Консультация для родителей «Музыка в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей

«Музыка в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту».

 

В.А.Сухомлинский

 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие

окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого

формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время

непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,-

так говорил ещё Аристотель.

«Дело искусства – сохранять душу»,- слова нашего современника писателя В. Распутина.

 

 

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом», - С. Михалков.

 

Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-

нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его

мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство. Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно- нравственное воспитание музыкой;

-активизация познавательной деятельности детей;

-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для реализации этих задач необходимо использовать такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия

комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-

музыкальные гостиные, викторины. Музыка легко и естественно

соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и

активизировать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия

человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего

народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

 

Старшие дошкольники слушают выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков. Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными

исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами

обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.

Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая

Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных

инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р.н. игры «Плетень», «Гори ясно»,

«Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль»,

«Русский перепляс», «Калинка».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с

желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Гимн РФ» муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова, «Звезда Россия» Ю. Таран,

«Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва , «Песня о пограничнике» муз. С.

Богуславского, сл. О. Высотской, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой, с увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.

 

 

Особенно популярны у детей песни “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша,

 

содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал,

разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в

свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера,

сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, « Землянка» и т.д.

Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

 

 

Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит

формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания: классической,

народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П.И.

Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» из одноименной программы по музыкальному воспитанию О.П. Радыновой.

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.   Все дети любят своих мам.

“Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”- русский писатель Ю.Я. Яковлев.

Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар:

«Пирожок» муз. Е.Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой ,«Маме в день 8 Марта» муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Ивенсен, «Праздник» муз. и сл. Е.В.Машечковой,

«Золотая мама» муз. и сл. Т.А. Соколовой, «Мамино сердечко» муз. и сл. Н.Б. Караваевой. «Мама» Ю.Верижникова

 

Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую,

эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б.Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад» Е.Зарицкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю

.Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т.д.

Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимном России, а также об особенностях жизни и быта народов Крайнего Севера.

Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, песнями о родном городе,

национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых

патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального

искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти,

нежности, доброты, воспитывается такое же отношение и к образам реальной природы.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много

музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе

слушания музыки программой предлагается масса инструментальной

музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А.Вивальди цикл “Времена года”, Ж.К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев

симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей («Музыкальные

шедевры» О.П. Радыновой.)

Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство

 

ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет

богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и

развлечениям.

Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами дошкольного учреждения, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Консультация для родителей "Музыка и творческое воображение в жизни дошкольника"

Многие мамы, успокаивая, напевают колыбельные песенки, а играя с ребенком – потешки и попевки. Вот именно с этого и начинается музыкальное воспитание. Ребенок пока еще ...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...