«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики".
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое , эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_matveevoy.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
«Развитие личности ребенка средствами ритмопластики»
Автор:
Матвеева Юлия Григорьевна
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 58
Колпинского района
Санкт-Петербурга
2012 г.
Аннотация
Статья включает в себя материал об использовании ритмопластики в развитии ребенка дошкольного возраста, ее влияние на физическое, эстетическое, интеллектуальное и социальное развитие ребенка.
«Я понимаю танец, как средство общения между телом и душой,
средство для выражения того, что недоступно словам».
Рут Сен-Дени
Современное общество поднялось на ту ступень развития, на которой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оценивается всестороннее развитие личности. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция. Именно этот возрастной период сензитивен для формирования личности ребенка. В связи с этим актуален вопрос использования наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов.
Одним из таких методов является развитие дошкольника через движение, осуществляемое с помощью ритмопластики. По определению Зинкевич-Евстигнеевой «ритмолпластика» подразумевает нахождение внутреннего ритма, сообразного природе человека. Ритмопластический танец является по определению А.И. Бурениной, создательницы современной программы ритмопластики для дошкольников, результатом взаимодействия ритмического и пластического танца, т.е. ритмопластика – это свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных позиций танцующего (6;8). Кроме этого, ритмопластика включает в себя музыкально-ритмический психотренинг, развивающий волю, память подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, способность к импровизации через осознание и свободное владение телом (19;8).
Техника ритмодвигательной терапии позволяет:
1. Понять личность через тело;
2. Улучшить все функции личности, мобилизуя энергию в мышечных напряжениях;
3. Повысит качество и объем переживания удовольствия через влияние на ритмическую активность и отдельные движения.
Ритмическое движение дарит человеку здоровье – полноту и естественность жизни, самореализацию, а так же тренирует равновесие и дыхание, улучшает подвижность и осанку – учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Целью использования ритмопластики в музыкальном воспитании является гармонизация физического, эстетического, интеллектуального и социального развития ребенка дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимы следующие условия:
- Выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях:
выполнение основных движений, таких как ходьба, бег, прыжки, выполняемые в разном ритме, с разной интенсивностью и формой исполнения (ходьба в разных направлениях, на носках, на пятках, бег с подниманием колена, поскоки, пружинки и т.д.)
Выполнение упражнений для формирования осанки, гибкости, пластичности. Сочетание упражнений для напряжения и расслабления мышц.
- Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку:
Подбор музыкального материала
Использование раздаточного материала и элементов костюма для создания необходимого образа в движении (осенние листья, цветы, образные куклы для стимулирования интереса и внимания детей младшего возраста, элементы декораций, такие как «Озеро», «Поляна» и др.).
- Выбор оптимальной системы занятий:
Направленность музыкально-ритмических композиций носит образно-игровой («Солдатики», «неваляшки»), сюжетный («Антошка»), танцевальный («Подснежники»), общеразвивающий характер.
Содержание упражнений зависит от уровня сформированности музыкальных, пластических и иных навыков ребенка. занятия с детьми младшего возраста основаны на подражании, эмоциональных переживаниях, выполнении упражнений на ориентировку в пространстве, выполнение основных движений. Занятия с детьми старшего возраста включают более сложные и разнообразные движения, задания на импровизацию.
В результате использования яркой, художественной музыки развивается вкус и музыкальные способности ребенка. Быстрая смена разнообразных упражнений тренирует внимание и координацию движений. Воплощаемый музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и воображение ребенка. Использование перестроений способствует развитию умения ориентироваться в пространстве. Включение заданий на импровизацию стимулирует развитие творческих способностей дошкольника.
Формируется чувство психологического комфорта, обеспечиваемое подбором материала, доступного для исполнения, соответствующего возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, использованием сюрпризных моментов. Совместная двигательная деятельность и контакты при исполнении музыкальных композиций способствуют формированию социальных отношений, самооценки, самоутверждения.
Глубокое осмысление и анализ практики работы с детьми позволяет найти наиболее оптимальные и эффективные методы и приемы. направляя личность ребенка по пути к совершенству.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М: просвещение, 1969.
2. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - СПб, 1999-с.320
3. Буренина А.И. От игры до спектакля. – СПб, 1995.
4. Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).- СПб: ЛОИРО, с. 200-220
5. Буренина Ритмическая пластика для дошкольников. – СПб: Педагогика, 1974.
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М: Просвещение, 1967 с. 200
7. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. – М: Просвещение, 1960-с.188
8. Лисицкая Т. Пластика, ритм.- М: Физкультура и спорт, 1985- с. 236
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
Развитие личности ребенка средствами проектной деятельности
В данной статье освещен опыт работы педагогов по внедрению в практику технологии детской проектной деятельности, отвечающей современным федеральным государственным требованиям, активно формирующей у д...
Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного дошкольного образования по развитию личности ребенка средствами хореографии и музыкально-ритмических движений для детей дошкольного возраста 4-7 лет «Каблучок»
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы...
Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...
"РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РИТМОПЛАСТИКИ"
Главная задача педагога – это формирование гармонически развитой личности старшего дошкольника. Для того чтобы осуществить эту задачу необходимо всесторонне ра...