"Значение и роль музыкального фольклора в социально-нравственном воспитании дошкольников"
консультация (младшая группа) по теме
Что вокруг меня?-интересуется ребенок. А почему надо так?-спрашивает. Традиции народа поможет ребенку овладеть нарвственными законами и понятиями, которые помогут ему легче и увереннее познакомится с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Хотите видеть своего малыша добрым, честным, ответственным - обратитесь к традициям народа. | 18.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
В СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОМ
ВОСПИТАНИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детство – это то время, в котором человек растет и развивается во всех смыслах, душевно и физически. Именно в детском возрасте происходит самое активное приобретение знаний о мире, окружающей среде, закладываются нормы морали, нравственные привычки и понятия, формируется характер. Очень важно в этот период помочь ребенку в формировании гармоничной и уверенной в себе личности.
Важно отметить, что знание определенных нравственных «законов» и понятий не всегда предполагает, что ребенок будет их применять на практике и внедрять в собственную жизнь. Так как особенную, достаточно важную роль, в становлении нравственности играет не столько процесс обучения, сколько окружающая среда, в которой ребенок растет. В идеале окружающая действительность и то, чему ребенка «обучают» с социально-нравственной точки зрения, должны соответствовать друг другу. Сложно вырастить морально уравновешенного ребенка с гуманными нравственными принципами, когда он растет в жесткой среде, нормы поведения, которой противоречат этим принципам.
Качественными средствами нравственного воспитания детей является их приобщение к природе, народному фольклору, музыке, художественной литературе, изобразительному искусству.
Роль в этом процессе семьи - создать условия для саморазвития личности, удовлетворения его внутренней нужды и запросов. Необходимо дать ребенку свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.
Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.
Учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах.
Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).
Заинька - зайка,
Маленький зайка,
Деток боишься -
Зайка трусишка.
Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).
Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.
-Зайка белый
Куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Я капустку щипал.
Под березоньку клал,
И не знаю кто украл.
С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:
За ступенькою ступенька --
Станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько --
Будет песенка.
А колечко на колечко --
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб к концу ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Широко используются и нестихотворные присказки вроде:
“На море, на океане, на острове Буяне
стоит дерево -- золотые маковки.
По этому дереву ходит кот-баюн:
вверх идет:-- песню заводит,
вниз идет -- сказки сказывает.
Это еще не сказка, а присказка,
а сказка вся впереди”.
Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
накормить: Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки - за капусту,
Мышки - за корку,
Детки - за молоко.
Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми.
Сказки, загадки, потешки, прибаутки, песенки - оказывают нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ФОЛЬКЛОРУ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"».
В сообщении ракрывается значение занятий по музыкальному фольклору для детей дошкольного возраста. Сообщение заинтерессует восспитателей и музыкальных руководителей ДОУ....
Значение музыкального фольклора в развитии и воспитании дошкольников
Статья для родителей...
консультация для родителей «Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников»
Организация работы педагога дошкольного образовательного учреждения по воспитанию любви к родному краю у детей дошкольного возраста может содержательно обогатиться посредством устного народного творче...
Роль музыкального фольклора в воспитании личности дошкольника
Тема нравственного и патриотического воспитания актуальна всегда. Работать в этом направлении можно и нужно с детьми с самого раннего возраста, и, конечно, не последнюю роль в здесь играет музык...
"Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников"
Роль мордовского фольклора в формировании патриотического воспитания дошкольников...
Значение и роль фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные и моральные основы, ...
Роль музыкального фольклора в воспитании дошкольников
Говоря о патриотическом воспитании ребёнка, тем более дошкольника, нельзя забывать о главном и естественном процессе – приобщению детей к культуре своего народа, к русскому национальному и...