Конспект НОД «Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение
Детский сад № 366
Конспект НОД «Беседа о богатырях с использованием иллюстрации картины В. Васнецова «Три богатыря»»
Подготовила:
Воспитатель группы № 3
Винокурова Г.М.
Волгоград,
2015 г.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
Познакомить детей с оружием богатырей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц? (февраль). В феврале мы отмечаем праздник - День защитника отечества. Кого же мы поздравляем в этот день? (тех, кто служил в армии и защищал нашу Родину.) Кто сейчас защищает рубежи нашей Родины? Перечислите военные профессии. (Воздушные войска: лётчики, десантники, ракетчики. Сухопутные: пехотинцы, артиллеристы, танкисты. Морские: подводники, морской десант и т.д.) Как вы думаете, в старину, когда ещё не было ни самолётов, ни ракет, ни подводных лодок и даже пушек и ружей ещё не придумали, кто же в те далёкие времена защищал наше отечество? (Русские богатыри.)
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
– Кто изображен на картине?
– Какой богатырь самый могучий?
– Какой самый мечтательный?
– Кто держит меч?
– Куда смотрит каждый из богатырей?
-Какие кони у них и чем украшены?
– Чем вооружены богатыри? Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев. :А кто вспомнит их имена?
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.
Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали русскую землю.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз.
Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе.. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской
А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!
П/С: Закрепить умение лепить разными способами, выбирая удобный для себя, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность. Продолжать знакомить детей с мастью коней(окрас шерсти) Познакомить с нетрадиционным способом. Воспитывать аккуратность, умение правильно оценивать свои работы и работы товарищей.
Предварительная работа: Рассматривание игрушечных коней (резиновых, пластмассовых, деревянных, конь-кочалка и так далее), картины «Три богатыря»(беседа по картине). Чтение былин, сказки «Конёк-горбунок» (П.П.Ершов) с просмотром иллюстраций).
Материал: пластилин, стека, салфетки, досточки для лепки, мука, кисти, поролон, гуашь, картина «Лошадь пасётся на лугу», кукла или картина «Иван царевич», макет луга.
Ход деятельности:
1 часть: Предлагаю игру – конкурс с делением группы детей на две команды по сговорам:
- Конь вороной или хомут золотой?
- Коня ковать или двор подметать?
- Сено косить или дрова рубить?
Когда дети разделились на две команды, предлагаю задание:
- Чья команда знает больше сказок, где один из героев лошадь или конь?
- Чья команда больше придумает кличек для лошади или коня?
После конкурса подвести итоги и в этот момент появляется Иван-царевич.
Воспитатель:
- Что Иванушка не весел, что ты голову повесил?
Иван-царевич:
- Как же мне не грустить? Богатыри доверили мне своих коней, а они у меня разбежались.
Воспитатель:
- Не горюй, мы тебе поможем, вылепим из пластилина целый табун богатырских коней.
2 часть: Предлагаю детям посмотреть картину «Лошадь пасётся на лугу»
- Кто желает назвать и показать части тела у лошади ?(один ребёнок рассказывает и показывает, а остальные помогают. После показа убираю картину).
- А теперь давайте вспомним способы лепки. Как вы будите лепить?
(спросить два или три ребёнка)
Способы лепки:
- Из целого куска вытягиваются ноги, хвост, шея и голова.
- «Конструктивный» - все части тела вылепливают отдельно, а затем соединяют.
«Комбинированный»- из целого куска лепится голова, шея и туловище, а ноги и хвост присоединяются отдельно.
Погружение: Закройте глаза и представьте себе коней, пасущихся на лугу… они все разные по окраске шерсти (масти), но они все красивые, сильные, грациозные…Кони пасутся спокойно на лугу: одни щиплют травку, другие наблюдают за чем-то, а третьи играют друг с другом…
Представили? Начинайте лепить коней, которых вы увидели.
3 часть: Самостоятельная работа. После окончания работы обратить внимание детей на то что кони у них получились разноцветные:
- Какого цвета у тебя конь?
- А у тебя (синие, красные, зелёные и так далее)? (ответы детей)
- Разноцветный табун получился. А в природе то есть в жизни такой окрас у лошадей бывает? (ответы детей)
- А какой может быть окрас у лошади? (ответы детей)
- Вороной, булатный, бурый, гнедой, огненный, каурый, крапчатый, соловый.
- Что мы можем сделать чтобы наши лошади стали как в природе? (ответы детей)
- Конечно, покрасить. Красьте. (дети раскрашивают коней)
- Что у вас происходит? (ответы детей)
- Как вы думаете, почему краска не ложится на пластилин?
Помочь сделать вывод: что пластилин скользкий, потому что жирный.
- Как можно сделать его не скользким? (ответы детей).
Если дети не догадаются, что это можно сделать при помощи муки, то подсказать
- Итак, вы берёте своего коня в левую руку, а в правую поролон и тщательно покрываете всю поверхность толстым слоем муки.
Дети работают (помочь затрудняющимся детям)
- А вот теперь можно покрасить лошадь в нужный природный цвет (дети сами выбирают в какой цвет выкрасить свою лошадь)
4 часть: После окончания раскрашивания предлагаю рассказать о своём коне.
- Расскажи какой масти, то есть окраски, твой конь, как его зовут, какой у него характер? (выслушать ответы всех детей)
- Обращаюсь к Ивану-царевичу:
- Ну что, Иванушка, нравится тебе табун? Иди паси их (коней поместить в макет вместе с Иваном-царевичем)
- Молодцы дети вы очень хорошо помогли Ивану-царевичу, спасибо. А теперь послушайте две народные приметы:
« Если лошадь топает, бьёт задним копытом – к ненастью»
« Если лошадь фыркает, то будет тепло». Запомните их.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оружие богатырей
Дуб
Богатырские кони
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"
Конспект занятия по развитию речи "Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова" в средней группе.
Интегрированное занятие....
Конспект НОД по развитию речи с воспитанниками подготовительной к школе группы "Беседа по картине В. М. Васнецова «Три богатыря»
Конспект НОД....
Конспект ООД «Беседа о маме» с использованием ИКТ-технологий для детей средней группы
Конспект ОД «Беседа о маме» с использованием ИКТ-технологий для детей средней группы(можно использовать на 8 марта и на День Матери)Задачи:Образовательная область «Речевое развитие&r...
Конспект ООД по развитию речи На тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»
Конспект ООД по развитию речиНа тему: « РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫВ. ВАСНЕЦОВА «БОГАТЫРИ»...
План образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря» (Проект «Супергерои»)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22602633","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине В. Васнецова "Богатыри".
Формирование патриотических чувств в процессе обучения детей составлению рассказа по картине В. Васнецова "Богатыри"....