Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 583.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Мы живём в Республике Марий Эл»
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Прививать любовь к родному краю, знакомить с историей марийского края, знакомить с названиями марийских народных инструментов, приобщать к музыкально-поэтической культуре марийского народа.
Задачи: Вызывать интерес к марийской национальной культуре, языку. Формировать у детей яркие, эмоциональные представления о национальной музыке. Воспитывать любовь и уважение к людям разной национальности.
Оборудование: фотопейзажи республики Марий Эл, марийская утварь, детские музыкальные инструменты, аудиозаписи, карта республики, герб и флаг республики, марийские национальные костюмы луговых и горных мари (детские и взрослые), кукла в марийском костюме.
Методические приёмы: беседа с использованием карты республики Марий Эл, художественное слово, рассказ музыкального руководителя, прослушивание музыкальных произведений и песен марийских композиторов, гимна республики, рассматривание марийских старинных костюмов, исполнение детьми марийских плясовых мелодий на детских музыкальных инструментах и ложках.
Словарная работа: Царевококшайск, Краснококшайск, Красный город; элементы костюма, щовыр – верхняя одежда, ший аршаш – нагрудное украшение, шиян ушто – расшитый пояс, ошпу – головной убор; национальные марийские инструменты, шувыр – волынка, шиялтыш- – дудочка, тумыр – барабан, орол панга – сторожевая палка, она тумыр – деревянный барабан, гармошка- – марий гармонь; частушки – такмак-влак.
Ход мероприятия:
Зал празднично украшен. Музыкальный руководитель и дети в национальной марийской одежде. На боковых стенах: государственный Герб и флаг Республики Марий Эл; карта марийского края. Звучит спокойная марийская народная мелодия в записи. Дети свободно входят в зал, останавливаются у карты республики.
Ведущая: Ребята! Много лет назад, вскоре после революции 4 ноября 1920г. была образована Марийская Республика. И сегодня мы празднуем день её рождения, в этом году нашей республике исполняется 91 год. Перед вами карта, в центре её вы видите звёздочку, что она означает? (ответы детей). Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине- Республике Марий Эл. А на чем бы вы хотели путешествовать? (высказывания детей). Я вам приготовила сказочный ковёр-самолёт. (Дети рассаживаются на ковре. Звучит любая спокойная инструментальная пьеса. Ведущая побуждает детей покачиваться, держаться крепко, вглядываться в даль).
Ведущая: Ребята, посмотрите какие необъятные марийские просторы! Как много полей, лесов, рек и больших городов, маленьких деревушек .Внимание! Наш ковёр-самолёт приземляется в столице Республики Марий Эл -в городе …..(дети называют столицу Марий Эл). Кто знает, как переводится на русский язык слово Йошкар-Ола?
Дети: Красный город.
Ведущая: А кто скажет, как назывался наш город раньше? Царевококшайск и Краснококшайск. Давайте присядем на стульчики и послушаем стихи о нашем крае.
Рома: Спешит рассвет по сёлам и лугам
И поезд мой рассветный тоже мчится,
Везёт меня к заветным берегам,
В мою родную дивную столицу.
Ксения: Привет тебе, привет, Йошкар – Ола!
Издалека твою красу я вижу
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (В.Рожкин)
Ведущая: А кто является президентом нашей республики? Как его зовут? В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у Республики Марий Эл. Назовите их. (дети отвечают) Давайте внимательно рассмотрим Герб Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? (На вывесках государственных зданий, машинах, самолётах, монетах и т.п.) Кто изображён на нашем гербе? Да, медведь. Медведь традиционно был одним из основных тотемных животных у финно-угорских народов и славянских племён. Медведь, будучи животным регионального значения, олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В левой лапе медведь держит щит лазуревого цвета с изображением золотого национального солярного знака марийцев – древнего символа плодородия. В правой лапе – меч в ножнах и золотой молот. Меч как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот – обобщенный символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания. Геральдический щит украшен золотой короной, олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизованной под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).
В гербе используются цвета:
- Червлёнь- символизирует храбрость, мужество, любовь.
- Лазурь - символизирует честность, верность и безупречность.
- Серебро - символизирует благородство, чистоту и правдивость.
- Золото - символизирует могущество и богатство, а так же христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие.
Ведущая: Что вы можете сказать о флаге нашей республики? Какого он цвета? Что означают эти цвета? ( Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета у древка (мачты) во всю ширину флага орнаментированной традиционным национальным узором.
Дети: Белый цвет - березка, красная полоска- солнечный рассвет.
Ведущая: А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно – Гимн. Как ее надо слушать? Молодцы! Давайте положим ручку на грудь там, где стучит сердечко и послушаем гимн Марий Эл. Звучит гимн (взрослые подпевают).
Ведущая: Здравствуй земля марийская! Низкий поклон тебе. С давних пор был обычай такой брать с собой в дальние страны горсть земли родной. Вот она горсточка земли марийской. Давайте скажем ей добрые слова. («Родня земля и в горсти мила», «Родная земля-мать, чужая – мачеха» « Кто, где родился там и пригодился») Сегодня мы будем говорить о музыке марийского края, будем петь марийские песни, читать стихи марийских поэтов и играть в марийские народные игры.
Ксения: Марийский край родной на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок – прекрасен, мил и чист. (С. Вишневский)
Звучит песня «Марий Эл» В. Захаров (портрет композитора).
Ведущая: Наша республика богата своими лесами, которые щедро одаривают нас своими дарами-грибами и ягодами. А ещё каждый народ богат своими пословицами и поговорками. Давайте вспомним осенние пословицы и поговорки.
Оля: Осенью и мышь богата.
Артём: Осенний дождь верёвки вьёт.
Миша: Осенний снег зимним работам протирает дорогу.
Ведущая: В старину у марийцев в обиходе была поговорка: «Дерево на дерево опирается, а человек на человека», а теперь говорят – «Народы страны дружбой сильны». Хоть и родились мы с вами здесь, в лесном марийском крае, но Родина наша - вся Россия. Ребята, а ещё есть марийские народные осенние приметы. Послушайте их:
- Если птицы осенью запели как весной, значит пришло бабье лето.
- Осенью утки летают низко - к слякоти.
- К осени сильно начинают кусаться мухи.
Вдруг раздаётся стук в дверь.
Ведущая: Кто там в ворота стучится?
Пампалче: Это я к вам в гости спешу!
Ведущая: Кто к нам в гости пришёл, ребята вы узнали нашу гостью, она пришла к нам из марийской народной сказки! А какой?
Дети: Это Пампалче из сказки «Гусли-самогуды».
Пампалче: А какие ещё марийские сказки вы знаете? (ответы детей). Кокша богатырь. Сереброзубая Пампалче. Как лиса женила марийца на царской дочке. Чодыра – кува.
Молодцы! Я хочу поиграть с вами в марийскую народную игру «Катя сидит дремлет», вставайте скорее все в кружок. Проводится игра на следующие слова:
1. Сидит Катя, сидит Катя, сидит Катя, дремлет.
Катя, встань-ка, Катя, встань-ка, Катя, встань-ка, попляши.
Катя, выбери, Катя, выбери, кого любишь, с тем пляши!
Ведущая: Спасибо, Пампалче, за игру. А знаете ли вы, что осенью марийский народ отмечал праздник нового хлеба. В этот день столы ломились от разных угощений, и главным угощением был новый хлеб, испеченный из нового урожая зёрен. Все веселились, пели, играли, приглашали гостей и музыкантов. На каких же музыкальных инструментах играли раньше? Давайте поговорим о марийских национальных инструментах. Большой популярностью у марийского народа пользовался ШУВЫР – волынка,
на ней и до сих пор в марийских деревнях играют на разных праздниках, ТУМЫР – барабан, без него не обходится ни один марийский танец, ШИЯЛТЫШ – дудочка,
пастухи любили брать её с собой в поле, и нежнейшие гусли – КУСЛЕ.
Давайте послушаем, как они звучат (аудиозапись - кусле и шиялтыш). А у нас здесь есть музыканты?
В исполнении детей звучит марийская народнвая плясовая.
Пампалче: Мне так весело стало, я тоже вас хочу повеселить. Вас веселить, не дрова рубить! Пампалче исполняет марийский танец.
Ведущая: Провожая гостей, хозяева наполняли сумки гостей гостинцами, а гости дарили денежки в ответ.
Когда был собран весь урожай хлеба, люди выходили на крыльцо своего дома и трубили в трубу, выражая тем самым радость по поводу сбора нового хлебного урожая. Давайте и мы протрубим в честь нового урожая. Разбирайте наши трубы и трубите громче! (игра на дудочках)
А где праздник, там веселье.
А вот звонкие, резные ложки расписные
От зари до зари веселятся ложкари!
Давайте и мы в ложки сыграем пьесу Сергея Макова «Весело играем»!
Мальчики на ложках исполняют пьесу С. Макова «Весело играем»
Ведущая: А девочки станцуют нам танец осенних листочков (девочки исполняют танец). Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора, там повсюду игра!
Проводится игра «Йыр-Йырла модыш». Играющие встают в круг и передают друг другу платок за спиной, водящий старается поймать платок, у кого его он заберёт, тот и становится следующим водящим.
Ещё одна игра «Пелашем». Дети встают в две шеренги друг против друга, один из игроков со словом «пелашем» идёт к противоположной шеренге и одной рукой пытается вытянуть к себе игрока противоположной команды, если получится, они возвращаются в команду первого игрока, далее игрок другой шеренги так же пытается вытянуть к себе соперника, игра продолжается до тех пор, пока одна из шеренг не перерастёт в одну большую команду.
Ведущая: Вот и закончился наш праздник, пожелаем друг другу КУЖУ Умырым-долгих лет жизни, таза лияш-быть здоровыми, КУГУ ПАЙДАЛЫКЫМ-большого счастья. А чтобы поддержать праздничное настроение нашим гостям, споём частушки-такмак-влак.
В Килемарах мы живём. Здесь танцуем и поём.
Родной посёлок прославляем, никогда не унываем!
1. Килемарские ребята никогда не устают –
Если грустно, то попляшут, если весело – поют!
2.А посёлок наш лесной, леса были там и тут.
А теперь на этом месте только лютики растут!
3. Скоро мы тут подрастём и порядок наведём.
Снова наш посёлок будет, прямо скажем, – высший класс!
4. А пока в саду играем, женихов тут выбираем.
Чтоб конфетки нам носили, и игрушечки дарили!
5. Детский сад, детский сад – каменное здание.
В детский сад мальчишки ходят только на свидания!
6. Хорошо дрова рубить, которые осиновы.
Хорошо девчат любить, которые красивые!
7. Вот корова полетела в Килемарские края!
А кому какое дело, ведь корова не моя!
8. Мой марийский милый край, для меня родной ты рай.
Юбилейный праздник твой, воспеваем всей душой!
Ведущая: Теперь, я уверена, что вы, дорогие мои девчонки и мальчишки, ещё больше узнали о родном крае и будете любить свою малую Родину – родной марийский край!
Пампалче: Хорошо с вами время проводить, только мне пора, на прощанье, дети, я хочу вас угостить (раздаёт угощенье).
Ведущая: Нашей гостье Пампалче пора возвращаться в свою сказку, мы с ней прощаемся и говорим-чеверын. (дети прощаются). А мы с вами снова садимся на ковёр-самолёт и возвращаемся на свою малую Родину, в посёлок Килемары, в родной детский сад «Кече». Полетели! Приземлились, встали и пошли в группу.
Дети идут в группу под марийские народные наигрыши.
Материал подготовила музыкальный руководитель Любовь Николаевна Лебедева
МБДОУ Килемарский детский сад «Кече», пгт. Килемары, РМЭ.
Литература:
- Л. Г. Горькова, Н. Ф. Губанова. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Вако, 2007.
- Юл. Эадаров. Вера предков. Язычество. – Йошкар-Ола, 2007.
- Научно-методический журнал «Учитель» // №3. – 1993.
- Талант памаш. Сценарий – влак. – Йошкар–Ола, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ МНЕМОТЕХНИКИ И ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ ГОРОДОМ. ТЕМА «ЦАРСТВО ЗАГАДОК И КРАСОТЫ»
Задания на развитие смекалки и сообразительности с элементами мнемотехники. В занятие включено знакомство с Санкт-Петербургом....
Методическая разработка занятия в подготовительной группе на тему «Спешите делать добро»
Методическая разработка...
Методическая разработка занятия для подготовительной группы «Вечный огонь»
Цель:Формировать у детей патриотические чувства и развитие духовности. Воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные пер...
Методическая разработка занятия для подготовительной группы детского сада на тему "Весна пришла, весне дорогу"
Методическая разработка занятия для подготовительной группы на тему "Весна пришла" несет в себе задачу закрепить знания признаков весны, а также упражнять детей в установлении причинно-следственные св...
Методическая разработка Занятие в подготовительной группе "День Земли"
Методическая разработка для воспитателей старшего дошкольного возраста на тему «День Земли», и проведение тематической акции «Зеленый день в детском саду»Цели и задачи:1.Расшир...
Методическая разработка занятия в подготовительной группе по ОБЖ на тему: «Моя безопасность»
Занятие направленное на закрепление знаний о правилах поведения во время пожара; на умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решение; предотвращение...
Авторская методическая разработка: Занятие в подготовительной группе: «Путешествие по Унгинской долине»
Посмотреть или скачать файл «занятие "Путешествие по Унгинской долине". MOV» - https://disk.yandex.ru/i/RkcFzzdKTuP8wQ...