Конспект музыкального досуга "Слушаем музыку".
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Гужова Елена Викторовна

Музыкальный досуг с использованием большого экрана и мультимедийной установки. Слушаем "Детский альбом" П. Чайковского. Пьесы: 1. "Марш деревянных солдатиков"; 2. "Сладкая греза";

3. "Болезнь куклы"; 4. "Баба-Яга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_slushanie_muzyki.docx20.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

        «Музыка» для детей старшего возраста 5-6 лет

                  «Детский альбом» П.И. Чайковского

Цель:

          -  познакомить детей с пьесами П.Чайковского из «Детского

             альбома»;

          -  вызвать положительные эмоции.

Задачи:

           -  познакомить детей с творчеством П. Чайковского;

           -  определять 3х-частную форму произведения;

           -  определять характер музыки;

           -  расширять словарный запас детей.

Атрибуты:

           -  портрет П.И.Чайковского;

           -  картинки с подходящим изображением к пьесам;

           -  барабан;

           -  большой экран;

           -  мультимедийная установка.

Музыкальный руководитель.   Ребята, сегодня мы с вами встретились, чтобы послушать  произведения из  «Детского альбома»  П.Чайковского.

Но прежде я хочу  подробнее рассказать вам о великом русском композиторе          

П.И. Чайковском.

            Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в семье горного инженера,

Начальника Воткинского завода. У Чайковских была большая дружная семья. Отец

Илья Петрович, был очень добрым, жизнерадостным человеком. Мама – Александра Андреевна была доброй, но строгой. Воспитание, образование и основы культуры Петр

получил в семье. Необычайный слух и музыкальная память проявились у Пети очень

рано. От мамы Петя получил элементарные понятия о музыки и уже в раннем возрасте

подбирал на фортепиано на слух музыкальные произведения, которые услышал в заводном органчике-оркестрине.

           Петя проявил такую любовь к игре на фортепиано, что, когда ему запрещали сидеть за инструментом, он продолжал на чем попало перебирать пальцами. Был такой случай.

Однажды, увлекшись таким бренчанием на оконном стекле, он так разошелся, что разбил

стекло и очень сильно поранил руку. Это происшествие показало родителям, насколько

сильна его тяга к музыке. Они решили серьезно отнестись к его музыкальному развитию

и пригласили для Петра учительницу музыки – Марью Марковну Пальчикову.

         

           В 4-е года Петя сочинил маленькую пьеску «Наша мама в Петербурге», а в 8 лет он уже хорошо играл и даже импровизировал на рояле.

           Когда Пете исполнилось10 лет (1850г.) – его отвезли в Петербург на учебу в училище

правоведения.

           В 1859 г. Петр окончил училище правоведения и был зачислен на государственную

службу в департамент Министерства Юстиции в чине титулярного советника.

           В 1862 г. Петр поступает в Петербургскую консерваторию, где учится у Антона Григорьевича Рубинштейна – известного композитора. В 1866 г. Окончив консерваторию

Петр переезжает преподавать в Московскую консерваторию в должности профессора.

В эти годы он сочиняет  Первый концерт, лирические романсы. В 1876 г. Приступил к написанию фортепианного цикла «Времена года», который состоит из 12 пьес.

         В 1878 г. П.Чайковский сочинил «Детский альбом» за три месяца, он посвящен пле-

мяннику Володе Давыдову. Альбом состоит из 24 пьес. Сегодня мы с вами послушаем

четыре произведения  из этого альбома:

  1. «Марш деревянных солдатиков»;
  2. «Сладкая греза»;
  3. «Болезнь куклы»;
  4. «Баба-Яга».

Ребята, все произведения мы слушали ранее и сейчас предлагаю вам прослушать и определить, какое произведение звучит.

         На большом экране изображены 4-е картинки, на которых изображены: солдатики,

больная кукла, мечта или греза (картинка, подходящая к пьесе), Баба-Яга.

Звучит 1. «Марш деревянных солдатиков». Дети определяют, что за пьеса прозвучала.

Музыкальный руководитель. Ребята, скажите, пожалуйста, из скольких частей состоит

«Марш деревянных солдатиков»? Дети отвечают. Правильно, пьеса имеет 3х-частную форму. Давайте с вами поиграем: на 1-ую и 3-ю части вы будете маршировать, а под музыку 2-ой части мы выберем барабанщика, и он будет играть на барабане. Ребята,

какой характер музыки? Правильно у музыки четкий, ритмичный характер.

                                     Они в коробочке лежат, но если их достать,

                                     Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

                                     И каждый с  новеньким ружьем, похожи словно братики!

                                     Кто скажет, как мы их зовем?

                                                                   (Деревянные солдатики)  М. Лаписова.

Звучит 2.  «Сладкая греза».  (На экране появляется картинка соответствующая пьесе.)

                                                     Дети определяют пьесу.

Музыкальный руководитель. Правильно, ребята, прозвучала пьеса «Сладкая греза».

Ребята, какой характер у этой пьесы? (Ответы детей). Плавный, лиричный, напевный, трепетный. Греза – это светлая мечта, приятное мечтание. 3х-частная форма, мелодия переходит в другой регистр, звучит более взволнованно, насыщенно.

1я и 3я части – мелодия легкая, воздушная, как дыхание, то поднимается, то опускается.

2я часть – более взволнованная, звучит более громко. Под эту музыку хочется помечтать.

Звучит 3.  «Болезнь куклы». На экране появляется картинка с больной куклой на руках у девочки.  Дети определяют пьесу и рассказывают какой характер у этой пьесы. Музыка

грустная, жалобная, тревожная, взволнованная. 3х частная форма. Ребята послушайте стихотворение:               Очень хочет кукла Ляля,

                                            Чтоб ей дети мамой стали

                                            И с собою клали спать

                                            В настоящую кровать.

                                            Утром дали каши ложку,

                                            Покормили понарошку,

                                            Все б ей стали позволять

                                            И ходили с ней гулять.            

                                                                                         (О. Емельянова).

Оказывается, куколке хочется вашего внимания, дети.  Наверное, ей рано еще гулять,

нужно сначала поправиться. Но если возьмете ее в группу, уложите в кроватку, споете ей колыбельную, то куколка уснет, а когда проснется, то станет совсем здоровой, я в этом

уверена. Вот тогда-то и можно будет вам взять ее на прогулку. Согласны? Хотите поухаживать за больной куколкой? Возьмите куклу в группу и полечите ее, спойте ей колыбельные песенки.

Звучит 4.  «Баба-Яга».  На экране появляется изображения четырех картинок:

  1. Деревянные солдатики;
  2. «Сладкая греза»;
  3. «Болезнь куклы»;
  4. «Баба-Яга».

Музыкальный руководитель. Ребята, вы прослушали неизвестную вам пьесу П. Чайковского, скажите какая картинка к этой пьесе подходит? Дети отвечают.

(Баба-Яга). Как вы догадались, какая музыка по характеру? Дети отвечают. Музыка тревожная, сказочно-страшная, слышен полет Бабы-Яги в ступе, музыка стремительная.

Молодцы, ребята, правильно определили. Предлагаю вам под эту пьесу  придумать танец

и потанцевать.

                                   Импровизация танца «Баба-Яга»

Музыкальный руководитель хвалит детей за интересный танец и прощается с ними.  

 

                 

                                                 

                                                             Литература:

  1. Праздник каждый день. Старшая группа. «Ладушки». И. Каплунова,  

И. Новоскольцева. Санкт-Петербург. 2009.

      2.  «Мир музыкальных образов». С.В. Конкевич. Санкт-Петербург. 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Музыка и настроение" для детей старшего возраста

Конспект музыкального занятия «Музыка и настроение» для детей старшего возраста      Цель занятия. Учить чувствовать настроение через восприятие музыки, пение...

Конспект музыкального занятия «Музыка осени» старший дошкольный возраст

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности:слушании музыки,пении,музыкально-ритмических движениях,игре на музыкальных инструментах.Задачи:Образ...

Конспект музыкального занятия "Музыка и я - друзья!" для старших групп.

quot;Музыка и я - друзья!" - конспект занятия для старшей группы....

Конспект музыкального занятия "Музыка весны"

Конспект музыкального занятия "Музыка весны"...

Конспект музыкального занятия "Музыка весны"

Конспект Музыкального занятия "Музыка весны"...

Конспект музыкального занятия "Музыка осени"

Конспект музыкального занятия в старшей группе«Музыка осени»Ход занятия:Дети под спокойную музыку заходят в музыкальный зал.Музыкальная попевка «Здравствуйте ребята».Муз. р.:...

Конспект музыкального занятия. Музыка весны

Конспект музыкального занятия для детей 5-6  лет "Музыка весны"...


 

Комментарии

Сергеева Тамара Вячеславовна

Прекрасное построение занятия, а главное - очень доступно и интересно для детей. Обязательно воспользуюсь вашей идеей!!!