Обучение дошкольников музыкальной грамоте.
методическая разработка по музыке (младшая,средняя,старшая группа) по теме
Методическая разработка. Обучение музыкальной грамоте детей младшей, средней , старшей групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gramota_v_detskom_sadu._metodicheskaya_razrabotka.doc | 199 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.
Методическая разработка.
«Музыкальная грамота в детском саду»
Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.
Исполнитель:
Музыкальный руководитель
МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»
Герасимова Валентина Викторовна
г. Озеры
2008 год
Пояснительная записка
«Обучение дошкольников музыкальной грамоте» Программа обучения.
Срок обучения-3 года.
Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.
За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.
Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов .
1-й год обучения (младшая группа)
На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
2-й год обучения (средняя группа)
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.
З-й год обучения (старшая группа).
На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).
Музыкальная грамота в детском саду.
1-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во | ||
прохождения | ..• | |||||
занятии | ||||||
1. Организационное | Беседа с детьми о предстоящей | - | Сентябрь | 1 | ||
занятие. | деятельности. | |||||
2. «Погремушка как | Строение и устройстве погремушки: | 1.Песенка «Погремушка» | Сентябрь | 1 | ||
музыкальный | ножка, наполнитель, футляр-емкость для | Ю.Антенева | ||||
инструмент» | горошин | 2.Пляска с погремушками | ||||
3.Игра «Кто. скорее?» | ||||||
3. «Разновидности | Показ различных видев погремушек: с | 1.Свебедные пляски с | Сентябрь | 3 | ||
погремушек» | ножкой и без ножки, различной фермы, | погремушками | ||||
металлические, деревянные, | 2.Подвижные игры | |||||
пластмассовые и др. Определение на слух | 3. «Догонялки» | |||||
различных погремушек. | 4.Свобедные игры с | |||||
погремушками | ||||||
4. «Тембр. | Слушание звучания разнотембровых | 1.Музыкально.- дидактическая | октябрь | 4 | ||
Разнотембровые | погремушек: гремящих, звенящих, | игра «Угадай-ка» | ||||
погремушки» | шуршащих и др., в зависимости от | 2.Игра на различных | ||||
материала. Определение на слух звучания | погремушках с использованием | |||||
всех этих погремушек. | р.н.м. | |||||
5. «Бубен. | Рассказ об устройстве бубна: корпус, | 1.Игра «Кто скорее?» | Ноябрь | 1 | ||
Строение бубна» | донце, ямка, металлические пластинки, | 2.«Угадай-ка» | ||||
бубенчики. | ||||||
6. «Разновидности | Беседа о разных видах бубнов: малые, | [.Свободная игра на всех видах | Ноябрь | 2 | ||
бубнов» | средние, большие концертные, с | бубнов | ||||
бубенчиками и без бубенчиков. | 2. Игра «К то скорее?» | |||||
Определение на слух звучания различных | 3 .Игра «Бубен» Фрида | |||||
бубнов, показ, | ||||||
7. «Разновидность | Беседа о зависимости громкости звука, | 1. «Тихо-громко в бубен бей» | Ноябрь | 2 | ||
бубнов. Динамика, | извлекаемого бубном, от его размера, | 2.« Угадай- ка» | ||||
слуховое | количества бубенчиков и силы удара. | |||||
восприятие» | ||||||
8. «Колокольчик. | Рассказ о строении колокольчика: юбочка, | 1.Свободные игры | Декабрь | 2 | ||
Его строение» | язычок, ушко. Показ. | 2. «Угадайки» (бубен, | ||||
колокольчики, погремушки) | ||||||
9. «Разновидности | Показ различных колокольчиков: малые, | 1. «Игра с колокольчиками» | Декабрь | 1 | ||
колокольчиков» | большие, средние, валдайские. | 2. Свободная игра на | ||||
колокольчиках | ||||||
10. «Тембр. | Определение на слух звучания различных | 1. «Тихие и громкие звоночки» | Декабрь | 2 | ||
Различие в | колокольчиков: громко, тихо, нежно, | 2.Слуховая «Угадай-ка» | ||||
звучаниях | звонко, мелодично, протяжно - в | |||||
колокольчиков» | зависимости от вида и приема игры | |||||
(«трель», удар палочкой, пальцем, | ||||||
встряхивание). | ||||||
11. «Барабан. | Показ барабана. Рассказ о его строении: | 1.Песня «Барабан» | 1 | |||
Строение | корпус, два донца, палочки, ремешок. | 2.«Маленъкий марш» Парлова | Январь | |||
барабана» | Звукоизвлечение. Слушание музыки. | 3.Марширование под барабан | ||||
12. «Разновидности | Показ различных барабанов: большого, | 1.Упражнение «Гулять-отдыхать» | 1 | |||
барабана» | малого, железного. Беседа о том, чем они | 2.Песня «Барабан» | Январь | |||
отличаются друг от друга. | 3.Марширование под все | |||||
барабаны | ||||||
13. «Тембр. | Восприятия на слух звучания различных | 1.Иrры «Угадайки» | 2 | |||
Различие в | барабанов. Различать звучание больших, | 2.Музыкально-ритмическая игра | Январь | |||
звучании разных | малых и железного барабана. | «Труба и барабан» | ||||
барабанов» | ||||||
14. «Музыкальные | Показ музыкальных игрушек: неваляшек, | 1. Свободные пляски, игры, | Февраль | 4 | ||
игрушки» | музыкальных волчков, органчиков, | подвижные игры | ||||
музыкальных открыток, шкатулок, | 2. «Угадай-ка» | |||||
коробочек. Закрепление знаний детей о | ||||||
музыкальных игрушках. | ||||||
15. «Ложки | Ложка - музыкальный инструмент. | 1.Песня «Ложкари» | Март | 1 | ||
деревянные как | Описание лодки: расписные, деревянные, | 2.«Лошадка» Потоловско (прямой | ||||
музыкальный | металлические, большие, маленькие, | галоп) | ||||
инструмент» | пластмассовые. | |||||
16. «Строение | Беседа о строении ложки: палочка-ручка, | 1.Показ приемов игры на ложках | Март | 1 | ||
ложки» | пяточка. Как извлекается звук. | 2. Свободные игры, пляски | ||||
17. «Тембр. | Слушать звучание различных ложек, | 1. Определение на слух | Март | 2 | ||
Слуховое | определять на слух большие и маленькие, | 2. «Угадай-ка» | ||||
восприятие | деревянные, металлические и | 3. Свободные игры, пляски | ||||
звучания ложки | пластмассовые. | |||||
18. «Металлофон. | Показ металлофона. Беседа о его | 1.Исполнение взрослым | Апрель | 1 | ||
Строение | строении: корпус, металлические | различных пьес на металлофоне | ||||
металлофона» | пластиночки разного размера, молоточек. | |||||
19. «Звуки | Беседа о шумовых звуках и музыкальных с | 1. « Угадайки» | Апрель | 2 | ||
музыкальные и | показом звучания различных | 2 .Исполнение взрослым | ||||
немузыкальные» | инструментов. Определение на слух. | знакомых песенок, подпевание | ||||
детьми | ||||||
20. «Высокие и | Определение на слух звучания | 1. «Птица и птенчики» | Май | 2 | ||
низкие звуки» | металлофона в высоком и низком | 2.Упраднения «Дождик», | ||||
регистре. Узнавание приемов удар и | «Дятел», «Ручеек» | |||||
glissando. | ||||||
21. «Звуки громкие | Определить на слух громкость звучания | 1. «Мышка-речка» | Май | 1 | ||
и тихие» | металлофона. | 2. «Дождик-дятел» | ||||
3. «Угадайки» |
Музыкальная грамота в детском саду.
2-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во | ||||
прохождения | занятий | |||||||
1.Организационное занятие | Беседа с детьми о предстоящей работе. | - | Сентябрь | 1 | ||||
2. «Ритм» | Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии. | 1. «Андрей-воробей», р.Н.м. | Сентябрь | 1 | ||||
2.«Тихо-громко в бубен бей» | ||||||||
Тиличеевой | ||||||||
3. «Бубен. Строение бубна» | Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. | 1.Игра «Бубен» Фрида | Сентябрь | 1 | ||||
2 .. «Тихо-громко в бубен бей» | ||||||||
Тиличеевой | ||||||||
4 .. «Короткие и длинные звуки» | Беседа о коротких и длинных звуках. | 1. «Андрей-воробей» 1 ч. | Сентябрь | 2 | ||||
Графическое изображение. Прохлопывание | ||||||||
попевок. | ||||||||
5. «Короткие и длинные звуки» | Графическое изображение на фланелеграфе. | 1. Слушание «Мишка с куклой» | Октябрь | 2 | ||||
Пропевание песенок. | 2. «Андрей-воробей» | |||||||
6. «Короткие и длинные звуки» | Определение на слух коротких и длинных | 1.Игра «Шагать и бегать» | Октябрь | 2 | ||||
звуков. Выполнение упражнений. | 2. «Бег» Магиденко | |||||||
7. «Металлофон, Строение металлофона» | Определение на слух приемов игры на | 1. «Ручейки», «Мышки» | Ноябрь | 4 | ||||
металлофоне. Начинать и заканчивать с | 2.Игра «Успевай-ка» | |||||||
аккомпанементом. Упражнения на развитие | 3. «дождик», «Дятел» | |||||||
воображения и фантазии. | 4.Подвижные игры | |||||||
5.ПридумываЙ свою музыку | ||||||||
8. «Настроение в | Определение характера, динамики, темпа в | 1. «Полька» Красева | Декабрь | 5 | ||||
музыке» | незнакомых произведениях, выбор | |||||||
соответствующих инструментов. | ||||||||
9. «Музыкальные | Марш-танец. Слушание произведений в | 1.Марши | Январь | 3 | ||||
жанры» | этих жанрах, определение на слух. | 2.Польки | ||||||
3. Свободные маршировки и | ||||||||
танцы | ||||||||
1 о. «Средства | Беседа о средствах выразительности музыки | 1. «Колокольчики звенят» | Январь | 1 | ||||
музыкальной | (характер, темп и т.д.). | |||||||
выразительности» | ||||||||
11. . «Средства | Вслушиваться в музыку. Определять | 1. «Мы запели песенку» | Февраль | 4 | ||||
музыкальной | характер и регистр в незнакомых | 2. «Праздник птиц» | ||||||
выразительности» | произведениях. | 3. «Скворцы и вороны» 4. «Плачь куклы» | ||||||
| ||||||||
12. «Ударно- | Состав ударно-шумового оркестра, показ | 1. «Мы запели песенку» | Март | 2 | ||||
шумовой оркестр» | инструментов, слушание произведений для | 2. «Марши» | ||||||
ударно-шумового оркестра. | 3. «Пойду ль я» | |||||||
4. подвижные игры | ||||||||
13. «Ударно- | Повторение строения ложек, разновидности | 1. «Топотушки» | Март | 2 | ||||
шумовой оркестр. | ложек. Знакомство с музыкальными | 2. Подвижные игры и танцы на | ||||||
Ложки» | палочками. | дробном шаге | ||||||
14. «Ударно- | Слушание музыкальных произведений. | 1. «Топотушки» (др. шаг) | Апрель | 4 | ||||
шумовой оркестр. | Выбор соответствующих музыкальных | 2. «Моя лошадка» (галоп) | ||||||
Музыкальные | инструментов. Исполнение по подгруппам | 3. свободные танцы под оркестр | ||||||
палочки и | оркестра и движений. | (по подгруппам) | ||||||
кубики» | ||||||||
15. «Ударно- | Строение и извлечение звука треугольника. | 1. «Лесная песенка»Филиппенко | Май | 4 | ||||
шумовой оркестр. | Сравнение на слух звучания различных | 2. «Звенящий треугольник» | ||||||
Состав оркестра. | треугольников (большого, оркестрового, | 3. «Колокольчики звенят» | ||||||
Треугольники» | малого, среднего ). Слушание новой пьесы. | 4. «Мы запели песенку» | ||||||
Выбор соответствующих инструментов. |
Музыкальная грамота в детском саду.
3-й год обучения
Тема: «Детские музыкальные инструменты».
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во | ||||||
прохождения | занятий | |||||||||
1. Организационное | Беседа о предстоящей деятельности. | - | Сентябрь | 1 | ||||||
занятие | ||||||||||
2. «Мелодия. | Определение мелодии. Слушание отдельных | 1. «Лесенка» | Сентябрь | 3 | ||||||
Поступенность | фраз, определение поступенного движения | 2. «Горка» | ||||||||
движения мелодии. | мелодии вверх и вниз. | 3. «Ручейки» | ||||||||
3. «Ритм. Короткие и | Работа на фланелеграфе, выкладывание | 1. «Андрей-воробей» | Октябрь | 4 | ||||||
длинные звуки» | полосками коротких и длинных звуков. | 2. «Лесенка» | ||||||||
3. «Горка» | ||||||||||
4. «Музыкальные | Характеристика жанра. Слушание различных | 1. Грамзаписи различных | Ноябрь | 4 | ||||||
жанры. Вальс» | вальсов в грамзаписи. Определение | вальсов | ||||||||
характера музыки, подыгрывание. | 2. Валъс«Осенний сон» | |||||||||
5. «Разновидности | Беседа о разновидностях вальсов | 1. Вальс «Осенний сон» | Декабрь | 4 | ||||||
вальсов» | (праздничных, лирических, танцевальных). | 2. «Над волнами» | ||||||||
Слушание различных вальсов в исполнении | 3. «На сопках | |||||||||
на фортепиано. Определение характера | Маньчжурии» | |||||||||
звучания, подыгрывание на самостоятельно | 4. «Маленький вальс» | |||||||||
выбранных инструментах. | 5 . «Березка» | |||||||||
6. «Вальс конькобежцев» | ||||||||||
6. Музыкальные | Разновидности танцев. Различные польки, | 1. «Мишка с куклой» | Январь | 2 | ||||||
жанры. Полька» | слушание их в исполнении на фортепиано, | 2. «Полька» Лядовой | ||||||||
характеристика музыки. | 3. «Полька» латв. н.м. | |||||||||
7. «Музыкальные | Устройство ксилофона. Показ приемов игры | 1. Знакомые пьесы | Январь | 3 | ||||||
инструменты. | на ксилофоне. Слушание в исполнение | 2. упражнения для детей | ||||||||
Ксилофон» | взрослого знакомых песенок в звучании | |||||||||
ксилофонов. | ||||||||||
8. «Форма | Куплетная форма. Двухчастная форма. | 1. Знакомые песни | Февраль | 4 | ||||||
музыкального | Определение формы. Слушать начало | 2. Вальсы | ||||||||
произведения» | припева и второй части. Слушание | 3. Польки | ||||||||
произведений в куплетной и двухчастной | ||||||||||
форме. | ||||||||||
9. «Русская народная | Слушание русских народных мелодий. | 1. р .. Н.м. «Я на горку шла» | Март | 4 | ||||||
песня» | Сравнение характера, настроения, формы. | 2. «Во саду ли» | ||||||||
Определение движения мелодии, | 3. «Во поле береза» | |||||||||
определение длинных и коротких звуков. | ||||||||||
10. «Ударно-шумовой | Знакомство с ударно-шумовым оркестром, | 1. Грамзаписи, | Апрель | 4 | ||||||
оркестр» | его составом и инструментами: трещотки, | фонограммы, пьесы в | ||||||||
бубенцы, коробочка, колотушка, рубель, | исполнении на фортепиано. | |||||||||
маракасы, кастаньеты. | ||||||||||
11. «Современная | Слушание произведений в современных | 1. Музыка Р . Паулса | Май | 3 | ||||||
музыка» | ритмах в эстрадных обработках. | 2. «Регтайм» | ||||||||
Определение характера, ритма, настроения, | ||||||||||
динамики, регистра и т.д. | ||||||||||
15. «Ударно- | Строение и извлечение звука треугольника. | 1. «Лесная песенка» Филиппенко | Май | 4 | ||||||
шумовой оркестр. | Сравнение на слух звучания различных | 2. «Звенящий треугольник» | ||||||||
Состав оркестра. | треугольников (большого, оркестрового, | 3. «Колокольчики звенят» | ||||||||
Треугольники» | малого, среднего ). Слушание новой пьесы. | 4. «Мы запели песенку» | ||||||||
Выбор соответствующих инструментов. |
Литература.
1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).
2. Т. Тютюнникова. Программа . «Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)
3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)
4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)
5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)
6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические ре комендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский педагогический проект "АБВГДейка" (обучение дошкольников началам грамоты и и подготовка их руки к письму)
Проблемный вопрос: Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму.Актуальность проблемы:В современных условиях система образования предъявляет высокие требования ...
Статья по теме «Обучение детей музыкальной грамоте»
Музыкальные занятия объединяют такие виды музыкальной деятельности, как пение, слушание музыки, развитие музыкального слуха, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструме...
Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам грамоты.
Материал отвечает на многие вопросы, касающиеся подготовки ребёнка к школе....
Обучение дошкольников элементам грамоты (2014 г.)
Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу по...
Методические рекомендации для педагогов на тему: «Круглый стол» «Взаимодействие узких специалистов по обучению дошкольников дорожной грамоте»
Цель: расширить, уточнить знания воспитателей по обучению детей правилам дорожного движения....
программа кружка по развитию речи "Обучение дошкольника основам грамоты"
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овлад...
Обучение дошкольников элементам грамоты (полезные советы для педагогов и родителей)
"Обучение дошкольников элементам грамоты "...