Доклад на тему"Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников"
методическая разработка по музыке на тему

Бережная Ольга Ивановна

Данная тема помогает раскрыть развитие  музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы детского сада.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих  способностей  в музыкальной деятельности дошкольника.

Музыка издавна считается важным средством формирования личности.

Творчество это деятельность, порождающая  нечто новое, ценное, не только для данного человека,  но и для других.   Развитие  творческих способностей происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать через активность ребенка, которая проявляется в различных видах деятельности.

Способности- это свойства души человека,  совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Творческие способности, это неразрывная связь с творческой деятельностью.  Необходимым условием детского творчества  является накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальный слух, чувство ритма. Дети приобретают необходимые навыки, умения, знания для того, что бы выразить свои  собственные музыкальные впечатления.

К видам музыкальной деятельности относятся: слушание, пение, музыкально – ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструментах.

Что же нужно сделать, чтобы успешно развивать музыкальные творческие  способности детей?

1Научить ребенка воспринимать музыку, эмоционально реагировать и откликаться на нее. Уметь дать первичные навыки анализа.

2Дать необходимые знания , умения и навыки. Некоторые из них осваиваются с легкостью, некоторые с трудом.  Для того, чтобы музыкальное творчество развивалось успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления через восприятие музыки. Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, значит,  они уже могут  использовать  опыт восприятия музыки   и в творческих импровизациях.

3Подтолкнуть ребенка к творческому переосмыслению знакомого материала. Ребенок имеет маленький музыкальный опыт наша задача состоит в том, чтобы помочь  увеличить этот опыт. Научить передавать вокальные,  танцевальные и исполнительские образы, развивать воображение детей, давать слушать и исполнять детские песни, смотреть мультфильмы, сказки.

Например: если детям младшей группы можем предложить поплясать как зайцы. медведи или птички, то для ребят постарше задание усложняется: передать в танце настроение музыки /радость, печаль, восторг/. Или например простое движение хлопки. Прохлопываем  определенный ритм. Дети повторяют. Затем выбранный ребенок  придумывает свой ритм, а дети стараются повторить.

Для развития музыкального творчества необходимо создавать комфортные условия на занятиях. Материал должен быть интересен и доступен. Необходимо обращать внимание на малейшее проявление творчества. Детское исполнительство  требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений, развития звуковысотного слуха.

Дети любят петь, в процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально- слуховых представлений. Для детей младшего возраста можно предлагать задания на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек  транспорта, птиц в различном ритме и темпе. Ребенок дошкольник познавая язык музыкальной речи,  начинает им осознано пользоваться в  своей исполнительской  деятельности.

Полноценное исполнение танца возможно, если ребенок воспринимает и понимает характер музыки, что возможно только при наличии исполнительских навыков. Например хоровод для средней группы «Едем на тележке», где дети показывают и как поют птички, и как журчит ручеек, как скрипит та же тележка.

Танцы делятся на две группы:  зафиксированные и свободные. К свободным танцам  относятся пляски, хороводы и хороводные игры,  которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танца. Вначале педагог помогает выбирать танцевальные движения под музыку, затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки  уже сами создают свою пляску.

Играя и танцуя,   дети испытывают радость. Для развития музыкального  танцевального творчества  необходимо использовать разнообразные  пластические этюды, например: « Тучи и облака», «Цветок». И другие. Этюды развивают технику выразительности движений /плавные руки/,  обучают навыкам расслабления, вызывают и воспитывают эмоции. Все это потом мы видим в красивых исполнениях танцев, где движения детей действительно красивы.

 Обучение игре на детских музыкальных инструментах дает ощущение радости и успеха. Оно включает в себя три музыкальные способности: 1 ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки,2-чувство ритма, восприятие и воспроизведение музыки и 3-музыкальный слух. Способность воспроизводить мелодию по слуху. Игра на детских музыкальных инструментах способствует развитию слуха, усидчивости, вниманию и развивает моторику рук. Главный инструмент ребенка - он сам. Он с малолетства свободно пробует топать, хлопать, щелкать, шлепать и так далее.

Для озвучивания  с помощью музыкальных инструментов  могут применяться стихотворения, сказки, рассказы по картинам.

Например:  стихотворение «Апрель» Маршак.

Апрель, апрель- звенит треугольник

На дворе  звенит капель—глиссандо металлофон

На дорогах лужи—муз молоточки,

Скоро выйдут муравьи  после зимней стужи - шуршание бумагой.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.— трещотки или веточки.

Стали птицы песни петь— свистулька.

И расцвел подснежник—колокольчик.

Такой способ знакомства с   литературой  будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик, способствовать лучшему запоминанию произведения.

Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений

Например, контраст, в пределах одного жанра, это сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей /боевого и шутливого/.

Таким образом,  дети могут,  опираясь на  приобретенный музыкальный опыт, по своему выразить  музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Необходимо отметить роль воспитателя в развитии личности ребенка, ведь он находится постоянно рядом. Дети вместе с воспитателем слушают фрагменты классической музыки. Самостоятельно, или под руководством музыкального руководителя проводят музыкальные досуги, разучивают песни, занимаются творческими играми и театральной деятельностью, повторяют фрагменты утренников. Воспитатель закрепляет и обогащает впечатления детей, работает над выразительностью и дикцией.

В семье родители должны поддерживать интерес ребенка к музыке, используя технические средства: радио, телевидение, караоке и др. Водить детей на детские концерты в музыкальную школу, посещать театры и музыкальные зрелища. Родителям необходимо помнить, что где старшие любят музыку, поют, или играют на музыкальных инструментах, создается благоприятная среда для развития музыкальных творческих способностей.

Развитие творческих музыкальных  способностей является актуальной задачей в современной педагогической практике. Творческое развитие ребенка тесно связано  с искусством, в частности с музыкой. По -этому с первых лет жизни ребенку необходимо участие в музыкальном творчестве через различные формы музыкальной деятельности.

 Следовательно, роль педагога, заключается в том, чтобы сохранить, развить самобытность и индивидуальность музыкальных творческих способностей детей, а так же научить их исполнительству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...

Консультация на тему: «Развитие музыкально - творческих способностей дошкольников»

Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства....

«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»

Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г.

Педагогический мониторинг освоения программы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников «Музыкальная азбука» на 2022-2023г....

«Обучение игре на музыкальных инструментах- как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»

laquo;Обучение игре на музыкальных инструментах-как средство развития музыкальных  творческих способностей у дошкольников»...