"Роль русского фольклора в формировании нравственного воспитания детей"
методическая разработка по музыке
Статья обращена прежде всего к педагогам дошкольного образования и родителям. Приводятся приёмы и методы в воспитании у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, русскому народу посредством фольклора. Раскрывается роль русской песни, игры и хоровода в формировании нравственного воспитания детей с самого раннего детства. Роль взрослого в привитии интереса к народному творчеству у ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenarii.docx | 22.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Клинецкая Ирина Павловна
ГБДОУ детский сад №40 комбинированного вида, Колпинский район
Аннотация:
В статье представлены материалы из опыта работы сотрудников детского сада №40 Колпинского района по воспитанию детей в русских национальных традициях.
Данная методика позволяет приобщить ребёнка к национальной культуре и даёт возможность корректировать нравственное воспитание современного человека.
Адресовано воспитателям, музыкальным руководителям, родителям.
Ключевые слова: русское народное творчество, Родина, музыкальный фольклор, русский народ, ребёнок.
Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина-это мать, близкие люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит его формирование и отношение к окружающему.
Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Работая по общеобразовательной программе, разработанной нашими педагога-
ми, мы в повседневной жизни уделяем большое внимание русской народной музыке, которая оказывает большое внимание на формирование вкуса ребёнка.
Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали
колыбельную песню матери, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые
впечатления мы в своей работе стараемся закрепить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятия о близких им народных песнях, потешках,
попевках, плясках, мелодиях, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором,
оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в первой младшей группе. Они их слышат и на музыкальных занятиях и вне занятий.
Предлагаем слушать детям музыку в видео- и аудиозаписи в исполнении певцов –
профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов.
Постепенно, в зависимости от возраста детей ,мы расширяем репертуар русских народных песен и мелодий.
Русские песни становятся более понятными и доступными когда мы включаем
их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитываем, что характерные для русской мелодии мажор и минор, их
переливчатость и переменность доступны слуху ребёнка. Её яркая гармония, богатые разнообразные ритмы вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.
Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера.
Литература
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство-Пресс», 1999.
Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели. СПб «Детство-Пресс», 2006.
Конспект летнего праздника «Солнышко-Колоколнышко»
для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Задачи:
- Создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу праздника;
- Развивать творческие способности детей через изобразительное искусство и
танцевальную деятельность;
- Пополнить интеллектуальное и эстетическое развитие детей;
- Приобщение жителей ближайшего микрорайона к яркому, зрелищному мероприятию.
Предварительная работа:
- Беседы на темы: «Лето красное пришло», «ОБЖ в летний период»,
«Семейный отдых на природе»;
- Разучивание стихов, пословиц, поговорок о лете.
Ход праздника:
Под музыку песни «Пусть всегда будет солнце» дети собираются на спортивной площадке.
Ведущая: Все кто меня слышит, хлопните в ладоши - раз!
Кто меня слышит, хлопните в ладоши – два раза!
И все кто меня услышал, хлопните в ладоши – три раза!
Мы начинаем наш весёлый праздник. Но прежде отгадайте мои загадки:
Ходит – бродит по небу золотое блюдо,
От него тепло повсюду, от него лучи, как огонь горячи (солнце).
Золотое решето золотые зёрна сыплет,
Зёрна к земле тянутся, землю греют (солнечный свет).
Ведущая: Правильно. Давайте сегодня праздник посвятим нашему доброму солнышку. Вспомните, какими ласковыми словами мы можем его назвать?
Ведущая: А теперь, ребятки, все вместе дружно хором зазовём солнышко к нам в гости на праздник!
Все: Солнышко – вёдрышко, выгляни в окошечко,
Будем греться вволю, как цветики в поле,
Деточки играют, тебя поджидают.
Входит СОЛНЦЕ:
Здравствуйте детушки, малолетушки,
Меня вы звали, меня поджидали? (ответы детей)
А я по утрам рано встаю, в глазки вам заглядываю и всех бужу.
А что вы делаете по утрам, чтобы быть бодрыми и здоровыми?
Дети: Зарядку.
Ведущая: А мы сейчас покажем как.
Композиция «Спортом занимаемся»
Ведущая: Наши ребята стихи о тебе, Солнышко, знают. Хочешь послушать?
1реб: Солнце красное проснулось,
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось и сказало: «Это я!»
2реб: От солнышка и травка зеленеет,
От солнышка цветочки прорастают,
Земля-чернозём просыпается,
А добрые люди солнышку улыбаются.
3реб: Солнышко – колоколнышко, выгляни в оконце.
Где твои детки? Сидят на запечке, лепёшки валяют – тебя поджидают.
Солнце: Спасибо, очень хорошие стихи. Но вы знаете, ребята, что я могу быть не только ласковым, но и коварным. Всё время находиться на солнце, особенно когда оно сильно припекает опасно. Как себя надо вести, чтобы от солнышка не было вреда, вы знаете?
(ответы детей)
Солнце обобщает:
- нельзя долго находиться на солнцепёке с непокрытой головой - будет солнечный удар
- нельзя смотреть на солнце, иначе могут заболеть глаза, лучше носить тёмные очки
- нельзя долго загорать, лёжа на одном боку или животе – можно обгореть.
Солнце: Так что со мной надо дружить осторожно.
Ведущая: Ребята, скажите мне, а без чего нельзя обойтись летом, чего мы ждём и зовём, чтобы выросли цветы, поспел хороший урожай?
Правильно, без дождя природе не обойдись.
Давайте позовём его к нам на праздник.
Все: Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи.
Дадим хлеба каравай – хоть весь день поливай!
Появляется ДОЖДИК
Дождь: Здравствуйте хозяева, здравствуй Солнце ясное! Наконец - то и обо мне вспомнили. Ведь когда солнце сильно греет, то без моей живительной воды не обойтись: зелёные насаждения завянут, речки высохнут и не будет водички зверушкам попить, так что и без солнышка нельзя и без меня не обойтись!
Ведущая: Что ты дождик, мы про тебя не забыли и даже танец про тебя сейчас станцуем.
Композиция «Разноцветная игра»
Затем ведущая предлагает поиграть в игру «Солнышко и дождик»
Ведущая: Молодцы, хорошо поиграли и повеселились, а теперь на прощание подарим свои рисунки нашим гостям. Берите мелки и рисуйте портреты «Солнышка» и «Дождика».
Дети под музыку рисуют.
Литература:
Давыдова М.А. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».
Москва «Вако», 2007год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей
Решение задач нравственного воспитания дошкольников....
консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...
"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"
Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакоми...
"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"
Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников...
Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей".
Консультация для родителей по теме "Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей" была подготовлена в рамках работы по самообразованию " Воспитание нравственных ка...
Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Анкета – опросник для родителей по теме «Роль русских народных сказок в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста». Цель: Выявление роли русских народных сказо...
Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»
Статья «Роль педагога в формировании нравственного воспитания детей»...