городской фестиваль сматр-практик : тема "Театрализация как средство активизации речи у детей с ТНР"
статья по коррекционной педагогике
Опыт работы по театрализации был представлен на городском фестивале "Успешных педагогических практик",
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorod._metkopilka_taetrolizatsiya.docx | 24.18 КБ |
tablitsa.doc | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №54 «Золушка» г. Лесосибирска
Театрализация – как средство повышения речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практика инклюзивного образования.
Шушпанова Е.И. учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
г. Лесосибирск 2019 г.
На основании Федерального закона «Об образовании», принятого в 2013 году и ФГОС, на первое место выходит проблема всестороннего развития личности ребенка, помогающая ему социализироваться в современном обществе. Особое внимание уделяется детям с различными отклонениями в развитии. Я работаю в группе с детьми с ОВЗ. У всех детей общее недоразвитие речи. Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, не развита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной. Все это ведет к социальной неуверенности: тревожности, агрессивности, страхам; препятствует полноценной социальной адаптации ребенка в группе и полноценному психическому развитию. Так как у детей тяжелые нарушения речи, процесс коррекции происходит намного медленнее, для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. В своей логопедической работе я использую элементы театрализации, но для детей с тяжелыми нарушениями речи этого недостаточно. Такое положение дел побудило меня заняться решением данной проблемы. Для этого я обратилась к основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а точнее к театрализованной игре. Поэтому в своей группе для детей с ОВЗ я организовала театральный кружок, как дополнительную форму речевого развития детей. Актуальность: актуальность практики определяется необходимостью расширения форм и методов речевого развития у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель данной практики: активизация речевой функции через театрализацию. Для достижения этой цели определила следующие задачи: 1. Провести диагностику детей по развитие речи в начале года и в конце года. 2. Совершенствовать речевое развитие детей с ТНР в театральной деятельности. 3. Повышать уровень языковой компетентности, уверенного речевого общения детей. 4. Создать картотеку игр, цикл сценариев и спектаклей. Достижение намеченной цели будет успешным, если речевое развитие дошкольников с ОНР будет осуществляться при создании педагогических условий: создание предметно - развивающей среды; создание театрального уголка в группе; организации систематических занятий по театрализованной деятельности. Чтобы реализовать главную цель своей практики и решить поставленные задачи, разработала программу кружка по театрализации, которая включают в себя разнообразные формы и методы: 1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения, 2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на эмоциональное, творческое исполнение произведений (образной роли) детьми, помогает понять и услышать стилистические, динамические и другие особенности произведения (образа), 3) метод бессловесных действий: ориентирует на развитие сенсорных способностей, слуха, чувства ритма, пластики (умение передать образ через движение), 4) метод словесных действий помогает развитию голоса и слуха, учит интонационной выразительности. Содержательный блок: форма занятий - групповые и индивидуальные занятия. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, драматизации, беседы, спектакли и праздники; постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, речевой активности, развитию эмоциональной сферы. Кружковую работу провожу один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия:25-30 мин. В основу театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, позволяет воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Работа над спектаклем включает в себя следующее: -1)анализ содержания произведения; 2)распределение ролей; 3)игровые упражнения; этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету; 4)работа над выразительностью речи и сценического движения; 5)создание декораций, костюмов, подбор музыки; 6)постановочную работу над целостным спектаклем или его частью. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - то роли. Для этого использую следующие приемы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на главные роли по желанию; - назначение на главные роли робких и застенчивых детей; - распределение ролей по карточкам загадкам; - проигрывание ролей в парах. Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над разучиванием роли состоит из нескольких видов коррекционных действий, выполняемых в следующей последовательности: разучивание роли, совершенствование звуковой культуры речи, активизация словаря, формирование грамматического строя речи. Свою работу по театрализации я начинала с самого простого, с упражнений, инсценировок, импровизаций, небольших эпизодов, сценок. В начале работы над сказкой дети были нерешительными, застенчивыми - это Лиза К, Дана Х., Никита К., они редко участвовали в играх, избегали контактов со сверстниками. Во время репетиций дети постепенно осваивали навыки общения и поведения, улучшилась речь детей, психическое самочувствие, повысилась работоспособность, расширился кругозор, перед детьми ставились новые задачи, шёл постоянный поиск новых методов работы над совершенствованием выразительности речи и движений, повышался интеллектуальный уровень детей. Работа наша была направлена на преодоление и предупреждение дефектов речи через специальное коррекционное обучение. Театральные постановки показывали на празднике «Осени» для родителей - это сценка «Почему помидор стал красным» и сказка «Под зонтом». В ходе репетиций сформировалась интонационная выразительность речи, улучшилось звукопроизношение, дети научились чётко формулировать свои мысли. Участие в спектакле детей стимулировали собственную речевую активность, у них обогатился социальный опыт. Презентация спектакля «Новогодняя история» прошла на новогоднем утреннике. Артистические способности и речевая активность детей были высоко оценены зрителями. К межгрупповому развлечению по правилам дорожного движения с ребятами показали сказку «Волк и семеро козлят на новый лад». На общесадовый конкурс чтецов приготовили этюды-шутки «Филя и Уля», «Федул, что губы надул» и др. На праздники 8марта и День Матери выступили со сценкой «Семья» и «Про котенка». На спортивном празднике к Дню защитника Отечества с успехом показали сценку «Как родная меня мать провожала». Результаты своей работы по театрализации представляем не только для родителей, но и для других детей. Так у нас стало традицией, для детей средних групп организую развлечения «В гостях у бабушки Меланьи», где дети показывают сценки, этюды, сказки, инсценировки. Театрализованная деятельность помогла и во взаимоотношениях с родителями. Родители принимают активное участие в жизни нашего кружка: совместно с детьми изготавливают элементы костюмов, декораций, участвуют в праздниках, драматизациях. Связь с родителями стала прочной, они заинтересованы в получении роли их ребёнком, подбирают необходимую информацию, стараются, как можно больше узнать о своём герое, используя различные средства информации: телевидение, мультфильмы. В процессе работы над спектаклем родители поощряли усилия ребёнка, оказывали поддержку при встретившихся трудностях, положительно оценивали достигнутые результаты, развивая любознательность, память, помогали в работе по развитию речи детей. Результативный блок: театрализованная деятельность является одной из разновидностей активизации речи детей, речевых способностей, формирует интонационную выразительность, в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний заметно активизировался словарь, продолжает совершенствоваться звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь детей, её грамматический строй. Критерии отслеживания результатов позволяют сделать вывод, что у детей повысился речевой уровень развития, исправлены нарушения звукопроизношения, у них появилось собственное суждение в подборе средств выразительности, первые проявления эстетического вкуса, актёрского мастерства, а главное, возникло желание действовать совместно, самостоятельно творить. Вся проведённая мною работа по данной практике дала положительные результаты. Диагностика по развитию речи показала, что у детей повысился уровень языковой компетенции, стабилизировался темп и ритм речи, развились музыкальные и артистические способности.
Новизна опыта.
Проблема развития детей в группах с ТНР стала предпосылкой для разработки новых подходов к развитию и воспитанию детей логопедических групп через создание творческого сообщества детей и взрослых, где музыкальные руководители, логопеды, психолог, дефектолог работают в тесном контакте с педагогами детского сада.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки в изобразительной деятельности, как средства активизации речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Рисовать сказку одновременно интересно и сложно. Поэтому мы с родит...
Технология «Ситуация» как средство активизации речевой деятельности детей с нарушением речи. (выступление на педсовете)
В материале(текст выступления и презентация) представлено описание структуры и применение технологии "Ситуация" в дошкольном учреждении для конструирования образовательной деятельности, с це...
Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
Мастер-класс для родителей «Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста»
мастер-класс для родителей "Синквейн как средство активизации речи детей старшего дошкольного возраста"...