Тематический план .Театральных встреч
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

Неделя театрализации

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   МДОБУ № 31

                               «Солнышко»

        ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

       об истории колыбельной песни.

        «МАМИНА ПЕСНЯ»

        Подготовила

        Музыкальный руководитель

                                                                    Калюжная

        Евгения Анатольевна

        

                                   Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.

                                   Хлеб питает тело человека, а колыбель  - душу.

        Народная мудрость.

ЗАДАЧИ:

Раскрыть роль колыбельных песен в жизни ребенка и показать их художественные особенности.

Закреплять у детей знания о колыбельных песнях.

Прививать детям желание слушать, и умело использовать колыбельные песни.

Воспитывать уважение к близким людям, бережное отношение к искусству.

Воспитывать любовь к колыбельной песне через художественное слово и цвет.

Пробуждать интерес к народным традициям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

Иллюстрированная книга – сборник колыбельных песен для детей по выбору педагога. Маски для инсценировки : малиновка, корова, кошка, петушок. Карточки – заготовки для работы детей на занятии лепкой в группе. Иллюстрации с изображением матери и дитя. Свеча, кукла, Дуня, модель люльки со всеми постельными принадлежностями, колокольчик.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Музыкальный руководитель знакомит детей с народной колыбельной песней, её особенностями

Разучивает «Колыбельную» с детьми.

Разучивает « песню Дуни» с воспитателем.

Воспитатель готовит конверты с карточками – заданиями для детей.

Мероприятие проводится в зале, оформленном предметами русского быта. Дети подготовительной группы приходят в зал с воспитателем. Звучит «Колыбельная» аудиозапись.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ.

Гости в дом – хозяйке радость! Здравствуйте гости дорогие! Проходите в избу, да в красный угол. Так ведется, поправлю занавески, что гостей встречали на Руси и усаживали на лавку в красный угол. Открою окошко да поправлю занавески. Нравится вам у меня в избе? Садитесь на лавку поудобнее да слушайте мой рассказ.  А чтобы вам было светло да дышать легче, зажжём-ка  свечу. (Музыкальный руководитель зажигает свечу, запевает «Колыбельную»). Воспитатель раскрывает книжку «Колыбельная» Ю. Яковлева, читает, сопровождая показом иллюстраций.

МУЗ, РУКОВ..

Спят все звери на земле: кто в берлоге, кто в дупле.

А цыплята спят в лукошке. А бычку приснились рожки.

Не снимет петушок на ночь красный гребешок.

Зебра  в клетке зоосада спит в рубашке полосатой.

Баю – баюшки – баю, песню тихо я пою.

Воробей на ветке шаткой спит удобно, как в кроватке.

Кенгуру в большом меше спит  мамы на брюшке.

На волнах качаясь, спит чудо – юдо рыба кит.

Спит мохнатый медвежонок, лапу  он сосет спросонок.

Звери спят и не мурлычут, не поют, и не курлычут,

Не ревут и не мычат,  все уснули, все молчат.

Смотрят звезды из-за шторы, только филин – старый сторож

Он не спит, горят не зря два зеленых фонаря

Два зеленых круглых глаза: кто не спит – заметят сразу,

баю-баюшки-баю,  песню тихо я пою.

Старый дуб листвой густой в тишине ночной колышет

Месяц – ушко золотое тоже эту песню слышит.

Даже тучка в поднебесье не плывет, дослушать хочет

А сынок не слышит песни – он уснул. Спокойной ночи.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

 (музыкальный руководитель показывает куклу Дуню сокращенное от Евдокия, Авдотья).

Сегодня у нас в гостях девочка Дуня. Поздоровайся Дуня с ребятами.

(дает возможность детям потрогать игрушку, рассмотреть её, кукла исполняет «Песню Дуни»).

Дуня сегодня много играла и устала, хочется ей отдохнуть. Вы мне поможете уложить её спать в колыбель?

ДЕТИ: Да

ВОСПИТАТЕЛЬ: А что такое колыбель?

МУЗ.РУКОВ. Колыбель – это люлька. Люлька – квадратная рама, на которую слабо натянут холст (ткань),так что он образует углубление. (показывает модель люльки).Люлька привешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. На нём и качается деревянная люлька.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Почему деревянная?

МУЗ,РУКОВ. Будет в  ней Дуня спать. Ножку положит на край, и ножка не замерзнет. Дерево теплое, сухое. Люльки делали из берёзы. На Руси о березе говорят, что береза и светит и греет. Вот и нашей Дуне  в березовой люльке будет тепло, она не заболеет и вырастет здоровой. Люлька готова, теперь надо положить перинку. Вот такую (показывает). Кто поможет мне её уложить? (ребенок помогает). Мягкая, теплая, набита душистым сеном. Хорошо будет Дуни? Она не заболеет? А какую простынку выберем? Белую, цветную или серую? На серой будет грустно, а цветная зовет побегать – отдыха не будет. Выберем белую простынку – на ней у Дуни будет спокойный и здоровый сон . (предлагает одной из девочек постелить простынку). В колыбельке лежит перинка. Холщовая простынка, а чего ещё не хватает?

ДЕТИ: Подушки мягкой в белой наволочке, мы её взобьем и положим в люльку.

МУЗ, РУКОВ.

Чистота – это здоровье. Дуня не заболеет, потому что у неё истая постель. А под подушку я положу оберег (мешочек с лекарственными травами0, чтобы он охранял нашу Дуню от зла, страха и всего недоброго. Одеяльце выберем, собранное из разноцветных маленьких лоскутков,  мягкое, теплое. Почему?

ДЕТИ: Дуню укроем, ей будет тепло и уютно, она почувствует, что мы её любим, заботимся о ней.

МУЗ.РУКОВ, А ещё у меня есть, белый платочек. Красивый? Вам нравится? Этим платочком (пологом) я закрою люльку, вот так, теперь ничто не помешает спать нашей Дуне: ни шум не разговоры взрослых, ни свет, ни комарики, ни мухи. Люлька готова.  Вы,  наверное, хотите пожелать Дуне приятного сна?

 (дети желают Дуни приятного сна и хороших сновидений).

Что нужно сделать, чтобы ребенок быстрее заснул?

ДЕТИ спеть песенку.

Какую песенку спеть.(муз. руков. запевает русскую народную песню)

ДЕТИ Нет, эта песня не подходит. Нужна колыбельная.

А что вы о ней знаете?

ДЕТИ. Эти песни пелись у колыбели, где засыпал младенец. Колыбель эта люлька. В колыбельке лежит перинка, её набивали душистым сеном. Подушечка, простынка, одеяльце из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался полог для защиты ребенка от света и мух. С колыбельными песнями к малышу во сне часто приходит сон, дрёма, угомон, котик – коток, гули – гуленьки. Ребенок быстрее успокаивается и крепче засыпает под  колыбельную песню – её напивает мама своему малышу, чтобы он быстрее заснул, чтобы не плакал.

МУЗ. РУКОВ.

Я знаю, что у каждого из вас любимая мама. (обращает внимание ребят на картин с изображением матери и дитя). Она Вас любит и заботится о вас. Испокон веков так повелось, что дети любят своих мам, а мамы любят своих детей, а колыбельная песня – том подтверждение. Каким голосом ее поют.

ДЕТИ:  Голос должен быть ласковый, добр, и тихим, как у мамы. Тогда Дуня будет крепко спать, и ей будут сниться только хорошие сны.

МУЗ, РУКОВ,
Давайте вместе споем колыбельную песню.

Ребята исполняют «Колыбельную»

 У КОГО КАКИЕ СНЫ.

По мотивам стихотворения А. Введенского «Сны».

Музыкальный руководитель поет «Колыбельную»

РАССКАЗЧИК

Звезды в небе заблестели, тишина стоит везде.

 И на мху, как на постели, спит малиновка в гнезде.

Я к малиновке склонился, тихо с ней заговорил.

-Сон, какой тебе приснился?- Я малиновку спросил.

МАЛИНОВКА (с радостью)

-Мне леса большие снились, снились реки и поля,

Тучи синие носились, и шумели тополя,

О высоких ярких звездах, распевала песни я –

Встрепенулись птицы в гнездах и заслушались меня.

 РАССКАЗЧИК.  (подходя к корове)

Тяжела, сыта здорова, спит корова на лугу.

Вот увижу я корову, к ней с вопросом подбегу:

-Что тебе во сне приснилось? Эй, корова отвечай!

А она мне………

КОРОВА (нараспев)

-Сделай милость, отойди и не мешай.

Не тревожь ты нас, коров,- мы, коровы спим без снов.

РАССКАЗЧИК (поглаживая кошку)

 Села кошка на окошко, замурлыкала во сне.

-Что тебе приснилась кошка? Расскажи скорее мне.

И сказала кошка….

КОШКА. (почти шёпотом):

- Тише, тише, тише говори….

Мне во сне приснились мыши,

Не одна, а целых три!

РАЗКАЗЧИК:

Ночь настала, свет потух, на дворе уснул петух.

На насест уселся он, спит петух и видит сон.

Звезды блещут, ночь тиха, разбужу я петуха.

- Что увидел ты  во сне? Отвечай скорее мне.

Говорит петух….

ПЕТУХ. (бойко)

- Мне снятся сорок тысяч петухов,

И готов я с ними браться,

Растерзать я их готов!

РАССКАЗЧИК

Спят корова, кошка, птицы, спит петух.

И на кровать стала Дуня спать ложиться.

Стала глазки закрывать.

(Кладет Дуню в колыбель, наклоняется над ней со словами)

Сон,  какой приснился Дуне?

(Дуня поднимается, « не хочет» спать)

ДУНЯ (мечтательно)

Снится мне зеленый сад,  где на каждой ветке груши

Или яблоки висят.

Снится папа, снится мама, снятся бабушка и дед.

Снятся куклы и конфеты (потягивается)

Спать ложусь, гасите свет!

(Дуня укладывается в люльку)

РАССКАЗЧИК (берет свечу в руки)

Ветер травами колышет, тишина кругом стоит.

Тише, люди, тише, тише, не шумите: Дуня спит.

(Задувает свечу, которую зажигали в начале развлечения)

Появляются Вова и Даша.

Даша на цыпочках подходит к Вове и шепчет ему на ухо.

ДАША:

Представляешь, наша Бабушка до сих пор играет в игрушки…

ВОВА. Да ну?

ДАША: Честное слово, я сама видела.

ВОВА. И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли?

ДАША. Да нет, как играет, не видела. Я просто игрушки у неё видела.

ВОВА .Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не выдержала, залезла и посмотрела. Разве это хорошо?

ДАША. Эти игрушки у неё в сундуке лежат, уже давно. Пойдем скорее к ней в комнату. Сам увидишь.

(Дети заглядывают в бабушкин сундук).

ВОВА. Наверное, бабушка  в них играла, когда маленькая была, и потом сохранила на память.

(Появляется бабушка)

БАБУШКА. Ой, Даша, Вова, вы уже дома.

ВОВА. Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.

БАБУШКА. Да  ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его содержимом. А поговорим мы с вами об обрядах и игровых куклах, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. А для начала обратите внимание на мой наряд, он тоже из этого сундучка. Так одевались женщины в конце 19 в начале 20 века. Молодые крестьянки в русских деревнях носили сороку – головной убор, очелье которого было расшито золотыми нитками блестками и черным шелком.

И так, я открываю волшебный сундучок. Как же появились первые куклы? Давным – давно люди верили во множество богов: они охраняли дом и кот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай.  И если боги не выполняли людские просьбы. Наши предки думали. Что им некогда, они не справляются со всеми просьбами. И делали ввод, что богов не хватает. Поэтому люди стали делать их из глины, камня, дерева. Когда пришла на русскую землю новая религия -  христианство, то старые боги достались детям, идолы стали куклами, шары Сварога – мячами, солнечные кони – детскими лошадками. Но и в таком виде они сохраняли свою волшебную силу. На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Игровые куклы не подходили для обрядов, ведь обрядовые куклы делали без использования ножниц и иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось. Что кукла – оберег, изготовленная с помощью иголки, не будет охранять ребенка, а наоборот, поранит его. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей, и в них не мог вселиться злой дух и навредить ребенку. Будущему малышу сооружали куклу – пеленашку, которую укладывали в пустую колыбельку обжить, обогреть, сбить с толку злых духов. Только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Её хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша. Ребеночка туго пеленали, чтобы лишние движения не привлекли злых духов.

Очень много было обрядных кукол – кукла – костромушка от одиночества, кукла – кумоха с сестрами – лихоманками, оберег невесты, бабушкина кукла и другие. А вот кукла – столбушка не обрядовая, а игровая, для её изготовления можно было использовать иголку. Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: то огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок.

И вот еще интересны  момент. Почему младенца или куклу называют лялькой? Оказывается, Ляля, или Лёля, это имя дочери славянской богини природы Лады. Оно и стало обозначать любого малыша или куклу.  Эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц – кукол. У них нет ни лиц, ни ног, иногда даже рук и волос. Но в течение столетий они играли очень важную роль – охраняли и развлекали девочек, готовили их к роли будущих матерей и хозяек. Разные на свете бывают куклы: из дерева и материала, из глины и соломы, из резины и пластмассы.  Разные у них имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте сами.

Ростам разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

Можно сказать, что Матрешка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет назад. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке.

(Выходят девочки матрешки, исполняют частушки)

ЧАСТУШКИ.

Дуйте в дудки, бейте в ложки!  В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные, матрешечки румяные!

Очень любим мы, матрешки разноцветные одежки

Сами ткем и прядем сами в гости к вам идем!

Мы Матрешки, мы подружки, утром рано мы встаём.

Вшестером поём частушки и танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем, шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая и салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно, потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно, спим мы все одна в другой.

БАБУШКА

А теперь гости дорогие мы с вами изготовим куклу.(с заранее приготовленного материалы изготавливаются куклу)

ВЕДУЩИЙ.  А теперь мы с вами перейдем к русской традиции чаепития.

(  В центре стоит самовар и 5 заварных чайников с разными сортами чая).

На столе, как в центре мирозданья,

Зашумел наш  тульский самовар.

Излучая гордое сиянье, гладкие бока горят как жар.

То сопит зимующим медведем, то мурлычет он, как сонный кот.

Чаем ароматным с пылу, с жару

Радости и горести запьем.

Да ещё, внимая самовару,

Вместе с ним и песенку споем!

И мы  предлагаем нашим гостям дружно и весело исполнить  «Чайные частушки».

На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,

Пропоём мы под чаёк чайные частушки!

Посидеть за самоваром, рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром у него горят бока.

 Самовар гудит, шумит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавиц самовар!

Мы на чайных посиделках очень рады побывать.

Только вы не забывайте чай нам чаще подливать.

Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю, наливай горячий чай!

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица он своею добротой.

На столе лежат баранки, самовар уже кипит.

Черный чай в сухой жестянке, словно гвоздики, звенит.

Самовар блестит, кипя,  и чаёк в нём пенится!

Погляди-ка на  себя – ну и отраженьице!

Мы частушки вам пропели хорошо ли плохо ли?

А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Самовар и чаепитие – понятия неразделимые. Благодаря обычаю отведать чаю на Руси закрепилось бережно хранимая веками традиция хлебосольного гостеприимства. Напиток, давно принятый нашим народом, заслуживает большого внимания!

А сейчас проведем дегустацию чая. Присутствующим за столиками  предлагается попробовать и определить, какие сорта чая, лечебные травы мы использовали при  заварки. (гости дегустируют чай, угощаются пряниками)

Ведущий, предлагает отгадать загадки.

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине огонь да вода.  (самовар)

Чего во рту не удержишь? (кипяток)

 У носатого Фоки постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит. (самовар)

В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине. (чайник)

Неприступная  на вид, подбоченившись стоит,

А внутри – то посмотри – угощение внутри!  (сахарница)

Чёрненько, горяченько, а все любят.   (чай)

В поле родился, на заводе варился (сахар).

Чай долгое время пили в зажиточных домах по праздникам. А так же как лекарство. В России он не выращивался, царские чиновники всячески препятствовали разведению чая. Привозной чай был очень дорог. Для  крестьян чай был недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Потому – то и возникло выражение «чайком побаловаться»

Существует много пословиц и поговорок в русском народе о чае, кто знает, какие?

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чай пить – не дрова рубить.

От крепкого чая сердцу становится теплее, как от доброго слова.

Попей чайку – разгони тоску.

Если чай не пьешь, где силы берешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чашечку чая – и забудешь печали.

Чай сладок, если друг рядом.

Горячая вода не мутит ума.

Символом русского быта самовар служил мерой достатка в семье. В деревнях самовары передавались из поколения в поколение. Тула стала главным самоварным центром.

ВИКТОРИНА.

С чем на  Руси издавна было принято пить чай? (с тульскими, московскими  пряниками)

В какой стране чай продается в аптеках и используется как лекарство? (Польша)

Для чего в крышке металлического чайника имеется дырочка? (чтобы дать выход пару, иначе он скинет крышку с чайника).

Её  знали и  ценили еще в древности, её плоды и листья служат человек и пищей, и лекарством. О чем идет речь? (о малине)

В чём отличие чая в одноразовых пакетиках от развесного чая?  (в пакетик насыпают чайную крошку, т.е. брак. К тому же клей в бумажной оболочке, растворяясь в кипятке, портит весь вкус)

С чем нужно пить чай, чтобы не изменить и не ухудшить его вкус и запах?

(с сахаром, изюмом, медом)

Какая правильная последовательность: наливаем чай в молоко или молоко в чай? (чай в молоко)

Хотим пожелать всем, чтобы в каждом доме был самовар, а не обходились бы наспех чайником. Чтобы вокруг самовара собиралась вся семья выпить чашку – другую с ароматным дымком да за разговорами.

                                         

                                                  ПЛАН

проведения районного  семинара  музыкальных руководителей, на базе МДОБУ № 31 «Солнышко» по теме «Мамина песня».

1. Открытое занятие «Мамина песня»

2. Мастер класс «Обрядовая кукла»

3. Русская традиция чаепития. «Символ русского быта -  Самовар»

Заведующая МДОБУ № 31                                       Е.В. Богумилова



Предварительный просмотр:

        ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    

     ТЕАТРАЛЬНЫЕ    ВСТРЕЧИ

ЗАДАЧИ: Развивать творческие способности детей.

Приобщать детей к культуре русского народа.

Воспитывать стремление и желание принимать участие в театрализованной деятельности.

Развивать индивидуальные творческие способности и художественные наклонности детей.

Мероприятия

Дата

Ответственные

Кукольный театр

«Кудеса – чудеса»

«Яблоко»

«Казак и муравей»

09.01.2012г

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Игровое представление

«А знаешь, все еще будет»

10.01.2012г

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Праздничная программа

«Рождество»

11.01.2012г

Муз. руководитель

Воспитатели

В гостях у сказки

представление детей

2  мл. сред. подг. групп

12.01.2012г

Воспитатели групп

Представление для детей (сотрудники)

«Накануне Рождества»

13 01.2012г

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Развлечение подготовительная гр.

17.01.2012г

Воспитатели подготовит. гр

Развлечение

средняя, 2 младшая

18.01 2012г

Воспитатели

средней, 2 мл. гр.

Подиум.

Представление моделей.

Представление игрушки

«Игрушка театральная – очень уникальная»

19.01.2012г

Воспитатели  групп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении муниципального детского фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи».

Настоящее  Положение  определяет цели, задачи  и порядок организации  районного  фестиваля-конкурса  театральных коллективов  «Театральные встречи» среди городских ...

Календарьно-тематический план по ФГОС в старшей группе по теме Теме: «Театральная неделя»

Тема: «Театральная неделя»Цель: Развивать интерес к театральной игре путем активного влечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях. Развивать умение детей создава...

Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»

На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...

Перспективный план тематических и театральных досугов во второй младшей группе

Перспективный план тематических и театральных досугов во второй младшей группе «Ромашка» на 2014- 2015 учебный год....

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

Репертуар – является вариативным компонентом программы и может меняться и дополняться в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально-ориент...

Календарно тематический план по теме для средней группы: "Мы встречаем осень золотую"

Календарно - тематический план по теме: "Мы встречаем осень золотую"...

План тематической недели "Театральная страничка"

Представлено планирование проведения тематической недели "Театральная страничка" в старшей группе в соответствии с ФГОС....