Тематическое развлечение для детей подготовительной группы «Гусли звончатые»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Толмачева Лилия Валерьевна

 

Тематическое развлечение для детей подготовительной группы

«Гусли звончатые»

 

Цель: Расширение музыкального кругозора детей, развитие познавательного интереса к музыке.

Задачи: Познакомить с детей с русским народным инструментом. Развивать музыкальный слух, навыки выразительного интонирования, сформировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое развлечение для детей подготовительной группы

«Гусли звончатые»

 

Цель: Расширение музыкального кругозора детей, развитие познавательного интереса к музыке.

Задачи: Познакомить с детей с русским народным инструментом. Развивать музыкальный слух, навыки выразительного интонирования, сформировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

Предварительная работа: Слушание в аудио записи музыкальной постановки  Новгородской былины «Садко» и опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко».

Используемое оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, электронная презентация, детские гусли.

Дети под музыку входят в зал

Муз.рук. Дарите музыку друг другу

               Пусть каждый день и каждый час

               Подобно радостному чуду

               Она живет в сердцах у нас

               Волнует музыка, тревожит

               Вновь пробуждая красоту

               И никогда, никто не сможет

               Сравниться с ней по волшебству.

Музыка- это язык чувств и сегодня она унесет нас в далекое прошлое, в то время, когда только начали зарождаться музыкальные инструменты. Мы знаем с вами, что музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. Как вы думаете, из чего люди делали первые музыкальные инструменты.

Ответы детей: из костей животных, шкур, дерева

А сегодня мы с вами познакомимся с историей возникновения удивительного инструмента. А какого, вам нужно будет догадаться. На доске буквы рассыпались, нужно составить из них слово и мы получим название музыкального инструмента.

Игра «Буквы рассыпались»

Муз.рук. Правильно, гусли. Русские гусли- это очень древний музыкальный инструмент. Слово «гусли» произошли  от древнеславянского «густи», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она и получила название «гусла».

Значит гусли - это гудящие струны. Давайте посмотрим, какие бывают гусли.

Презентация (виды гуслей)

Самыми первыми исполнителями на гуслях были скоморохи. А кто такие скоморохи? (ответы детей)

Звучит музыка, входит скоморох с гуслями в руках.

Муз.рук.    А вот и скоморох пожаловал, с гусельками звончатыми.

Скоморох. Здравствуйте, ребята!

                  Я веселый скоморох,

                  В гости к вам с собой принес

                  Гусли звончатые, яровчатые.

                  И расскажут они вам

                  Как во старину далекую,

                  Звуки издавали звонкие

                  Как народ потешали и  радовали

                  Как богатырей на Руси прославляли,

                  Тех, кто защищал землю русскую.

Ребята, а хотите, я вам на гуслях сыграю? (ответы детей)

Скоморох играет на гуслях рус. нар. мелодию «Во саду ли, в огороде»

Скоморох. Я хожу на праздники, ярмарки, веселю народ, на гуслях играю.

Муз.рук.    А, вы знаете, что в древности на гуслях играли не только скоморохи, а еще и сказители, которые рассказывали былины о героических подвигах русских богатырей. Некоторые из этих былин дошли до нашего времени. Одна из них вам знакома. Называется она «Садко». Ребята, а кто такой Садко? (ответы детей)

Садко - это былинный гусляр, который жил  в Великом Новгороде и мечтал о счастье всех людей. Однажды он отправился искать птицу счастья в далекое морское путешествие и попал в гости к морскому царю, поразив его своей великолепной игрой на гуслях. А великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу, которую назвал «Садко». Сейчас мы с вами послушаем «Песню Садко» из музыкальной сказки «Садко»

                  Звучит песня Садко «Ой, ты темная дубравушка»

Муз.рук какое впечатление произвела на вас эта песня? Какое настроение у этой песни? (ответы детей) Да, настроение грустное, печальное потому, что Садко поет ее вдали от родного дома. Композитору Римскому-Корсакову очень близко такое настроение, потому что еще до того, как стать композитором, он так же был мореплавателем, и по долгу службы, ему часто приходилось быть в разлуке со своими близкими. А сейчас я вам сыграю музыкальное произведение, которое называется «Гусли» композитора В.Витлина. Послушайте, как передал композитор звучание гусель на фортепьяно.

Музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение «Гусли» В.Витлина

Похожа мелодия на звучание гусель? Какая музыка по характеру? (ответы детей) Да, музыка легкая, переливчатая, звонкая.

Ребята, сегодня я приготовила для вас гусли. Хотите стать настоящими гуслярами? (ответы детей)    (раздает гусли)

Я сейчас буду играть на фортепьяно, а вы на гуслях.

Повторяется произведение В.Витлина «Гусли»

Муз.рук (скомороху) Понравилось тебе Скоморох, как играли дети?

Скоморох. Очень понравилось. Какая прекрасная музыка, какие волшебные звуки! А я хочу пригласить вас поиграть в игру, которая называется «Гусляр».

                                 Игра «Гусляр» рус.нар.мелодия « Калинка»

(Дети стоят по кругу и передают гусли друг другу. По окончании музыки, у кого в руках остаются гусли, тот и гусляр. Ребенок выходит в круг и играет на гуслях. Все дети выполняют знакомые танцевальные движения.)

Муз.рук.  Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что вам заполнилось в нашем путешествии? (ответы детей) Давайте попрощаемся со Скоморохом и поблагодарим его за замечательную игру на гуслях. (дети прощаются, Скоморох уходит) А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания, до новых встреч.

Под музыку дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический вечер развлечения для детей подготовительной группы "У матрёшки день рождения"

Сценарий тематического занятия ,с использованием игр и изобразительной деятельности,направленный на развитие интереса к народному,декоративно-прикладному искусству, развитие художественных, творческих...

Конспект физкультурно-тематического развлечения с ИКТ Подготовительной группы На тему: "Как на масленой недели"

Цель : развитие познавательных интересов и способностей, воспитание и уважения к народным традициям, родной культуре. Продолжать  Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями в...

Конспект тематического развлечения для детей подготовительной группы

Тема: «Изучаем азбуку дорожного движения»Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение орие...

Тематическое спортивное развлечение для детей подготовительной группы «Экскурсия на Байкал»

Цель:Обогатить знание детей об озере Байкал.Привлечь внимание к неповторимой красоте озера.Расширить представления детей о природе, богатствах родного края, о людях, проживающих на территории Иркутско...

Тематическое развлечение для детей и родителей "В народные игры играем – здоровье укрепляем" (подготовительная группа)

Цель: Приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми, укрепляющей здоровье детей....

Тематическое развлечение для детей и родителей "В народные игры играем – здоровье укрепляем" (подготовительная группа)

Цель: Приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми, укрепляющей здоровье детей....

Тематическое развлечение "23 февраля" подготовительная группа

Представляю материал, для проведения развлечения на военную тематику...