"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"
консультация (подготовительная группа)
Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mordovskogo_folklora_v_formirovanii_patrioticheskogo_vospitaniya_doshkolnikov_2.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Современная образовательная система находится в режиме свободного развития, раскрепощена для творчества и выбора. В дошкольных образовательных учреждениях начались реальные процессы гуманизации, вызванные новой парадигмой образования - личностно ориентированного подхода к ребенку, к индивиду, к человеку как высшей ценности. Определяющая задача содержания дошкольного образования - формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры.
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творчества.
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой: обычно, чем ярче и полнее проявляется одно из них, тем ярче и полнее проявляются другие.
Познавательное значение фольклора проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны.
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что лучшие его произведения вдохновлены высокими прогрессивными идеями, любовью к родине, стремление к миру.
Народное творчество выражает жизненные стремления и социальные взгляды народа. Современное народное творчество содействует воспитанию народных масс.
Во всем этом и проявляется идейно-воспитательное значение народного поэтического творчества.
Эстетическое значение фольклорных произведений состоит в том, что они являются замечательным искусством слова, отличаются большим поэтическим мастерством, что сказывается и в их построении, и в создании образов, и в языке.
Фольклор искусно пользуется вымыслом, фантастикой, а также символикой, т.е. иносказательной передачей и характеристикой явлений и их поэтизацией. В фольклоре выражаются художественные вкусы народа. Форма его произведений веками отшлифована творчеством прекрасных мастеров. Поэтому фольклор развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного, чувство формы, ритма и языка. В силу этого он имеет большое значение для развития всех видов профессионального искусства: литературы, музыки, театра. Творчество многих великих писателей и композиторов тесно связано с народной поэзией. Для фольклора характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность. Все это служит объяснением, почему лучшие произведения фольклора доставляют большое эстетическое наслаждение.
Традиции этноса — источник ценностных ориентации, которые углубляют и дифференцируют переживания личности. Сохранение и развитие прогрессивных традиций в структуре устного народного творчества — гарантия от застоя в его развитии. Ценности устного народного творчества присутствуют во всех культурах и составляют их уникальность и всеобщность. Единство уникальности и всеобщности в функционирующих ценностях устного народного творчества и делают их общечеловеческими.
Общечеловеческие ценности олицетворяют интересы всего человечества, выражают представление о добре, мире, труде, прекрасном, истинном. Общечеловеческие ценности являются специфическими объектами познания, благодаря чему повышается эффективность процесса их освоения личностью. Устное народное творчество способствует преобразованию личности.
Проблема ориентации дошкольников на устное народное творчество важна в аспекте их патриотического воспитания. В преодоление существующей проблемы и одним из путей ее решения может выступить ориентация дошкольников на общечеловеческие ценности через устное народное творчество в двух ценностных аспектах: как интегративное личностное образование и как процесс его формирования. Ориентация на устное народное творчество как интегративного личностного образования способствует расширению, углублению и личностному принятию дошкольником общечеловеческих ценностей через устное народное творчество. Ориентация как процесс способствует восхождению в мир личности дошкольника к общечеловеческим ценностям и вхождению в мир устного народного творчества. Определяющим в ориентации дошкольников на данную проблему служит субъектная позиция личности педагога в отношении себя к своей профессионально — личностной компетентности, к педагогической деятельности по приобщению дошкольников к общечеловеческим ценностям через устное народное творчество, по воспитанию любви к родному краю.
Ориентацию дошкольников на развитие патриотических чувств, общечеловеческие ценности как процесс целесообразно осуществлять через следующие этапы: первый этап — информационное обогащение смыслов общечеловеческих ценностей произведениями устного народного творчества; второй этап — овладение опытом трансляции знаний об общечеловеческих ценностях и произведениях устного народного творчества в образовательном процессе; третий этап - включение дошкольников в процесс деятельности на благо Родины.
Средством патриотического воспитания дошкольников могут стать произведения устного народного творчества.
Базовым этапом формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае, в своем городе (селе, поселке), усвоение его традиций, культуры, норм поведения и т. д., т. к. любовь к Отчизне, Родине начинается с любви к своей малой родине, родному краю, к месту, где родился человек.
Для патриотического воспитания дошкольников, воспитания у них любви к родному краю, огромное значение имеет их ознакомление с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительном, но и в эмоциональном плане.
Знакомясь с родным краем, родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
По мнению А.В. Мудрика, центральным звеном социализации - процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.
Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем или городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале изучения родного края как средство воспитание любви к нему необходимо учитывать следующее: ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс.
В процессе воспитания у дошкольников любви к родному краю важно формировать и культуру межнациональных отношений, к содержанию которой следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.
Для осуществления воспитательной работы по формированию у дошкольников патриотизма необходимо тщательно осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитания у детей любви к родному краю, воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения дошкольников в различные виды деятельности (трудовой, учебной, игровой), связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.
Для процесса воспитания у детей дошкольного возраста любви к родному краю необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этого нравственного качества. Как и в других моральных качеств, в патриотизме можно выделить следующие компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.
Существенной стороной обогащения дошкольников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом родного края, произведений устного народного творчества края и т.д.
Произведения устного народного творчества являются важным средством в воспитании любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. Знакомясь с устным народным творчеством, дети узнают много нового и интересного о родном крае, своем народе, его творчестве, национальных обычаях, традициях. Дети проявляют ценностные отношения к своим близким, ближайшему окружению, родному народу, а также городу, республике и стране в целом. Приобщаясь к произведениям устного народного творчества, дети испытывают чувство гордости за свой народ и любви к Родине.
Итак, проблема ориентации дошкольников на национальную культуру оказывается очень значимой в воспитательном процессе ДОУ, в воспитании у дошкольников любви к родному краю средствами произведений устного народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мордовского фольклора в познавательно-речевом развитии дошкольников.
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о применении национа...
Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников
Отчет по проектной деятельности...
Декоративно-прикладное искусство татарского, русского и мордовского народов в формировании патриотических чувств дошкольников
Отчет по проектной деятельности...
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"
Консультация "Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников"...
Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...
консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...
Консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в познавательно- речевом развитии дошкольников»
Наше общество на современном этапе характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать культуру своего народа. В связи с этим остро стоит вопрос о прим...