Обобщение опыта работы
учебно-методический материал по музыке по теме

Груздева Ирина Александровна

Обобщение опыта работы по теме: "Роль музыки, слова и движения в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc50.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме: «Роль музыки, слова и движения в профилактике и коррекции речевых нарушений у детей».

   Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на эмоционально-психическое состояние человека является музыка, ее общедоступность. Музыка – это язык чувств, эмоций, понятный всем, независимо от национальности, расы, происхождения. Ее восприятие не требует предварительной подготовки, доступно детям при условии, что музыкальные образы и музыкальный язык будут соответствовать их возрасту. Дети очень быстро реагируют на музыку. Она захватывает ребенка целиком, передавая ему энергию движения, активизирует жизненный ритм, помогает ребенку разобраться в своих эмоциях.

   Кроме того, музыка воздействует на физическое тело человека. Независимо  от того, что мы делаем: поем, играем или танцуем, тело наше работает. При пении работают дыхательный аппарат, диафрагма, артикуляционный аппарат, пищеварительный тракт; усиливается кровообращение. Танцуя или играя на музыкальных инструментах, активизируется общая и мелкая моторика движений мышц рук, ног, стабилизируются жизненные ритмы человека (пульс, дыхание). С помощью музыкально-ритмических движений можно установить равновесие в нервной системе, умерить слишком возбужденный темперамент, урегулировать беспорядочные движения.  Известно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: непроизвольными или осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Речь (пение) и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыкально-двигательные упражнения, игры способствуют развитию у малышей мелкой и общей моторики, просодических функций речи, ее координации с движением, позволяют добиваться его выразительности, будят в ребятах творческое воображение.

     Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга, так как совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, а раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние на двигательные свойства речевых органов.

   Речевые музыкально-двигательные игры и упражнения очень важны для развития у детей чувства ритма, слуха, способствуют нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, формированию умений изменять силу  и высоту голоса. Поэтому основой всех видов музыкальной деятельности детей, имеющих речевые нарушения, является синтез слов, музыки и движения. Занятия лучше проводить с полной группой так, как в коллективе ребенок чувствует себя уверенней, и легче преодолевают комплексы, различные нарушения движений, речи.

 Но чтобы воздействие музыки на здоровье ребенка, было благотворным, нужно очень тщательно подбирать музыкальные произведения, доступные возрасту и соответствующие жизненным ритмам. Например, частое использование в детских садах громкой музыки в стиле «диско», которая вызывает у детей состояние перевозбуждения, даже агрессии или классических произведений в исполнении симфонического оркестра, которые в лучшем случае оставят детей равнодушными и безразличными, а в худшем – подавленными и угнетенными, не допустимо. Особенно внимательно нужно относиться к этому, работая в детских садах коррекционного типа. Зачастую, даже репертуарный план, рекомендованный типовой программой, не может быть реализован полностью, поскольку в определенной степени ограничены возможности воспитанников данного учреждения. Многие дети страдают неумением концентрировать свое внимание, существует проблема с запоминанием, восприятием и прочностью усвоения материала. Кроме того, на занятиях помимо музыкальных задач одновременно приходится решать задачи по коррекции речи ребенка. Поэтому в работе с такими детьми необходимо подбирать музыкальный материал, способный  в комплексе решать данные задачи.

  Прежде всего, нужно заинтересовать детей, вызвать желание слушать музыку,  с удовольствием петь песни, играть, двигаться и музицировать. Для этого музыкальный материал должен отличаться эмоциональной яркостью, выразительностью, мелодичностью, доступностью для детского восприятия. Это подразумевает следующее:

- удобный для произношения текст, в стихотворной форме, исключающий трудные звуковые сочетания;

- несложная, запоминающаяся мелодическая линия, с ясной ладовой основой, без больших скачков, трудных для исполнения дошкольникам;

- темп песен – спокойный, подвижный, но не быстрый;

- наличие прозрачного по фактуре аккомпанемента, не заглушающего пение, а лишь украшающего и поддерживающего исполнение.

  В основе большинства игр и упражнений можно использовать народные тексты, детский фольклор: потешки, прибаутки, считалки, заклички, просто имена, а также тарабарские рифмы, звуковую бессмыслицу которых, дети воспринимают с большим воодушевлением. Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме  и темпе. У детей развиваются координация между слухом, голосом и движениями,  а также внимание, память, коммуникативные качества, умение ориентироваться  в пространстве, закрепляются навыки выразительного движения с предметами. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный, дробный, топающий шаг, поскок, галоп, легкий и стремительный бег…Вне музыкальных занятий  игры и упражнения могут использоваться воспитателями и логопедами без музыкального сопровождения.

  В начале музыкального занятия необходимо снять у детей эмоционально-психическое напряжение, то есть изжить отрицательные эмоции, усталость от предыдущих занятий, заменить их противоположными действиями. Для этого, например, можно провести одну из коммуникативных игр.


Коммуникативные игры

  1. «Здравствуйте!» Слова и музыка М. Картушиной («Музыкальная палитра» №4.2006).

Здравствуйте, ладошки!  (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

Хлоп-хлоп-хлоп!        (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки!        («Пружинка»)

Топ, топ, топ!        (Топают ногами)

Здравствуйте, щечки!        (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх!        (3 раза похлопывают слегка по щекам)

Пухленькие щечки!        (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх!        (Трижды ударяют слегка кулачками по щечкам)

Здравствуйте, губки!        (Качают головой вправо-влево)

Чмок, чмок, чмок!        (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки!        (Качают головой вправо-влево)

Щелк, щелк, щелк!        (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик!        (Гладят нос ладонью)

Бип, бип, бип!        (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Здравствуйте, гости!        (Протягивают руки вперед, ладонями вверх)

Привет!        (Машут рукой над головой).

2.«Доброе утро» Н. Максютина

Здравствуй, солнце!        (Поднять руки через стороны вверх)

Здравствуй, небо!        (Покачать руками вправо-влево над головой)

Здравствуй, матушка-земля! (Руку к сердцу и вниз)

Здравствуй, ветер,        (Покружить руками произвольно)

Здравствуй, дождик,        (Потрясти кистями рук)

Здравствуйте, мои друзья! (Найти друга, взяться за руки и улыбнуться)

Доброе утро,                (Поскоки по кругу)

Доброго дня.

Доброй пусть будет        (В другую сторону)

Вся жизнь моя!

3.«Здравствуй, дружочек!»

4.«Здравствуй» говори

5.«Ты шагай, не зевай!»

6.«Вежливые слова»

Музыка и слова С. Коротаевой (см. семинар по арттерапии)

 

8. «Серес-понде».

Дети ходят врассыпную. На слова «О, хайло» здороваются с разными партнерами, переходя от одного к другому 3 раза. На 4 раз обнимаются.

7. «Здравствуйте»  С. Коротаева

1.Ручки, ручки, просыпайтесь,         (Развести руки в стороны, потянуться.)

Здравствуйте!

Ласковые ручки наши,        (Погладить ладошки.)

Здравствуйте!

Пальчики сердитые,        (Погрозить пальчиками.)

Здравствуйте!

И ладошки, наши крошки,         (Ритмично, на каждую долю, хлопать в ладоши.)

Здравствуйте!

2.Разбудите ножки, ножки.        (Пошлепать по ногам.)

Здравствуйте!        (Наклониться к ножкам.)

И притопы, и пружинки,        (Притопнуть и слегка присесть.)

Здравствуйте!

И притопы, и притопы,        (Ритмично топать ногами.)

Здравствуйте!

И пружинки, и пружинки,        (Непрерывные полуприседания.)

Здравствуйте!

3.Глазки, ушки, носик, ротик,        (Пальчиком коснуться глаз, ушей, носа, рта.)

Здравствуйте!

И улыбки, и улыбки,        (Улыбнуться окружающим.)

Здравствуйте!

4.Все друг другу улыбнитесь,        (Улыбнуться и кивнуть друг другу.)

Здравствуйте!

И лукаво подмигните,        (Подмигнуть.)

Здравствуйте!

Речевые упражнения под музыку с использованием звучащих жестов

Большую роль в рече-двигательных упражнениях под музыку играют звучащие жесты (хлопки, шлепки, щелчки, притопы, удары по груди). Звучащие жесты – лучшее средство для развития чувства метроритма, так как ритмическое чувство имеет двигательную природу. Это первые инструменты человека. Они являются прекрасной психоэмоциональной зарядкой, создают положительные эмоции, приводят тело в состояние гармоничности. Звучащие жесты используются в различных видах музыкальной деятельности, сопровождая речь, пение, движения, предвосхищая музицирование. Можно использовать для снятия напряжения в начале, середине занятия. Например, русская народная песня «Петушок» сопровождается ходьбой по кругу, потом хлопками со шлепком, а затем притопом с грозящим пальцем. Или попевка «Божья коровка» (соль-ми).

Божья коровка,        (двигаются хороводом)

Черная головка,        

Улети на небо,        (с хлопками поднимают руки вверх)

Принеси нам хлеба.        (Опускают руки вниз)

Черного и белого        (правую руку в сторону-вперед с притопом; потом левую)

Только не горелого.        (Покружиться, одновременно грозя пальчиком.)

Хороводная игра на развитие чувства ритма «Водим, водим хоровод»

Водим, водим хоровод

Кто из леса к нам идет?

У него иголочки - хи-хи-хи, хи-хи-хи,            Три хлопка вправо, три влево

Как в лесу на елочке - хи-хи-хи, хи-хи-хи.

Еж идет, еж идет,

Не боится хоровод!

Водим, водим хоровод

Кто из леса к нам идет?

Мягонькие лапки - лап,         Движения кистями рук

А на них царапки - цап.

Кот идет, кот идет

Не боится хоровод!

Водим, водим хоровод

Кто из леса к нам идет?

У него два уха - ха-ха-ха,                                     Движения руками, указывая

Зубы, хвост и брюхо - ха-ха-ха.                          на соответствующие части         тела.

Волк идет, волк идет

Разбегайся хоровод!


Библиографический список

  1. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Комаровой Т. С., Гербовой В. В. (4-е изд.)
  2. «Логопедические распевки» Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. СП-б «Детство-Пресс» 2005
  3. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением»  Боромыкова О. С. СП-б «Детство-Пресс» 1999
  4. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Тютюнникова Т. Э. Москва 2003
  5. «С музыкой растем, играем и поем» Меньших И. В. Ростов н\Дону «Феникс» 2007
  6. «Играем с малышами» Вихарева Г. Ф. «Композитор. СП-б» 2007
  7. «Пальчиковая гимнастика» Иванов А. А., Рудашевская О. В. Центр развития детей «Анима» СП-б 2007
  8. «Логоритмические занятия в детском саду» Картушина М. Ю. Москва «Творческий Центр Сфера» 2003
  9. «На золотом крыльце сидели» Федорова Г. П. СП-б «Детство-Пресс» 2006
  10. Журналы:
  1. «Музыкальная палитра»
  2. «Музыкальный руководитель»
  3. «Колокольчик»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...