Развитие связной речи дошкольников на тематических занятиях в ДОУ
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
конспекты занятий, дидактические задания для работы с детьми старшей группы по формированию представлений о времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_alekseeva_a.g..doc | 108.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Алексеева Оттилия Гербертовна,
воспитатель МДОУ № 20/1 г.Твери
Методические материалы по формированию у детей старшего дошкольного возраста временных представлений
Фрагмент занятия по формированию представлений 1 минуты у детей старшей группы
На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспита тель говорит:
- Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.
По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызван ный ребенок наблюдает за секундомером.
Сколько прошло времени?—Дети отвечают, что 1 минута.
Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,— говорит воспитатель.— Правильно выполнит задание тот, кто закончит ра боту через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и во время кончить. А теперь,— дает сигнал воспитатель,— в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.
Подводя итоги работы, он говорит:
Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили вы кладывать узоры, когда прошла 1 минута.
Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т.д.
Исследование понятия «Дни недели», «Месяц» их количества и видов
Цель занятия
Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц» (состоит из четырех недель, один месяц следует за другим); упражнять в классификации геометриче ских фигур по разным признакам.
Материалы
Для воспитателя: листочки от календаря за прошедший ме сяц, сложенные по неделям; два комплекта цифр от 1 до 7, мяч. Для детей: набор геометрических фигур.
Ход занятия
Поиграем
«Назови скорей»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ве дущий.
Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он, Выходи из круга вон.
Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребенку и задает вопрос ти па: «Какой день недели был вчера? Назови день недели по сле четверга. Назови день недели между четвергом и пятни цей». Так роль ведущего постепенно переходит от одного ребенка к другому. Если кто-то затрудняется быстро дать от вет, то воспитатель предлагает детям помочь ему.
Воспитатель. Сколько дней в неделе? {Семь.) Давайте проверим, так ли это. {Дает детям листочки календаря и предлагает разложить их по порядку.) Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку. Покажите с помощью рук, сколько дней в неделе.
Дети разводят руки в стороны, таким образом показыва ют протяженность недели.
Затем воспитатель предлагает детям назвать первый месяц года. «Посмотрите, сколько недель в месяце? (Показывает листочки календаря, сложенные по неделям.) Посчитайте, сколь ко недель в месяце. Вы можете показать, сколько дней в ме сяце? (Дети широко разводят руки в стороны.) В каждой не деле одинаковое количество дней? Как узнать? (Положить листочки календаря одной недели под листочками другой.) А как можно по-другому узнать, сколько дней в месяце?» (Ли сточки календаря положить в ряд.)
Если дети при выполнении задания будут считать, не препят ствуйте. Если нет — тоже не беда, они этому научатся позднее.
Воспитатель. Как называется первый месяц года? Вто рой? Послушайте пословицы о январе.
Январь — году начало, а зиме — середина.
В январе и горшок в печи замерзает.
Январю — морозы, февралю — метели.
Примечание. Если в группе есть плакатный календарь, пред ложите детям показать на нем январь, спросите, какой этот месяц по счету.
«По порядку стройся» (усложненный вариант)
На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два ком плекта). Дети двигаются под музыку. По сигналу берут цифры со стола. Воспитатель говорит детям, что надо построиться по порядку: дни недели по порядку, одна неделя за другой. Игра ющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Дети превращаются в семь дней неде ли. Таким образом, выстраиваются две недели. Дети, оставши еся без карточек, задают играющим вопросы:
- седьмой день недели, назови свой день недели и приду май пословицу или поговорку о числе семь;
- среда, скажи какой твой день по счету? Назови сказки в которых встречается число три.
Дети возвращают карточки на прежнее место, и игра по вторяется.
Сидя за столом
На столах геометрические фигуры разной формы, величи ны, цвета.
Воспитатель предлагает детям разложить фигуры по раз ным признакам:
отложите большие красные фигуры и назовите их;
отложите маленькие фигуры, назовите их;
отложите все четырехугольники и назовите их;
отложите все треугольники;
назовите разные фигуры.
Отгадай-ка
У Олега восемь марок. Все марки, кроме трех, он отдал своим друзьям. Сколько марок осталось у Олега? Не спеши те с ответом, его вы мне скажите на ухо, — говорит воспи татель.
Выслушав ответы детей, предлагает детям обосновать их ответ.
Рекомендации для родителей
Расскажите родителям о том, что дети узнали нового на сегодняшнем занятии. Предложите обращать на это внима ние в повседневной жизни. Например, у кого из членов се мьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? И т.д.
Ориентировка детей по дням недели и временам года
Ориентировка во времени
Цель занятия
Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вни зу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в назва нии последовательности дней недели; познакомить с назва нием следующего месяца.
Материалы
Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор кар точек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.
Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изобра жены три картинки с предметами, по-разному расположен ными, набор фишек.
Ход занятия
Сидя за столом
Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Вос питатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Пред ставьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учи теля". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.
Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать во просы по картинке. Раз, два, три».
Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выяс няет, на сколько у кого больше.
После этого напоминает, какие слова должны быть в во просах: «На какой картинке слева находятся... ? На какой картинке справа находятся... ? Что слева от... ?»
За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадрива ет тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спра шивает, кто задал больше вопросов.
Поиграем
«Отгадай число»
Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопро сов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано чис ло пять. «Оно больше четырех?» — «Да». — «Оно меньше шести?» — «Да». — «Это число пять?» — «Да».
После того как число отгадано, ведущим становится иг рок, который его отгадал.
«Неделька, стройся»
(усложненный вариант)
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к ци фре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и да ют им задания:
- выходят дни недели, которые стоят после четверга (вы ходят дети с цифрами пять, шесть, семь);
- выходит день, который обозначает понедельник;
- выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правиль но. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показыва ет листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?
А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)
Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в фе врале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»
Это делается без счета. Выкладываются листочки календа ря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняют ся, сам называет их.
«В феврале зима с весной встретятся впервой.
Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»
Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?
Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в ка ком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, ка кой месяц следующий? (Март.)
Советы воспитателю
Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведи те игру «Чей волчок дольше крутится».
С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.
Сутки
Цель. Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.
Материал. Четыре картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Инструкция. Ребенок вместе с педагогом рассматривает кар тинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки пере ворачиваются изображением вниз. Воспитатель начинает рас сказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать кар тинку с изображением утра и положить ее на картинку с ил люстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце под нялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем воспитатель го ворит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темне ет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие кар тинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может от ветить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
Схемы к практическому исследованию
Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе «Пробуждение весны»
Цели занятия. Уточнить знания детей о последо вательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения дли ны и ширины с помощью условной меры. Совершенство вать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.
Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.
Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного матери ала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, пря моугольники.
Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давай те вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.
— А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?
— Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на сол нышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)
— И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежни ку. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)
Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепе сточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горе вал, что никто ему не поможет.
— Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?
— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.
Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измере ния? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы изме рить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?
— Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.
Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 3 стакана, а голубой воды — 4 стакана.
Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.
Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И мо жем спокойно полить подснежник.
- Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?
- Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас изме рите с помощью условной меры и выложите цифры — про тяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая — ширина.
Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.
Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцве сти?
- Нужно тучи отогнать от солнышка.
- А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.
№ 1
Подарил утятам ежик
Семь подснежников весенних.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (7)
№ 2
Шесть веселых медвежат
За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
№ 3
Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один — у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно зем лю прогревать.
Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти пало чек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и помо жем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верх ний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку све тить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза лю дей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти раз ной геометрической формы. Они действуют тогда, когда раз делены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснеж ник здоровый и красивый.
А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.
Итог занятия
- Что вам понравилось сегодня на занятии?
- Что нового вы узнали?
- А что не понравилось?
- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.
Игра «Живая неделя»
Семь детей у доски построились и пе ресчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Услож нение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...
Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"
В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....