Значение игры в музыкально-ритмической деятельности дошкольников.
материал (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Скачкова Лариса Анатольевна

Музыкальные занятия включают в себя разнообразные виды деятельности. Мы,музыкальные руководители, имеем возможность с помощью музыки  создать   их  увлекательными  и познавательными. В своей работе я использую музыкальные игры, которые оказывают большую помощь в развитии музыкальных способностей детей. Все виды музыкальных игр, используемые мной на музыкальных занятиях, являются дидактическими, так как являются самым доступным и диагностичным видом деятельности.Они  дают возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.                                                                                                                                                                                                                  Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры  часто требуют  концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть совсем не трудно. Именно поэтому ребенок вступает в музыкальную игру без опасения и страха, и прекрасно может проявить свою   индивидуальность.

На данном сайте вы сможете найти:

функции

 педагогическое значение

задачи музыкально- дидактических  игр

 

Музыкально-дидактические игры, которые я использую на своих занятиях, разработаны   известными  педагогами: Н.А. Ветлугиной, М. А. Давыдовой, О. И. Радыновой и Н. И. Льговской  др.

 Надеюсь, музыкальные игры,которые вы здесь найдете, сделают  занятия интересными для ваших вопитанников  и  будут полезными для вас!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_moy_sayt.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение игры в музыкально - ритмической  деятельности  дошкольников.

        Общение с музыкой  вводит ребенка в мир волнующих переживаний, открывает ему путь эстетического познания жизни. Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир, необходимо  развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.  

        Использование музыкальных игр  способствует реализации педагогических функций музыкально-игровой деятельности:

познавательной;

коммуникативной;

реакционной;

эстетической.

        Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.

Музыкально-дидактическая  игра - самый   доступный и  диагностичный  из  всех видов музыкальной деятельности.

Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение.

Она-

 фактор развития ребенка;

способ приобщения к музыкальной культуре;

способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;

способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

        В работе с детьми по развитию музыкально-сенсорных способностей  использую музыкально- дидактические игры Н.А. Ветлугиной, Н.Г.Кононовой,  А.Н Зиминой, Н. И. Льговской.

         Считаю необходимо обозначить ряд конкретных задач музыкально-игровой деятельности:

развитие способности эмоционального сопереживания в процессе восприятия музыки;

развитие музыкального слуха (звуковысотного, тембрового и динамического);

развитие чувства ритма;

развитие памяти детей.

передача ребенку определенных теоретических знаний о музыке;

развитие творческих способностей в процессе импровизации в различных видах музыкальных игр. 

Использование музыкально-дидактических игр на музыкальных занятиях помогает научить детей  воспринимать и любить музыку, испытывать потребность в постоянном общении с ней.

Литература:

Н.И.Льговская,А.Н.Зимина.

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке:

Игра «Снеговики и снежинки»

Цель игры:  учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкальный материал: «Вальс» Ф. Гершовой, «Чешская полька».

Движения, используемые в игре: шаг польки, плавное кружение.

«Снежинки»  и  «снеговики» сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки  двигаются шагом польки «снеговики», под музыку Вальса - кружатся  «снежинки». Пьесы  исполняются в разной последовательности несколько раз. С окончанием звучания музыки  «снеговики» ловят «снежинок».

                                          Вокально-двигательные упражнения.

        В упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определенные цели. Прежде всего - сконцен трировать внимание детей на координации их собственных дви жений с пением, с музыкальным метроритмом.

                                     «Станем прямо»

Это упражнение целесообразно использовать в преддверии разучивания  хоровода.

Цель: научить детей творчески интерпретировать знакомые движения в новой  попевке, согласовывать движения с музыкой и словами песни, продолжать обучение движению в круге.

Педагог закрепляет слова  вокально-двигательного  упражнения и поясняет,  что в этой попевке все движения будут комментировать то, о чем в ней говориться. Все движения детям уже знакомы, но надо постараться их исполнить аккуратно, в нужное время и четко.        

1.Станем прямо - руки в боки,    Дети   встают, руки на поясе.                 

На ногах начнем подскоки.                 Делают подскоки.

Слушай музыку, старайся

И со счета не сбивайся.

2.Взялись за руки, и вот-                      Берутся за руки и образуя   хоровод.

Получился хоровод.

Слушать музыку старайся           Выполняют плавные движения руками,

И со счета не сбивайся.                в соответствии с ритмом музыки.

3.В хороводе мы пойдем,

Плавный танец заведем,                        Идут хороводным шагом.

Слушать музыку старайся

И со счета не сбивайся.

        

                       «Ручки и головка»

Цель:  развитие внимания  детей,  фиксирование поочередных движений правой и левой рук, включение в их метроритмические действия комплексного участия кивков головы.

Ручка правая у нас

 пальчики сжимает,

Это ручке точно в такт

голова кивает.

Ручка левая у нас

пальчики сжимает,

Этой ручке точно в такт

голова кивает.

Две руки теперь у нас

пальчики сжимают,

И обеим ручкам в такт

голова кивает.                

                      «Игра на морском дне».

   

Для того, чтобы детям легче было представить себе обитателей морского дна, о которых будет идти речь во время игры, рекомендую использовать наглядные пособия с их изображением. Пусть дети на рисунках или фотографиях увидят  образы морского конька, краба и золотой рыбки. Внешний вид этих животных можно сопоставить с песенками, которые они будут исполнять.

В процессе игры идет повторение разных жанров музыки - песни, танца и марша.

Я поясняю, что встретиться с этими жанрами можно повсюду, причем не только на земле, но даже под водой. Предлагаю отправиться  в подводное путешествие. Для начала ребята вспоминают, каких интересных обитателей рек, и моря они знают. В зависимости от, того, кто какого персонажа выбрал, предлагается представить, под какую музыку воображаемый персонаж мог бы станцевать.

                                             

                                                 1. «Краб»  (Марш)

Это - неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как.

Вперевалку меж камней

Он торопится скорей.

                                                 2. «Золотая  рыбка» (Вальс)

Вот золотая рыбка,

Она быстра и гибка,

Хвостиком виляет,

К танцу приглашает.

          3. «Морской конек»  (Полька)

Погляди – морской конек,

Как лошадка - прыг да скок,

Вместо ножек – завитушка,

Сам - как детская игрушка.

                                               4. «Медуза» (песня)

Медуза - словно парашют,

И под волной она - как шут

То стоит, а то колышется,

будто песенка нам слышится.

      Для упражнения в легком беге на носках:

        

                Огуречик,  огуречик,

                 Не ходи на тот конечик.

                 Там мышка живет,

                 Тебе хвостик отгрызет.

Для упражнения в ходьбе, беге, галопе:

        

                Из-за леса, из-за гор
                Едет дедушка Егор
.

                Сам на лошадке,

                Жена на коровке,

                Внуки на телятках,

                 Гоп-гоп, гоп-гоп!

Для упражнения в подскоках:

        

                Как на нашем  на лугу

                 Стоит чашка творогу.

                 Прилетели две тетери,

                 Поклевали, улетели.

Для  упражнения в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, сужения и расширения круга:

        

                Скок, поскок молодой дроздок,

                По водичку пошел, молодичку нашел.

                Молодиченька - невиличенька

                Сама с вершок, голова с горшок.

Для упражнения в подготовке к переменному шагу:

                 Петушок,        петушок,

                       Золотой гребешок...

   

Для упражнения в движении «ковырялочка»:

                Андрей-воробей,

                Не гоняй голубей!

                   Гоняй галочек

Из-под палочек.

Для упражнения в ритмичных  притопах:

         

                Тара-тара-тарара

                 Выезжают трактора.

                Будем землю пахать,

                Будем рожь засевать,

                Будем хлеб молотить,                

                Малых детушек кормить.                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и музыкально-ритмические композиции для детей дошкольников

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и танцы – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки). Они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому ...

Проект по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза

Проект  по развитию музыкально-ритмических способностей у дошкольников. Музыкальное занятие с использованием системы Э.Жака-Далькроза...

Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх

Педагогическая технология музыкально-ритмического развития старших дошкольников в хороводных играх...

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

Мастер - класс "Музыкально - дидактические игры как ресурс совершенствования музыкально - ритмических способностей старших дошкольников"

Музыкально - дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и достуаными. Ведь в результате их использования у детей появляется желание активно участвовать в процессе обучения....