систему, в которой все элементы функционаруют как единое целое.
В фольклоре есть врачующее начало. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических состояний человека, его природных возможностей. В народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Благодаря естественности и органичности народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на точности интонирования. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.
Все тело человека – кости рук, ног, мышцы, кровь – все до самой последней клеточки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Характерная для русских танцев и хороводов релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Непрестанная смена ритмов, различные по характеру рисунков танцы несут в себе освобождающий и терапевтический заряд огромной силы. Бесспорно, разделить танцевальную и телесную терапию не представляется возможным. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах, таких, как «Каравай», «Платочек», «Капустка», « На горе-то калина». В различных хороводах и играх танцевальный рисунок или смена партнеров происходит при непосредственном контакте участвующих друг с другом. Таким образом, детям нетрудно почувствовать, кому при телесном контакте они отдают предпочтение. Наиболее ярко это можно проследить в таких народных играх как «Колечко», «Заинька», «Ручеек», «Кострома», «Ладушки» и т. п.
Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать творческие проявления детей, в том числе в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» я предлагаю детям, используя тексты и сюжеты русских народных печен: «Как под наши ворота», «Уж как шла лиса», «На горе-то калина», «Со вьюном я хожу», «Как пошли наши подружки», «Шел козел по лесу». Исполнение сопровождается характерными движениями, мимикой, жестами, соответствующими содержанию песни, звучанием народных инструментов.
Упражнения, сопровождаемые выразительным, четким, эмоциональным произнесением и пропеванием народно-поэтического текста развивают голос, повышают речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма. При этом они не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения.
Использование пальчиковых гимнастик под русские народные потешки, такие как «Врозь мы тужим», «Курочка», «Петушок», «Мельница» позволяет простимулировать нервные окончания на ладони, что приводит к развитию мелкой моторики рук и как следствие - развитию речи.
Использование потешек, таких как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Кую, кую ножку», «Летела сова», способствует развитию реакции, накоплению слухового и зрительного опыта, овладеванием тела в пространстве, тренировке мышц.
Оркестр русских народных инструментов (игра на ложках деревянных, алюминиевых, трещотка) развивает крупную моторику, пальчиковый захват, слуховое восприятие.
Дыхательная гимнастика под народные «Ау», «Баня» развивает легкие, приводит к увеличению обьема кислорода в крови, что на сегодняшний день имеет особое значение в период пандемии.
Использование пестушек, например, такие как «Потягушечки», «Расти коса до пояса», «Водичка, умой мое личико» приводит к слуховой и зрительной стимуляции.
Использование пальчикового театра на основе фольклора развивают мозг ребенка, стимулирует речевое развитие, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребенок говорит. Пальчиковый театр позволяет повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение.
Я считаю, что музыкальные занятия по фольклоротерапии должны включать в себя такие виды художественного народного творчества, как:
- словесный,
- музыкальный,
- хореографический,
- игровой,
- драматический фольклор,
- декоративно-прикладное искусство.
В ходе занятий по фольклоротерапии дети поют и осваивают в музыкально-игровой форме произведения традиционного детского фольклора, разучивают колядки, водят хороводы, играют в народные игры.
В процессе приобщения детей к этнокультурным традициям методом наблюдения было замечено улучшение эмоционального и физического состояния детей.
В конце каждого занятия по детскому фольклору я провожу замеры по методике диагностики психических состояний САН (Самочувствие–Активность–Настроение). До и после занятий детям предлагается ответить на 3 вопроса:
- Прислушайся к себе, как ты сейчас себя чувствуешь? (Самочувствие)
- Хочется ли тебе сейчас проявлять активность? (Активность)
- Оцени, какое у тебя сейчас настроение? (Настроение)
Ответы фиксируются на индивидуальных карточках по 5-бальной шкале (отметка в баллах).
Здоровьесберегающий эффект занятий является одной из составляющих целостного воздействия фольклора. Приобщение ребенка к этнокультуре, представляющей собой сложную синкретичную систему, способствует многостороннему развитию ребенка, его интеллектуально-эмоциональной и коммуникабельной сферы, формированию исторического сознания, нравственных и ценностных ориентаций.
Обогащение эмоционального, творческого и этнокультурного опыта на занятиях в детском саду и дома помогает детям переключиться от отрицательных переживаний на положительные чувства, мысли, действия, создать в сознании позитивный образ мира, что благотворно действует на психологическое и психофункциональное состояние человека.
Тем самым занятия по фольклоротерапии способствуют здоровьесбережению самого ребенка и созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, включающего в себя эмоционально-поведенческое, вербальное, культурологическое подпространства. Они органично входят в контекст здоровьесберегающей педагогики – нового направления в педагогической науке и практике, связанной с разработкой и внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, создания здоровьесберегающей среды. В итоге же через мир искусства и, в частности, мир народного искусства формируется экология души ребенка, экология детства.
Список литературы:
1. Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях. Методическое пособие/ Е.И.Якубовская, Н.В.Ерёмина, Г.В.Емельянова и др. СПбАППО, 2008г.
2. М.Ю. Картушина «Русские народные праздники» «Творчество центр» М., 2007, 320с.
3. Авторские песенки А.Логачевской, интернет-ресурс
4. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей : методическое пособие/ Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко, СПбАППО, 2007
5. «Домострой» Кто без призора в колыбели тот весь век не при деле: методическое пособие/ Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко, СПбАППО, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Презентация на тему"Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В презентации представлен материал по реализации инновационных технологий с детьми дошкольного возраста....