Музейная педагогика в ДОУ
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Мини-музей ёлочной игрушки погружает детей в мир сказки, музыки, расширяет их кругозор, знакомит с историей и традициями свой страны.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конец декабря - любимое время года для людей всех возрастов. В это время года ощущение праздника просто витает в воздухе. На улицах городов, в магазинах, офисах и домах царит некоторое ожидание чуда, ожидание сказки.
Люди готовятся к Новому году.
С антресолей, чуланов и кладовых достаются потертые картонные коробки с елочными украшениями. С трепетом и нежностью из их недр извлекаются игрушки и развешиваются на елке, доставляя своим появлением, массу удовольствия и взрослым и детям.
Что может быть приятнее, чем найти игрушку, которую помнишь с детства, историю которой рассказываешь своим детям и внукам. Такие игрушки бережно хранятся и передаются из поколения в поколение, как реликвия.
Многое помнят эти игрушки.… О многом могли бы они рассказать!
Каждая игрушка – целая история!
Несколько лет назад мы с моей коллегой Ириной Степановной Щербаковой (теперь она работает в Наукограде Кольцово под Новосибирском) организовали в нашем саду Музей старинной елочной игрушки. Теперь я являюсь хранительницей этого музея и продолжаю начатое дело.
Написали объявление для родителей с просьбой принести старинную елочную игрушку с краткой историей о ней. Многие родители откликнулись. Вскоре в нашем музее начали появляться первые экспонаты.
В моей семье хранилась небольшая искусственная елочка, ее мы купили на 6-летие сына, а ему уже сейчас 31 год! Чем не старина? Елочка из первых искусственных. Штампованные ветки из пластмассы и собою неказиста. Куда ей до нынешних, современных! Но с ней связаны многие воспоминания: как сын пошел в общеобразовательную школу, потом в музыкальную школу, постепенно перерастая елочку в вышину…
Я бы тоже могла порассказать детям эту нашу семейную историю. Да еще историю появления самодельной игрушки – бабы Яги, которую сделала когда-то из хлебного мякиша бабушка (мама моего мужа) и которую мы храним уже много лет.
А еще у нас сохранилась алая звезда, правда великовата для небольшой елочки. А еще разноцветные фонарики в форме цилиндров, давно уже вышедшие из моды.
Вот на эту елочку и стали мы вывешивать игрушки. К каждой небольшая история из разных семейных архивов. Получился передвижной Музей елочной игрушки. Дня три живет в одной группе, затем в другой. Так с начала декабря по конец января. Сезонный музей.
Воспитатели у этой елочки проводят познавательные занятия по истории страны, читают новогодние рассказы и стихи, занимаются художественным творчеством. Дают детям домашние задания узнать, когда появилась игрушка с пятиконечной звездой, с каким событием связано появление игрушки – космонавта и др. Дети спрашивают у родителей, вместе роются в энциклопедиях, ищут на страницах интернета.
После новогодних каникул музей переезжает в музыкальный зал. И там мы проводим музыкальные вечера у этой елочки. Дети слушают музыку и стихи, подобранные к игрушкам. Рассматривают картины и открытки на тему новогодних праздников в России. Сами рассказывают разные истории, связанные с игрушками, услышанные от своих родителей.
Елочку устанавливаем на крутящейся подставке, чтобы во время беседы ее можно было легко поворачивать, показывая ту или иную игрушку. В конце беседы дети подходят к елочке и поют традиционную «В лесу родилась елочка» (сл. Р. Кудашевой, музыка Л. Бекман), которую когда-то пели их бабушки и дедушки и даже прабабушки и прадедушки. Мы гасим свет и зажигаем старинные фонарики. Дети, с которыми мы даже не учили песню, удивительным образом знают ее наизусть.
Предварительный просмотр:
План
Беседы о елочных игрушках
для детей младшего дошкольного возраста.
- Разговор о старинных елочных игрушках:
Елочные игрушки – фрукты, девочка
- «Курочка» Диск к программе «Праздник каждый день» Новоскольцевой трек №46
- «Зайчик» - чтение стихотворения «Дело было в январе».
- «Кораблик» - игровой танец «Кораблик», курсы Н. Лобановой.
- «Жучка», кассета «Солнышко».
- «Грибок», кассета «Солнышко».
- Дед Мороз, диск «Зимушка- зима», трек №9
- Рождественская песенка, диск «Зимушка- зима», трек №2
Предварительный просмотр:
ПЛАН
беседы о музыке
(в рамках музейной педагогики)
«Елочные игрушки»
Цель: Обогатить опыт детей музыкальными впечатлениями, сформировать понятие о связи времен, ценности сохранения памяти о людях, их делах, творениях.
Материалы: старинные елочные игрушки (птичка, кораблик, зайчик, Баба - Яга, фонарик, фрукты и девочка из ваты), елка, дед Мороз.
Музыкальный ряд: Римский – Корсаков «Океан – море синее»
Чайковский «Баба – Яга»
Шуман «Дед Мороз»
Бекман «В лесу родилась елочка»
Вересокина «Фонарики»
Литературный ряд: Жуковский «Птичка»
«Дело было в январе»
Некрасов «Мороз - воевода»
На вращающейся круглой подставке стоит елка.
Порядок представления игрушек:
- Ватные игрушки: фрукты, девочка
- Птичка
- Кораблик
- Зайчик
- Баба – Яга
- Фонарики
- Дед Мороз
- В лесу родилась елочка
В. Жуковский.
Птичка
Птичка летает, птичка играет, птичка поет.
Птичка летала, птичка играла,
Птички уж нет.
Где же ты птичка, где ты певичка?
В дальнем краю
Гнездышко вьешь ты.
Там и поешь ты
Песню свою.
Дело было в январе.
Дело было в январе
Стояла елка на горе
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз, ночной порой,
Когда в лесу так тихо
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в новый год
Попасться в лапы волку?
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли как игрушки.
И сбили с толку волка.
Дело было в январе.
Подумал волк, что на горе
Украшенная елка.
А. Плещеев
(по другим источникам
Августа Андреевна Пчельникова
1859г.)
Птичка.
- Ах, попалась, птичка, стой
НЕ уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
- Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети.
Отпустите погулять,
Развяжите сети,
- Нет, не пустим, птичка, нет.
Оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
- Я конфеты не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
- Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас- то в золотой
Будешь жить ты клетке.
- Нет, не бойтесь,
В теплый край улечу зимою,
А в неволе светлый рай
Будет мне тюрьмою.
- Правда, правда, птичка, ты
Не снесешь неволи.
Так и быть, лети, лети
И живи на воле.
Н. Некрасов.
Мороз – воевода
Не ветер бушует над бором.
Не с гор побежали ручьи.
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли.
И нет ли где трещины, щели.
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
А. Пушкин.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...