Консультация для родителей «Познавательное развитие детей 3-4 лет»
материал (младшая группа)

Панщанная Елена Валерьевна

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира.

Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

1) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

2) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

3) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

Также, познавательное развитие ребёнка можно разделить на две категории: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий а, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до 2х лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (слух осязание, обоняние).

К пяти годам у ребенка накапливается довольно крупный  багаж знаний. Важную роль в познавательной деятельности ребенка играет владение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое ребенок может везде: на улице, в общественном транспорте,  на природе, в поликлинике, в магазине. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и смогли бы придумать интересное, новое задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно делить эту дорогу на пути следования. Спросите ребенка: «Какие маршруты следования мы пройдем?» (автобусная остановка, сквер, красивое синее здание и сам сад).

«Посчитай, сколько машин красного цвета».

Читая книги, очень важно обсуждать услышанное ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

 

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий отличающихся по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Если в раннем возрасте, ребенок отличается любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то к трем годам ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к ушку и т.д.

Он  как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, его конструкцию, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир пробуждает  в   ребенке азарт «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познавать «новоe» в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

       Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших

причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).

 

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя,  логопеда, психолога.  Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в зоопарк, на детские праздники, в развивающие центры, кино, магазины больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Главное – родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс, а не думать, что, когда он вырастет, всему научится сам.

В семье можно многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, дедушки, бабушки, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Если Вы, например, купили дочери новую куклу, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок увидел жука. Что это за жук?

— майский, или какой-то еще? Не спешите отвечать на вопрос, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье

 

врачей – ребенок разбирается в костях человека, лекарствах, в семье  биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, бросового материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Познавательное развитие детей 3-4 лет»

В познавательном развитии ребёнка стоит учитывать два важных компонента.

Во-первых, собственно информация, которую получает ребёнок из окружающего мира.

Во-вторых, отношение ребёнка к получаемой им информации. В первом случае для улучшения познавательного развития ребёнка важно анализировать следующее:

1) как ребёнок умеет оперировать информацией? В зависимости от своего возраста и уровня развития, актуальности и понятности информации, ребёнок может её запомнить или забыть, систематизировать или анализировать…

2) какую именно информацию ребёнок получает: соответствует ли она его познавательным потребностям? она является совершенно новой, или совпадает с тем, что уже знает ребёнок, или изменяет имеющиеся знания?

3) как именно ребёнок получает информацию: в процессе собственной деятельности или со слов других? кто или что является авторитетным источником информации для ребёнка?

Также, познавательное развитие ребёнка можно разделить на две категории: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий а, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Если до 2х лет познавательный процесс большей частью происходит посредством движения, то позже начинает преобладать зрение: ребенок учится рассматривать предметы, постепенно подключая другие способы восприятия (слух осязание, обоняние).

К пяти годам у ребенка накапливается довольно крупный  багаж знаний. Важную роль в познавательной деятельности ребенка играет владение речью. Чем больше словарный запас малыша, тем больше новой информации он способен принять и понять. Стимулировать развитие познавательной деятельности можно посредством игры и увлекательной деятельности. Познавать новое ребенок может везде: на улице, в общественном транспорте,  на природе, в поликлинике, в магазине. Главное, чтобы взрослые могли грамотно рассказать о чем-нибудь новом и смогли бы придумать интересное, новое задание ребенку. Например, по дороге в детский сад можно делить эту дорогу на пути следования. Спросите ребенка: «Какие маршруты следования мы пройдем?» (автобусная остановка, сквер, красивое синее здание и сам сад).

«Посчитай, сколько машин красного цвета».

Читая книги, очень важно обсуждать услышанное ребенком, задавать вопросы по иллюстрациям. Чем старше ребенок, тем сложнее вопросы и задания ему под силу, и тем более сложные темы его интересуют.

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий отличающихся по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойств привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

Если в раннем возрасте, ребенок отличается любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то к трем годам ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к ушку и т.д.

Он  как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, его конструкцию, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир пробуждает  в   ребенке азарт «первооткрывателя». Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познавать «новоe» в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно:

       Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших

причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».

Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.

Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.

Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).

С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации воспитателя,  логопеда, психолога.  Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в зоопарк, на детские праздники, в развивающие центры, кино, магазины больше разговаривать с ним о его проблемах, рассматривать с ним книжки, картинки, привлекать его к посильному труду.

Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок тоже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта.

Главное – родители должны оценить возможности ребенка и его успехи, заметить прогресс, а не думать, что, когда он вырастет, всему научится сам.

В семье можно многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, дедушки, бабушки, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Если Вы, например, купили дочери новую куклу, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать. Ребёнок увидел жука. Что это за жук?

— майский, или какой-то еще? Не спешите отвечать на вопрос, понаблюдайте вместе с ребенком за ним. Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье

врачей – ребенок разбирается в костях человека, лекарствах, в семье  биологов — к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь ему овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности — определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, бросового материала, танцевальным движениям. Не пожалейте на это время. Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Консультация для родителей.ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ....

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей 3-х лет"

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполнять...

Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты

Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...

Консультация для родителей: «Познавательное развитие детей 3–4 лет»

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения....