Программа кружка "Топ-хлоп, малыши"
рабочая программа по музыке (младшая группа) по теме

Смотрина Ирина Владимировна

Данная программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-4 лет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА -

ДЕТСКИЙ САД № 109 «КОЛОКОЛЬЧИК»

г. Волжского Волгоградской обл.

Топ – хлоп, малыши

Программа дополнительного образования детей 2 – 4 лет.

Срок реализации – 2 года.

Разработчик (автор/составитель):

СМОТРИНА Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Волжский

Пояснительная записка

Музыка — один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

Приобщение малышей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания,   совершенствует   творческую   активность.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого возраста) и педагогически оправданного репертуара.

Новизна данной программы заключается в использовании на занятии  игровых музыкально-двигательных упражнений для детей раннего возраста, которые имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. На занятии дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.

Актуальность программы обусловлена тем, что в свою очередь музыкально-ритмические занятия с детьми, благотворно влияниют на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Цель программы:

  1. Обогатить музыкальные впечатления детей, создать радостное настроение;
  2. Развить эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения;
  3. Воспитать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  1. Развить музыкальный слух:
  1. музыкальные сенсорные способности (различие динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
  2. чувство ритма - способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю);
  3. слуховое внимание - умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
  4. способность менять темп (контрастный - быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
  1. Развить двигательную сферу — формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков), развить пружинные, маховые движения, выразительные жесты, элементы плясовых движений ("фонарики", топающий шаг и др.); развить выразительность движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр.);
  2. Развить элементарные умения пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться "стайкой" за ведущим, по кругу, вперед и назад.
  3. Воспитать интерес к музыкально-ритмическим движениям.

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыки, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания.

Срок реализации программы 2 года. Программа составлена для детей раннего дошкольного возраста (2-4 года). Учитывая особенности детей, занятия проводятся в группах в количестве до 15 человек, два раза в неделю.

Поскольку программа рассчитана для детей раннего дошкольного возраста и имеет общекультурный уровень усвоения, а дети в этом возрасте непоседливы и любознательны, поэтому, чтобы сохранить интерес к занятиям применяются различные методы и формы обучения:

  1. беседа - позволяет психологически подготовить детей к физическим нагрузкам;
  2.  рассказ - с его помощью раскрывается художественно - эстетическое содержание изучаемого материала;
  3.  объяснение - позволяет добиться грамотного исполнения элементарных танцевальных движений;
  4. репродуктивный метод - наглядная демонстрация.

Ожидаемые результаты освоения программы.

  1. Ритмично ходить под музыку, бегать, не шаркая, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; собираться в круг в играх, хороводах, двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге; двигаться парами; поднимать флажки, платочки, погремушки, помахивать ими.    Подводить к выполнению прямого галопа.
  2. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге в одну сторону, исполнять пружинящее качание на двух ногах;  помахивать одной, двумя руками, легко прыгать на двух ногах, притопывая одной ногой. Подводить к выполнению осторожного, мягкого шага.
  3. Выполнять образные движения:  «зайчики  прыгают»,   «птички  летают»,   «машина   едет»,   инсценировать в играх простые песни.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

(первый год обучения)


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего,

(мин.)

Теоретич.

занятия,

(мин.)

Практич.

занятия,

(мин.)

1

Осень.

120

40

80

1.1

Зайка в гости к нам пришел

15

5

10

1.2

Мишка в осеннем  лесу

15

5

10

1.3

Встреча с белочкой в лесу

15

5

10

1.4

Сидит белка на тележке

15

5

10

1.5

Кто грибок найдет?

15

5

10

1.6

Гости

15

5

10

1.7

В огороде заинька

15

5

10

1.8

Зайкина капуста

15

5

10

2.

Зима.

150

50

100

2.1

Утки – беленькие грудки

15

5

10

2.2

Зайчик в гостях у ребят

15

5

10

2.3

Зайкин дом

15

5

10

2.4

В гостях у зайцев

15

5

10

2.5

Белкина помощница

15

5

10

2.6

Чудо елка

15

5

10

2.7

Подарки Дедушки Мороза

15

5

10

2.8

Птичья ёлка

15

5

10

2.9

Мороз и птички

15

5

10

2.10

Танюшка

15

5

10

3.

Весна.

165

55

110

3.1

Вкусная каша

15

5

10

3.2

Аленушка и лошадка

15

5

10

3.3

Лошадка

15

5

10

3.4

Капризная внучка

15

5

10

3.5

Хозяюшка

15

5

10

3.6

Котенок и щенок

15

5

10

3.7

Про собачку

15

5

10

3.8

Таня пропала

15

5

10

3.9

Верные друзья

15

5

10

3.10

Про петушка

15

5

10

3.11

Уточка и курочка

15

5

10

ИТОГО:

435

145

290

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Период прохождения

Виды деятельности

Задачи

Октябрь, ноябрь.

Ходьба.

Освоение детьми ходьбы и бега, как основные, контрастные виды движений.

Музыкально – ритмические движения.

Обучение детей ритмичному исполнению простейших танцевальных движений:

  1. Притопы правой ногой;
  2. Притопы поочередно каждой ногой;
  3. «фонарики».

Упражнения для развития творчества.

Учить детей передавать простейшие игровые действия (язык жестов) по показу педагога.

Примерный репертуар.

«Вот как мы умеем»,  «Ноги и ножки», «Прятки», «Птичка и собачка», «Тук-тук», «Ля-ля-ля», «Баю-баю», «Кап-кап –кап», Пляски: «Ай-да», «Чок да чок», «Маленькая полечка».

Декабрь, январь, февраль.

Ходьба.

Совершенствовать ходьбу и бег.

Музыкально – ритмические движения.

  1. Развивать ритм мелодии в пляске с погремушками (развитие чувства ритма, ловкости движений);
  2. Формировать умения исполнять простейшие плясовые движения.

Упражнения для развития творчества.

Развивать выразительные образно-игровые движения.

Примерный репертуар.

«Марш» Е. Тиличеевой, «Разминка»  Е. Макшанцевой, «Кулачки», «Ходим-бегаем», «Повторяй за мной», «Веселая пляска», «Пляска с погремушками», «Зайчики и лисичка», «Санки», «Спокойная пляска», «Едем на поезде».

Март, апрель, май.

Ходьба.

  1. Учить детей ходьбе вперед и пятясь назад;
  2. Легкий бег;
  3. Прямой галоп.

Музыкально – ритмические движения.

Познакомить детей с музыкально-ритмическими упражнениями:

  1. Полуприседание;
  2. Пляски в парах;
  3. Пляски и упражнения в исходных положениях и построениях:
  1. Парами;
  2. По кругу;
  3. Врассыпную;
  4. Сидя и лежа на ковре.

Упражнения для развития творчества.

Учить детей разнообразным образно-игровым упражнениям с предметами, образно-игровым выразительным движениям.

Примерный репертуар.

«Марш» В. Дешевого, «Лошадка», «Научились мы ходить», «Резвые ножки», «Велосипед», «Тихо-тихо мы сидим», «Пляска с куклами», «Пляска с платочками», «Приседай», «Воробушки и кошка».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»

(первый год обучения)

Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям.

В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал. Появляется возможность больше внимания уделить качеству движения и при этом добиваясь более четких, ритмичных и уверенных движений.

К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).

        В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения.

Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

(второй год обучения)


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего,

(мин.)

Теоретич.

занятия,

(мин.)

Практич.

занятия,

(мин.)

1

Осень.

120

40

80

1.1

Здравствуй, зайчик!

15

5

10

1.2

Осенняя игра

15

5

10

1.3

Утенок и его друзья

15

5

10

1.4

Про кота

15

5

10

1.5

Кот Василий

15

5

10

1.6

Кот и кошка

15

5

10

1.7

К нам пришла собачка

15

5

10

1.8

Поиграй, собачка, с нами.

15

5

10

2.

Зима.

150

50

100

2.1

Мишка в гостях у ребят

15

5

10

2.2

Мишка спешит на праздник

15

5

10

2.3

Чудо елка

15

5

10

2.4

Подарки Дедушки Мороза

15

5

10

2.5

Хитрая лисичка

15

5

10

2.6

Мы с лисичкой поиграем

15

5

10

2.7

Зайка и лисичка в гостях у ребят

15

5

10

2.8

Выпал беленький снежок

15

5

10

2.9

Мороз и птички

15

5

10

2.10

Учим мишку танцевать

15

5

10

3.

Весна.

165

55

110

3.1

Солнышко и дождик

15

5

10

3.2

Наша бабушка

15

5

10

3.3

Пирожки для бабушки

15

5

10

3.4

Есть у солнышка друзья

15

5

10

3.5

Помощники

15

5

10

3.6

Уточка и курочка

15

5

10

3.7

Цыплячий переполох

15

5

10

3.8

Радуга-горка

15

5

10

3.9

Майский день

15

5

10

3.10

Про зеленую лягушку

15

5

10

3.11

После дождя

15

5

10

ИТОГО:

435

145

290

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Период прохождения

Виды деятельности

Задачи

Октябрь, ноябрь.

Ходьба.

  1. Учить детей ритмично   ходить   под   музыку, бегать врассыпную,  не наталкиваясь друг   на   друга,   не   шаркая   ногами;
  2. Учить слышать 2-частную форму произведения, приучать двигаться в соответствии  с  маршевым,  спокойным  и плясовым  характером   музыки.

Музыкально – ритмические движения.

Учить хлопать в ладоши, притопывать ногами,   вращать    кистями    рук,   кружиться на шаге в одну сторону, исполнять пружинящее покачивание на двух ногах.

Упражнения для развития творчества.

Развивать выразительные образно-игровые движения.

Примерный репертуар.

«Ножками затопали»,  «Ноги и ножки», «Гуляем и пляшем», «Веселые ладошки», «Пляска с листочками», «Птички летают», «Где же наши ручки?», «Прятки», Пляска «Маленькая полечка».

Декабрь, январь, февраль.

Ходьба.

  1. Учить детей ритмичной ходьбе, ходьбе на носках, топающим шагом.
  2. Учить   двигаться   ритмично,   реагировать  сменой  движений  на  изменение силы звучания (громко — тихо).

Музыкально – ритмические движения.

Развивать навыки  выразительного   движения:  

  1. собираться  в    круг    в  играх,
    хороводах, двигаться по кругу  взявшись за руки, на шаге;
  2. легко бегать врассыпную;
  3. помахивать    одной    и
    двумя    руками;
  4. легко подпрыгивать на    двух    ногах;
  5. вращать    кистями;
  6. кружиться по одному на шаге;
  7. продолжать   работать   над  пружинящим движением;
  8. учить двигаться   парами.

Упражнения для развития творчества.

Развивать выразительные образно-игровые движения.

Примерный репертуар.

«Марш и бег» Е. Тиличеевой, «Марш» Ю. Соколовского, «Пружинка» р.н.м, «Зимняя пляска», упражнение «Топающий шаг», «Пляска с погремушками», Игра «Зайчики и лисичка», «Большие и маленькие ноги», «Веселая пляска», «Пляска с погремушками», игры: «Зайчики и лисичка», «Саночки».

Март, апрель, май.

Ходьба.

  1. Учить детей ритмичной ходьбе, ходьбе топающим шагом вперед и назад (спиной), ходьбе с высоким поднимание колена (высокий шаг).
  2. Продолжать работать над ритмичностью движений, самостоятельно менять движения со сменой характера музыки, переходя от одного вида движений к другому без помощи педагога.

Музыкально – ритмические движения.

Продолжать развивать навыки выразительного движения:

  1. кружиться на беге по одному и парами;
  2.  использовать разученные танцевальные движения в свободных плясках;

Упражнения для развития творчества.

Продолжать учить детей разнообразным образно-игровым упражнениям с предметами, образно-игровым выразительным движениям.

Примерный репертуар.

«Марш» Е. Тиличеевой, «Бег и подпрыгивание», «Побегали-потопали»,  упражнение «Бег с платочками», упражнение «Сапожки», упражнение «Кошечка», «Пляска с платочками», пляска «Поссорились-помирились», игра «Солнышко и дождик», игра  «Ловишки».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ТОП-ХЛОП, МАЛЫШИ»

(второй  год обучения)

1. Развитие музыкальности:

  1. воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;
  2. обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;
  3. развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное: веселое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);
  4. развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко-тихо), регистр (высоко – низко), ритм (сильную долю как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3 частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.

Основные:

  1. ходьба – бодрая, спокойная, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг);
  2. бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.);
  3. прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки».

Общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило на основе игрового образа;

Имитационные движения – разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

Плясовые движения – простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной ногой и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пора и друг за другом.

  1. Развитие творческих способностей:
  1. воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
  2. формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
  3. развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
  1. Развитие и тренировка психических процессов:
  1. Развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
  2. Развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется меду» и др.;
  3. Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;
  4. Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения от начала до конца, не отвлекаясь – по показу педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме)  в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...

Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"

  Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»

Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...

Программа "Будь здоров малыш"

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Будь здоров Малыш»...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....