музыкальное занятие - экскурсия "Музей под открытым небом"
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
На занятии дети знакомятся с достопримечательностями музея деревянного зодчества "Малые Карелы". Занятие проходит в игровой форме с наглядным изображением достопримечательностей, что делает содержание занятия более доступным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_ekskursiya_korneeva_n.v.docx | 28.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Занятие – экскурсия «Музей под открытым небом»
(с использованием информационно компьютерных технологий)
для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
(из цикла занятий «Мой любимый город»)
Корнеева Наталья Викторовна
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория
Архангельск 2010г.
Лексическая тема «Наш город»
Цель: Знакомство с деревянным зодчеством русского Севера на примере музея деревянного зодчества «Малые Карелы» г. Архангельска.
Методы | Приемы | Оборудование |
Наглядный | Наглядно - зрительный | Схемы, слайды презентации, музыкальная лесенка, металлофон |
Наглядно - слуховой | Фонограммы, фортепиано | |
Словесный | Рассказ, инструкции, объяснение, вопросы | Схемы, адаптированный рассказ |
Практический | Исполнение упражнений, песен, передача игровых образов | Маска, металлофон, ложки, шаркунки, трещотки |
Репродуктивный | Уточнение и воспроизведение воспринятого материала | Слайды презентации |
Игровой | Использование сюжета игры для организации детской деятельности, предмет для обыгрывания | Маска |
Применение ТСО | Музыкальный центр, диски, аудиокассета, мультимедийное оборудование |
Предварительная работа:
- Беседы воспитателей с рассматриванием иллюстраций и фотографий города и музея по темам: «Знакомство с Архангельской областью», «Музеи города Архангельска», «Музей под открытым небом - Малые Карелы», «Особенности быта и жизни жителей деревни».
- Объяснение значений незнакомых слов: мельница, жернова, церковь, изба, амбар, дымники, колокольня, зодчество, звонница, храм, двусходное крыльцо, накат, взвоз,
- Разъяснение пословицы: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы».
План музыкального занятия.
Виды музыкальной деятельности | Репертуар | Программное содержание |
Музыкально – ритмические упражнения | «Здравствуйте» «Прогулка» Е. Железновой | Создание благоприятной обстановки на занятии, согласовывать движения с пением. Коррекционные задачи: коррекция слуховой памяти на основе воспроизведения. Двигаться под музыку спокойным шагом, останавливаясь на паузу, менять направление движения в соответствии со схемой. Коррекционные задачи: коррекция зрительного и слухового восприятия. |
Слушание | «Северные звоны» И. Данилов «Лесенка» Е. Тиличеевой (музыкальный букварь) | Знакомство детей с северными звонами родного края. К.з: коррекция слухового восприятия на основе слушания музыки. Развивать у детей звуковысотный слух, умение различать направление мелодии. К.з: коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения. |
Пение | «Мельница» (упражнение на дыхание) «Качели» Е Тиличеевой «Автобус» Е. Железновой | Закреплять длительный выдох на основе упражнения «Мельница» К.з: коррекция дыхания Развивать вокально – слуховую координацию, пение с показом руки. Учить детей согласовывать пение с движением. К.з: Коррекция слуховой памяти на основе воспроизведения. |
Музыкально –ритмические движения | «Шла коза по лесу» р.н. игра | Прививать любовь к русским народным играм, развивать творческие способности детей. К.з: коррекция общей моторики средствами движений под музыку |
Игра на детских музыкальных инструментах | «Лесенка» Е. Тиличеевой «Как у наших у ворот» р.н.м. | Развивать мелкую моторику, закреплять умение играть на металлофоне простейшие мелодии, умение играть в оркестре, четко и ритмично исполняя заданный ритм. К.з: коррекция слуховой и зрительной памяти на основе воспроизведения. |
Ход занятия:
Дети заходят в зал, музыкальный руководитель приветствует детей и предлагает поздороваться всем вместе песенкой.
«Здравствуйте» М.Картушиной
М.р: Ребята, я предлагаю сегодня отправиться в одно из самых живописных мест нашего города - в необычный музей, где ковровую дорожку заменяет проселочная дорога или тропинка, вместо потолка – небо. Кто из вас догадался, о каком музее я говорю?
Дети: О музее «Малые Карелы».
(Слайд №2)
М.р: Все согласны отправиться на прогулку в музей?
Дети: Да!
М.р: А добраться туда нам поможет автобус №104. Итак, идем на остановку, а Елена Викторовна нам будет показывать путь, будьте внимательны.
Упражнение «Прогулка» Е.Железновой
(воспитатель показывает схемы движения)
М.р: Вот мы с вами и дошли до остановки, кто помнит номер автобуса на котором мы поедем?
Дети: №104.
(слайд №3)
М.р: Правильно, а вот и автобус, проходите и усаживайтесь на места.А чтобы ехать было веселей, запевайте песенку дружней.
«Автобус» Е.Железновой
(под пение песни дети выполняют соответствующие движения)
(Слайд №4)
М.р: Вот и остановка – деревня «Малые Карелы», одно из живописных мест г.Архангельска, где расположен самый большой в России музей деревянного зодчества. Архангельский Север – край лесной, и поэтому строительным материалом здесь всегда было дерево. На нашем Севере сохранилось много старинных деревянных строений, которые привезли сюда с берегов Пинеги, Мезени, Онеги, Двины, сделанных с помощью одного простого инструмента – топора. Не случайно русская пословица говорит «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы». С помощью этого инструмента плотник может сделать практически все -начиная от ложки и заканчивая избой или просторным храмом. Сам музей разделен на несколько маленьких деревень с характерными особенностями того района, откуда привезены постройки: избы, церкви, дворы, амбары, бани, мельницы, колодцы. Давайте пойдем и познакомимся с некоторыми постройками. Вот перед нами открываются центральные ворота музея.
(слайд№5, №6)
М.р: Что вы ребята слышите необычного?
Дети: Звон колокольчиков.
М.р: Это колокольня своим мелодичным звоном встречает гостей музея. Верх колокольни, где расположены15 колоколов самых разных размеров, называется звонница, ребята, а кто же управляет колоколами?
Дети: Звонарь.
М.р: Правильно. И в праздники, и в выходные с нее слышны то торжественные, то веселые звоны. А рядом с колокольней, расположена церковь.
(Слайд №7)
Обратите внимание на необычное высокое крыльцо, откуда можно спускаться и подниматься одновременно с двух сторон, такое крыльцо называется двусходное. Хотите погулять по этому крыльцу? Тогда давайте вспомним с вами попевку «Лесенка».
«Лесенка» Е.Тиличеевой
М.р: А теперь Саша загадает нам музыкальную загадку, а мы угадаем что Саша будет делать: подниматься или спускаться по лестнице.
(ребенок играет на металлофоне, а дети отгадывают направление мелодии)
Воспитатель: Ребята, раньше на Севере были очень холодные и суровые зимы, поэтому под одной крышей были жилые и хозяйственные постройки, а назывался этот дом: дом – двор.
(слайд №8)
- Есть одна особенность северных домов – многие из них были 2-ух этажные. Внизу хозяйственной постройки находились коровы, лошади, овцы, а на 2-ом этаже хранили сено. Входом на 2-ой этаж был накат из бревен – взвоз, по которому лошадь могла подняться наверх. Такое устройство двора давало возможность кормить скотину не выходя на улицу. А теперь обратите внимание на окна, какие они по размеру?
(слайд №9)
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А как вы думаете, почему?
(ответы детей)
Воспитатель: В деревянном доме были печи, с помощью которых отапливался дом и чтобы удержать тепло в большом доме, окна делали маленькими.
(слайд №10,№11)
Мастера украшали свои избы резными наличниками, «конями», «полотенцами». На крыше делали резные деревянные дымники, что ребята они вам напоминают?
Дети: Скоречники.
Воспитатель: Жители деревень занимались разными промыслами и ремеслами. Очень многие вещи делали своими руками: посуду, ложки, сани, ткали ковры, шили одежду, разные игрушки детям – куклы, коники, птички, погремушки – шаркунки.
(слайд №12,№13)
М.р.: Погремушки – шаркунки это наш северный музыкальный инструмент, его делали из бересты и дерева. Ребята, а какие еще деревянные народные инструменты вы знаете?
Дети: Ложки, трещотки, коробочки.
М.р: Давайте мы с вами сыграем веселую русскую народную мелодию на этих инструментах.
«Оркестр» р.н.м.( на выбор педагога),
(слайд №14)
Воспитатель: В каждой деревне по – разному, размещались и другие хозяйственные постройки. Вот, например в Пинежской деревне амбары, где хранили зерно, продукты питания, располагались за деревней, образуя маленький городок. Они похожи формой на гриб, который стоит на высокой ножке, чтобы грызуны не могли попасть внутрь помещения.
(слайд №15)
М.р: А вот Мезенскую деревню невозможно представить без стройных ветряных мельниц. Весь внутренний механизм мельницы сделан тоже из дерева, только жернова, которые мелют зерно, вытесаны из камня. Самое главное у мельницы, это «крылья», с помощью которых работает весь механизм мельницы. А теперь скажите, что нужно, чтобы вертелись крылья ветряной мельницы?
Дети: ветер.
Воспитатель: Давайте ребята, мы с вами поиграем в игру «Мельница».
Упражнение на дыхание. «Мельница»
(дети берут вертушку и дуют на нее)
(слайд №16, №17)
М.р: Весело походят в музее и праздники, здесь можно услышать народные песни в исполнении народных коллективов. Каждый посетитель может принять участие в играх, забавах. На территории музея есть забавы для детей и взрослых. В деревнях очень любили качаться на качелях. Давайте и мы с вами покачаемся.
«Качели» Е.Тиличеевой
(дети исполняют попевку, показывая движениями рук направление качелей)
М.р.: А сейчас мы поиграем с вами в русскую хороводную игру «Шла коза по лесу», у меня даже и маска есть.
«Шла коза по лесу» р.н.м.
(слайд №18)
Воспитатель: А еще можно покататься на санях, запряженных лошадьми, отведать русских шанег с горячим чаем. Пора нам возвращаться в детский сад.
М.р.: Наша прогулка, ребята сегодня заканчивается, но мы еще с вами не раз побываем в музее Малые Карелы. Каждый посетитель музея уходит отсюда с небольшим сувениром на память, и я вам приготовила маленькие сувенирчики.
Воспитатель: Поехали домой ребята, какой автобус нас повезет?
Дети: №104.
М.р.: Поехали!
( дети выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая гостиная "Нерехта- музей под открытым небом"
История маленького городка в Костромской области ....
Педагогическая гостиная" Нерехта - музей под открытым небом"
История маленького городка в Костромской области...
Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.
Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Санкт-Петербург - музей под открытым небом"
Конспект занятия по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста....
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы. План-конспект музыкального занятия. Тема: « Зимняя музыкальная прогулка»
Открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы.План-конспект музыкального занятия.Тема: «Зимняя музыкальная прогулка»...
Сценарный план тематического музыкального занятия для детей подготовительной группы "Что бывает выше неба"
Материал занятия будет интересен при подготовке развлечения или праздника ко Дню Космонавтики для старших дошкольников в ДОУ....
Конспект открытого музыкального занятие «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Цель: Развитие чувства ритма через музыкально-игровую деятельность.Задачи:Развивать умение различать длительность звуков.Развивать умение находить из нескольких ритмических рисунков - заданный ритмиче...