Статья по теме: театрализация как средство развития речи.
статья по музыке (подготовительная группа) по теме

Хинцинская Вера Владимировна

Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizaciya_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx22.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 165

«Детский сад общеобразовательного развития»

Статья по теме:

«Театрализация как средство развития речевой деятельности дошкольников.»

                                                                                                             Воспитатель:

Хинцинская В.В.

Кемерово-2013г.

Апрель,2013г.

Дошкольное  возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой  и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир  дошкольного детства? Как открываем  его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через самые разнообразные  детские игры. Не случайно игра названа  спутником детства. Именно в игре следует искать ключ к познанию дошкольного  детства, так как это наиболее близкая, органично соответствующая  детской природе, деятельность дошкольника  и естественное выражение его  активности. 

Игра  – ведущий в этом возрасте вид  деятельности, создающий наиболее благоприятные  условия для психического и личностного  развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться  тому, чего ещё не умеет. Игра – это  не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его  жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт  не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает  мышление и воображение, осваивает  родной язык, и, конечно же, учится общению.  

Речь, во всём её многообразии, является необходимом  компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования  речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной  ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. 

Вместе  с тем ныне в дошкольных учреждениях  развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что  можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. 

Согласно  первой тенденции (назовем ее условно  обучение), театрализованные игры применяются  главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации  и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким  образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру! 

Роль театрализованных  игр в активизации  речевой деятельности  младших дошкольников. 

Театрализованные  игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 

Велико  значение театрализованной игры для  речевого развития (совершенствование  диалогов и монологов, освоение выразительности  речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают  способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения  и самореализации ребенка. 

Театрализованные  игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события  жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с  чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные  представления. Дети 34 лет очень  впечатлительны, особенно поддаются  эмоциональному воздействию. В силу образно конкретного мышления детям  инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.  

Участвуя  в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются  в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством  драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют  какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.  

Умело поставленные воспитателем вопросы  при подготовке к игре побуждают  детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и  обобщения. Это способствует совершенствованию  умственного развития и тесно  связанному с ним совершенствованию  речи.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

   Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями в планировании и построении занятий по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: ТЦ «Сфер», 2002.

2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение, 1991.

4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005.

5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.

6. Тихеева  Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...

Театрализация, как средство развития речи.

Значение такого вида деятельности, как театрализация в достижении целевых ориентиров согласно ФГОС....

Театрализация как средство развития речи детей.

Речь - основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи....

городской фестиваль сматр-практик : тема "Театрализация как средство активизации речи у детей с ТНР"

Опыт работы по театрализации был представлен на городском фестивале "Успешных педагогических практик",...

Проект " Театрализация как средство развития речи"

Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования.Дошкольный возраст- период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важно чтобы...

Статья на тему: "Сказка как средство развития речи у детей раннего возраста".

laquo;Без сказки нельзя представить детства… Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». В.А. Сухомлинский. Сказка неотде...

Статья на тему: "Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста"

Произведения русского народного фольклора – это волшебный мир, в котором с удовольствием погружается ребенок, а также это источник информации об окружающем мире и необходимое условие речевого ра...