Консультация для родителей "Познавательное развитие детей с ЗПР"
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Познавательное развитие детей с ЗПР».
Чему учить ребенка с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР 4– 5 лет
Ознакомление с окружающим миром.
- Знакомить с доступными явлениями природы.
- Способствовать появлению в словаре обобщающих понятий – игрушки, фрукты – овощи и т.д.
- Знакомить с предметами ближайшего окружения и их функциями.
- Рассказывать о понятных детям профессиях: воспитатель, продавец, врач, повар. Называть трудовые действия.
- Знакомить с правилами поведения в общественных местах.
Формирование элементарных математических представлений
1.Понимать вопрос «Сколько?». Сначала при ответе можно использовать слова «один», «много».
- Учить считать до 5 на основе наглядности. Соотносить каждое числительное только с одним предметом.
- Сравнивать предметы по величине (большой – маленький).
- Знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).
- Различать правую – левую руки.
- Ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь), временах года (зима – лето).
Сенсомоторное развитие:
1. Учить обследовать предметы, выделяя цвет, форму, величину.
2. Собирать пирамидку из колец разной величины.
3. Собирать разрезные картинки из 2 – 4 частей.
4. Учить группировать предметы по одному из признаков (цвет, форма, величина – «Блоки Дьенеша»).
5. Определять основные цвета.
Дети с ЗПР 5 – 6 лет
Ознакомление с окружающим миром.
- Знакомить с предметами и явлениями ближайшего окружения.
- Учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: деревья, кустарники, грибы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, насекомые, птицы, мебель, посуда, игрушки, настольные игры, одежда, обувь, головные уборы.
- Учить ориентироваться во времени: части суток, их последовательность; времена года; понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже». Развивать пространственное восприятие.
- развивать пространственное восприятие:
- различать правую и левую руки, ноги; сторону тела и лица, ориентируясь на сердце с левой стороны;
-определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении;
-понимать значение слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх – низ, правое – левое, спереди – сзади, в середине, между).
Формирование элементарных математических представлений
- Сравнивать предметы по размеру, цвету, форме.
- Считать различные предметы в предела 10, уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету».
- Уметь отсчитывать заданное количество предметов и уметь обозначать количество соответствующим числительным.
- Сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснить, где предметов больше, меньше, одинаково.
- Практически иллюстрировать состав чисел 2 – 5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.
- Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.).
- Ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.д.).
- Понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Сенсомоторное развитие:
1. . Учить различать и правильно называть цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный.
2. Узнавать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрические тела (брус, куб, цилиндр, конус). Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называя эти предметы круглыми, треугольными, квадратными, овальными. Уметь обводить контур геометрических и биологических объектов (листьев разных деревьев).
3. Указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой, маленький – меньше – самый маленький, самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов (от 3 до 5) разной длины, высоты, ширины.
Подготовка к обучению грамоте, развитие фонематического восприятия
- Последовательно выделять звуки из односложных и двусложных слов с опорой на готовую условно – графическую схему (НО, АУ, МАК, ОСЫ).
- Учить правильной четкой артикуляции звука.
- Относить звуки к гласным и согласным на основе их произнесения и звучания.
- Условно обозначать гласные и согласные звуки соответствующим цветом.
- Различать твердые и мягкие согласные звуки.
- Узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки.
- Ознакомление с печатными буквами: Аа, Оо, Уу, ы, Мм, Нн, Вв, Кк, Пп, Сс, Ии.
- Составлять условно – графическую схему предложения из 2 – 3 слов без предлогов (термины: слово, предложение).
- Учить говорить достаточно (в меру) громко, не торопясь, литературно правильно, интонационно выразительно, давать краткие и полные ответы.
Дети с ЗПР 6 – 8 лет
Ознакомление с окружающим миром.
- Знакомить детей с ближайшим окружением и природными явлениями.
- Учить группировать конкретные предметы (их изображения), используя обобщающие слова: деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, грибы, ягоды, домашние животные, дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, мебель, посуда, бытовая техника, игрушки, настольные игры, спортивные принадлежности, одежда, обувь, транспорт, времена года.
- Учить ориентироваться во времени: последовательность месяцев года, дней недели, частей суток, времен года. Пользоваться понятиями: вчера, сегодня, завтра.
- Учить ориентироваться в пространстве: различать правую и левую руки, правую и левую стороны тела и лица человека. Различать пространственные понятия: верх, низ, справа, слева, спереди, сзади.
Развитие элементарных математических представлений
1.Составлять числа в пределах 10 с опорой на наглядность.
2. в прямом и обратном порядке.
3.Соотносить цифру, число и количество.
4.Знать порядковый счет.
5.Уметь присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10.
6.Решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания.
7.Распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
8.Пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Сенсомоторное развитие:
Цвет предметов: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, белый, черный; их названия, различение часто смешиваемых цветов (красный – желтый – оранжевый, красный – синий – фиолетовый); различение изученных цветов по оттенкам.
Форма предметов. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал), геометрические тела (брус, куб, цилиндр, кольцо, шар, конус); их различение и названия. Умение обследовать конкретные предметы, соотносить их с геометрическими эталонами, определяя простую форму предметов.
Размер предметов: большой – маленький; крупный, средний, мелкий; широкий – узкий, высокий – низкий, длинный – короткий. Развивать у детей умение сравнивать от 3 до 4 предметов разной длины, ширины, высоты, распределяя их в возрастающем и убывающем порядке, ориентируясь на образец упорядоченного ряда.
Приемы сопоставления предметов по цвету, форме, размеру: прикладывание вплотную при распознавании цвета, накладывание друг на друга при определении формы, прикладывание друг к другу с уравниванием по одной линии при определении размера; распределение предметов (предметных картинок) на группы по цвету, форме и размеру.
Подготовка к обучению грамоте и развитию фонематического восприятия
1.Иметь представление о выделении звуков в двусложных и многосложных словах (ЛУНА, КУБИКИ) без опоры на схему и в словах со стечением согласных (ВОЛК, СЛОН) с опорой на схему.
2. Обозначать гласные и согласные звуки на основе их звучания и произнесения.
3.Различать твердые и мягкие согласные.
4.Учить правильной, четкой артикуляции звука.
5.Обозначать гласные звуки буквами А, О, У, ы, Э, И, кроме йотированных (Я, Ё, Ю, Е, Й).
6.Познакомить с печатными буквами: Л, Т, Р, Г, Ш, Б, Д, Ч, Ж, Ф, В, Ц, Щ, З, Х, Э. Соотносить звук и букву.
7. Практически делить слова на слоги.
8. Составлять графическую схему предложений (термины: слово, предложение).
9. Выделять слово из предложения; составлять предложения с предлогами: под, над, за,между, перед.
По материалам методического пособия «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред.С.Г.Шевченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие детей в театрализованной деятельности"
В консультации рассказывается в доступной форме о роли театрализованной деятельности в детском саду. Даёся краткая характеристика видов театра используемых в работе с детьми дошкольного возраста....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
статья-консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»
статья-консультация для родителей о роли театрализованной деятельности дома и семейном посещении театров,их воздействие на этетическое воспитание ребёнка...
Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....
Консультация: «Интеллектуально – творческое развитие детей дошкольного возраста»Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает,
Одна из важнейших задач воспитания детей – это развитие их познавательной активности, творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Опыт показывает, что наличие интелл...