Проект "Надежды маленький оркестрик""
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Сошникова Татьяна Вячеславовна

Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЙБЫШЕВСКОГО РАЙОНА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

                                               

ПРОЕКТ

«Надежды маленький оркестрик»

Руководитель проекта:  Т.В. Гришкевич –

                                           музыкальный руководитель ДОУ «Алёнушка»

Участники проекта: воспитатели младших групп и родители.

г. Куйбышев, 2012

         

                                                                     

                                                                       Как дорожу я прекрасным мгновеньем!

                                                                                        Музыкой вдруг наполняется слух,

                                                                                       Звуки несутся с каким-то стремленьем,

                                                                                      Звуки откуда-то льются вокруг.

                                                                                                                         Н. П. Огарев

Актуальность

        Как научить ребенка любить и понимать музыку? Этот вопрос задает себе каждый педагог, занимающийся детьми музыкой.  Как объяснить ребенку на доступном языке, что же такое музыка, из чего она состоит?

       Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека.  Из всех искусств только музыка обладает таким сильным воздействием на человека.  Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Поэтому одной из актуальных проблем в воспитании дошкольников остается проблема осознанного восприятия музыки. Обращение к такому виду деятельности, как детское музицирование  в воспитании дошкольников открывает широкие возможности для решения этой проблемы.

      Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальной деятельности, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание.  У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

       Учить играть на музыкальных инструментах  нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать в звуках,  не надо ничего специально знать и уметь.

        И совсем не обязательно импровизировать на настоящих музыкальных инструментах – можно изготовить их самим. Самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков, в том числе и прикладной.

      Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка 

      

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр. Этот вид деятельности всегда привлекал педагогов-музыкантов. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

 И для родителей, и для педагогов характерно общее стремление - создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Проблема:

      Очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Поэтому надо формировать  умения слушать и слышать все, что нас окружает. Игра -  импровизация  на  самодельных музыкальных инструментах поможет дошкольникам научиться слышать и слушать звуки, ассоциировать их с явлениями окружающего мира, а также умения воспринимать и понимать музыку.

Цель проекта:

•        формирование умения слушать и слышать музыку;

•        формирование умения воспринимать и понимать музыку.

Задачи:

  1. расширить знания детей о разнообразии мира звуков и музыкальных инструментов;
  2. формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию;
  3. развивать комбинаторные способности и умения;
  4. развивать способность творческого исследования звуковых возможностей каждого инструмента и приобретению навыков игры на инструментах;
  5. развивать коммуникативные навыки, творческую активность;
  6. поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах.

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Срок реализации:  3 месяца (декабрь 2012 – март 2013 гг.)

Организация работы

Организация  работы проводится по трем направлениям:

  1. групповая и индивидуальная работа с детьми;
  2. взаимодействие и просветительская работа с родителями;
  3. взаимодействие педагогов ДОУ.

Реализация проекта предполагает:

  1. Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной повседневной жизни ребенка.
  2. Развитие чувства ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.

  1. Ориентирует детей, как на самостоятельность исполнения, так и на самостоятельность оценки его качества.
  2. Дети сами могут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье, а также самореализовать свои интересы в ней.

      В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся слышать и осмысливать мир звуков, который их окружает, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

Этапы

проектирования

 

Проектные мероприятия

 

Промежуточный результат

Направление деятельности

Содержание

деятельности

1-ый этап: постановка цели, создание ресурсной базы

  1. Формулирование проблемы

  1. Работа с источниками информации (литературой, Интернет – ресурсами и т. д.).

 

Надо уметь слышать и различать звуки, которые  нас окружают.

Поиск информации о различных звуках и музыкальных инструментах, в книгах, телепередачах, интернете.

  Дети начали активно действовать с музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, находившимися в группе, начали извлекать и сравнивать получающие звуки из всех окружающих предметов.

2-ой этап: организация работы над проектом

1.  Совместная деятельность педагога с детьми

 - наблюдение:

 

-рассматривание фото, иллюстраций, самодельных шумовых музыкальных инструментов

-

- чтение художественных произведений и стихов  и их озвучивание.

- музыкально – дидактические игры на развитие тембрового слуха

- непосредственная  образовательная                            деятельность 

Темы:

1. Звук – знакомый незнакомец.

2. Откуда берется звук?

3. Звуки музыкальные и шумовые.

4. Деревянные истории.

5. В стеклянном королевстве.

6. Зимушка хрустальная.

7. Снова музыка играет, к Гному в гости  приглашает.

8. Музыкальный сундучок.

9. Музыка вокруг нас.

10. Проделки мышат.

11. Ансамбль.

- Продуктивная деятельность педагога

  1. работа с бросовым материалом.
  2. планирова-ние деятельности по

  1. изготовле-нию музыкаль-ных игрушек-инструментов
  2. практическая деятельность по созданию музыкаль-ных игрушек- инструмен-тов и творческой импровизации на них.

2. Самостоятельная деятельность детей

  1. сюжетно – ролевые игры

«Магазин музыкальных инструментов», «Композитор», «Дирижер»

  1. рисование музыки

3.  Взаимодейст-вие и просвети-тельская работа с родителями.

- Консультативный материал

4. Работа  с  воспитателями ДОУ

-Практическая консультация.

-Презентация.

слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических, стеклянных звуков;

- дать представление о внешнем виде самодельных музыкальных инструментах, познакомить с их классификацией (шумелки, стучалки, звенелки и т. д.)

-

Сказки:
• Русская народная сказка «Гуси – лебеди», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Мороз, солнце и ветер» ( в обработке М. Булатова)
• английская народная сказка в пересказе С. Михалкова «Три поросенка»
• «Сказка о громком барабане» С. Могилевская.
• русская народная сказка «Теремок», «Колобок».

 Стихи, потешки: («Дождик» ст. Б. Заходера, «Лягушка» ст. Н.Некрасовой или В. Шумилина, «Мышка», «Дятел» ст. Б. Пака, «Строитель» ст. Г. Ладонщикова, «Часы» Б. Троцюка, «Вовин барабан» Пришельца).

Лото «Музыкальные инструменты», «Найди свой звук», «Угадай, что звучит» и т.д.

Интеграция с образовательной областью «Познание».

Интеграция с образовательной областью «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация».

Интеграция с образовательной областью «Познание», «Коммуникация»

Интеграция с образовательной областью «Труд»

Подбор материала, необходимого для изготовления погремушек, шумелок и т.д.

Знакомство с алгоритмом создания самодельных музыкальных

инструментов;

 

Изготовление самодельных музыкальных инструментов.

Консультации:

  1. «Ваш домашний оркестр»
  2. «Как научить

  1.  ребенка любить музыку».

Наглядная информация:

  1. «Самодельные музыкальные инструменты»
  2. Ребусы и загадки про музыкальные инструменты.

Тема: «Самодельные музыкальные инструменты».

Работа по ознакомлению с различными звуками способствовала обогащению познавательной сферы, а также музыкальному развитию детей. Дети называют услышанные звуки природы, улицы, дома и подбирают к ним схожие по звучанию звуки музыкальных инструментов (например, шелест листьев деревьев  изобразили звуком «шуршалок», грохот грома - звуком

стучалок», капельки дождя – звуком «звенелок»);

Дети с большим интересом озвучивали знакомые художественные произведения, стихи и сказки, подбирали подходящие шумовые инструменты, импровизировали.

.

Совместное с родителями создание музыкальных инструментов.

 

3-ый этап: презентация продукта деятельности

  Организация выставки «Самодельные музыкальные инструменты» в групповых музыкальных  уголках.

Смотр – конкурс  «Самодельные музыкальные инструменты»

-дети групп рассказывали о самодельных музыкальных  инструментах-игрушках, называли их, обозначали «шумелки», «стучалки», «звенелки» и т.д.

В ДОУ между группами проведен смотр – конкурс по изготовлению самого необычного и интересного музыкального инструмента.

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

     Проект был реализован во младших группах ДОУ в период с декабря 2012 по март 2013г.

В процессе работы над проектом достигнуты следующие результаты:    

  1. Благодаря использованию в исследовательском проекте современных образовательных технологий в продуктивной деятельности у детей развивались коммуникативные, комбинаторные, творческие способности, воображение и мышление, умение играть в ансамбле, импровизировать.

  1. В процессе исследований со звуком дети научились различать звуки шумовые и музыкальные, познакомились с природой образования звуков и научились ассоциировать их с явлениями окружающей среды.

  1. Особое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых и работе с семьей, в процессе которой удовлетворяется потребность дошкольников в общении со взрослыми, в познании их мира, желании принимать участие в совместной деятельности.

  1. В  каждой группе оформлен музыкальный уголок, в котором находятся самодельные музыкальные инструменты для самостоятельной деятельности детей.

  1. В приемных групп оформлены информационные папки – передвижки для родителей по темам творческого музицирования.

  1. Собран дидактический материал по данной тематике. Материалы даны в приложении к проекту.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  2. Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные  опыты и эксперименты для дошкольников - М.: ТЦ Сфера, 2001.
  4. Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.
  5.    Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое    музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010

Приложение.


ШУМЕЛКИ .

«Мы веселые игрушки, озорные погремушки!»


В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь. Мы испольовали коробочки и баночки от киндер-сюрприза, наполненные крупой.

 

ЗВЕНЕЛКИ .

«Колокольчик звонкий, голосочек тонкий»


Делаются из различных маленьких колокольчиков и бубенцов.

 Если таких нет, изобретаются различные «звенящие ожерелья». 
Мы  изготовили колокольчики из бубенчиков и футляров от киндер-сюрпризов.

СТУЧАЛКИ

Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми надо ударять друг о друга. Можно в комплект к ним добавить деревянный брусочек, по которому наносятся удары. 

 Игры с палочками – являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Клавесы (палочки) – первый музыкальный инструмент, с помощью которого дети передают ритм стиха. Соединять речь и игру на палочках для детей так же естественно, как и играть в «Ладушки». Ритмичные удары палочками подготавливают ребенка к умению чувствовать метр и ритм музыки.

БАРАБАН.

«Барабан грохочет, будто сильный гром».

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из- под китайской лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

     Свои барабаны мы изготовили из ведерок  от майонеза.

Дидактическое пособие «Шумовой оркестр»

С целью развития сенсорного восприятия у детей было изготовлено дидактическое пособие «Шумовой оркестр». Применение данного пособия многофункционально. Разработано для детей младшего дошкольного возраста.

Процесс изготовления пособия:

1. Взять пустую коробку из-под конфет, обклеить её цветной бумагой или самоклеящейся плёнкой.

2. Вырезать с одной стороны коробки круглые ячейки.

3.Взять пустые баночки от фотоплёнки.

4. Наклеить цветные кружочки на получившиеся отверстия.

5. Наклеить на них цветные полоски из самоклеящейся плёнки того же цвета, что и кружочки на отверстиях коробки.

6. Насыпать в баночки крупы: фасоль, манку и рис /крупу можно заменить на другую, по желанию/.

Дидактическое упражнение

«Угадай по звуку наполнитель шумовой баночки»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: 

-Воспитатель предлагает детям погреметь баночками и услышать звуки, издаваемые ими. Можно уточнить у детей, какая из баночек гремит тихо, какая громче и, наконец, какая баночка издаёт самый громкий звук.

Можно вместе с детьми рассмотреть наполнитель каждой баночки и определить, что это за крупа

Потом воспитатель прячет одну из баночек за ширму и гремит ею, предлагая детям угадать наполнитель в баночке.

Дидактическое упражнение

«Угадай, где позвонили»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: одному ребёнку воспитатель завязывает глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. Дети по указанию воспитателя производят шум баночкой, а ребёнок с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление. Игра повторяется. Водящим становится другой ребёнок по желанию.

Дидактическое упражнение

«Найди баночки, одинаковые по звучанию»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: воспитатель предлагает прослушать звучание баночек и найти пары баночек, звучащих одинаково.

Дидактическое упражнение

"Найди свой домик"

Цель: закрепление знание цвета, умение соотносить цвет баночки и домика.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает рассмотреть каждую баночку, определить цвет и вставить её в отверстие /домик/ в коробке, такой же по цвету.

Можно изменить вариант игры, вставив специально баночки не в те отверстия, что нужно. И предложить детям изменить ситуацию по правилам игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зёрнышек я дам"

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе. Аппликация....

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."

Конспект проведения тематического дня во второй младшей группе по теме "Маленькая птичка прилетела к нам, маленькой птичке зернышек я дам..."Актуальность: Большое количество птиц гибнет в зимние холод...

Конспект игры - занятия по сенсорному воспитанию во 2 младшей группе на тему: « Я маленький да удаленький - помогу хоть большому, хоть маленькому»

Данная работа состоит из следующих частей:1. Сюрпризный момент ( дидактическая игра " Кто српятался в коробке")2. Д.И. " Чей голосок ?"3. Д.И. "Подбери клубочки по размеру"4. Пальчиковая гимнастика "У...

Музыкальный кружок « Веселый оркестрик»

Основная цель занятий в детском оркестре -  игровое, творческое развитие личностного потенциала ребёнка, его природной музыкальности....

Маленький оркестрик

Дополнительное музыкальное образование для дошкольников музыкальный кружок "Маленький оркестрик"...