Тематический план .Театральных встреч
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
Неделя театрализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mamina_pesnyazanyatiekalyuzhnaya..doc | 66.5 КБ |
teatralnye_vstrechi_tematicheskiy_plan.doc | 32.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОБУ № 31
«Солнышко»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
об истории колыбельной песни.
«МАМИНА ПЕСНЯ»
Подготовила
Музыкальный руководитель
Калюжная
Евгения Анатольевна
Хлеб насущный и колыбель стоят рядом.
Хлеб питает тело человека, а колыбель - душу.
Народная мудрость.
ЗАДАЧИ:
Раскрыть роль колыбельных песен в жизни ребенка и показать их художественные особенности.
Закреплять у детей знания о колыбельных песнях.
Прививать детям желание слушать, и умело использовать колыбельные песни.
Воспитывать уважение к близким людям, бережное отношение к искусству.
Воспитывать любовь к колыбельной песне через художественное слово и цвет.
Пробуждать интерес к народным традициям.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Иллюстрированная книга – сборник колыбельных песен для детей по выбору педагога. Маски для инсценировки : малиновка, корова, кошка, петушок. Карточки – заготовки для работы детей на занятии лепкой в группе. Иллюстрации с изображением матери и дитя. Свеча, кукла, Дуня, модель люльки со всеми постельными принадлежностями, колокольчик.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Музыкальный руководитель знакомит детей с народной колыбельной песней, её особенностями
Разучивает «Колыбельную» с детьми.
Разучивает « песню Дуни» с воспитателем.
Воспитатель готовит конверты с карточками – заданиями для детей.
Мероприятие проводится в зале, оформленном предметами русского быта. Дети подготовительной группы приходят в зал с воспитателем. Звучит «Колыбельная» аудиозапись.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
Гости в дом – хозяйке радость! Здравствуйте гости дорогие! Проходите в избу, да в красный угол. Так ведется, поправлю занавески, что гостей встречали на Руси и усаживали на лавку в красный угол. Открою окошко да поправлю занавески. Нравится вам у меня в избе? Садитесь на лавку поудобнее да слушайте мой рассказ. А чтобы вам было светло да дышать легче, зажжём-ка свечу. (Музыкальный руководитель зажигает свечу, запевает «Колыбельную»). Воспитатель раскрывает книжку «Колыбельная» Ю. Яковлева, читает, сопровождая показом иллюстраций.
МУЗ, РУКОВ..
Спят все звери на земле: кто в берлоге, кто в дупле.
А цыплята спят в лукошке. А бычку приснились рожки.
Не снимет петушок на ночь красный гребешок.
Зебра в клетке зоосада спит в рубашке полосатой.
Баю – баюшки – баю, песню тихо я пою.
Воробей на ветке шаткой спит удобно, как в кроватке.
Кенгуру в большом меше спит мамы на брюшке.
На волнах качаясь, спит чудо – юдо рыба кит.
Спит мохнатый медвежонок, лапу он сосет спросонок.
Звери спят и не мурлычут, не поют, и не курлычут,
Не ревут и не мычат, все уснули, все молчат.
Смотрят звезды из-за шторы, только филин – старый сторож
Он не спит, горят не зря два зеленых фонаря
Два зеленых круглых глаза: кто не спит – заметят сразу,
баю-баюшки-баю, песню тихо я пою.
Старый дуб листвой густой в тишине ночной колышет
Месяц – ушко золотое тоже эту песню слышит.
Даже тучка в поднебесье не плывет, дослушать хочет
А сынок не слышит песни – он уснул. Спокойной ночи.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.
(музыкальный руководитель показывает куклу Дуню сокращенное от Евдокия, Авдотья).
Сегодня у нас в гостях девочка Дуня. Поздоровайся Дуня с ребятами.
(дает возможность детям потрогать игрушку, рассмотреть её, кукла исполняет «Песню Дуни»).
Дуня сегодня много играла и устала, хочется ей отдохнуть. Вы мне поможете уложить её спать в колыбель?
ДЕТИ: Да
ВОСПИТАТЕЛЬ: А что такое колыбель?
МУЗ.РУКОВ. Колыбель – это люлька. Люлька – квадратная рама, на которую слабо натянут холст (ткань),так что он образует углубление. (показывает модель люльки).Люлька привешивается к гибкому шесту, одним концом прикрепленному к потолку. На нём и качается деревянная люлька.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Почему деревянная?
МУЗ,РУКОВ. Будет в ней Дуня спать. Ножку положит на край, и ножка не замерзнет. Дерево теплое, сухое. Люльки делали из берёзы. На Руси о березе говорят, что береза и светит и греет. Вот и нашей Дуне в березовой люльке будет тепло, она не заболеет и вырастет здоровой. Люлька готова, теперь надо положить перинку. Вот такую (показывает). Кто поможет мне её уложить? (ребенок помогает). Мягкая, теплая, набита душистым сеном. Хорошо будет Дуни? Она не заболеет? А какую простынку выберем? Белую, цветную или серую? На серой будет грустно, а цветная зовет побегать – отдыха не будет. Выберем белую простынку – на ней у Дуни будет спокойный и здоровый сон . (предлагает одной из девочек постелить простынку). В колыбельке лежит перинка. Холщовая простынка, а чего ещё не хватает?
ДЕТИ: Подушки мягкой в белой наволочке, мы её взобьем и положим в люльку.
МУЗ, РУКОВ.
Чистота – это здоровье. Дуня не заболеет, потому что у неё истая постель. А под подушку я положу оберег (мешочек с лекарственными травами0, чтобы он охранял нашу Дуню от зла, страха и всего недоброго. Одеяльце выберем, собранное из разноцветных маленьких лоскутков, мягкое, теплое. Почему?
ДЕТИ: Дуню укроем, ей будет тепло и уютно, она почувствует, что мы её любим, заботимся о ней.
МУЗ.РУКОВ, А ещё у меня есть, белый платочек. Красивый? Вам нравится? Этим платочком (пологом) я закрою люльку, вот так, теперь ничто не помешает спать нашей Дуне: ни шум не разговоры взрослых, ни свет, ни комарики, ни мухи. Люлька готова. Вы, наверное, хотите пожелать Дуне приятного сна?
(дети желают Дуни приятного сна и хороших сновидений).
Что нужно сделать, чтобы ребенок быстрее заснул?
ДЕТИ спеть песенку.
Какую песенку спеть.(муз. руков. запевает русскую народную песню)
ДЕТИ Нет, эта песня не подходит. Нужна колыбельная.
А что вы о ней знаете?
ДЕТИ. Эти песни пелись у колыбели, где засыпал младенец. Колыбель эта люлька. В колыбельке лежит перинка, её набивали душистым сеном. Подушечка, простынка, одеяльце из разноцветных маленьких лоскутков. На люльку надевался полог для защиты ребенка от света и мух. С колыбельными песнями к малышу во сне часто приходит сон, дрёма, угомон, котик – коток, гули – гуленьки. Ребенок быстрее успокаивается и крепче засыпает под колыбельную песню – её напивает мама своему малышу, чтобы он быстрее заснул, чтобы не плакал.
МУЗ. РУКОВ.
Я знаю, что у каждого из вас любимая мама. (обращает внимание ребят на картин с изображением матери и дитя). Она Вас любит и заботится о вас. Испокон веков так повелось, что дети любят своих мам, а мамы любят своих детей, а колыбельная песня – том подтверждение. Каким голосом ее поют.
ДЕТИ: Голос должен быть ласковый, добр, и тихим, как у мамы. Тогда Дуня будет крепко спать, и ей будут сниться только хорошие сны.
МУЗ, РУКОВ,
Давайте вместе споем колыбельную песню.
Ребята исполняют «Колыбельную»
У КОГО КАКИЕ СНЫ.
По мотивам стихотворения А. Введенского «Сны».
Музыкальный руководитель поет «Колыбельную»
РАССКАЗЧИК
Звезды в небе заблестели, тишина стоит везде.
И на мху, как на постели, спит малиновка в гнезде.
Я к малиновке склонился, тихо с ней заговорил.
-Сон, какой тебе приснился?- Я малиновку спросил.
МАЛИНОВКА (с радостью)
-Мне леса большие снились, снились реки и поля,
Тучи синие носились, и шумели тополя,
О высоких ярких звездах, распевала песни я –
Встрепенулись птицы в гнездах и заслушались меня.
РАССКАЗЧИК. (подходя к корове)
Тяжела, сыта здорова, спит корова на лугу.
Вот увижу я корову, к ней с вопросом подбегу:
-Что тебе во сне приснилось? Эй, корова отвечай!
А она мне………
КОРОВА (нараспев)
-Сделай милость, отойди и не мешай.
Не тревожь ты нас, коров,- мы, коровы спим без снов.
РАССКАЗЧИК (поглаживая кошку)
Села кошка на окошко, замурлыкала во сне.
-Что тебе приснилась кошка? Расскажи скорее мне.
И сказала кошка….
КОШКА. (почти шёпотом):
- Тише, тише, тише говори….
Мне во сне приснились мыши,
Не одна, а целых три!
РАЗКАЗЧИК:
Ночь настала, свет потух, на дворе уснул петух.
На насест уселся он, спит петух и видит сон.
Звезды блещут, ночь тиха, разбужу я петуха.
- Что увидел ты во сне? Отвечай скорее мне.
Говорит петух….
ПЕТУХ. (бойко)
- Мне снятся сорок тысяч петухов,
И готов я с ними браться,
Растерзать я их готов!
РАССКАЗЧИК
Спят корова, кошка, птицы, спит петух.
И на кровать стала Дуня спать ложиться.
Стала глазки закрывать.
(Кладет Дуню в колыбель, наклоняется над ней со словами)
Сон, какой приснился Дуне?
(Дуня поднимается, « не хочет» спать)
ДУНЯ (мечтательно)
Снится мне зеленый сад, где на каждой ветке груши
Или яблоки висят.
Снится папа, снится мама, снятся бабушка и дед.
Снятся куклы и конфеты (потягивается)
Спать ложусь, гасите свет!
(Дуня укладывается в люльку)
РАССКАЗЧИК (берет свечу в руки)
Ветер травами колышет, тишина кругом стоит.
Тише, люди, тише, тише, не шумите: Дуня спит.
(Задувает свечу, которую зажигали в начале развлечения)
Появляются Вова и Даша.
Даша на цыпочках подходит к Вове и шепчет ему на ухо.
ДАША:
Представляешь, наша Бабушка до сих пор играет в игрушки…
ВОВА. Да ну?
ДАША: Честное слово, я сама видела.
ВОВА. И во что она играла? Кукол наряжала? Как ты, что ли?
ДАША. Да нет, как играет, не видела. Я просто игрушки у неё видела.
ВОВА .Может, это она нам подарки приготовила? А ты, как всегда, не выдержала, залезла и посмотрела. Разве это хорошо?
ДАША. Эти игрушки у неё в сундуке лежат, уже давно. Пойдем скорее к ней в комнату. Сам увидишь.
(Дети заглядывают в бабушкин сундук).
ВОВА. Наверное, бабушка в них играла, когда маленькая была, и потом сохранила на память.
(Появляется бабушка)
БАБУШКА. Ой, Даша, Вова, вы уже дома.
ВОВА. Бабушка, прости нас, что мы без спроса открыли твой сундучок.
БАБУШКА. Да ничего, я сама давно собиралась вам показать и рассказать о его содержимом. А поговорим мы с вами об обрядах и игровых куклах, которые на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. А для начала обратите внимание на мой наряд, он тоже из этого сундучка. Так одевались женщины в конце 19 в начале 20 века. Молодые крестьянки в русских деревнях носили сороку – головной убор, очелье которого было расшито золотыми нитками блестками и черным шелком.
И так, я открываю волшебный сундучок. Как же появились первые куклы? Давным – давно люди верили во множество богов: они охраняли дом и кот, поддерживали огонь, помогали собирать хороший урожай. И если боги не выполняли людские просьбы. Наши предки думали. Что им некогда, они не справляются со всеми просьбами. И делали ввод, что богов не хватает. Поэтому люди стали делать их из глины, камня, дерева. Когда пришла на русскую землю новая религия - христианство, то старые боги достались детям, идолы стали куклами, шары Сварога – мячами, солнечные кони – детскими лошадками. Но и в таком виде они сохраняли свою волшебную силу. На Руси кукол делали и для игры, и для совершения разных обрядов. Игровые куклы не подходили для обрядов, ведь обрядовые куклы делали без использования ножниц и иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. Считалось. Что кукла – оберег, изготовленная с помощью иголки, не будет охранять ребенка, а наоборот, поранит его. Кукол делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей, и в них не мог вселиться злой дух и навредить ребенку. Будущему малышу сооружали куклу – пеленашку, которую укладывали в пустую колыбельку обжить, обогреть, сбить с толку злых духов. Только после крещения ребенка куклу убирали из колыбели. Её хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша. Ребеночка туго пеленали, чтобы лишние движения не привлекли злых духов.
Очень много было обрядных кукол – кукла – костромушка от одиночества, кукла – кумоха с сестрами – лихоманками, оберег невесты, бабушкина кукла и другие. А вот кукла – столбушка не обрядовая, а игровая, для её изготовления можно было использовать иголку. Еще на Руси любили делать куколок из соломы. Размеры разные: то огромного чучела Масленицы до маленьких соломенных фигурок.
И вот еще интересны момент. Почему младенца или куклу называют лялькой? Оказывается, Ляля, или Лёля, это имя дочери славянской богини природы Лады. Оно и стало обозначать любого малыша или куклу. Эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц – кукол. У них нет ни лиц, ни ног, иногда даже рук и волос. Но в течение столетий они играли очень важную роль – охраняли и развлекали девочек, готовили их к роли будущих матерей и хозяек. Разные на свете бывают куклы: из дерева и материала, из глины и соломы, из резины и пластмассы. Разные у них имена. А есть куклы, у которых на всех одно имя. А какое, отгадайте сами.
Ростам разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Можно сказать, что Матрешка – главная кукла у нас в стране. Хотя на самом деле они появились не так давно, чуть больше ста лет назад. Матрешка состояла из восьми фигурок и изображала девочку в сарафане и платке.
(Выходят девочки матрешки, исполняют частушки)
ЧАСТУШКИ.
Дуйте в дудки, бейте в ложки! В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные, матрешечки румяные!
Очень любим мы, матрешки разноцветные одежки
Сами ткем и прядем сами в гости к вам идем!
Мы Матрешки, мы подружки, утром рано мы встаём.
Вшестером поём частушки и танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем, шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая и салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно, потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно, спим мы все одна в другой.
БАБУШКА
А теперь гости дорогие мы с вами изготовим куклу.(с заранее приготовленного материалы изготавливаются куклу)
ВЕДУЩИЙ. А теперь мы с вами перейдем к русской традиции чаепития.
( В центре стоит самовар и 5 заварных чайников с разными сортами чая).
На столе, как в центре мирозданья,
Зашумел наш тульский самовар.
Излучая гордое сиянье, гладкие бока горят как жар.
То сопит зимующим медведем, то мурлычет он, как сонный кот.
Чаем ароматным с пылу, с жару
Радости и горести запьем.
Да ещё, внимая самовару,
Вместе с ним и песенку споем!
И мы предлагаем нашим гостям дружно и весело исполнить «Чайные частушки».
На столе у нас пирог, пышки и ватрушки,
Пропоём мы под чаёк чайные частушки!
Посидеть за самоваром, рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
Самовар гудит, шумит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавиц самовар!
Мы на чайных посиделках очень рады побывать.
Только вы не забывайте чай нам чаще подливать.
Подавай мне чашку чая, ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку!
Самовар пыхтит, искрится, щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица он своею добротой.
На столе лежат баранки, самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке, словно гвоздики, звенит.
Самовар блестит, кипя, и чаёк в нём пенится!
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!
Мы частушки вам пропели хорошо ли плохо ли?
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.
Самовар и чаепитие – понятия неразделимые. Благодаря обычаю отведать чаю на Руси закрепилось бережно хранимая веками традиция хлебосольного гостеприимства. Напиток, давно принятый нашим народом, заслуживает большого внимания!
А сейчас проведем дегустацию чая. Присутствующим за столиками предлагается попробовать и определить, какие сорта чая, лечебные травы мы использовали при заварки. (гости дегустируют чай, угощаются пряниками)
Ведущий, предлагает отгадать загадки.
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (самовар)
Чего во рту не удержишь? (кипяток)
У носатого Фоки постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит и как зеркало блестит. (самовар)
В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине. (чайник)
Неприступная на вид, подбоченившись стоит,
А внутри – то посмотри – угощение внутри! (сахарница)
Чёрненько, горяченько, а все любят. (чай)
В поле родился, на заводе варился (сахар).
Чай долгое время пили в зажиточных домах по праздникам. А так же как лекарство. В России он не выращивался, царские чиновники всячески препятствовали разведению чая. Привозной чай был очень дорог. Для крестьян чай был недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Потому – то и возникло выражение «чайком побаловаться»
Существует много пословиц и поговорок в русском народе о чае, кто знает, какие?
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Чай пить – не дрова рубить.
От крепкого чая сердцу становится теплее, как от доброго слова.
Попей чайку – разгони тоску.
Если чай не пьешь, где силы берешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чашечку чая – и забудешь печали.
Чай сладок, если друг рядом.
Горячая вода не мутит ума.
Символом русского быта самовар служил мерой достатка в семье. В деревнях самовары передавались из поколения в поколение. Тула стала главным самоварным центром.
ВИКТОРИНА.
С чем на Руси издавна было принято пить чай? (с тульскими, московскими пряниками)
В какой стране чай продается в аптеках и используется как лекарство? (Польша)
Для чего в крышке металлического чайника имеется дырочка? (чтобы дать выход пару, иначе он скинет крышку с чайника).
Её знали и ценили еще в древности, её плоды и листья служат человек и пищей, и лекарством. О чем идет речь? (о малине)
В чём отличие чая в одноразовых пакетиках от развесного чая? (в пакетик насыпают чайную крошку, т.е. брак. К тому же клей в бумажной оболочке, растворяясь в кипятке, портит весь вкус)
С чем нужно пить чай, чтобы не изменить и не ухудшить его вкус и запах?
(с сахаром, изюмом, медом)
Какая правильная последовательность: наливаем чай в молоко или молоко в чай? (чай в молоко)
Хотим пожелать всем, чтобы в каждом доме был самовар, а не обходились бы наспех чайником. Чтобы вокруг самовара собиралась вся семья выпить чашку – другую с ароматным дымком да за разговорами.
ПЛАН
проведения районного семинара музыкальных руководителей, на базе МДОБУ № 31 «Солнышко» по теме «Мамина песня».
1. Открытое занятие «Мамина песня»
2. Мастер класс «Обрядовая кукла»
3. Русская традиция чаепития. «Символ русского быта - Самовар»
Заведующая МДОБУ № 31 Е.В. Богумилова
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
ЗАДАЧИ: Развивать творческие способности детей.
Приобщать детей к культуре русского народа.
Воспитывать стремление и желание принимать участие в театрализованной деятельности.
Развивать индивидуальные творческие способности и художественные наклонности детей.
Мероприятия | Дата | Ответственные |
Кукольный театр «Кудеса – чудеса» «Яблоко» «Казак и муравей» | 09.01.2012г | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Игровое представление «А знаешь, все еще будет» | 10.01.2012г | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Праздничная программа «Рождество» | 11.01.2012г | Муз. руководитель Воспитатели |
В гостях у сказки представление детей 2 мл. сред. подг. групп | 12.01.2012г | Воспитатели групп |
Представление для детей (сотрудники) «Накануне Рождества» | 13 01.2012г | Музыкальный руководитель Воспитатели |
Развлечение подготовительная гр. | 17.01.2012г | Воспитатели подготовит. гр |
Развлечение средняя, 2 младшая | 18.01 2012г | Воспитатели средней, 2 мл. гр. |
Подиум. Представление моделей. Представление игрушки «Игрушка театральная – очень уникальная» | 19.01.2012г | Воспитатели групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о проведении муниципального детского фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи».
Настоящее Положение определяет цели, задачи и порядок организации районного фестиваля-конкурса театральных коллективов «Театральные встречи» среди городских ...
Календарьно-тематический план по ФГОС в старшей группе по теме Теме: «Театральная неделя»
Тема: «Театральная неделя»Цель: Развивать интерес к театральной игре путем активного влечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях. Развивать умение детей создава...
Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»
На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...
Перспективный план тематических и театральных досугов во второй младшей группе
Перспективный план тематических и театральных досугов во второй младшей группе «Ромашка» на 2014- 2015 учебный год....
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
Репертуар – является вариативным компонентом программы и может меняться и дополняться в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально-ориент...
Календарно тематический план по теме для средней группы: "Мы встречаем осень золотую"
Календарно - тематический план по теме: "Мы встречаем осень золотую"...
План тематической недели "Театральная страничка"
Представлено планирование проведения тематической недели "Театральная страничка" в старшей группе в соответствии с ФГОС....