Средовой подход в музыкально-образовательной деятельности детей в ДОУ и семье
методическая разработка по теме
Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей с опытом работы по созданию условий в ДОУ и совместной работы педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 18.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №12
г. Богородска Нижегородской области
Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей
«Средовой подход в музыкально-образовательной деятельности детей в ДОУ и семье»
Подготовила
музыкальный руководитель
Пугачева Марина Валериевна
г.Богородск
2012г.
В процессе педагогической работы ДОУ была поставлена цель - дать детям разностороннее музыкальное образование, соответствующее их возрастным особенностям. Чтобы дети выросли всесторонне развитыми, музыкально образованными, могли разобраться в огромном мире музыкальной информации, педагоги поставили перед собой такие задачи:
1. Развивать у детей целостное восприятие.
2. Развивать дифференцированные музыкально-сенсорные способности.
3. Развивать песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество.
4. Обучать детей способам исполнения: певческой, музыкально-ритмической деятельности, игры на музыкальных инструментах.
Конкретизация данных задач по возрастам четко представлена в программе музыкального образования детей «Камертон» Э.П. Костиной. По этой программе и работает коллектив нашего ДОУ, так как она отвечает современным требованиям государственного стандарта и имеет развивающий характер. Для того, чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, мы решили привлечь к этой работе не только педагогов, но и родителей, так как именно они формируют эмоциональную основу личности ребенка, его эстетические чувства, вкусы, привычки и стереотипы поведения.
Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Решая проблему музыкального образования детей, при совместной деятельности педагогов и родителей, нами были поставлены задачи:
1. Создать коллектив единомышленников, заинтересованный в повышении качества музыкального образования детей.
2. Побуждать родителей к созданию музыкально-развивающей среды в детском саду и дома.
3. Привлечь родителей к подготовке и проведению различных форм организации музыкальной деятельности в дошкольном учреждении.
Чтобы родители могли стать помощниками в музыкальном образовании детей, возникла необходимость в повышении их культурного уровня. Для этого используем такие формы просвещения, как:
- Родительские собрания
- Беседы и консультации
- Анкетирования
- Открытые музыкальные занятия
- Организация музыкальных гостиных
Работая в тесном контакте с родителями, мы дифференцированно подходим к каждому из них, деля их на несколько категорий:
- семьи, где родители имеют музыкальное образование
- родители – активисты, не имеющие музыкального образования
- родители, требующие внимание со стороны педагогов
Вопросу создания музыкально-развивающей среды программа «Камертон» уделяет большое внимание. На тематических консультациях для родителей, мы показываем и объясняем какие музыкальные инструменты и музыкальные игрушки желательно приобрести в группу, что и как они развивают. Убеждая их в необходимости такой работы, всегда цитируем фразу великого педагога и музыканта Нейгауза: «Мы не можем создать таланты, но мы можем создавать среду для их развития». Чтобы помочь родителям проследить музыкальный рост каждого ребенка, мы приглашаем их на открытое музыкальное занятие, где показываем различные методы и приемы обучения детей. Беседуя с родителями, подчеркиваем, что занятия являются основным источником для организации самостоятельной деятельности ребенка.
На одном из таких занятий показали методы и приемы обучению детей пению с ручными знаками, объяснили необходимость этой работы для развития у детей звуковысотного слуха. Родители сами с интересом включились в эту деятельность, в результате ими были изготовлены кубики, карточки, лесенки с изображением ручных знаков которые теперь используем на занятиях с детьми.
На другом открытом занятии показывали методику обучения детей музыкально-дидактическим играм. Родители учились сначала играть сами, потом играли вместе с детьми, а в итоге – помогли изготовить игры для своей группы.
Повышение уровня музыкального образования взрослых и детей, формирование у них музыкально-эстетического вкуса – эти задачи ставятся при организации и проведении такой формы совместной работы как музыкальные гостиные. При их проведении мы объединяем разные виды искусства: музыку, живопись, театр, поэзию. Собравшись вместе, родители и дети слушают любимые произведения классической музыки, полюбившиеся современные мелодии, читают стихи, поют, играют на музыкальных инструментах. Эти вечера получаются по- настоящему семейными. Здесь каждый чувствует себя и артистом, и гостеприимным хозяином. Результатом проведения такой формы совместной музыкальной деятельности является собранная родителями фонотека для слушания, для ритмической деятельности. Эти записи используются для различных занятий и режимных моментов.
Силами родителей и педагогов в группах созданы альбомы, где собраны портреты композиторов и иллюстрации к их произведениям. Родители становятся инициаторами приобретения магнитофонов.
Наблюдая за успехами своих детей, они начинают верить в наш правильный подход к вопросу музыкального образования дошкольников и уже сознательно и активно включаются в процесс совместной с педагогами деятельности.
Привлекая родителей к созданию музыкально-развивающей среды в ДОУ, мы даем рекомендации к созданию таких же условий дома. В результате во многих семьях появляются фонотеки, музыкальные игры и инструменты. Это все помогает им в организации семейных праздников, концертов, приносит в семью тепло, делает ее более дружной, духовно единой.
Повышая уровень музыкального воспитания детей, педагоги нашего дошкольного учреждения постоянно стремятся совершенствовать содержание и методы работы с семьей. За несколько лет работы по программе музыкального образования детей Э.П. Костиной «Камертон» в ДОУ создался коллектив единомышленников - педагогов и родителей, который стал помощником в процессе музыкально-педагогической работы с детьми.
Список используемой литературы:
1.Костина Э.П. Теоретические и методические основы музыкального развития ребенка в образовательном пространстве ДОУ. Н.Новгород 1999.
2.Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста М. Просвещение 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерный подход к организации игровой деятельности детей младшего возраста.
Опыт работы по формированию первичных геендерных представлений у младших дошкольников....
Опыт работы "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"
На личном опыте хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста....
Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками (психолого-педагогический аспект)
Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокал...
Музыкально-образовательный проект для детей старшей, подготовительной групп « В стране музыкальных инструментов»
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Маленькие дети, когда видят тот или иной инстр...
Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"
Статья "Современные подходы к планированию образовательной деятельности детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).Роль педагога в осуществлении системно - де...
презентация «Системно - деятельностный подход как способ образовательной деятельности детей»
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе разли...