НОД по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Данашевская Ольга Владимировна

Непосредственно-образовательная деятельность по музыке на тему: "В мире музыкальных инструментов" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_muzykalnyh_instrumentov.doc425 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кваркенский детский сад № 1 «Колосок»

                                                                                                                   

                    Непосредственно-образовательная

                     деятельность по музыке

                    на тему:

«В мире музыкальных

инструментов»

в подготовительной к школе группе

13.12.2012 г.

                 

                       Музыкальный руководитель:

Данашевская Ольга Владимировна

2012 г.

Цель:

  1. формировать основы музыкальной культуры дошкольников;
  2. развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.

Задачи:

  1. учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты;
  2. закрепить и обобщить знания о симфоническом оркестре;
  3. учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре;
  4. развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей;
  5. развитие внимания, мышления, речи;
  6. воспитание интереса, любви к искусству;
  7. способствовать воспитанию духовной культуры детей.

Программное содержание:

  1. воспитывать в детях чувство красоты, поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои впечатления;
  2. учить передавать в движениях характер музыки: плавным, изящным движением рук;
  3. учить различать группы музыкальных инструментов;
  4. слышать и узнавать звучание разных инструментов;
  5. выступать в оркестре, вступать и заканчивать игру вместе, играть свои партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение;
  6. учить выразительно, читать стихи, развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи, развивать речевые способности детей.

Оборудование:

  1. детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчик;
  2. кухонные принадлежности (крышки от кастрюль, бокалы, стакан с ложечкой, целлофановый пакет, терка, картонная коробка, бутылки из-под кетчупа);
  3. карточки с изображением инструментов;
  4. медали;
  5. музыкальный центр;
  6. фортепиано.

  Аудиозаписи:

  1. А.Вивальди  «Зима» (фрагмент);
  2. фрагменты-примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
  3. фрагмент пьесы П.И.Чайковского «Баба Яга» (М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки»).

                                                     

Дети входят в зал, называя свое имя и простукивая ритмический рисунок своего имени в ладоши.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми таким же образом.

Музыкальный руководитель (М.Р.):  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну – страну музыкальных инструментов. И в этом нам поможет волшебный колокольчик. Он превратит нас в фантастических птиц, и мы полетим в страну прекрасных звуков. Вы готовы к путешествию?  (ответ детей)    

 

  Звенит колокольчик.  Под музыку дети выполняют упражнения для рук, изображая птиц

В конце упражнения дети «приземляются», садятся на коврик.

М.Р.  Давайте сейчас посидим в тишине,

          Так тихо, как будто бы это во сне.

          Услышим тогда, как звучит тишина,

          Хоть кажется нам, что она не слышна.

          Прислушайтесь… (Дети слушают тишину) 

          Что вы услышали?

Дети: (отвечают по очереди) 

1-ый ребёнок:  Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.      

                           Музыка всюду живет - в шелесте трав, в шуме дубрав.

                           Только прислушаться надо.

                           Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!

2-ой ребёнок:  Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада

                           Чуткая музыка всюду живет - только прислушаться надо.

М.Р. Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг  стал беззвучным?

Дети: (отвечают по очереди) 

3-ий ребёнок:  Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной…  

                           Как прекрасно слышать Звук: шум дождя и сердца стук!        

4-ый ребёнок:  Рев слонов и мух жужжанье, топот, свист, мычанье, ржанье –              

                           Звуки эти на заре мы запишем в Звукаре.

М.Р.   Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный.  

Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры

персонажей.  Помните, пьесу П.И.Чайковского «Баба яга»? (дети отвечают по очереди) Какая в ней музыка? (дети отвечают по очереди) (зловещая, завораживающая, угрожающая...) Очень похоже на сказочную Бабу Ягу? (дети отвечают по очереди)

А как ярко музыкальные инструменты могут изобразить явления природы!  С помощью литавр музыкант изображает раскаты грома; звуки флейты очень точно передают пение птиц; переливы арфы напоминают волнение воды.

       

Звенит колокольчик. 

Слышите, это волшебный колокольчик приглашает вас послушать произведение Антонио Вивальди  «Зима»  в исполнении оркестра.

 Вы послушайте и определите настроение, характер  этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке?

                                                                                                               

                      Слушание произведения, рассматривая зимние пейзажи (слайды), небольшая беседа.

"Зима" (L'Inverno)

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

 

Концепции, которые выражают авторы, обращаясь к аллегории (это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое) времен года, могут быть разными, а порой и прямо противоположными. Зима, судя по всему, как раз то время года и тот период - если говорить аллегорически - человеческой жизни, который допускает наиболее разнящиеся трактовки. У Вивальди, притом, что природный годичный круг явлений завершен, конец зимы является одновременно и предвестником новой весны. Вивальди и музыкой и стихом утверждает: "дарит нам зима и свои наслажденья". Коли так, то драматический элемент, который, как ни крути, в зиме присутствует, отодвинут у Вивальди от самого конца концерта, и весь цикл завершается вполне оптимистично.
 
Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.
 
Вторая часть. А вот и зимние радости. Полное единение солиста и аккомпанирующего ему оркестра. Льется чудесная ария в стиле bel canto. Эта часть необычайно популярна как самостоятельное совершенно законченное произведение, и так она часто и исполняется.
 
Третья часть. Вновь жанровая сценка: катание на коньках. А кто же в Италии умеет или умел во времена Вивальди, когда никакого искусственного льда не было, кататься на коньках? Конечно, никто. Вот Вивальди и изображает - в забавных "кувыркающихся" пассажах скрипки - как можно "легко поскользнуться и упасть" или как "ломается лед" (если дословно переводить содержание сонета). Но вот задул теплый южный ветер (сирокко) - предвестник весны. И между ним и бореем разворачивается противоборство - бурная драматичная сцена. Это и есть завершение - почти симфоническое - "Зимы" и всего цикла "Времен года".

М.Р.    Занимаясь музыкой, мы знакомились с различными видами оркестров.

           В исполнении какого оркестра прозвучала «Зима» Вивальди? (дети отвечают по  

            очереди)

                                                                                                   

Симфонический оркестр самый большой из всех разновидностей оркестров. Подойдите ближе к экрану, посмотрите, как расположены музыканты в оркестре (см.фото).             

Дети встают с коврика и подходят к экрану.

  1. Какие группы музыкальных инструментов вы услышали в составе симфонического оркестра?
  2. Как вы думаете, почему ударные инструменты называют «ударными»?
  3. Назовите, какие ударные инструменты вы знаете? (барабан, литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон и др.)
  4. А как вы думаете, почему духовые инструменты называют духовыми? Назовите какие инструменты вы знаете из этой группы. (флейта, гобой, кларнет, саксафон, фагот, труба, трамбон, валторна)
  5. Назовите струнные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра. (скрипка, альт, виолончель, конрабас)
  6.  А кто догадался с помощью чего извлекают звук из струнных инструментов? (с помощью смычка)
  7. Кто сделает вывод: какие музыкальные инструменты мы услышали в составе симфонического оркестра, прослушивая произведение Антонио Вивальди «Зима»?       

Ответы детей.

   Звенит колокольчик.  

Наш колокольчик предлагает вам  поиграть в музыкальную угадайку. Вот на этих столах находятся карточки с изображением инструментов. Садитесь, приготовьте для себя комплект и слушайте внимательно. Голос какого инструмента прозвучит -  карточку с изображением  именно этого инструмента вы поднимете вверх.

Игра «Угадай звук»

Дети прослушивают голоса музыкальных инструментов.

Вам понравилось звучание этих инструментов?  (Ответы детей) 

Чтобы так играть  на этих музыкальных инструментах, надо много лет  учиться. Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах. Назовите эти инструменты.  (Ответы детей.)         

                                           

    Звенит колокольчик.

Колокольчик приглашает вас поиграть на музыкальных инструментах.

Дети исполняют: р.н.п. «Во саду ли в огороде»

М.Р. Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

         Кто невежливый такой: повернулся к нам спиной.

         Стал размахивать руками прямо в зале, перед нами.

         Не приучен он к порядку, или делает зарядку?

         С кем звучит оркестр иль хор? Знаем, это……  (Ответы детей.)              

Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который управляет музыкантами. Вот мы сейчас с вами и поиграем в игру «Дирижер и оркестр».

                               

Игра «Дирижер и оркестр»

(Дирижер с палочкой стоит в центре круга и под музыку дирижирует, дети играют на инструментах.

Под веселую музыку дети кладут инструменты на пол и все бегут по кругу. Дирижер вместе с ними.

С окончанием музыки все дети берут инструменты. Кому не досталось – становится дирижером.

По окончании игры  музыку «Баба Яга» П.Чайковского в зале появляется Баба Яга.)

Бабка Ежка:  Эй, здорово, ребятня! Не узнали вы меня?

                         Я – бабулечка лесная, ух, какая заводная!

                         Что, заниматься собрались? Причесались, заплелись?

                         Ножками затопали, ручками захлопали.

                         Расшумелись, раззвенелись,

                         Расплясались и распелись.

               (Грозно) Заниматься вам не дам!

                         Я музыку не выношу!

                         Колокольчик и все ваши инструменты отниму!

                                     

Забирает колокольчик, короб с инструментами и убегает.

М.Р. Что же нам делать? Баба Яга унесла наши инструменты. На чем же мы будем играть? Я кажется, придумала. Помните, в начале нашей встречи я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. Сейчас я вам расскажу об этом сказку. Сказка называется: «Чей голос лучше».

   

На столике, накрытом легкой тканью лежат предметы кухонного обихода: бокалы, ложки, терка и т.д. Муз. руководитель подходит к столику, снимает покрывало.

Сказка «Чей голос лучше».

-  Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше?
«У нас  просто волшебный голос» - сказали  большие хрустальные бокалы.

- И они зазвенели… (Звон бокалов)

 - У нас тоже очень приятный голос – сказали стакан и маленькая ложечка. Они всегда стояли на столе вместе и поэтому очень подружились.
- Мы вместе можем сыграть даже песенку – сказали стакан и ложечка и зазвенели.
(Бренчание маленькой ложечки в стакане) 

- Я тоже умею играть – сказала терка и весело заиграла. (Звук извлекается с помощью лопаточки, ложки и т.д.)

- Лучше послушайте меня! – сказал пакет из целлофана. У меня тихий, но интересный голос. Слышите мой шелест? - И он зашелестел. (Шуршание пакета)

- Разве это музыка? – Закричали баночки из-под кетчупа. Тебя же почти не слышно!

Вот как надо играть! – И они громко-громко зашумели… (Бутылочки с крупой)                                                                       

 - А мы тоже можем громко играть! И наш голос самый красивый!  - сказали ложки и громко застучали. (Стук  ложек)

 - Голос громкий, но не очень приятный, – сказали большие крышки от кастрюли. Послушайте нас! - И они зазвонили, как колокол. (Удары крышек)

      А в это время оказывается за дверью стояла девочка Катенька и всё слышала. Она закричала: «Мама, бабушка, я нашла музыкальные инструменты! Скорее идите на кухню!» Она включила магнитофон и все стали играть под музыку. И это получился самый интересный оркестр! Где звучали самые лучшие голоса! Не верите, ребята? Хотите послушать? А давайте мы попросим наших гостей сыграть на этих интересных инструментах. Посмотрите, что получится.

Кухонный оркестр. (В исполнении воспитателей) 

Бабка Ежка: Что слышу я?  Опять играют!

                         И снова музыка звучит…

                         Ну, что ж, ваша взяла – видать, плохи мои дела.

                         Колокольчиком владей скорей… (Отдает колокольчик муз. рук.)

                                Пусть музыка придет скорей! (Звенит колокольчик)

М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах. Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшнем путешествии. А ты, бабуленька, приходи

к нам чаще на музыкальные встречи и тоже научишься играть на музыкальных инструментах. Ну, что ж ребята, нам пора возвращаться в группу.  Давайте мы

 снова превратимся в птиц и полетим домой

                 Звенит колокольчик. Дети под музыку выполняют упражнение «Птицы»

М.Р.  Ну вот мы с вами и дома. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы теперь немало знаете о симфоническом оркестре и инструментах. И я верю – вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами. А  на следующий

год, некоторые из вас пойдут в музыкальную школу, чтобы научиться играть уже на настоящих музыкальных инструментах. И  я вам желаю больших успехов в этом.

                                          До свидания! До новых встреч!

В работе использованы интернет-ресурсы - ссылки:

http://www.openclass.ru/node/117946

Изоображения инструментиов для карточек:   http://www.goodclipart.ru/index.php?clipart_id=99053

Литература:

Журнал «Музыкальный руководитель» №8-2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание: формирование целостной картины мира» на тему «Лес – наше богатство» в подготовительной к школе группе

Цель образовательной деятельности: уточнять представления детей о значении леса в жизни людей.Задачи:Образовательные: дать элементарные знания о том, что растения – живые существа, которые дают нам ки...

Конспект Организованной Образовательной Деятельности область "Музыка" по теме "В мире музыкальных инструментов"

Конспект музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы "В мире музыкальных инструментов"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Методическая разработка занятия по развитию окружающего мира для детей подготовительной к школе группы на тему "Откуда хлеб пришел?"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей в подготовительной к школе группе о том, откуда берется и как получается хлеб...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...