Богатыри
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Богатыри »
конспект комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание:
- Воспитывать в детях чувство гордости нашими воинами,
чувство любви к Родине, желание защищать её от посягательства
врагов.
- Вызвать интерес к русской культуре, дать представление
исторических особенностей внешнего облика русского воина.
- Передавать образ богатыря.
- Закрепить у детей знание жанров (портрет)
Материал к занятию:
- Отрывки из мультфильмов «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о
Мертвой царевне и семи богатырях».
- Репродукции картин: В.Васнецов «Богатыри», И.Глазунов
«Витязь»; гравюра Н.Соколовой «Три богатыря».
- Отрывок из учебного фильма «Виктор Васнецов» видео студии
«Кварт» (студия «Видеопрограммы для образования» Москва.
Телефон: 157-57-03)
- Изобразительные материалы: сангина, уголь, растушёвка, кисти,
вода, резинки, салфетки.
- Аудиокассета с записью симфонии №2 «Богатырская» А.Бородина.
- Атрибуты воина- богатыря (шлем, меч, щит, лук и стрелы.)
Ход занятия:
Ведущий педагог: Скоро праздник - День защитника Отечества.
А кто такие защитники?
Нашей стране очень часто приходилось защищаться от врагов.
Более 300 лет тому назад древние русичи подвергались набегам врагов, которые жестоко с ними расправлялись: жгли дома, отбирали всё, что наживалось трудом - выращенный хлеб, добытые меха и пр. Вот тогда и появились воины - защитники мирных людей. Они собирались в дружины, ковали из железа оружие, специальную одежду - кольчугу и бились с врагами, которых русский народ называл «чудищами». Вот как это описывается в сказке «Бой на Калиновском мосту».
« . . . подъехали богатыри ко двору, ко тесовому крыльцу. Выбежала царица, слезами заливается: «Сыны мои милые! Напали на нашу страну страшные вороги. Змеи лютые, идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост. Всех людей окрест в плен взяли. Землю разорили, ближние царства огнём пожгли. Вся земля кровью полита . . .»
Как же назывались воины Древней Руси? (Богатыри)
Педагог по изобразительному искусству: Давно это было. Замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов очень много читал о Древней Руси и решил написать картину о русских богатырях, защитниках Русской земли. Эту картину он писал целых 18 лет и назвал её «БОГАТЫРИ» Сейчас она находится в Третьяковской галерее, а мы с вами рассмотрим репродукцию этой картины.
(Далее педагог предлагает детям рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри» и ответить на вопросы:
- Каким оружием пользовались воины – богатыри?
- Для чего надевали кольчугу , шлем?
- А что значит – быть защитником?
( Дети отвечают, ведущая размышляет вместе с ними, отмечая удачные ответы.)
Слово «защитник» имеет в своей основе слово «щит». Каков смысл
этого слова? (Ответ детей. - Щит заслонял, укрывал, оберегал в бою. Вот поэтому и возникло слова «защитник» - тот, кто защищает, укрывает от беды
- А каким характером должен обладать воин?
- В центре картины изображен главный богатырь - Илья Муромец.
Как вы думаете, какой у него характер? Как это передал
художник?
- Слева от Ильи Муромца Добрыня Никитич. Какое движение
изобразил художник?
- С правой стороны стоит Алеша Попович, самый младший из
богатырей. Что о нём хотел рассказать художник? Какой у него
характер?
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам послушать
1ую часть симфонии Александра Бородина,
которая называется «Богатырская», послушать и
определить как композитор при помощи музыки
изобразил воина богатыря.
(после прослушанной 1ой часть симфонии дети отвечают на вопросы педагога о характере музыки, о особенностях музыкального языка)
Ведущий педагог: А в каких сказках вам встречались богатыри;
у каких авторов?
(ответ детей)
Педагог приглашает детей к волшебному экрану, чтобы посмотреть отрывки из сказок А.С.Пушкина,
«Сказка о Царе Салтане» и «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях»
(стихотворный текст могут читать дети)
…Где –то вздуется бурливо
Океан, поднимет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор . . .
* * *
. . . День за днем идет мелькая,
А царевна молодая всё в лесу,
Не скучно ей у семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса .. .
Затем предлагается посмотреть отрывок из видеофильма «Виктор Васнецов», где рассказывается о картине «Богатыри».
Педагог по изобразительному искусству приглашает детей к репродукции картины И.Глазунова «Витязь», и, рассмотрев её, разобрав детали, предлагает запечатлеть воина богатыря, напоминая, что рисовать они будут в жанре портрета.
ДЕТИ РИСУЮТ
(во время рисования негромко звучит музыка «Богатырской симфонии» А.Бородина)
Ведущий педагог: Ребята, во все времена, каждый народ всегда
защищал свою родину от врагов.
А какими качествами должен обладать защитник - воин ?
Сила, отвага, мужество - эти качества всегда отличали
русского воина.
Я предлагаю мальчикам продемонстрировать нам
воинскую отвагу и мужество, а помогут им в этот вот
эти атрибуты.
Мальчики инсценируют фрагмент из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» - выход 33х богатырей.
Можно исполнить танец «Деревянных солдатиков» на музыку П.И.Чайковского
Ведущий педагог: Наши люди любят свою страну и хотят, чтобы она
была самой сильной, самой красивой, чтобы в ней жили самые
добрые и самые умные люди. Вот почему сегодняшние
защитники Родины служат в Армии, на границе, на военных
кораблях и охраняют покой мирных жителей.
Об отчем крае, родной стране всегда слагались
стихи и песни. Я предлагаю вам спеть любимую песню о
нашей Родине.
Исполняют песню «Моя Россия»
музыка Г. Струве, слова Н.Соловьевой
В честь праздника Дня защитника Отечества детям предлагается подарить портрет воина богатыря своему папе.
из опыта работы музыкального
руководителя Кирсановой Т.И.
и педагога дополнительного
образования Бахристовой Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Картина В.М. Васнецова "Богатыри" Занятие по ознакомлению с искусством (для среднего возраста).
ознакомление с искуством по картине "Три богатыря"...
«ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОМ БОГАТЫРЕЙ». БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ В.М. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ».
Программное содержание....
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель: Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...
Конспект НОД «Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алё...
Конспект Тема: «Богатыри земли русской». «Богатыри бурятского народа»
Образовательный межгрупповой проект в старшей и средней группе на тему: «Богатыри земли русской»-средняя группа. «Богатыри бурятского народа»-старшая группа.Участники проекта: ...
Комментарии
Богатыри
Комплексное музыкальное занятие